В XVIII - начале XIX веков в Западной Европе понятие культуры сформировалось как понятие цивилизации. Однако с тех же пор подчеркивали преимущества всего естественного, в частности, народной музыки, а также заметили бесчеловечный техницизм цивилизации. "Цивилизация возникает там, где умирает культура" (О.Шпенглер).
Сегодня исследователи в основном отвергают крайности. Вот на мой взгляд наиболее краткое и емкое определение культуры: "вся совокупность внебиологических проявлений человека" (А.Е.Чучин-Русов). Однако особо хотелось бы выделить другое определение: "продукт играющего человека" (Й.Хейзинга, 1872-1945).
Таким образом, все, что в обществе принято называть бескультурьем, в философском плане все равно есть культура. Низкопробная реклама и текст с ошибками - это тоже культура. И каким бы неграмотным нам сейчас ни показался первобытный человек, именно он закладывал основы современной цивилизации.
Долгое время упрощенный материалистический подход предполагал, что достижения культуры напрямую способствуют жизнеспособности общества, и большинство открытий сделано в результате явного или неявного общественного заказа на них. Создание произведений искусства не очень вписывается в эту концепцию, но в общем нетрудно заметить, что общая культура человека, его душевный настрой - это немаловажное обстоятельство в изобретательской да и любой иной деятельности.
На протяжении последних двух тысяч лет действительно не было редкостью творчество под заказ, за деньги. Современные научные учреждения работают, как правило, под финансирование, по утвержденным планам. Поэтому было бы совершенно неверно отрицать утилитарную сторону культуры.
Однако культуру нельзя понять без другой ее стороны. По плану можно ставить эксперименты, но все значительные открытия по указке не делались, а, наоборот, сметали прежние планы, показывая, что двигаться надо совсем в другую сторону. Так же не могло быть в первобытном обществе ни малейшего намека, что надо непременно изобрести лук или колесо. Некоторые так и не изобрели... Ведь непонятно даже что изобретать и можно ли вообще изобрести.
Открытие - это всегда озарение. Но как его можно заполучить? Просто пялиться в небо? Нет. Скорее потянет ко сну. Натужно пахать в поле? Нет. Тяжелый труд тоже не дает размахнуться мысли. Но есть другой великолепный и неиссякаемый источник озарений. Это: игра.
Наверное, каждый, кто окунулся в творчество, стал рабом графомании или неразрешимой математической проблемы, подтвердит, что сам процесс, ежедневный и ежеминутный поиск может заслонить все на свете, даже то, нужен ли кому-то результат этого поиска. Общественная потребность при этом уходит на такой же далекий план, как смысл существования Вселенной.
Так что элемент игры в творчестве никогда не был секретом. Однако должны были пройти века, прежде чем это предположение обросло системными знаниями. Я уже приводил по этому поводу выдержки из "Антропологии мифа" А.М.Лобка. Теперь мнение не менее серьезного исследователя профессора математики Розы Петер (1905-1977). В 1943г. вышла ее книга "Игра с бесконечностью".
Вот что она пишет: "По моему мнению, одним из источников математики является стремление человека играть, и как раз поэтому математика не является только наукой, но в той же степени и искусством. Человеку никогда не надоедает считать. Если не другое, то хотя бы радость повторения не дает ему скучать. Поэтам хорошо известно это чувство; постоянное возвращение к одному и тому же ритму, к тому же звучанию - в этом выражается жизнь. Так же и маленькому ребенку не надоедает игра; для скучающего взрослого ловить мяч - это неприятная повинность, в то время как ребенок бросал бы мяч ему без устали."
А кто такой первобытный человек? Это же ребенок, дитя природы. Наверное, все видели, с какой резвостью и неподдельным старанием собака раз за разом приносит хозяину брошенную им палку. Может быть, ей следовало спросить хозяина: не тронулся ли ты умом? Но нет. Возможно, собака чувствует себя героем, на вершине того, что она способна совершить. Так же ребенок да и каждый ученый чувствует себя на переднем крае познания. И это вдохновляет!..
Р.Петер сообщает также: "В настоящее время думают, что счет вначале имел утилитарный характер." Еще бы! В предисловии к советскому изданию 1967г. так и написано: "автор односторонне освещает вопрос о происхождении математики и о математическом творчестве, выделяя в качестве основного и почти единственного фактора в создании математических теорий стремление человека к развлекающей его и доставляющей ему радость игре" (Б.Л.Лаптев).
Впрочем, споры далеко не улеглись, и достаточно аргументированными выглядят самые разные точки зрения.
Не отрицая социальный заказ, я все-таки подбираю доводы за версию игры, которая, по моему мнению, не заняла положенного ей высокого места. Заказ обычно завершается отходом от темы после получения требуемых результатов, а нередко и сразу после получения оплаты. Но таковы ли достижения культуры? Они всегда избыточны и далеко выходят за рамки требуемого и даже за рамки предполагаемого.
Если уж изобрели числа, то до бесконечности. Пересчитать уже можно то, чего никогда не было и не будет. Если изобрели речь и письменность, то описать можно все. Какие бы новые объекты и явления ни открывались, язык на все сгодится. Если изобрели колесо, то катать на нем можно все. Нет сомнения, что математические конструкции вечны. Вечна музыка Моцарта, Баха, стихи А.С.Пушкина.
Человеческая культура всегда избыточна. В этом плане она продолжает избыточность мутационных изменения и сверхизбыточность человеческого мозга. К каким последствиям приведет очередная избыточность? Может быть, она не очередная, а сверх-сверх ?
Сейчас трудно сказать, во что еще выльется человеческая цивилизация. Возможно, мы придем к Богу. Или он к нам. А возможно, культура покажет себя в невиданных формах, как, например, искусственный разум, оторвется от своего создателя и сама пойдет гулять по Вселенной. Так это будет или нет, но даже без резких скачков сегодня заметны очень серьезные тенденции: "И в неживой природе и в живой работает программ формирования новых структур, которые позволяют не только эффективней (с минимальными затратами энергии) сохранять себя, но и создавать более эффективные структуры. При этом в человеческом обществе начинают формироваться разнообразные виды связей - звуки, речь, мимика, эмоции, правила поведения и общения. Это позволяет объединить опыт, знания, отдельные мысли, представления, мышление каждого в коллективное, повышая уровень возможностей, то есть породить новый вид общественного организма, более разумного, нежели отдельные индивиды." (Г.Исаков)
Н.В.Невесенко
Сегодня исследователи в основном отвергают крайности. Вот на мой взгляд наиболее краткое и емкое определение культуры: "вся совокупность внебиологических проявлений человека" (А.Е.Чучин-Русов). Однако особо хотелось бы выделить другое определение: "продукт играющего человека" (Й.Хейзинга, 1872-1945).
Таким образом, все, что в обществе принято называть бескультурьем, в философском плане все равно есть культура. Низкопробная реклама и текст с ошибками - это тоже культура. И каким бы неграмотным нам сейчас ни показался первобытный человек, именно он закладывал основы современной цивилизации.
Долгое время упрощенный материалистический подход предполагал, что достижения культуры напрямую способствуют жизнеспособности общества, и большинство открытий сделано в результате явного или неявного общественного заказа на них. Создание произведений искусства не очень вписывается в эту концепцию, но в общем нетрудно заметить, что общая культура человека, его душевный настрой - это немаловажное обстоятельство в изобретательской да и любой иной деятельности.
На протяжении последних двух тысяч лет действительно не было редкостью творчество под заказ, за деньги. Современные научные учреждения работают, как правило, под финансирование, по утвержденным планам. Поэтому было бы совершенно неверно отрицать утилитарную сторону культуры.
Однако культуру нельзя понять без другой ее стороны. По плану можно ставить эксперименты, но все значительные открытия по указке не делались, а, наоборот, сметали прежние планы, показывая, что двигаться надо совсем в другую сторону. Так же не могло быть в первобытном обществе ни малейшего намека, что надо непременно изобрести лук или колесо. Некоторые так и не изобрели... Ведь непонятно даже что изобретать и можно ли вообще изобрести.
Открытие - это всегда озарение. Но как его можно заполучить? Просто пялиться в небо? Нет. Скорее потянет ко сну. Натужно пахать в поле? Нет. Тяжелый труд тоже не дает размахнуться мысли. Но есть другой великолепный и неиссякаемый источник озарений. Это: игра.
Наверное, каждый, кто окунулся в творчество, стал рабом графомании или неразрешимой математической проблемы, подтвердит, что сам процесс, ежедневный и ежеминутный поиск может заслонить все на свете, даже то, нужен ли кому-то результат этого поиска. Общественная потребность при этом уходит на такой же далекий план, как смысл существования Вселенной.
Так что элемент игры в творчестве никогда не был секретом. Однако должны были пройти века, прежде чем это предположение обросло системными знаниями. Я уже приводил по этому поводу выдержки из "Антропологии мифа" А.М.Лобка. Теперь мнение не менее серьезного исследователя профессора математики Розы Петер (1905-1977). В 1943г. вышла ее книга "Игра с бесконечностью".
Вот что она пишет: "По моему мнению, одним из источников математики является стремление человека играть, и как раз поэтому математика не является только наукой, но в той же степени и искусством. Человеку никогда не надоедает считать. Если не другое, то хотя бы радость повторения не дает ему скучать. Поэтам хорошо известно это чувство; постоянное возвращение к одному и тому же ритму, к тому же звучанию - в этом выражается жизнь. Так же и маленькому ребенку не надоедает игра; для скучающего взрослого ловить мяч - это неприятная повинность, в то время как ребенок бросал бы мяч ему без устали."
А кто такой первобытный человек? Это же ребенок, дитя природы. Наверное, все видели, с какой резвостью и неподдельным старанием собака раз за разом приносит хозяину брошенную им палку. Может быть, ей следовало спросить хозяина: не тронулся ли ты умом? Но нет. Возможно, собака чувствует себя героем, на вершине того, что она способна совершить. Так же ребенок да и каждый ученый чувствует себя на переднем крае познания. И это вдохновляет!..
Р.Петер сообщает также: "В настоящее время думают, что счет вначале имел утилитарный характер." Еще бы! В предисловии к советскому изданию 1967г. так и написано: "автор односторонне освещает вопрос о происхождении математики и о математическом творчестве, выделяя в качестве основного и почти единственного фактора в создании математических теорий стремление человека к развлекающей его и доставляющей ему радость игре" (Б.Л.Лаптев).
Впрочем, споры далеко не улеглись, и достаточно аргументированными выглядят самые разные точки зрения.
Не отрицая социальный заказ, я все-таки подбираю доводы за версию игры, которая, по моему мнению, не заняла положенного ей высокого места. Заказ обычно завершается отходом от темы после получения требуемых результатов, а нередко и сразу после получения оплаты. Но таковы ли достижения культуры? Они всегда избыточны и далеко выходят за рамки требуемого и даже за рамки предполагаемого.
Если уж изобрели числа, то до бесконечности. Пересчитать уже можно то, чего никогда не было и не будет. Если изобрели речь и письменность, то описать можно все. Какие бы новые объекты и явления ни открывались, язык на все сгодится. Если изобрели колесо, то катать на нем можно все. Нет сомнения, что математические конструкции вечны. Вечна музыка Моцарта, Баха, стихи А.С.Пушкина.
Человеческая культура всегда избыточна. В этом плане она продолжает избыточность мутационных изменения и сверхизбыточность человеческого мозга. К каким последствиям приведет очередная избыточность? Может быть, она не очередная, а сверх-сверх ?
Сейчас трудно сказать, во что еще выльется человеческая цивилизация. Возможно, мы придем к Богу. Или он к нам. А возможно, культура покажет себя в невиданных формах, как, например, искусственный разум, оторвется от своего создателя и сама пойдет гулять по Вселенной. Так это будет или нет, но даже без резких скачков сегодня заметны очень серьезные тенденции: "И в неживой природе и в живой работает программ формирования новых структур, которые позволяют не только эффективней (с минимальными затратами энергии) сохранять себя, но и создавать более эффективные структуры. При этом в человеческом обществе начинают формироваться разнообразные виды связей - звуки, речь, мимика, эмоции, правила поведения и общения. Это позволяет объединить опыт, знания, отдельные мысли, представления, мышление каждого в коллективное, повышая уровень возможностей, то есть породить новый вид общественного организма, более разумного, нежели отдельные индивиды." (Г.Исаков)
Н.В.Невесенко
Обсуждения Культура как избыточность
А это стало возможным благодаря рабовладельческому строю, как естественной, эволюционной стадии развития человеческого общества.
Если провести логическую причинно-следственную линию, то сначала никто не может себе позволить развлекаться кроме малых детей, а все взрослые заняты трудом и охотой. Только по мере развития орудий производства и охоты производительность труда растет и у людей появляется свободное время для развлечения и игр. И только когда люди додумались использовать пленных в качестве рабочей силы, некоторые люди вообще освободились от необходимости трудиться и получили возможность посвятить себя культуре, науке и искусству.
В-общем как ни крути, но культура, наука и искусство обязаны своим развитием развитию средств производства и производственных отношений.
Которые в свою очередь обязаны своим развитием конкурентной борьбе за продолжение своего рода.
"Культура, искусство и наука получили наибольший импульс развития в рабовладельческой стадии, когда некоторые люди получили возможность не трудиться самим, а жить и развлекаться за счет рабского труда."
И это верно! Кто же тогда развивал культуру, науку и искусство? Именно те, кто получил возможность не трудиться и развлекаться. Наши великие писатели и ученые были барами и графами, кутили, играли в карты. В перерывах между картами они писали, к чему их никто не обязывал. Так разве это не игра?
А кто гнул весь день спину в поле, тому было не до науки. Своим трудом они обеспечили возможность другим играться. Так что открытия произошли не собственно от рабовладения, а от той же игры. Н.В.Невесенко
Поэтому считаю, что фактор игры - это производный от фактора выживания для продолжения своего рода.
Детеныши животных и дети людей играя познают окружающий мир и создают программу собственного поведения для того, чтобы в дальнейшем выживать в этом мире. Это тоже программа выработанная в процессе эволюции.
Культура, искусство и наука получили наибольший импульс развития в рабовладельческой стадии, когда некоторые люди получили возможность не трудиться самим, а жить и развлекаться за счет рабского труда.