Среднестатистический россиянин на вопрос о том, что он знает о Тибете, в своем ответе, наверняка сошлется на один из трех якобы достоверных источников. Старшее поколение, скорее всего, вспомнит Рериха и своим певучим рассказом перенесет вас в нетронутый мир лазурно-голубых гор, излучающих божественный ореол возвышенно-чистой мистики.
Этот мир, хрупкий и эфемерный, где тибетские ламы пользуются должным респектом, но общаются по большей части телепатически, не прибегая к словам, с трудом выдерживает столкновение с жестокой действительностью. Здесь нет 1959 года, когда Китай ввел войска во вполне реальную Страну снегов, растоптав многовековое духовное наследие, некогда питавшее гений Рериха.
Еще один источник - фантасмагории никогда не покидавшего Англии лондонского слесаря с тибетским именем Лобсанг Рампа, чья гремучая смесь из путевых заметок первых исследователей Тибета и собственных домыслов принесла автору занятных книг колоссальный коммерческий успех в постмодернистской Европе. Окрыленный неожиданной популярностью Лобсанг Рампа, утверждавший, будто является вместилищем для духа некоего почившего тибетского ламы, становился все смелее от книги к книге, меняя процентное соотношение чужих путевых заметок и собственных домыслов в пользу последних. Тибетологи вяло возражали против открытия третьего глаза путем сверления дырки во лбу, но, в конце концов, махнули рукой, и стремление книгоиздателей к массовым тиражам одержало полную и неоспоримую победу над здравым смыслом.
«Эзотерическая» Россия с удовольствием смаковала опусы лондонского слесаря до тех пор, пока на нашей собственной ниве не родился куда более смелый PR-продукт на тибетскую тему, чей автор не утруждал себя чтением чьих бы то ни было путевых заметок, но, не долго думая, сам отправился открывать неприступный Тибет … в Катманду, одно из самых оживленных туристических мест планеты.
Оставим на совести Эрнста Мулдашева мотивы, побудившие его взяться за перо, отметим лишь, что его труды, очень быстро оформившиеся в легко узнаваемые книги с яркими глянцевыми обложками и мутными черно-белыми фотографиями на дешевой бумаге, значительно обогатили систему понятий, которыми оперирует сегодня российский обыватель, когда речь заходит о Тибете. К хранящим молчание ламам Рериха и просверленному во лбу третьему глазу Лобсанга Рампы добавились уж совсем экзотические образы – машина древних, направляемая силой мысли в любую точку планеты для «обтачивания гор» (!), и сохраняемый в пещерах Тибета – само собой в строжайшем секрете, открытом врачу-офтальмологу по большой дружбе – генофонд человечества.
Все эти беспорядочные картинки, мысли и представления, скатанные в огромный ком противоречий, мгновенно всплывают в голове эзотерически настроенного жителя российского города – Самары, например, - когда, проезжая по проторенной дороге от офиса к дому, он видит среди концертных афиш красочный плакат с притягательным названием «Странствующие тибетские монахи».
Как тибетские ламы оказались в Самаре?
Тибетские ламы монастыря Гьюдмед приезжают в Самару уже в четвертый раз – по количеству их визитов за последние годы этот город на втором месте после буддийской Калмыкии. Организаторам «Дней тибетской культуры» Галине Кубаревой и Андриану Мельникову это не кажется удивительным, ведь до 1917 года в Самаре, многонациональном городе, среди маковок православных церквей взмывали ввысь остроконечные крыши буддийского храма.
«В нашем городе есть буддийские корни, которые, возможно, и начинают проявляться сейчас, – говорит Галина Кубарева, попечитель фонда «Сохраним Тибет!». - У нас всегда существовала большая калмыцкая диаспора. А сегодня традиционные буддисты - калмыки, буряты и тувинцы с удовольствием приходят на тибетские фестивали, чтобы пообщаться с ламами».
Абсолютное большинство, однако, составляют не буддисты, но люди самых широких взглядов, проявляющие интерес к философии восточных религий и культуре других народов вообще.
«Тибетские фестивали, будь то в Самаре или других городах, неизменно посещает очень много гостей, - поясняет г-н Таши, представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ. - Возможно, секрет кроется в философии тибетского буддизма, которая дает людям ответы на их вопросы. При этом совсем необязательно становиться буддистом. Можно просто применять в своей жизни те или иные постулаты буддизма, если вы видите, что они приносят пользу и вам самому, и окружающим людям».
Духовный лидер Тибета Его Святейшество Далай-лама усматривает одну из своих главных задач в том, чтобы способствовать гармонии в отношениях между представителями разных религий. Он призывает не менять вероисповедания, но придерживаться религии своих предков, поскольку такая религия «больше отвечает нашим ментальным наклонностям». Изучать же другие религии полезно, потому что это расширяет кругозор и, в конечном итоге, позволяет одержать победу над нашим внутренним врагом – неведением, заставляющим нас покупаться на броские заголовки бессмысленных книг.
Именно этими соображениями руководствовались организаторы «Дней тибетской культуры в Самаре», когда впервые пригласили в свой город тибетских лам.
«Нам посчастливилось повстречаться с тибетскими буддийскими монахами, и они оказали самое благотворное влияние на нашу жизнь, - рассказывает Галина Кубарева. - Мой ум стал более спокойным и счастливым. Они щедро делятся своими знаниями, которым уже две с половиной тысячи лет».
«И поскольку я лично отношусь к буддизму не как к религии, но как философским учениям очень полезным для всех, мне хотелось поделиться с жителями Самары своим опытом позитивного общения с этими удивительными людьми. И оказалось, что самарянам это не чуждо. Вновь и вновь мы встречаемся, приглашаем монахов, поскольку пригласить их в Самару несколько проще, чем отвезти всех своих друзей в Индию или Тибет», - добавляет она.
Тибет – встреча с реальностью
Тибетские монахи говорят, что сознание человека, решившего встать на духовный путь устранения негативных качеств и взращивания позитивных, должно быть чистым словно белый лист бумаги. К сожалению, сознание россиянина, которому не посчастливилось оказаться в «нужное время в нужном месте», когда в его город приезжал квалифицированный буддийский учитель, исписано вдоль и поперек весьма сомнительными концепциями.
Встреча с настоящим Тибетом поэтому нередко оказывается переживанием шокирующим по целому ряду причин. Во-первых, в России мало что знают о нашумевшем «тибетском вопросе». Сама мысль о том, что, принимая монашеские обеты, тибетские ламы в контролируемом Китаем Тибете обязаны подписать «вотум недоверия» своему духовному учителю Его Святейшеству Далай-ламе, по сей день совершает революцию в уме россиянина несмотря на то, что тибетскому вопросу уже почти пятьдесят лет.
Лекция советника по культуре и религии Центра тибетской культуры и информации Церинга Дхондупа об истории Тибета подарила жителям Самары немало подобных открытий. На протяжении трех часов Церинг Дхондуп, родившийся в Тибете и маленьким ребенком ушедший в изгнание вместе с родителями, рассказывал о тяжелой судьбе своей страны и о политике духовного лидера тибетских и российских буддистов Его Святейшества Далай-ламы.
В настоящее время Далай-лама открыто говорит о готовности своего народа оставаться в составе КНР при условии расширения автономии Тибета и предоставления тибетцам права сохранять в чистоте свои исконные культурные и религиозные традиции без контроля и вмешательства с чьей бы то ни было стороны. Возобновленный в 2002 году диалог между посланниками Далай-ламы и представителями китайского правительства о статусе Тибета может принести позитивные результаты, если мировая общественность открыто выскажется в пользу скорейшего решения «тибетского вопроса».
«Информация сегодня имеет первостепенное значение, - говорит г-н Таши, представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ. – Нас радует, что благодаря «Дням тибетской культуры» многие люди получили представление о современном положении дел в Тибете».
Другой вопрос, что человек настроенный на псевдо-мистический лад весьма неохотно принимает реальность. Ведь к тибетским монахам его привели исполины, медитирующие в пещерах по нескольку сотен лет, и придуманный Мулдашевым диалог со знаменитым тибетским учителем Тензином Намдаком, чье фото автор публикует среди прочих нечетких снимков со скромной подписью «бонский лама». Уважаемый «бонский лама» был бы весьма удивлен, случись ему узнать, что вложил в его уста не лишенный чувства юмора уфимский офтальмолог.
«Никакого генофонда в Тибете нет»
Туптен Шакья - старший лама тибетского тантрического монастыря Гьюдмед. На очередной вопрос по мотивам мулдашевских сочинений он отвечает односложно: «Никакого генофонда в Тибете нет». Он сетует на то, что у самарян нет духовного учителя, который смог бы отвлечь их от нелепых фантазий и дать наставления, которые бы направили их мысли в позитивное русло.
«Было бы очень полезно, если бы в Самаре постоянно жил духовный учитель. Здесь очень большой интерес к буддизму, но люди не знают, какой дорогой идти. Их интересует медитация, однако они не имеют ни малейшего представления о том, что это такое. Они пытаются применять на практике какие-то отрывочные знания, но у них нет базы», - говорит лама Туптен Шакья, завершивший 15-летний курс обучения в монастырском университете Гьюдмед и за последние шесть лет неоднократно посещавший Россию.
Его радует, что тибетские фестивали в Самаре вызывают столь живой интерес. «Заглянув к нам однажды, люди возвращались в музей В.П.Алабина снова и снова. Многие расспрашивали о карме и законе причинно-следственной связи, а также о том, как найти духовного учителя», - делится он своими впечатлениями.
Следуя тибетской буддийской традиции, Туптен Шакья отвечал, что выбор духовного учителя – дело чрезвычайно серьезное и ответственное. В классической буддийской литературе, в «Ламриме» Ламы Цзонкапы или «Махаяна-сутра-аламкаре» Майтрейи, например, приводится подробный список тех качеств, которыми должен обладать человек, претендующий на роль учителя. Среди них чистое нравственное поведение, обширные энциклопедические знания, безграничное сострадание, определенный уровень постижения взаимозависимости всех явлений и готовность, без устали, снова и снова наставлять учеников.
Прежде чем признать того или иного человека своим духовным учителем ученик должен долго присматриваться к нему, чтобы убедиться, что эти качества в нем присутствуют. В противном случае велика опасность, что, оказавшись неквалифицированным, учитель поведет вас не к высшим ступеням духа, а, как говорит Далай-лама, «прямо к пропасти».
Приблизительно в этом направлении подталкивают людей авторы занимательных книг о Тибете, а также новоявленные наставники, преподающие нечто нечленораздельное под видом буддийской тантры.
«Тантрические учения больше всего привлекают людей, - говорит Туптен Шакья, получивший степень нгарампы (доктора тантрической философии) в монастыре Гьюдмед. - Однако самое опасное здесь опираться на отрывочные знания и пытаться применять их на практике без учителя».
Мандала – чистая Вселенная
Центром любого тибетского фестиваля, как правило, становится возведение из разноцветных песчинок мандалы, чистой страны Будды. Являясь атрибутом изучаемых в Гьюдмеде сложных тантрических практик, мандала притягивает людей, словно магнит. Вне зависимости от возраста и степени осведомленности о содержании буддийского учения гости тибетских фестивалей чутко реагируют на красоту и совершенство форм неземной геометрии. Особенно поразителен тот факт, что по прошествии двух недель кропотливой работы, ламы без тени сожаления сметают песочный дворец, чтобы показать, что все в этом мире не вечно.
«За какие-то две недели мы переживаем рождение, красоту и расцвет мандалы, а когда это прекрасное творение разрушается у нас на глазах, мы задумываемся, не зря ли живем на этой земле, - говорит организатор тибетской программы в Самаре Галина Кубарева. – Мы начинаем размышлять о том, что мы должны сделать после того, как тибетские ламы уедут. И тогда то, что постоянно откладывали на потом, мы, возможно, совершим уже завтра».
В соответствии с буддийскими представлениями, созерцание мандалы оказывает благотворное влияние не только на нашу нынешнюю жизнь, но и на будущие рождения. По словам Туптена Шакья, мандала оставляет отчетливый отпечаток в сознании увидевшего ее человека.
«Благодаря этому отпечатку, - поясняет он, - в будущем такой человек будет перерождаться в странах, где есть учение Будды и буддийские учителя, от которых он сможет получить подробные наставления. А если он станет заниматься тантрическими практиками, то непременно достигнет успеха».
Это утверждение оставляет эзотерически настроенному жителю Самары, как, впрочем, и любого другого индустриального города России, куда нечасто заглядывают буддийские учителя, два варианта действий. Он может просто уповать на то, что заложенный в его сознании благой отпечаток когда-нибудь приведет его к рождению в таком месте, где не будет дефицита в духовных учителях. Или же - приложить усилия и отправиться если не в тибетский монастырь в Индии, то хотя бы в Калмыкию, где в новом храмовом комплексе тибетские ламы вскоре будут преподавать основы буддизма. Для тех, кто устал от иллюзий.
Тибетские масляные скульптуры
Особое внимание посетителей выставки привлекал процесс создания традиционных тибетских масляных скульптур. В Тибете их строили из масля яка. Сейчас, живя в Индии, монахи приспособились создавать свои хрупкие творения из особого сорта растительного масла с добавлением небольшого количества воска, чтобы скульптуры были более долговечны.
И дети и взрослые затаив дыхание следят, как в чутких руках мастера рождаются хрупкие и изящные фигурки... которые потом Намдул дарит детям на память. Ну разве не чудо?
Еще один источник - фантасмагории никогда не покидавшего Англии лондонского слесаря с тибетским именем Лобсанг Рампа, чья гремучая смесь из путевых заметок первых исследователей Тибета и собственных домыслов принесла автору занятных книг колоссальный коммерческий успех в постмодернистской Европе. Окрыленный неожиданной популярностью Лобсанг Рампа, утверждавший, будто является вместилищем для духа некоего почившего тибетского ламы, становился все смелее от книги к книге, меняя процентное соотношение чужих путевых заметок и собственных домыслов в пользу последних. Тибетологи вяло возражали против открытия третьего глаза путем сверления дырки во лбу, но, в конце концов, махнули рукой, и стремление книгоиздателей к массовым тиражам одержало полную и неоспоримую победу над здравым смыслом.
«Эзотерическая» Россия с удовольствием смаковала опусы лондонского слесаря до тех пор, пока на нашей собственной ниве не родился куда более смелый PR-продукт на тибетскую тему, чей автор не утруждал себя чтением чьих бы то ни было путевых заметок, но, не долго думая, сам отправился открывать неприступный Тибет … в Катманду, одно из самых оживленных туристических мест планеты.
Оставим на совести Эрнста Мулдашева мотивы, побудившие его взяться за перо, отметим лишь, что его труды, очень быстро оформившиеся в легко узнаваемые книги с яркими глянцевыми обложками и мутными черно-белыми фотографиями на дешевой бумаге, значительно обогатили систему понятий, которыми оперирует сегодня российский обыватель, когда речь заходит о Тибете. К хранящим молчание ламам Рериха и просверленному во лбу третьему глазу Лобсанга Рампы добавились уж совсем экзотические образы – машина древних, направляемая силой мысли в любую точку планеты для «обтачивания гор» (!), и сохраняемый в пещерах Тибета – само собой в строжайшем секрете, открытом врачу-офтальмологу по большой дружбе – генофонд человечества.
Все эти беспорядочные картинки, мысли и представления, скатанные в огромный ком противоречий, мгновенно всплывают в голове эзотерически настроенного жителя российского города – Самары, например, - когда, проезжая по проторенной дороге от офиса к дому, он видит среди концертных афиш красочный плакат с притягательным названием «Странствующие тибетские монахи».
Как тибетские ламы оказались в Самаре?
Тибетские ламы монастыря Гьюдмед приезжают в Самару уже в четвертый раз – по количеству их визитов за последние годы этот город на втором месте после буддийской Калмыкии. Организаторам «Дней тибетской культуры» Галине Кубаревой и Андриану Мельникову это не кажется удивительным, ведь до 1917 года в Самаре, многонациональном городе, среди маковок православных церквей взмывали ввысь остроконечные крыши буддийского храма.
«В нашем городе есть буддийские корни, которые, возможно, и начинают проявляться сейчас, – говорит Галина Кубарева, попечитель фонда «Сохраним Тибет!». - У нас всегда существовала большая калмыцкая диаспора. А сегодня традиционные буддисты - калмыки, буряты и тувинцы с удовольствием приходят на тибетские фестивали, чтобы пообщаться с ламами».
Абсолютное большинство, однако, составляют не буддисты, но люди самых широких взглядов, проявляющие интерес к философии восточных религий и культуре других народов вообще.
«Тибетские фестивали, будь то в Самаре или других городах, неизменно посещает очень много гостей, - поясняет г-н Таши, представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ. - Возможно, секрет кроется в философии тибетского буддизма, которая дает людям ответы на их вопросы. При этом совсем необязательно становиться буддистом. Можно просто применять в своей жизни те или иные постулаты буддизма, если вы видите, что они приносят пользу и вам самому, и окружающим людям».
Духовный лидер Тибета Его Святейшество Далай-лама усматривает одну из своих главных задач в том, чтобы способствовать гармонии в отношениях между представителями разных религий. Он призывает не менять вероисповедания, но придерживаться религии своих предков, поскольку такая религия «больше отвечает нашим ментальным наклонностям». Изучать же другие религии полезно, потому что это расширяет кругозор и, в конечном итоге, позволяет одержать победу над нашим внутренним врагом – неведением, заставляющим нас покупаться на броские заголовки бессмысленных книг.
Именно этими соображениями руководствовались организаторы «Дней тибетской культуры в Самаре», когда впервые пригласили в свой город тибетских лам.
«Нам посчастливилось повстречаться с тибетскими буддийскими монахами, и они оказали самое благотворное влияние на нашу жизнь, - рассказывает Галина Кубарева. - Мой ум стал более спокойным и счастливым. Они щедро делятся своими знаниями, которым уже две с половиной тысячи лет».
«И поскольку я лично отношусь к буддизму не как к религии, но как философским учениям очень полезным для всех, мне хотелось поделиться с жителями Самары своим опытом позитивного общения с этими удивительными людьми. И оказалось, что самарянам это не чуждо. Вновь и вновь мы встречаемся, приглашаем монахов, поскольку пригласить их в Самару несколько проще, чем отвезти всех своих друзей в Индию или Тибет», - добавляет она.
Тибет – встреча с реальностью
Тибетские монахи говорят, что сознание человека, решившего встать на духовный путь устранения негативных качеств и взращивания позитивных, должно быть чистым словно белый лист бумаги. К сожалению, сознание россиянина, которому не посчастливилось оказаться в «нужное время в нужном месте», когда в его город приезжал квалифицированный буддийский учитель, исписано вдоль и поперек весьма сомнительными концепциями.
Встреча с настоящим Тибетом поэтому нередко оказывается переживанием шокирующим по целому ряду причин. Во-первых, в России мало что знают о нашумевшем «тибетском вопросе». Сама мысль о том, что, принимая монашеские обеты, тибетские ламы в контролируемом Китаем Тибете обязаны подписать «вотум недоверия» своему духовному учителю Его Святейшеству Далай-ламе, по сей день совершает революцию в уме россиянина несмотря на то, что тибетскому вопросу уже почти пятьдесят лет.
Лекция советника по культуре и религии Центра тибетской культуры и информации Церинга Дхондупа об истории Тибета подарила жителям Самары немало подобных открытий. На протяжении трех часов Церинг Дхондуп, родившийся в Тибете и маленьким ребенком ушедший в изгнание вместе с родителями, рассказывал о тяжелой судьбе своей страны и о политике духовного лидера тибетских и российских буддистов Его Святейшества Далай-ламы.
В настоящее время Далай-лама открыто говорит о готовности своего народа оставаться в составе КНР при условии расширения автономии Тибета и предоставления тибетцам права сохранять в чистоте свои исконные культурные и религиозные традиции без контроля и вмешательства с чьей бы то ни было стороны. Возобновленный в 2002 году диалог между посланниками Далай-ламы и представителями китайского правительства о статусе Тибета может принести позитивные результаты, если мировая общественность открыто выскажется в пользу скорейшего решения «тибетского вопроса».
«Информация сегодня имеет первостепенное значение, - говорит г-н Таши, представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ. – Нас радует, что благодаря «Дням тибетской культуры» многие люди получили представление о современном положении дел в Тибете».
Другой вопрос, что человек настроенный на псевдо-мистический лад весьма неохотно принимает реальность. Ведь к тибетским монахам его привели исполины, медитирующие в пещерах по нескольку сотен лет, и придуманный Мулдашевым диалог со знаменитым тибетским учителем Тензином Намдаком, чье фото автор публикует среди прочих нечетких снимков со скромной подписью «бонский лама». Уважаемый «бонский лама» был бы весьма удивлен, случись ему узнать, что вложил в его уста не лишенный чувства юмора уфимский офтальмолог.
«Никакого генофонда в Тибете нет»
Туптен Шакья - старший лама тибетского тантрического монастыря Гьюдмед. На очередной вопрос по мотивам мулдашевских сочинений он отвечает односложно: «Никакого генофонда в Тибете нет». Он сетует на то, что у самарян нет духовного учителя, который смог бы отвлечь их от нелепых фантазий и дать наставления, которые бы направили их мысли в позитивное русло.
«Было бы очень полезно, если бы в Самаре постоянно жил духовный учитель. Здесь очень большой интерес к буддизму, но люди не знают, какой дорогой идти. Их интересует медитация, однако они не имеют ни малейшего представления о том, что это такое. Они пытаются применять на практике какие-то отрывочные знания, но у них нет базы», - говорит лама Туптен Шакья, завершивший 15-летний курс обучения в монастырском университете Гьюдмед и за последние шесть лет неоднократно посещавший Россию.
Его радует, что тибетские фестивали в Самаре вызывают столь живой интерес. «Заглянув к нам однажды, люди возвращались в музей В.П.Алабина снова и снова. Многие расспрашивали о карме и законе причинно-следственной связи, а также о том, как найти духовного учителя», - делится он своими впечатлениями.
Следуя тибетской буддийской традиции, Туптен Шакья отвечал, что выбор духовного учителя – дело чрезвычайно серьезное и ответственное. В классической буддийской литературе, в «Ламриме» Ламы Цзонкапы или «Махаяна-сутра-аламкаре» Майтрейи, например, приводится подробный список тех качеств, которыми должен обладать человек, претендующий на роль учителя. Среди них чистое нравственное поведение, обширные энциклопедические знания, безграничное сострадание, определенный уровень постижения взаимозависимости всех явлений и готовность, без устали, снова и снова наставлять учеников.
Прежде чем признать того или иного человека своим духовным учителем ученик должен долго присматриваться к нему, чтобы убедиться, что эти качества в нем присутствуют. В противном случае велика опасность, что, оказавшись неквалифицированным, учитель поведет вас не к высшим ступеням духа, а, как говорит Далай-лама, «прямо к пропасти».
Приблизительно в этом направлении подталкивают людей авторы занимательных книг о Тибете, а также новоявленные наставники, преподающие нечто нечленораздельное под видом буддийской тантры.
«Тантрические учения больше всего привлекают людей, - говорит Туптен Шакья, получивший степень нгарампы (доктора тантрической философии) в монастыре Гьюдмед. - Однако самое опасное здесь опираться на отрывочные знания и пытаться применять их на практике без учителя».
Мандала – чистая Вселенная
Центром любого тибетского фестиваля, как правило, становится возведение из разноцветных песчинок мандалы, чистой страны Будды. Являясь атрибутом изучаемых в Гьюдмеде сложных тантрических практик, мандала притягивает людей, словно магнит. Вне зависимости от возраста и степени осведомленности о содержании буддийского учения гости тибетских фестивалей чутко реагируют на красоту и совершенство форм неземной геометрии. Особенно поразителен тот факт, что по прошествии двух недель кропотливой работы, ламы без тени сожаления сметают песочный дворец, чтобы показать, что все в этом мире не вечно.
«За какие-то две недели мы переживаем рождение, красоту и расцвет мандалы, а когда это прекрасное творение разрушается у нас на глазах, мы задумываемся, не зря ли живем на этой земле, - говорит организатор тибетской программы в Самаре Галина Кубарева. – Мы начинаем размышлять о том, что мы должны сделать после того, как тибетские ламы уедут. И тогда то, что постоянно откладывали на потом, мы, возможно, совершим уже завтра».
В соответствии с буддийскими представлениями, созерцание мандалы оказывает благотворное влияние не только на нашу нынешнюю жизнь, но и на будущие рождения. По словам Туптена Шакья, мандала оставляет отчетливый отпечаток в сознании увидевшего ее человека.
«Благодаря этому отпечатку, - поясняет он, - в будущем такой человек будет перерождаться в странах, где есть учение Будды и буддийские учителя, от которых он сможет получить подробные наставления. А если он станет заниматься тантрическими практиками, то непременно достигнет успеха».
Это утверждение оставляет эзотерически настроенному жителю Самары, как, впрочем, и любого другого индустриального города России, куда нечасто заглядывают буддийские учителя, два варианта действий. Он может просто уповать на то, что заложенный в его сознании благой отпечаток когда-нибудь приведет его к рождению в таком месте, где не будет дефицита в духовных учителях. Или же - приложить усилия и отправиться если не в тибетский монастырь в Индии, то хотя бы в Калмыкию, где в новом храмовом комплексе тибетские ламы вскоре будут преподавать основы буддизма. Для тех, кто устал от иллюзий.
Тибетские масляные скульптуры
Особое внимание посетителей выставки привлекал процесс создания традиционных тибетских масляных скульптур. В Тибете их строили из масля яка. Сейчас, живя в Индии, монахи приспособились создавать свои хрупкие творения из особого сорта растительного масла с добавлением небольшого количества воска, чтобы скульптуры были более долговечны.
И дети и взрослые затаив дыхание следят, как в чутких руках мастера рождаются хрупкие и изящные фигурки... которые потом Намдул дарит детям на память. Ну разве не чудо?
Обсуждения Культура Тибета в Самаре