Мораль была бы пустой наукой, если бы она не могла показать человеку, что его величайший интерес заключается в том, чтобы быть добродетельным.
Поль Гольбах
Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения.
Поль Гольбах
Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения.
Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным.
Эйнштейн А.
Продолжающееся усиление кризисных нравственных и экологических процессов в мире мотивирует сегодня философов и ученых на концентрацию усилий и осмыслении мировоззренческих вопросов взаимоотношения человека и природы. Осуществление этой работы особенно важно, если учитывать факты, свидетельствующие о тотальном характере переживаемого нами в настоящее время кризиса.
В этой связи обращает на себя внимание то обстоятельство, что набирающие оборот негативные процессы в экологической сфере «идут в ногу» с аналогичными по окраске явлениями социальной жизни: ростом преступности, алкоголизма и наркомании, соматических и психических заболеваний, самоубийств и т.д.
Мы видим, что воздействие человека на природу достигло того предела, когда судьба окружающего мира находится в прямой зависимости от самого человека. И, к сожалению, воздействие человеческой цивилизации на природу носит сегодня чаще всего негативный характер, что проявляется в нарушении человеком естественных законов мироздания. Как известно, законы природы, по своей неизменяемости, не покорны ни силе, ни искусству человека и человек не может заставить силы природы действовать вопреки их законам, изменить их свойства и направления.
В последние два - три столетия человеческой истории, преимущественно западной, наибольшее развитие стали приобретать материальные потребности людей, что привело к господству физического и экономического уровня человеческого бытия над духовным. На наш взгляд, именно такое отношение человека к окружающему его миру привело в конечном итоге к столь плачевному нравственному и экологическому состоянию.
Нравственная и экологическая драма конца XX – начала XXI вв., безусловно, связана с общим духовно-нравственным состоянием нашего общества. Сегодня является очевидным тот факт, что взаимоотношения человека и природы, складывающиеся в последние два-три столетия и имеющие идейный исток еще в эпохе Ренессанса, необходимо признать не выдержавшими испытание временем. Высокий идеал эпохи Просвещения – прогресс человеческого разума, вылившийся сегодня в набирающий все большую скорость материальный прогресс, привел человечество к экологическому и нравственному кризису, поставил на порог катастрофы. Именно рационалистически-утилитарный тип мировоззрения, лишенный всякого этического начала и является причиной подобной ситуации наших дней.
Тотальность этих кризисных процессов современности во многом укоренена в нарушении целостности мировоззренческой картины, позволяющей четко представить место и роль человека в мироздании, его духовное назначение и роль по отношению к окружающему его миру. Обширный корпус современных наук о природе и человеке по своему назначению существенно отдален от решения этой непростой задачи. Каждая отдельная область научного знания высвечивает лишь очень незначительный фрагмент природного или социального бытия.
Помимо всего прочего, вырываясь семимильными шагами далеко вперед, современная наука не всегда успевает оглядываться на маяки нравственного сознания человечества, озаряющие своим светом его жизнь на протяжении нескольких тысячелетий. Руководствуясь в своем стремлении вперед лишь собственными узкокорпоративными нормами, научное знание, не обремененное моральными мировоззренческими ориентирами, зачастую увлекает человечество на гибельный путь. Причем эта опасность стремительно возрастает прямо пропорционально росту потенциала науки и техники: следовательно, с каждым очередным шагом на пути научно-технического прогресса ответственность человечества перед природой увеличивается. Поэтому, по нашему твердому убеждению, решение современных экологических и нравственных проблем немыслимо без подведения прочного мировоззренческого фундамента под строительство новых взаимоотношений человека и природы. Только зрелое, категориально оформленное мировоззрение способно помочь человечеству вернуться в мир морали и гармонии. Создание целостной мировоззренческой картины способно интегрировать совокупность разрозненных знаний, накопленных самыми различными науками естественного, технического и гуманитарного профилей. Именно целостная ткань мировоззрения способна устранить недопонимание и разноречие между представителями этих взаимодополняющих сфер человеческой культуры и мы видим, что сегодня науке необходим своего рода нравственный мировоззренческий якорь, который должен стать ориентиром для прогресса современного человечества.
В этой связи пристальное внимание к себе привлекает книга «Мораль XXI века», которую написал один из крупнейших современных философов нашего времени Дарио Салас Соммэр.
Являясь автором научной идеи о физических основах морали («Физика морали»), в которой обосновано, что Мораль объективна, описывается законами квантовой физики и представляет собой совокупность неизменных законов Природы, лежащих в основе существования Вселенной, Дарио Салас Соммэр предлагает в этой книге науку, позволяющую сознательно и целенаправленно взаимодействовать с Природой и достигать высшего блага, которое включает в себя этическое совершенство каждого.
В этой книге он также выражает обоснованную точку зрения, что “новая мораль должна основываться на научных постулатах, которые покажут: быть плохим, в конечном счете, крайне убыточно, а действовать согласно принципам добра - выгодно. Я убежден, что серьезные нарушения морали вызывают состояние хаоса и органического распада, порождают энергию, которая входит в диссонанс с порядком и гармонией Природы…”
Поясняя значение концепции «Физика морали» Дарио Салас отмечает, что работу в этом направлении необходимо начать с понимания самого себя и осознания своих отношений с Природой, для чего он предлагает исходить из приведенных в книге найчных предпосылок, некоторые из которых основаны на квантовой физике и которые позволяют доказать на практике, что каждое действие человека в зависимости от его моральных качеств влияет на него самого и на всю Вселенную тем или иным образом.
Дарио Салас пишет: “Понятие единства Вселенной не ново. Еще Аристотель утверждал, что порядок во Вселенной основан на взаимодействии всех ее частей так же, как в живом организме. В работах современного ученого Дэвида Бома также говорится о структурном единстве Вселенной.
Действие приведенных выше предпосылок можно проверить в повседневной жизни, наблюдая, как закон причины и следствия неизбежно определяет судьбы людей. Важным условием применения этого знания является управление собственной энергией. Контроль над ней состоит не в подавлении либидо, а в его сублимации и в повышении уровня индивидуального сознания”.
Таким образом одним из краеугольных моментов научного мировоззренческого базиса «Физика морали» является осознание голографического единства внутреннего и внешнего мира. Эта идея приводит нас к тому, что все изменения, происходящие в том или ином уголке мироздания и человеческого сознания, непременно сказываются на всей окружающей реальности.
Внутренний мир человека и мир природы теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, и соответственно вектор деятельности человека в мире материальном определяется его внутренним состоянием. И если мы хотим изменить что-то во внешнем мире, то в первую очередь нам необходимо начинать изменения в своем мире внутреннем, используя имеющиеся у нас знания о культуре и основах морали, которая представляет собой ни что иное, как вечные и неизменные законы Природы. Подчеркнем при этом, что этимологически «cultura» - возделывание земли, в широком значении можно также интерпретировать как преображение и развитие внутреннего мира человека.
Подводя итог размышлениям, изложенным в этой статье, пожелаем, чтобы эти знания получили заслуженное распространение и стали применяться в повседневной жизни. В настоящее время в целях предотвращения нравственной и экологической катастрофы человечество обязано мобилизовать все возможные ресурсы и одним из факторов, позволяющих, на наш взгляд, избежать надвигающейся опасности, является обязательное формирование в ходе образовательного и воспитательного процесса духовной, нравственной и экологической культур как жизненно важных элементов для современного человека. И в этом вопросе нам безусловно должна помочь книга «Мораль XXI века», содержащая объяснение механизмов взаимодействия человека и Природы и представляющая собой свод основополагающих знаний.
На основе книги философа Дарио Саласа Соммэра «Мораль XXI века» и статей посвященных темам экологии и нравственности Бахтина М.В, кандидата философских наук
1. Физика (φύσις) с древнегреческого языка переводится как Природа. В данном случае «Физика Морали» есть объяснение Природы Морали. При этом под словом Мораль понимается свод вечных и неизменных законов Природы, лежащих в основе существования Вселенной
Эйнштейн А.
Продолжающееся усиление кризисных нравственных и экологических процессов в мире мотивирует сегодня философов и ученых на концентрацию усилий и осмыслении мировоззренческих вопросов взаимоотношения человека и природы. Осуществление этой работы особенно важно, если учитывать факты, свидетельствующие о тотальном характере переживаемого нами в настоящее время кризиса.
В этой связи обращает на себя внимание то обстоятельство, что набирающие оборот негативные процессы в экологической сфере «идут в ногу» с аналогичными по окраске явлениями социальной жизни: ростом преступности, алкоголизма и наркомании, соматических и психических заболеваний, самоубийств и т.д.
Мы видим, что воздействие человека на природу достигло того предела, когда судьба окружающего мира находится в прямой зависимости от самого человека. И, к сожалению, воздействие человеческой цивилизации на природу носит сегодня чаще всего негативный характер, что проявляется в нарушении человеком естественных законов мироздания. Как известно, законы природы, по своей неизменяемости, не покорны ни силе, ни искусству человека и человек не может заставить силы природы действовать вопреки их законам, изменить их свойства и направления.
В последние два - три столетия человеческой истории, преимущественно западной, наибольшее развитие стали приобретать материальные потребности людей, что привело к господству физического и экономического уровня человеческого бытия над духовным. На наш взгляд, именно такое отношение человека к окружающему его миру привело в конечном итоге к столь плачевному нравственному и экологическому состоянию.
Нравственная и экологическая драма конца XX – начала XXI вв., безусловно, связана с общим духовно-нравственным состоянием нашего общества. Сегодня является очевидным тот факт, что взаимоотношения человека и природы, складывающиеся в последние два-три столетия и имеющие идейный исток еще в эпохе Ренессанса, необходимо признать не выдержавшими испытание временем. Высокий идеал эпохи Просвещения – прогресс человеческого разума, вылившийся сегодня в набирающий все большую скорость материальный прогресс, привел человечество к экологическому и нравственному кризису, поставил на порог катастрофы. Именно рационалистически-утилитарный тип мировоззрения, лишенный всякого этического начала и является причиной подобной ситуации наших дней.
Тотальность этих кризисных процессов современности во многом укоренена в нарушении целостности мировоззренческой картины, позволяющей четко представить место и роль человека в мироздании, его духовное назначение и роль по отношению к окружающему его миру. Обширный корпус современных наук о природе и человеке по своему назначению существенно отдален от решения этой непростой задачи. Каждая отдельная область научного знания высвечивает лишь очень незначительный фрагмент природного или социального бытия.
Помимо всего прочего, вырываясь семимильными шагами далеко вперед, современная наука не всегда успевает оглядываться на маяки нравственного сознания человечества, озаряющие своим светом его жизнь на протяжении нескольких тысячелетий. Руководствуясь в своем стремлении вперед лишь собственными узкокорпоративными нормами, научное знание, не обремененное моральными мировоззренческими ориентирами, зачастую увлекает человечество на гибельный путь. Причем эта опасность стремительно возрастает прямо пропорционально росту потенциала науки и техники: следовательно, с каждым очередным шагом на пути научно-технического прогресса ответственность человечества перед природой увеличивается. Поэтому, по нашему твердому убеждению, решение современных экологических и нравственных проблем немыслимо без подведения прочного мировоззренческого фундамента под строительство новых взаимоотношений человека и природы. Только зрелое, категориально оформленное мировоззрение способно помочь человечеству вернуться в мир морали и гармонии. Создание целостной мировоззренческой картины способно интегрировать совокупность разрозненных знаний, накопленных самыми различными науками естественного, технического и гуманитарного профилей. Именно целостная ткань мировоззрения способна устранить недопонимание и разноречие между представителями этих взаимодополняющих сфер человеческой культуры и мы видим, что сегодня науке необходим своего рода нравственный мировоззренческий якорь, который должен стать ориентиром для прогресса современного человечества.
В этой связи пристальное внимание к себе привлекает книга «Мораль XXI века», которую написал один из крупнейших современных философов нашего времени Дарио Салас Соммэр.
Являясь автором научной идеи о физических основах морали («Физика морали»), в которой обосновано, что Мораль объективна, описывается законами квантовой физики и представляет собой совокупность неизменных законов Природы, лежащих в основе существования Вселенной, Дарио Салас Соммэр предлагает в этой книге науку, позволяющую сознательно и целенаправленно взаимодействовать с Природой и достигать высшего блага, которое включает в себя этическое совершенство каждого.
В этой книге он также выражает обоснованную точку зрения, что “новая мораль должна основываться на научных постулатах, которые покажут: быть плохим, в конечном счете, крайне убыточно, а действовать согласно принципам добра - выгодно. Я убежден, что серьезные нарушения морали вызывают состояние хаоса и органического распада, порождают энергию, которая входит в диссонанс с порядком и гармонией Природы…”
Поясняя значение концепции «Физика морали» Дарио Салас отмечает, что работу в этом направлении необходимо начать с понимания самого себя и осознания своих отношений с Природой, для чего он предлагает исходить из приведенных в книге найчных предпосылок, некоторые из которых основаны на квантовой физике и которые позволяют доказать на практике, что каждое действие человека в зависимости от его моральных качеств влияет на него самого и на всю Вселенную тем или иным образом.
Дарио Салас пишет: “Понятие единства Вселенной не ново. Еще Аристотель утверждал, что порядок во Вселенной основан на взаимодействии всех ее частей так же, как в живом организме. В работах современного ученого Дэвида Бома также говорится о структурном единстве Вселенной.
Действие приведенных выше предпосылок можно проверить в повседневной жизни, наблюдая, как закон причины и следствия неизбежно определяет судьбы людей. Важным условием применения этого знания является управление собственной энергией. Контроль над ней состоит не в подавлении либидо, а в его сублимации и в повышении уровня индивидуального сознания”.
Таким образом одним из краеугольных моментов научного мировоззренческого базиса «Физика морали» является осознание голографического единства внутреннего и внешнего мира. Эта идея приводит нас к тому, что все изменения, происходящие в том или ином уголке мироздания и человеческого сознания, непременно сказываются на всей окружающей реальности.
Внутренний мир человека и мир природы теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, и соответственно вектор деятельности человека в мире материальном определяется его внутренним состоянием. И если мы хотим изменить что-то во внешнем мире, то в первую очередь нам необходимо начинать изменения в своем мире внутреннем, используя имеющиеся у нас знания о культуре и основах морали, которая представляет собой ни что иное, как вечные и неизменные законы Природы. Подчеркнем при этом, что этимологически «cultura» - возделывание земли, в широком значении можно также интерпретировать как преображение и развитие внутреннего мира человека.
Подводя итог размышлениям, изложенным в этой статье, пожелаем, чтобы эти знания получили заслуженное распространение и стали применяться в повседневной жизни. В настоящее время в целях предотвращения нравственной и экологической катастрофы человечество обязано мобилизовать все возможные ресурсы и одним из факторов, позволяющих, на наш взгляд, избежать надвигающейся опасности, является обязательное формирование в ходе образовательного и воспитательного процесса духовной, нравственной и экологической культур как жизненно важных элементов для современного человека. И в этом вопросе нам безусловно должна помочь книга «Мораль XXI века», содержащая объяснение механизмов взаимодействия человека и Природы и представляющая собой свод основополагающих знаний.
На основе книги философа Дарио Саласа Соммэра «Мораль XXI века» и статей посвященных темам экологии и нравственности Бахтина М.В, кандидата философских наук
1. Физика (φύσις) с древнегреческого языка переводится как Природа. В данном случае «Физика Морали» есть объяснение Природы Морали. При этом под словом Мораль понимается свод вечных и неизменных законов Природы, лежащих в основе существования Вселенной
Обсуждения О методе выхода из экологического и нравственного кризиса