В конце XIX века на европейском рынке стали появляться уникальные произведения древнеегипетского искусства неизвестного происхождения. Египетские власти заинтересовались источником поступлений. Подозрение пало на Абд эль-Расула, жителя Луксора, промышлявшего торговлей древностями.
Дауд Паша, губернатор города Кена, вынудил его выдать тайник — обнаруженную им гробницу в одном из природных амфитеатров, образованных скалами Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила.
В 1881 году египтолог Эмиль Бругш исследовал тайник. «...И вот мы уже пробирались через ларцы с фаянсовыми погребальными приношениями, металлическими и алебастровыми сосудами, пеленами и различными мелочами, пока наконец не добрались до поворота коридора, — писал он. — В глаза бросились саркофаги, в таком количестве, что я был просто потрясен. Собравшись с чувствами, я обследовал их так тщательно, как мог это сделать при свете моего факела, и сразу же увидел, что в них покоятся царственные персоны... Их золотое покрытие и отполированные поверхности так ясно отражали мое взволнованное лицо, что казалось, будто бы я глядел в лица своих собственных предков... Я был настолько потрясен, что не понимал, явь это или сон. Опустившись на какой-то гроб, я машинально взглянул на крышку и отчетливо увидел имя фараона Сети I... в нескольких шагах от него в простом деревянном гробу лежал со скрещенными на груди руками сам Рамсес II, великий владыка древнего Египта...»
Погребальные пелены были развернуты 3 июня 1886 года в Булакском музее Гастоном Масперо. Лицо Рамсеса, гордое, с орлиным профилем, вновь открылось миру.
В 1976 году, готовя в Каире знаменитую выставку «Рамсес Великий и его время», выдающийся ученый Кристиан Дерош Ноблекур, возглавлявшая тогда отдел египетских древностей Лувра, предложила провести срочную консервацию тела фараона в Париже, в Музее Человека. После одобрения проекта президентами двух стран 26 сентября 1976 года тело Рамсеса было вывезено во Францию. Рамсес Великий покинул Египетский музей в Каире под охраной полка солдат, командовал которым генерал по имени... Рамсес! Пилот специально подготовленного военного самолета по просьбе египтологов, сопровождавших владыку Обеих земель, пролетел над пирамидами Гизы, около которых по приказу Рамсеса II был возведен храм солнечному божеству. На аэродроме во Франции царя Верхнего и Нижнего Египта встречали со всеми почестями, полагающимися правителю иностранного государства, несмотря на то что правил он около 3200 лет тому назад. Почетный эскорт по пути в Музей Человека проследовал через площадь Согласия, на которой возвышается обелиск, воздвигнутый когда-то Рамсесом перед Луксорским храмом. Вот уж, воистину, парадокс истории: создатель и его творение встретились вновь на неведомой чужой земле спустя несколько тысячелетий после разлуки!
Египетская история богата яркими личностями: творения сотен тысяч рук, объединенных единой несгибаемой волей, стали мостом через века, благодаря которому сегодня мы знаем их имена и восхищаемся их деяниями. Пожалуй, одно из самых величественных среди этих имен — Рамсес — имя царя, названного традицией Великим за мудрость 67-летнего царствования и грандиозность многочисленных памятников.
Более чем два тысячелетия исторического и культурного развития страны предшествовали воцарению Рамсеса II Великого на египетском престоле. Для него, как и для нас, величественные пирамиды были наследием древнего Египта, которым интересовались просвещенные мудрецы.
Но так же, как невозможно представить себе Египет без пирамид, невозможен он и без наследия Рамсеса II, фараона, оставившего на земле поистине «божественные» следы. Великолепные храмовые комплексы, построенные по всей стране, прославляют царя — сына бога, хранящего земной порядок согласно порядку небесному. На камнях, победивших время, все еще звучат слова Рамсеса, высеченные более тридцати веков тому назад: «Господин всего сущего сделал меня великим, когда еще был я ребенком, до того, как я стал царем. „Возложите корону его на голову его, — так говорил отец обо мне, пока он был на земле, — дайте ему управлять этой страной, дайте ему показать лицо свое людям...“ Вот, я был как Солнце над людьми; Юг и Север под стопами моими».
Грандиозность деяний Рамсеса потрясает современного человека; их плоды можно увидеть по всей стране — на севере, в Дельте, в Мемфисе и Фивах, в далекой Нубии.
Фивы, город тысячелетней традиции царской власти, в египетских текстах зачастую назывался просто Ниут — «Город». «Фивы победоносные», резиденция «царя богов» Амона-Ра, при Рамсесе II переживали эпоху значительного подъема экономики и храмового строительства. Вдоль восточного берега Нила, разделяющего город на две части, располагались зеленые районы царского дворца, домов знати и жречества. С севера они граничили с величественным храмовым комплексом бога Амона, его супруги Мут и их сына Хонсу в Ипет-Сут (Карнак), а на юге примыкали к Ипет-Ресет-Амон — южному храму Амона (Луксор).
...134 колонны гипостильного зала храма Амона в Карнаке, высотой 16 и 22 метра, вонзаются в лазуритовое египетское небо. Здесь, в глубине храма, доступной лишь посвященным, в каменных «зарослях папируса» рождался на цветке лотоса сам Амон-Ра, вселенский бог, зримый в образе Солнца. Все колонны и стены зала покрыты восхитительными рельефами, которые когда-то были ярко расписаны и богато отделаны золотом.
Два грандиозных обелиска и двадцатиметровые колоссы царя украшали вход в Луксорский храм — второе святилище Амона, расширенное при Рамсесе. Один из обелисков находится сейчас в Париже. Во всем величии восседает Рамсес на каменных престолах в сопровождении супруг и многочисленных детей. Каждая статуя обожествленного еще при жизни Рамсеса имела в древности собственное имя. Колосс царя во дворе Луксорского святилища именовался «Солнце властителей стран иноземных».
На западном берегу Фив рядом с утесами «Западной горы» был воздвигнут зодчим Пенра заупокойный храм Рамсеса II — Рамессеум. Сохранившийся здесь упавший колосс царя является величайшей монументальной скульптурой и весит около тысячи тонн.
На протяжении всего царствования Рамсеса II интересовала Нубия — земли золота Вават и Куш. Отсюда Египет получал ценнейшее сырье — драгоценные металлы, дорогое дерево, слоновую кость, полудрагоценные камни, страусовые перья, а также «животных для экзотических садов Его Величества» и многое другое. Нубийцы были признанными мастерами корабельного дела; многочисленные верфи, расположенные недалеко от Кубана, сделали город Сиену (совр. Асуан) крупным торговым центром африканского континента. Остров Абу, названный греками Элефантиной, был резиденцией бога Хнума, «Владыки порогов», и его семьи — богинь Сатет и Анукет. Отсюда, по мнению египтян, начинался благодатный паводок великого Хапи — так древние именовали Нил.
Эта земля стала местом грандиозных строительных работ. Рамсес II воздвиг здесь семь храмовых комплексов. Эти храмы были символами набожности и, одновременно, самовозвеличивания. Фасад большого храма в Абу-Симбеле, называвшегося Меха, украшен четырьмя колоссальными изваяниями царя в сопровождении семьи. Cложно даже представить себе, сколько времени потребовалось на его сооружение. Над входом в храм в скале вырезан удивительный «ребус»: фигура бога солнца Ра опирается на знак «могущество» и фигуру богини истины Маат; эта композиция является скульптурным изображением одного из престольных имен Рамсеса — Усермаатра — «Могущественна Истина Ра».
Высеченные в скале залы храма украшают прекрасные рельефы, повествующие о жизни и военных походах Рамсеса. Центральное место уделено битве при сирийском городе Кадеше — знаменитому противостоянию Египта и царства Хатти, на территории которого сейчас располагается Турция. Здесь изображено египетское войско, поколебавшееся под натиском хеттских колесниц, и запечатлена память о личном мужестве царя, оказавшегося в окружении и воззвавшего к Амону, своему божественному отцу:
«Неужто забыл отец сына своего? Разве преступил я предначертания твои? Что сердцу твоему, о Амон, азиаты эти, не ведающие бога?! Разве не воздвиг я для владыки множество великих памятников? Будь милостив к полагающемуся на тебя и пекущемуся о тебе по влечению сердца!.. Я пришел сюда по велению уст твоих, Амон, я не преступал предначертаний твоих. Вот, я обращаюсь к тебе с мольбою у пределов чужих земель, а голос мой доносился до города Гермонта. И пришел Амон, когда я воззвал к нему, и простер он ко мне десницу свою, и я возликовал, — и был он за мною и предо мною одновременно; и окликнул он меня: „Я с тобою. Я отец твой. Десница моя над тобою. Я благотворнее ста тысяч воинов. Я владыка победы, любящий доблесть»».
Хетты первыми предложили фараону мир. Посол царя Хаттусили в сопровождении переводчика-египтянина прибыл в столицу фараона — город Пер-Рамсес на северо-востоке Дельты — и вручил египетскому царю серебряную дощечку с клинописным текстом договора, заверенного печатями, изображавшими царя и царицу Хатти в объятиях их божеств. Договор был переведен на египетский язык и впоследствии увековечен на стенах Карнака и Рамессеума.
Это был первый известный нам мирный договор в истории человечества, и, что достойно отдельного упоминания, обе стороны придерживались его почти два века — вплоть до гибели хеттского царства под ударами средиземноморских племен, так называемых «народов моря».
В знак того, что между двумя государствами установились дружба и взаимопонимание, владыки Египта и Хатти, их супруги и приближенные стали переписываться. Среди глиняных табличек дипломатического архива Хаттусы — столицы царства Хатти — были обнаружены письма самого Рамсеса, его супруги Нефертари и великого везира Пасера.
В 1965 году о храмах Рамсеса в Нубии узнала вся мировая общественность: строящаяся высотная Асуанская плотина грозила Абу-Симбелу, как и тысячам других древних памятников, затоплением. В результате невероятных работ, проведенных под эгидой ЮНЕСКО, храм был распилен на блоки и перенесен на более высокое место. Как и прежде, два раза в год — в дни зимнего и летнего солнцестояния — лучи солнца проникают по оси залов в святилище храма и освещают восседающие на тронах фигуры бога Амона, Ра и самого Рамсеса Великого.
Неподалеку от большого храма в Абу Симбеле расположен и другой, малый храм — Ибшек, посвященный любимой супруге Рамсеса — знаменитой красавице древности, царице Нефертари Меренмут. Фасад святилища украшен по обе стороны от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которыми стоят колоссы самой Нефертари в образе богини любви Хатхор. «Рамсес, он воздвиг храм, высеченный в горе навечно, — говорится в большой посвятительной надписи на фасаде, — ради Великой супруги царской Нефертари... той, ради которой светит солнце». Во внутренних помещениях храма Нефертари представлена в образе священной звезды Сириус. Столбы колонного зала украшены ликами богини Хатхор, венчающими изображения систров — священных трещоток, которыми жрицы аккомпанировали своему пению в храмах. В святилище храма стояла статуя коровы — священного животного Хатхор, благой богини, которая, сотрясая тростники болот загробного мира, указывает путь истины заблудшим душам.
Усыпальница Нефертари — любимой супруги Рамсеса II, — высеченная в Фивах, в скалах Долины цариц, является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений древнеегипетского искусства. Они иллюстрируют некоторые главы Речений выхода Души в день («Книги Мертвых»), показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд великого бога Осириса. Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Бесчисленные звезды покрывают потолок. Мириады божеств запредельного мира шествуют навстречу душе царицы. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет — символа богини-матери Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье, на голове — парадный убор шути: темно-синий парик, украшенный золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставка, золотой солнечный диск и два страусовых пера. «Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, — именуют ее тексты, — Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная богиней Мут, Правогласная перед Осирисом».
На 24-м году правления Рамсеса II строительство грандиозных храмов в Абу-Симбеле было завершено. Для освящения комплекса и основания культов божеств царский флот отплыл из Фив в Нубию.
На севере Египта, в Восточной Дельте, Рамсес II основывает совершенно новый центр политической и культурной жизни Египта — Пер-Рамсес-Мериамон («Дом Рамсеса-Возлюбленный-Амоном») Великий Победами, превратившийся в местопребывание двора всех фараонов эпохи Рамессидов и восхищавший современников. Сегодня от ослепительного Пер-Рамсеса почти ничего не осталось. В эпоху угасания египетской цивилизации обелиски, колоссы и колоннады Пер-Рамсеса были перевезены в новую столицу — город Танис, где они и находятся до нашего времени, прославляя нетленное имя Рамсеса Великого.
Как и в каждом царе Египта, в Рамсесе II сливались воедино две сущности — смертного человека, первого среди людей, посредника между миром богов и людей, и божества, воплощения на земле бога Хора, сына Ра. В последние годы правления, словно желая подтвердить свою божественность, Рамсес II принял особое имя «Великая Душа Ра-Хорахте», объявляя себя таким образом воплощением солнечного бога на земле.
Рамсес II скончался на 67-м году правления в возрасте 88 лет и упокоился в Фивах, в своей усыпальнице в Долине царей. В настоящее время гробница величайшего царя XIX династии находится в удручающем состоянии; частично открытая еще в древности, она затоплялась более семи раз, что крайне губительно сказалось на плохом известняке, который составляет массив скалы над гробницей. К ужасу мировой общественности было выявлено, что большая часть великолепных раскрашенных рельефов по штукатурке, когда-то украшавших последнее пристанище тела Рамсеса, обрушились со стен и погребены под наносным песком различных наводнений. Однако в настоящее время французской экспедицией ведутся работы по расчистке и предварительной консервации гробницы.
Спустя тысячелетия после правления Рамсеса II он все еще жил в сакральной и народной традиции египтян. Культ Рамсеса II, царя, восстановившего страну после кризиса Амарнской реформы и принесшего ей возрождение, продолжали отправлять в Абидосе и Мемфисе. Именуя царя Сезострисом, о Рамсесе говорит в своей «Истории» великий греческий историк Геродот.
Труды Рамсеса II велики. Его эпоха, по праву вошедшая в историю древнеегипетской цивилизации как одна из самых ярких, была отмечена глубокими изменениями в египетском обществе и его духовной жизни. Это был период возрождения древних традиций. На смену пренебрежению святынями предков пришло время осознания святости той духовной и материальной культуры, которая была завещана потомкам фараонами, правившими этой землей вот уже два тысячелетия.
Увы, деяния наследников «Возлюбленного Амоном» говорят лишь об их посредственности. «Долгие царствования сильных личностей чаще всего были эпохами счастливого существования народа; они были отмечены быстрым мирным развитием, стабильностью и повышением благосостояния общества. Однако, если царствование длится слишком долго и если оно превышает время жизни одного, а то и двух поколений, то оно становится причиной стагнации, мирной и безропотной дремоты, которая приводит к очевидным знакам упадка», — писал известный германский египтолог Райнер Штадельманн, сравнивая Рамсеса II с более близкими к нам по времени Людовиком XIV и Фридрихом II Прусским.
Современный человек восхищается гением и мастерством древних строителей, фараонами, по приказу которых храм был возведен или расширен. Гораздо реже вспоминают о настоящих хозяевах этих непостижимых «небес на земле» — богах, не понимая, что зачастую находятся в местах, доступных когда-то лишь немногим избранным. Храм был не местом публичного богослужения, он был обителью божества, его земной резиденцией, своеобразной моделью вселенной. Обряды, совершаемые во всех храмах Египта во имя царя и процветания Египта и всех египтян, происходили в глубокой тайне от всех, во мраке святая святых. Обыкновенный египтянин видел лишь стену, окружающую храм, сдвоенные башни входа — пилон, покрытый раскрашенными рельефами, перед которым возвышались золоченые обелиски и царские колоссы. Внутреннюю часть храма он мог видеть только в тот момент, когда массивные двери открывались перед процессией бога в дни праздника или перед царем.
Прошли тысячелетия. Наши современники склоняются над стеклянным саркофагом с останками выдающегося владыки Египта в Египетском музее в Каире и наслаждаются непревзойденной красотой росписей гробницы Нефертари, повторяя имя Рамсеса Великого. Некоторые, самые настойчивые, посещают знаменитый Абидос, священный город Осириса. Здесь, в великолепном храме царя Сети I, отца Рамсеса Великого, на одном из рельефов изображен он сам и его маленький сын-наследник. Мальчик держит в руках светильник и с почтением вглядывается в бесчисленные имена предков, произнося их вслух, тем самым, согласно египетскому обряду, давая им новую жизнь. Его собственное имя «Рамсес» выписано здесь же. Догадывался ли он о том, что правители последующих веков, все как один, в честь него будут носить от рождения это ставшее легендарным имя?
В 1881 году египтолог Эмиль Бругш исследовал тайник. «...И вот мы уже пробирались через ларцы с фаянсовыми погребальными приношениями, металлическими и алебастровыми сосудами, пеленами и различными мелочами, пока наконец не добрались до поворота коридора, — писал он. — В глаза бросились саркофаги, в таком количестве, что я был просто потрясен. Собравшись с чувствами, я обследовал их так тщательно, как мог это сделать при свете моего факела, и сразу же увидел, что в них покоятся царственные персоны... Их золотое покрытие и отполированные поверхности так ясно отражали мое взволнованное лицо, что казалось, будто бы я глядел в лица своих собственных предков... Я был настолько потрясен, что не понимал, явь это или сон. Опустившись на какой-то гроб, я машинально взглянул на крышку и отчетливо увидел имя фараона Сети I... в нескольких шагах от него в простом деревянном гробу лежал со скрещенными на груди руками сам Рамсес II, великий владыка древнего Египта...»
Погребальные пелены были развернуты 3 июня 1886 года в Булакском музее Гастоном Масперо. Лицо Рамсеса, гордое, с орлиным профилем, вновь открылось миру.
В 1976 году, готовя в Каире знаменитую выставку «Рамсес Великий и его время», выдающийся ученый Кристиан Дерош Ноблекур, возглавлявшая тогда отдел египетских древностей Лувра, предложила провести срочную консервацию тела фараона в Париже, в Музее Человека. После одобрения проекта президентами двух стран 26 сентября 1976 года тело Рамсеса было вывезено во Францию. Рамсес Великий покинул Египетский музей в Каире под охраной полка солдат, командовал которым генерал по имени... Рамсес! Пилот специально подготовленного военного самолета по просьбе египтологов, сопровождавших владыку Обеих земель, пролетел над пирамидами Гизы, около которых по приказу Рамсеса II был возведен храм солнечному божеству. На аэродроме во Франции царя Верхнего и Нижнего Египта встречали со всеми почестями, полагающимися правителю иностранного государства, несмотря на то что правил он около 3200 лет тому назад. Почетный эскорт по пути в Музей Человека проследовал через площадь Согласия, на которой возвышается обелиск, воздвигнутый когда-то Рамсесом перед Луксорским храмом. Вот уж, воистину, парадокс истории: создатель и его творение встретились вновь на неведомой чужой земле спустя несколько тысячелетий после разлуки!
Египетская история богата яркими личностями: творения сотен тысяч рук, объединенных единой несгибаемой волей, стали мостом через века, благодаря которому сегодня мы знаем их имена и восхищаемся их деяниями. Пожалуй, одно из самых величественных среди этих имен — Рамсес — имя царя, названного традицией Великим за мудрость 67-летнего царствования и грандиозность многочисленных памятников.
Более чем два тысячелетия исторического и культурного развития страны предшествовали воцарению Рамсеса II Великого на египетском престоле. Для него, как и для нас, величественные пирамиды были наследием древнего Египта, которым интересовались просвещенные мудрецы.
Но так же, как невозможно представить себе Египет без пирамид, невозможен он и без наследия Рамсеса II, фараона, оставившего на земле поистине «божественные» следы. Великолепные храмовые комплексы, построенные по всей стране, прославляют царя — сына бога, хранящего земной порядок согласно порядку небесному. На камнях, победивших время, все еще звучат слова Рамсеса, высеченные более тридцати веков тому назад: «Господин всего сущего сделал меня великим, когда еще был я ребенком, до того, как я стал царем. „Возложите корону его на голову его, — так говорил отец обо мне, пока он был на земле, — дайте ему управлять этой страной, дайте ему показать лицо свое людям...“ Вот, я был как Солнце над людьми; Юг и Север под стопами моими».
Грандиозность деяний Рамсеса потрясает современного человека; их плоды можно увидеть по всей стране — на севере, в Дельте, в Мемфисе и Фивах, в далекой Нубии.
Фивы, город тысячелетней традиции царской власти, в египетских текстах зачастую назывался просто Ниут — «Город». «Фивы победоносные», резиденция «царя богов» Амона-Ра, при Рамсесе II переживали эпоху значительного подъема экономики и храмового строительства. Вдоль восточного берега Нила, разделяющего город на две части, располагались зеленые районы царского дворца, домов знати и жречества. С севера они граничили с величественным храмовым комплексом бога Амона, его супруги Мут и их сына Хонсу в Ипет-Сут (Карнак), а на юге примыкали к Ипет-Ресет-Амон — южному храму Амона (Луксор).
...134 колонны гипостильного зала храма Амона в Карнаке, высотой 16 и 22 метра, вонзаются в лазуритовое египетское небо. Здесь, в глубине храма, доступной лишь посвященным, в каменных «зарослях папируса» рождался на цветке лотоса сам Амон-Ра, вселенский бог, зримый в образе Солнца. Все колонны и стены зала покрыты восхитительными рельефами, которые когда-то были ярко расписаны и богато отделаны золотом.
Два грандиозных обелиска и двадцатиметровые колоссы царя украшали вход в Луксорский храм — второе святилище Амона, расширенное при Рамсесе. Один из обелисков находится сейчас в Париже. Во всем величии восседает Рамсес на каменных престолах в сопровождении супруг и многочисленных детей. Каждая статуя обожествленного еще при жизни Рамсеса имела в древности собственное имя. Колосс царя во дворе Луксорского святилища именовался «Солнце властителей стран иноземных».
На западном берегу Фив рядом с утесами «Западной горы» был воздвигнут зодчим Пенра заупокойный храм Рамсеса II — Рамессеум. Сохранившийся здесь упавший колосс царя является величайшей монументальной скульптурой и весит около тысячи тонн.
На протяжении всего царствования Рамсеса II интересовала Нубия — земли золота Вават и Куш. Отсюда Египет получал ценнейшее сырье — драгоценные металлы, дорогое дерево, слоновую кость, полудрагоценные камни, страусовые перья, а также «животных для экзотических садов Его Величества» и многое другое. Нубийцы были признанными мастерами корабельного дела; многочисленные верфи, расположенные недалеко от Кубана, сделали город Сиену (совр. Асуан) крупным торговым центром африканского континента. Остров Абу, названный греками Элефантиной, был резиденцией бога Хнума, «Владыки порогов», и его семьи — богинь Сатет и Анукет. Отсюда, по мнению египтян, начинался благодатный паводок великого Хапи — так древние именовали Нил.
Эта земля стала местом грандиозных строительных работ. Рамсес II воздвиг здесь семь храмовых комплексов. Эти храмы были символами набожности и, одновременно, самовозвеличивания. Фасад большого храма в Абу-Симбеле, называвшегося Меха, украшен четырьмя колоссальными изваяниями царя в сопровождении семьи. Cложно даже представить себе, сколько времени потребовалось на его сооружение. Над входом в храм в скале вырезан удивительный «ребус»: фигура бога солнца Ра опирается на знак «могущество» и фигуру богини истины Маат; эта композиция является скульптурным изображением одного из престольных имен Рамсеса — Усермаатра — «Могущественна Истина Ра».
Высеченные в скале залы храма украшают прекрасные рельефы, повествующие о жизни и военных походах Рамсеса. Центральное место уделено битве при сирийском городе Кадеше — знаменитому противостоянию Египта и царства Хатти, на территории которого сейчас располагается Турция. Здесь изображено египетское войско, поколебавшееся под натиском хеттских колесниц, и запечатлена память о личном мужестве царя, оказавшегося в окружении и воззвавшего к Амону, своему божественному отцу:
«Неужто забыл отец сына своего? Разве преступил я предначертания твои? Что сердцу твоему, о Амон, азиаты эти, не ведающие бога?! Разве не воздвиг я для владыки множество великих памятников? Будь милостив к полагающемуся на тебя и пекущемуся о тебе по влечению сердца!.. Я пришел сюда по велению уст твоих, Амон, я не преступал предначертаний твоих. Вот, я обращаюсь к тебе с мольбою у пределов чужих земель, а голос мой доносился до города Гермонта. И пришел Амон, когда я воззвал к нему, и простер он ко мне десницу свою, и я возликовал, — и был он за мною и предо мною одновременно; и окликнул он меня: „Я с тобою. Я отец твой. Десница моя над тобою. Я благотворнее ста тысяч воинов. Я владыка победы, любящий доблесть»».
Хетты первыми предложили фараону мир. Посол царя Хаттусили в сопровождении переводчика-египтянина прибыл в столицу фараона — город Пер-Рамсес на северо-востоке Дельты — и вручил египетскому царю серебряную дощечку с клинописным текстом договора, заверенного печатями, изображавшими царя и царицу Хатти в объятиях их божеств. Договор был переведен на египетский язык и впоследствии увековечен на стенах Карнака и Рамессеума.
Это был первый известный нам мирный договор в истории человечества, и, что достойно отдельного упоминания, обе стороны придерживались его почти два века — вплоть до гибели хеттского царства под ударами средиземноморских племен, так называемых «народов моря».
В знак того, что между двумя государствами установились дружба и взаимопонимание, владыки Египта и Хатти, их супруги и приближенные стали переписываться. Среди глиняных табличек дипломатического архива Хаттусы — столицы царства Хатти — были обнаружены письма самого Рамсеса, его супруги Нефертари и великого везира Пасера.
В 1965 году о храмах Рамсеса в Нубии узнала вся мировая общественность: строящаяся высотная Асуанская плотина грозила Абу-Симбелу, как и тысячам других древних памятников, затоплением. В результате невероятных работ, проведенных под эгидой ЮНЕСКО, храм был распилен на блоки и перенесен на более высокое место. Как и прежде, два раза в год — в дни зимнего и летнего солнцестояния — лучи солнца проникают по оси залов в святилище храма и освещают восседающие на тронах фигуры бога Амона, Ра и самого Рамсеса Великого.
Неподалеку от большого храма в Абу Симбеле расположен и другой, малый храм — Ибшек, посвященный любимой супруге Рамсеса — знаменитой красавице древности, царице Нефертари Меренмут. Фасад святилища украшен по обе стороны от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которыми стоят колоссы самой Нефертари в образе богини любви Хатхор. «Рамсес, он воздвиг храм, высеченный в горе навечно, — говорится в большой посвятительной надписи на фасаде, — ради Великой супруги царской Нефертари... той, ради которой светит солнце». Во внутренних помещениях храма Нефертари представлена в образе священной звезды Сириус. Столбы колонного зала украшены ликами богини Хатхор, венчающими изображения систров — священных трещоток, которыми жрицы аккомпанировали своему пению в храмах. В святилище храма стояла статуя коровы — священного животного Хатхор, благой богини, которая, сотрясая тростники болот загробного мира, указывает путь истины заблудшим душам.
Усыпальница Нефертари — любимой супруги Рамсеса II, — высеченная в Фивах, в скалах Долины цариц, является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений древнеегипетского искусства. Они иллюстрируют некоторые главы Речений выхода Души в день («Книги Мертвых»), показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд великого бога Осириса. Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Бесчисленные звезды покрывают потолок. Мириады божеств запредельного мира шествуют навстречу душе царицы. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет — символа богини-матери Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье, на голове — парадный убор шути: темно-синий парик, украшенный золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставка, золотой солнечный диск и два страусовых пера. «Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, — именуют ее тексты, — Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная богиней Мут, Правогласная перед Осирисом».
На 24-м году правления Рамсеса II строительство грандиозных храмов в Абу-Симбеле было завершено. Для освящения комплекса и основания культов божеств царский флот отплыл из Фив в Нубию.
На севере Египта, в Восточной Дельте, Рамсес II основывает совершенно новый центр политической и культурной жизни Египта — Пер-Рамсес-Мериамон («Дом Рамсеса-Возлюбленный-Амоном») Великий Победами, превратившийся в местопребывание двора всех фараонов эпохи Рамессидов и восхищавший современников. Сегодня от ослепительного Пер-Рамсеса почти ничего не осталось. В эпоху угасания египетской цивилизации обелиски, колоссы и колоннады Пер-Рамсеса были перевезены в новую столицу — город Танис, где они и находятся до нашего времени, прославляя нетленное имя Рамсеса Великого.
Как и в каждом царе Египта, в Рамсесе II сливались воедино две сущности — смертного человека, первого среди людей, посредника между миром богов и людей, и божества, воплощения на земле бога Хора, сына Ра. В последние годы правления, словно желая подтвердить свою божественность, Рамсес II принял особое имя «Великая Душа Ра-Хорахте», объявляя себя таким образом воплощением солнечного бога на земле.
Рамсес II скончался на 67-м году правления в возрасте 88 лет и упокоился в Фивах, в своей усыпальнице в Долине царей. В настоящее время гробница величайшего царя XIX династии находится в удручающем состоянии; частично открытая еще в древности, она затоплялась более семи раз, что крайне губительно сказалось на плохом известняке, который составляет массив скалы над гробницей. К ужасу мировой общественности было выявлено, что большая часть великолепных раскрашенных рельефов по штукатурке, когда-то украшавших последнее пристанище тела Рамсеса, обрушились со стен и погребены под наносным песком различных наводнений. Однако в настоящее время французской экспедицией ведутся работы по расчистке и предварительной консервации гробницы.
Спустя тысячелетия после правления Рамсеса II он все еще жил в сакральной и народной традиции египтян. Культ Рамсеса II, царя, восстановившего страну после кризиса Амарнской реформы и принесшего ей возрождение, продолжали отправлять в Абидосе и Мемфисе. Именуя царя Сезострисом, о Рамсесе говорит в своей «Истории» великий греческий историк Геродот.
Труды Рамсеса II велики. Его эпоха, по праву вошедшая в историю древнеегипетской цивилизации как одна из самых ярких, была отмечена глубокими изменениями в египетском обществе и его духовной жизни. Это был период возрождения древних традиций. На смену пренебрежению святынями предков пришло время осознания святости той духовной и материальной культуры, которая была завещана потомкам фараонами, правившими этой землей вот уже два тысячелетия.
Увы, деяния наследников «Возлюбленного Амоном» говорят лишь об их посредственности. «Долгие царствования сильных личностей чаще всего были эпохами счастливого существования народа; они были отмечены быстрым мирным развитием, стабильностью и повышением благосостояния общества. Однако, если царствование длится слишком долго и если оно превышает время жизни одного, а то и двух поколений, то оно становится причиной стагнации, мирной и безропотной дремоты, которая приводит к очевидным знакам упадка», — писал известный германский египтолог Райнер Штадельманн, сравнивая Рамсеса II с более близкими к нам по времени Людовиком XIV и Фридрихом II Прусским.
Современный человек восхищается гением и мастерством древних строителей, фараонами, по приказу которых храм был возведен или расширен. Гораздо реже вспоминают о настоящих хозяевах этих непостижимых «небес на земле» — богах, не понимая, что зачастую находятся в местах, доступных когда-то лишь немногим избранным. Храм был не местом публичного богослужения, он был обителью божества, его земной резиденцией, своеобразной моделью вселенной. Обряды, совершаемые во всех храмах Египта во имя царя и процветания Египта и всех египтян, происходили в глубокой тайне от всех, во мраке святая святых. Обыкновенный египтянин видел лишь стену, окружающую храм, сдвоенные башни входа — пилон, покрытый раскрашенными рельефами, перед которым возвышались золоченые обелиски и царские колоссы. Внутреннюю часть храма он мог видеть только в тот момент, когда массивные двери открывались перед процессией бога в дни праздника или перед царем.
Прошли тысячелетия. Наши современники склоняются над стеклянным саркофагом с останками выдающегося владыки Египта в Египетском музее в Каире и наслаждаются непревзойденной красотой росписей гробницы Нефертари, повторяя имя Рамсеса Великого. Некоторые, самые настойчивые, посещают знаменитый Абидос, священный город Осириса. Здесь, в великолепном храме царя Сети I, отца Рамсеса Великого, на одном из рельефов изображен он сам и его маленький сын-наследник. Мальчик держит в руках светильник и с почтением вглядывается в бесчисленные имена предков, произнося их вслух, тем самым, согласно египетскому обряду, давая им новую жизнь. Его собственное имя «Рамсес» выписано здесь же. Догадывался ли он о том, что правители последующих веков, все как один, в честь него будут носить от рождения это ставшее легендарным имя?
Обсуждения Рамсес