Допустим, мы знаем о всемогуществе Бога, но говорим о том, что первично, материя или Бог? Если Бог всемогущ, то материя – не всемогуща. Либо она всемогуща временно или вечно, или не всемогуща временно или вечно только по воле Бога.
Ибо только свободная воля Бога решает все. Нет свободной воли Бога, нет и всемогущества Бога.
Захотел Господь – материя всемогуща, а Бог не всемогущ, не захотел Бог – материя вновь не всемогуща, а Бог всемогущ. Захотел Господь – он всемогущ, не захотел Господь – он не всемогущ. Бог только один всемогущ, а его творение может быть только наделено Богом всемогуществом на время или на вечность, пока на то есть воля Бога, пока Бог хочет добровольно временно или вечно лишить себя всемогущества и возвысить над собой свое творение. Это и есть игра Бога со своим творением.
При этом понятие «всемогущий» подразумевает как возможность Богу по своей воле полностью временно или вечно лишать себя всемогущества и наделять им временно или вечно любое свое творение, так и снова временно или вечно наделять себя всемогуществом и лишать этого качества любое свое творение тогда, когда ему вздумается.
Так, Господь может по своей воле лишить себя всемогущества и признать, в том числе и навсегда, что материя первичнее, чем он. Но такое самоумаление Бога будет всего лишь игрой высшего начала с другими началами, производными и зависимыми от него. Всемогущество подразумевает возможность отмены своего собственного решения в любой момент.
Допустим, может ли Бог создать камень, который сам же не сможет поднять?
Конечно, может, добровольно лишив себя всемогущества в отношении этого камня. Но так же он может поменять свое решение, и лишить созданный им камень всемогущества, и снова наделить им себя. Это тоже игра Бога с камнем.
Сегодня по воле Господа камень всемогущ, и Бог не может его поднять, так как сам лишил себя всемогущества в отношении камня. Но если Бог всемогущ, камень не может лишить его всемогущества как свободной воли. Это Бог сам может ограничить свою же свободную волю в отношении камня. Просто сегодня свободная воля Бога такова, что он решил умалить себя и создать всемогущий камень превыше себя. А завтра, опять же по воле Бога, камень уже не всемогущ, и Бог его может снова поднять, ибо всемогущество подразумевает не только лишение себя всемогущества, когда Господь сам того пожелает, но и возврат себе всемогущества, когда Господь того пожелает.
Иначе это не всемогущество, а ограничение. Наделение Богом камня всемогуществом не есть всемогущество камня. Бог наделяет всемогуществом, Бог и отбирает всемогущество. Бог наделяет свое творение временным или вечным всемогуществом, Бог и отбирает у творения временное или вечное всемогущество, когда пожелает. Это и есть его совершенное всемогущество. Свободную же волю Бога, как его всемогущество, никто не может отобрать или ограничить. Только Бог сам может как отказаться от своего всемогущества в пользу всемогущества творения, так и вернуть себе его снова, когда пожелает. Всемогущен только Бог. Не камень определяет границы всемогущества Бога, но Бог определяет границы всемогущества камня. Иначе Камень становится Богом, а Бог – Камнем. Понятие всемогущества совершенно и не может иметь никаких ограничений. Ни относительных, ни абсолютных. Если Бог не сможет по своей воле поднять камень, который он сам же и создал – то это его временное, относительное ограничение на свое же всемогущество. Если же Бог никогда не сможет по своей воле поднять камень, который он же и создал – то это абсолютное, вечное ограничение на свое же всемогущество. Но Бог способен как вводить для себя такие временные и вечные ограничения, так и отменять для себя такие ограничения. Ибо всемогущество как свободная воля не может быть ограничено ни вечностью, ни временем, но относительным, ни абсолютным, оно совершенно.
Всемогущество подразумевает как возможность лишать самого себя своей свободной воли, так и наделять самого себя снова свободной волей, когда в том есть необходимость.
Я придумал и такой парадокс. Может ли всемогущий Бог создать камень, который не сможет никогда уничтожить? Конечно, может. Пока он так решил. Пока на то есть его воля, камень будет вечно наделен Богом качеством неуничтожимости, а сам Бог лишит сам себя способности уничтожить этот камень своей же волей. Если он решил никогда не уничтожать камень, то он и не будет его никогда уничтожать. Но он может и резко изменить свое решение, и сделать так, что всегда сможет уничтожить этот камень. Тогда вечность перетекает во время по воле Бога.
Абсолютное снова становится относительным по воле Бога. Только своей волей Бог может лишить сам себя возможности уничтожить когда-либо такой камень и наделить камень таким качеством вечной неуничтожимости. Но он же может и отменить свое решение. Никто ему не указ в этом.
Пока Бог сам того желает, этот камень он никогда не сможет уничтожить. Ибо камень становится всемогущим временно или навсегда, по воле Бога. И Бог становится немощным или великим по своей собственной воле. Также Бог «сходит с креста» или остается на кресте только по своей собственной воле. Когда Бог желает показать свое величие, он сходит с креста. Когда Бог хочет показать свое смирение, он восходит на крест. Бог распинается или воскресает только по своей воле. Но камень не имеет свободной воли Бога. Только Бог наделяет камень таким временным относительным или вечным абсолютным всемогуществом, лишая себя такого относительного или абсолютного всемогущества, но он же всегда может снова лишить камень временного или вечного всемогущества по своей воле, восстанавливая в себе свое относительное временное или абсолютное вечное всемогущество. Ибо всемогущий совершенный Бог превыше и относительного времени, и абсолютной вечности. В противном случае, если им управляют время или вечность, он не всемогущ и не совершенен. Всемогущество подразумевает преодоление любых ограничений, хоть временных, хоть вечных. Бог волен превращать время в вечность и наоборот, это и есть всемогущество.
Ведь если Бог не может изменить свое решение или отменить его, и неважно, в отношении ли времени или вечности, он не всемогущ. Его воля тогда изначально ограничена временем или вечностью.
Если Бог не способен лишить по своей воле камень вечного всемогущества, которым он наделил его, то Бог не всемогущ. Бог дал, и тогда камень он никогда не сможет поднять. Ибо Бог захотел дать. Бог взял, и тогда он снова легко может когда угодно поднять этот камень, ибо Бог захотел взять. Слово «никогда» здесь также послушно воле Бога. Ибо он сам наделил камень силой и вечностью этого слова. Захочет – будет «никогда», а не захочет – будет «всегда». Если он захочет, то никогда не поднимет камень, а если не захочет, то всегда его поднимет. Поэтому любые философские парадоксы – это просто игра божественного начала со своим творением.
Захотел Господь – материя всемогуща, а Бог не всемогущ, не захотел Бог – материя вновь не всемогуща, а Бог всемогущ. Захотел Господь – он всемогущ, не захотел Господь – он не всемогущ. Бог только один всемогущ, а его творение может быть только наделено Богом всемогуществом на время или на вечность, пока на то есть воля Бога, пока Бог хочет добровольно временно или вечно лишить себя всемогущества и возвысить над собой свое творение. Это и есть игра Бога со своим творением.
При этом понятие «всемогущий» подразумевает как возможность Богу по своей воле полностью временно или вечно лишать себя всемогущества и наделять им временно или вечно любое свое творение, так и снова временно или вечно наделять себя всемогуществом и лишать этого качества любое свое творение тогда, когда ему вздумается.
Так, Господь может по своей воле лишить себя всемогущества и признать, в том числе и навсегда, что материя первичнее, чем он. Но такое самоумаление Бога будет всего лишь игрой высшего начала с другими началами, производными и зависимыми от него. Всемогущество подразумевает возможность отмены своего собственного решения в любой момент.
Допустим, может ли Бог создать камень, который сам же не сможет поднять?
Конечно, может, добровольно лишив себя всемогущества в отношении этого камня. Но так же он может поменять свое решение, и лишить созданный им камень всемогущества, и снова наделить им себя. Это тоже игра Бога с камнем.
Сегодня по воле Господа камень всемогущ, и Бог не может его поднять, так как сам лишил себя всемогущества в отношении камня. Но если Бог всемогущ, камень не может лишить его всемогущества как свободной воли. Это Бог сам может ограничить свою же свободную волю в отношении камня. Просто сегодня свободная воля Бога такова, что он решил умалить себя и создать всемогущий камень превыше себя. А завтра, опять же по воле Бога, камень уже не всемогущ, и Бог его может снова поднять, ибо всемогущество подразумевает не только лишение себя всемогущества, когда Господь сам того пожелает, но и возврат себе всемогущества, когда Господь того пожелает.
Иначе это не всемогущество, а ограничение. Наделение Богом камня всемогуществом не есть всемогущество камня. Бог наделяет всемогуществом, Бог и отбирает всемогущество. Бог наделяет свое творение временным или вечным всемогуществом, Бог и отбирает у творения временное или вечное всемогущество, когда пожелает. Это и есть его совершенное всемогущество. Свободную же волю Бога, как его всемогущество, никто не может отобрать или ограничить. Только Бог сам может как отказаться от своего всемогущества в пользу всемогущества творения, так и вернуть себе его снова, когда пожелает. Всемогущен только Бог. Не камень определяет границы всемогущества Бога, но Бог определяет границы всемогущества камня. Иначе Камень становится Богом, а Бог – Камнем. Понятие всемогущества совершенно и не может иметь никаких ограничений. Ни относительных, ни абсолютных. Если Бог не сможет по своей воле поднять камень, который он сам же и создал – то это его временное, относительное ограничение на свое же всемогущество. Если же Бог никогда не сможет по своей воле поднять камень, который он же и создал – то это абсолютное, вечное ограничение на свое же всемогущество. Но Бог способен как вводить для себя такие временные и вечные ограничения, так и отменять для себя такие ограничения. Ибо всемогущество как свободная воля не может быть ограничено ни вечностью, ни временем, но относительным, ни абсолютным, оно совершенно.
Всемогущество подразумевает как возможность лишать самого себя своей свободной воли, так и наделять самого себя снова свободной волей, когда в том есть необходимость.
Я придумал и такой парадокс. Может ли всемогущий Бог создать камень, который не сможет никогда уничтожить? Конечно, может. Пока он так решил. Пока на то есть его воля, камень будет вечно наделен Богом качеством неуничтожимости, а сам Бог лишит сам себя способности уничтожить этот камень своей же волей. Если он решил никогда не уничтожать камень, то он и не будет его никогда уничтожать. Но он может и резко изменить свое решение, и сделать так, что всегда сможет уничтожить этот камень. Тогда вечность перетекает во время по воле Бога.
Абсолютное снова становится относительным по воле Бога. Только своей волей Бог может лишить сам себя возможности уничтожить когда-либо такой камень и наделить камень таким качеством вечной неуничтожимости. Но он же может и отменить свое решение. Никто ему не указ в этом.
Пока Бог сам того желает, этот камень он никогда не сможет уничтожить. Ибо камень становится всемогущим временно или навсегда, по воле Бога. И Бог становится немощным или великим по своей собственной воле. Также Бог «сходит с креста» или остается на кресте только по своей собственной воле. Когда Бог желает показать свое величие, он сходит с креста. Когда Бог хочет показать свое смирение, он восходит на крест. Бог распинается или воскресает только по своей воле. Но камень не имеет свободной воли Бога. Только Бог наделяет камень таким временным относительным или вечным абсолютным всемогуществом, лишая себя такого относительного или абсолютного всемогущества, но он же всегда может снова лишить камень временного или вечного всемогущества по своей воле, восстанавливая в себе свое относительное временное или абсолютное вечное всемогущество. Ибо всемогущий совершенный Бог превыше и относительного времени, и абсолютной вечности. В противном случае, если им управляют время или вечность, он не всемогущ и не совершенен. Всемогущество подразумевает преодоление любых ограничений, хоть временных, хоть вечных. Бог волен превращать время в вечность и наоборот, это и есть всемогущество.
Ведь если Бог не может изменить свое решение или отменить его, и неважно, в отношении ли времени или вечности, он не всемогущ. Его воля тогда изначально ограничена временем или вечностью.
Если Бог не способен лишить по своей воле камень вечного всемогущества, которым он наделил его, то Бог не всемогущ. Бог дал, и тогда камень он никогда не сможет поднять. Ибо Бог захотел дать. Бог взял, и тогда он снова легко может когда угодно поднять этот камень, ибо Бог захотел взять. Слово «никогда» здесь также послушно воле Бога. Ибо он сам наделил камень силой и вечностью этого слова. Захочет – будет «никогда», а не захочет – будет «всегда». Если он захочет, то никогда не поднимет камень, а если не захочет, то всегда его поднимет. Поэтому любые философские парадоксы – это просто игра божественного начала со своим творением.
Обсуждения Философия как игра Бога