Креатология. Таланты в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс модернизации России.
В XXI веке в России внезапно и мощно возникла потребность в поиске и отборе талантов с целью эффективного их использования в различных сферах экономики страны. В речи президента Медведева (2008 г.) прямо сказано: «необходимо искать талантливых людей…». Потребность в инновациях во всех отраслях экономики России, потребность в модернизации России, конкуренция в мире требуют постановки и выполнения этой задачи.
Еще Григорий Палама размышлял над проблемой творчества и увидел глубину осознания человека личностью в способности человека творить. Философская глубина его антропологии тогда определила фундаментальное значение исследованию творческого прорыва к новым видам знания..
Энергия и интуиция гениев или талантливых личностей, с целью гармонизации отношения человечества с создаваемым и преобразуемым им системами знаний (наукой, искусством, образованием и др.) может привести к духовному росту людей, а также к мощным достижениям в различных системах знаний. Сила и мощь страны и её конкурентоспособность напрямую зависит от числа талантов и гениев, работающих в приоритетных отраслях экономики страны.
Человек – живая Вселенная и по сложности он не уступает Вселенной, кроме того, ученый, вообще талантливый человек зачастую имеет обширные знания в различных областях, и когда начинается процесс взаимодействия его знаний со знаниями больших систем знаний (культурой, искусством, наукой, философией т.д.), тогда возникает взрывная волна инноваций, открытий, переворотов, тогда появляются гении, формирующие новое миропонимание целых поколений. Так, например, отец Павел Флоренский, религиозный православный философ, ученый, священник и богослов, провел широкий спектр исследований в самых различных областях знаний: лингвистике, теории пространственных искусств, физике, математике. Иногда называют его «Леонардо да Винчи ХХ века». Лосев Алексей Федорович, философ и филолог, имел блестящие знания в области античной эстетики, открыл русскому читателю античный мир от Гомера до Платона и от Платона до.. Христа. Размах его достижений огромен: философия, античная мифология, античный космос, эстетика, музыка, литература, математика (анализ числа и бесконечно малых). Лосев был переводчиком Плотина, Прокла, Николая Кузанского. Список таких людей можно продолжать…
Когда идет взаимодействие талантливого ученого с потоком парадигм (системами знаний), тогда возникает ситуация креатологическая, ибо накопленные человеком знания и опыт вступают в контакт с большими системами знаний, идет «диффузия» знаний во внутреннюю психическую сферу исследователя, и, наконец, инсайт, интуитивное прозрение свидетельствуют часто о начале новой эры в той области знаний, в которой исследователь хочет добиться нового, неизведанного результата. В любой отрасли знаний: в науке, философии, искусстве имеет место такое пересечение знаний человека с большими системами знаний.
Исследование областей знания, связанных с творчеством личности человека, таких как психология, математика, теоретическая физика, а также культура и искусство подтверждает, что в России ХХI века сложилась ситуация, когда творческая личность (ученый, художник и т.д.) нуждается в некоем принципе идеального творчества. При этом он должен понять, что от «качества» идей, порождаемых им, меняется прогресс страны и современной цивилизации. Необходимо появление творчески обостренного, духовно обогащенного, новаторски ориентированного духа эпохи.
В 1990 г. автор поставил и сформулировал теоретические предпосылки условий проявления энергии пассионариев, меняющих лик Мира. Был создан и разработан исследовательский проект по теме: «исследование эволюционной диагностики, моделирования и отбора талантов и талантов высшего уровня (гениев) в науке, образовании, культуре методами креатологии (1 очередь)». Автор понимал, что именно таланты и гении дают любой стране лидерство, именно таланты определяют развитие нации, именно таланты являются в этом смысле золотым фондом страны. Принципиально новым являлась постановка проблемы отбора талантов на основе методологии созданного автором нового глобального научного направления – креатологии.
Проанализировав плюралистические концепции ХХ века: экзистенциалистские, теокосмические, мистические, социологические (франкфуртская школа), логико-исторические (Кроче, Джентиле, Коллинвуд), рационалистскую (Г.Башляр), мифологическую (Шпенглер), метапсихологическую (З.Фрейд) два исследователя: Афлитунов, Савченко, пришли к выводу, что только в пределах новой диалектики, в пределах широкой программы исследований возможно продвижение к новой философии понимания взаимодействия творческой личности с потоком парадигм различных форм общественного сознания. Разработанная ими постановка новых целей привела к новой диалектике – полиморфной диалектике (1).
Именно тогда была разработана идея о создании нового универсального научного направления, называемого КРЕАТОЛОГИЕЙ, исследующего глобальные вопросы взаимодействия креативной личности с существующим уровнем развития научных (или иных) представлений и парадигм (интеллектуальным потенциалом общества) (2-4).
Несколько раньше в публикации 1989 г. «Ноосфера и современность», ученые-исследователи (Афлитунов А.М., Савченко Д.Н.), также с особой силой подчеркивали необходимость создания этого нового, глобального научного направления, исходящего из проявления действия интеллектуальных, духовных, нравственных сил, творящих историю человечества (5).
Особенность креатологии состоит в том, что она ставит во главу угла «человека как творца всех вещей».
Автором проведены исследования по эволюционной диагностике личности в научном (и техническом) творчестве (2-4). Создание теории моделирования и эволюционной диагностики гениев и талантов на её основе эволюционных тестов диагностики личности исследователя (и другого инструментария), - являлось инструментом отбора гениев и талантов в науке (а также в других областях знаний: это – новая задача, её никто как в России, так и за рубежом никто не решал).
Предполагаемое содержание исследовательского проекта включало задачи (в рамках 1-й фазы методологии), относящиеся к моделированию и эволюционной диагностике основных подструктур потенциала талантливой, гениальной личности в научном, художественном, культурологическом творчестве. Из научных основ методологии предлагалось возможность решения фундаментальных философских проблем, связанных с талантливой и гениальной личностью в процессе решения ею научной проблемы, или в процессе художественного (или иного) творчества, с учетом взаимодействия такой личности с наукой, культурой, образованием (современными парадигмами в этих областях), а также философских проблем, связанных с глобальными постановками креатологии. В рамках 2-й фазы методологии предлагалась разработка креатологического инструментария, не имеющего прецедента в мировой практике - специализированных эволюционных тестов, измеряющих мотивационную сферу и интуицию талантливой личности в процессе взаимодействия с потоком парадигм в сферах творческой деятельности такой личности. В научной части методологии предполагалась разработка нескольких концепций и трех новых теорий: теории поля флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции; математической теории креатологии; общей теории интуиции, бессознательного психического и научного, художественного творчества талантливой личности в процессе взаимодействия такой личности с потоком парадигм в соответствующей области.
К сожалению, тогда вопрос о моделировании и отборе талантов и гениев с целью максимального использования в народном хозяйстве СССР оказался в забвении. Слишком сильна была инерция сложившихся в системе образования парадигм.
Однако сейчас в начале XXI века актуальность решения данной проблемы только возросла. Модернизация России настоятельно требует решения такой проблемы.
Рассмотрим, почему вопрос моделирования и отбора талантов и гениев с целью максимального их использования на передовых направлениях развития страны так актуален именно сейчас. Почему таланты и гении в науке, образовании, культуре являются стратегическим ресурс модернизации России?
Фундаментальная научная идея обычно рождается в голове одного человека и, не является плодом коллективных усилий. Ученый не согласовывает работу многих людей, а вбирает в себя интеллектуальные веяния и потребности эпохи и на этой основе конструирует фундаментальную теорию и выдвигает принципиально новые идеи. Поэтому для развития науки нужны «гениальные умы» или выражаясь проще, таланты высшего уровня. Ведь тысячи рядовых ученых-тружеников не могут заменить М. Планка, Н. Бора или А.Эйнштейна. Отсюда делается вывод, что поток идей, порождаемый талантами или гениями (талантами высшего уровня – термин, принятый в специальной литературе), оформляемых в виде научных истин мировоззрения является «двигателем» эволюции научного мировоззрения. Этот вывод справедлив и в наше время. Ниже приводятся некоторые высказывания в прессе СССР по этому вопросу.
Лауреат Нобелевской премии по физике, академик П. Капица отмечал, что большинство научных открытий в физике, химии, биологии, медицине, новых направлениях в технике делаются за границей. Он говорил:
Успешно развиваться эти области могут, когда в них с большим энтузиазмом работают творчески наиболее одаренные люди. Настойчивость, целеустремленность и большая работоспособность при ярком творческом мышлении – обязательные качества для ученого и величина этих качеств должна соответствовать масштабу и трудности поставленной задачи (Коммунист, 1987, № 13).
Президент ВАСХНИЛА А. Никонов рассматривал самую суть этого вопроса. «Надо искать таланты – в этом ключ успеха. Ведь сто и двести обычных работников не заменят одного Вавилова или одного Чаянова. Искать в школах, как поступают в Сибирском отделении АН СССР, на первых курсах университетов, институтов. Это долг каждого нашего научного учреждения, каждого ученого. Нам надо быстро наверстывать упущенное - ведь наука стареет, у нас прервалась преемственность поколений» (Коммунист, 1988, № 1). И это было сказано тогда, 21 год назад! Рассмотрим анализ состояния этого вопроса в 1987-1990 гг.
Поток такого рода высказываний в прессе можно было бы продолжать. Отсюда ясно, что актуальность поиска талантов на современном этапе не вызывает сомнения. Интеллектуальный потенциал общества есть стратегический ресурс мощи любой страны. Высшая школа является не только источником квалифицированных, компетентных кадров, но и важнейшей составной частью научно-исследовательского комплекса страны.
Однако в течении нескольких последних десятилетий в подготовке и использовании специалистов нарастали негативные явления. Экстенсивные пути развития высшей школы привели к необоснованному росту выпуска специалистов с качественно низкими параметрами знаний, умений, навыков. Уровень обучения и воспитания не отвечает задачам модернизации России, быстрого освоения современных достижений науки и техники, прорыва страны вперед в конкурентной борьбе передовых идей и технологий. В стране нет единой системы профориентации, нацеленной на систематический отбор, слежение за талантами (начиная с детского сада, кончая докторантурой), а также целенаправленного их использования. В стране нет отечественных тестов, а также другого инструментария, направленных на отбор талантов и талантов высшего уровня. Даже исследовательская тематика не формулируется прямо. В России нет научных журналов, освещающих вопросы моделирования, психодиагностики и научного отбора талантов и гениев; что же касается научных журналов, показывающих результаты комплексных исследований, направленных на отбор талантов, то таких журналов не только нет, но даже отсутствует постановка такой проблемы. Почти нет обмена научной информацией между научными организациями в России и за рубежом по вопросам отбора и использования талантов и гениев (во всяком случае, сведения о таких контактах отсутствуют для научной общественности). Нет ни единой попытки создать международный научный исследовательский коллектив, который взялся бы за разработку такой комплексной проблемы науковедения как «исследование личностного потенциала талантов и талантов высшего уровня (гениев) в науке, отбор и целенаправленное их использование». Ни одного международного симпозиума по обозначенным выше вопросам не проводилось в России.
Вместе с тем анализ зарубежных публикаций по вопросам высшей школы в области педагогики и науковедения показывает рост прямо противоположных процессов. Изменилась кардинальная точка зрения правительственных кругов капиталистических стран на инвестиции и политику в области подготовки кадров в науке как главной производительной силе общества. Стало ясно, что не только и не столько затраты определяют прорыв в области подготовки кадров и затем дальнейшее стремительное развитие приоритетных наукоёмких отраслей, но уровень подготовки и степень одаренности будущих специалистов.
В США, Франции, Японии делают ставку на талантливых и способных людей, на подготовку интеллектуальной элиты, что ведет к несомненным успехам в области науки, техники, технологии, экономики. Общеизвестный факт «о перекачке умов» в США из других стран служит тем же целям. Почти в каждой развитой капиталистической стране за ретроспективный период (30 лет) были приняты законы, предусматривающие изменение развития системы высших учебных заведений.
В 1958 г. в США был принят закон «Об образовании в целях укрепления национальной обороны» во исполнение которого был разработан правительственный доклад «О ресурсах талантов в США», в котором постулировалось намерение выявлять способных и одаренных людей, подготовку «интеллектуальной элиты» и максимальное использование её в экономике. Аналогичные законы были приняты в других странах Запада.
Тезис о том, что экономика США на современном этапе основана не на развитии и эксплуатации ресурсов, а на выявлении и использовании талантов высшего уровня и талантов, а также одаренных (креативных) людей основан на работах многих американских ученых. Тезис этот тогда подкреплялся также следующими фактами:
1) по численности ученых и инженеров, занятых в сфере НИОКР (750 тыс. человек в пересчете на полную занятость), количеству лауреатов Нобелевской премии в точных науках и медицине (149 в 1961-1984 гг. против 151 во всех остальных странах мира), технической оснащенности научных лабораторий и исследовательских центров, многообразию форм соединения науки с производством, короче, по качественному уровню инновационных процессов Америка не имеет себе равных в мире капитала (Г. Скоров. Американский центр силы современного капитализма // Коммунист, 1987, № 8).
Предпринятые меры по реализации положений вышеуказанного доклада сказались на науке, технике, технологии, экономике США. В рассматриваемое тогда время США – держава, обладающая крупнейшим промышленным, военным, научным потенциалом. По размерам валового внутреннего продукта (ВВП), отражающего суммарную стоимость всех произведенных товаров и услуг (3225 миллиардов долларовХ), США идут далеко впереди любой высокоразвитой капиталистической страны (Япония1190 миллиардов далларов, ФРГ – 675 миллиардов, Франция – 545, Италия – 352, Великобритания – 493, Канада – 315 миллиардов долларов). Расходы США на научные исследования и ОКР (109,2 миллиардов долларовХХ) составляют около половины всех затрат на эти цели в мире капитала. По производству электроэнергии (2441 миллиард кВт-час) США превосходят все остальные страны, входящие в «большую семерку» капиталистических государств (2253 миллиарда кВт-час), а по стоимости выпускаемого электронного оборудования (175,2 миллиарда долларов) опережают в 1,5 раза Японию, ФРГ, Великобританию, Францию вместе взятых (114,6 миллиарда долларов).
_______________________________________________________
х) Среднегодовые данные за 1981 – 1985 гг., в ценах 1982 г., с пересчетом по официальным обменным курсам.
хх) Данные 1985 года и далее
Напомним еще раз ключевые цифры тех лет: количество лауреатов Нобелевской премии в точных науках и медицине 149 в США против 151 во всех остальных странах (за 1961-1984 гг.) (Г. Скоров…там же). Добавим еще один факт. По данным научно-технического потенциала США занимают первое место в капиталистическом мире. Их затраты на науку превышают расходы Англии, Франции, ФРГ и Японии, вместе взятых (там же).
Немалую долю этих достижений занимала и занимает поиск, отбор и умелая концентрация талантов и талантов высшего уровня на приоритетных направлениях научно-технического прогресса. Их вклад в прорыв в области научно-технического прогресса огромен, их влияние на науку, технику, технологию, экономику очень велико (достаточно напомнить вклад в развитие таких имен: Эйнштейна, Оппенгеймера, Фейнмана, Пензиаса, Вилсона, Гамова, Меллера, Френкель-Конрат и др.).
Поэтому на Западе в политике формирования студенческих коллективов ведущим принципом провозглашается селекция по способностям (рассматривается как процесс: отбор в период довузовского обучения, отбор при приеме в вуз, отбор в процессе обучения в высшей школе). Поэтому системы высшего образования в капиталистических странах управляются средствами государственного законодательства, методами целенаправленного регулирования этой сферой, поэтому усилено финансирование высшей школы, поэтому создаются международные региональные организации по планированию развития высшего образования, поэтому усилена система повышения квалификации и переподготовки специалистов в условиях роста темпов генерации и внедрения инноваций на базе научных исследований, поэтому приобрели размах развитие новых учебных программ, разработка пособий (в том числе на базе ЭВМ), привлечение к этой работе крупнейших ученых (в том числе и Нобелевских лауреатов). Поэтому в крупнейших буржуазных университетах есть специальные факультеты «вундеркиндов». Перечисленные меры представляют комплексную эффективную систему селекции талантов или одаренных студентов.
Если рассматривать ученых, как мощную составляющую ресурсов талантов, то прав Н. Винер, подчеркивая, что «вполне вероятно, что 95% оригинальных научных работ принадлежит меньше, чем 5% профессиональных ученых, но большая часть из них вообще не была бы написана, если бы остальные 95% ученых не содействовали созданию общего достаточно высокого уровня науки» (Н. Винер. Я – математик.- М.: 1964, с. 344).
«Целенаправленный поиск, отбор и развитие человеческих способностей и талантов на основе планомерной профориентационной работы на всех этапах обучения является одним из основных направлений современной политики в сфере высшего образования. Еще в 1954 г. в упомянутом правительственном докладе «О ресурсах талантов в США» говорилось, что прогресс США как современного государства….его экономическая, военная мощь и т.п. находятся в прямой зависимости прежде всего от той части нации, которая работает преимущественно головой, а не руками. Предлагая делать ставку на способных и талантливых людей авторы документа высказывались за политику «поддержки интеллектуальной элиты» и подчеркивали жизненно важную необходимость выявления и эффективного использования умственного потенциала нации. Эти установки в значительной мере определили характер и внутреннее содержание работы учебных заведений…Во многих американских вузах появились группы и даже факультеты вундеркиндов, с которыми работают выдающиеся профессора; способные школьники стали поступать сразу на второй курс, минуя первый (ежегодно числа таких случаев составляет от 50 до 100 тыс.); студенты получили возможность менять профиль обучения, завершать учебу в сжатые по сравнению с обычными сроки и др.»
Поиск и концентрирование использования талантов – вот основа проблемы интенсификации науки.
Автор настоящей статьи с 1984 г. целенаправленно занимается разработкой теоретических основ нового универсального научного направления креатология, в котором исследуется проблем поиска и отбора гениев и талантов в науке, образовании, культуре. Вплоть до 1990 г. он был старшим научным сотрудником отдела НИД вузов НИИВШ. Им была представлена на рассмотрение руководству отдела проект научно-исследовательской программы «Исследование и разработка проблемы отбора ресурсов талантов – интеллектуальной элиты в науке», в которой были сформулированы методологические проблемы, концепции, теории, направленные на поиск и отбор гениев и талантов в научно-исследовательской деятельности (НИД).
Проект НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА «Исследование и разработка проблемы отбора ресурсов талантов – интеллектуальной элиты в науке» (I-я очередь)
1. Исследование и разработка общей теории интуиции, бессознательного психического и научного творчества личности в научно-исследовательской деятельности (НИД) 1989-1991 гг.
2. Исследование и разработка теории поля флуктуирующей плотности потоков выбросов зонда интуиции талантливой личности в процессе НИД 1990-1991 гг.
3. Разработка теории флуктуации интенсивности новизны интеллектуальной продукции талантливой личности в процессе НИД 1991-1992 гг.
4. Разработка теории эволюционного психологического моделирования потенциала таланта (ученого, студента) в процессе НИД 1992-1993 гг.
5. Разработка теории эволюционной диагностики потенциала таланта (ученого, студента) в процессе НИД 1990-1992 гг.
6. Разработка теории специализированных эволюционных тестов диагностики потенциала талантливой личности в процессе НИД 1990-1992 гг.
7. Исследование и разработка методологии отбора талантов в НИД 1991-1994 гг.
8. Исследование и разработка теории оценки новизны интеллектуальной продукции в НИД 1993-1996 гг.
Продолжение научно-исследовательской программы (I-я очередь)
«Разработка общих методов и общей методики диагностики и отбора ресурсов талантов в НИД» (1993-1996 гг.).
1. Разработка методов эволюционной диагностики потенциала талантливой личности и её эволюционного психологического моделирования
2. Исследование и разработка методов оценки новизны интеллектуальной продукции талантливой личности в процессе НИД
3. Разработка общей методики диагностики и отбора таланта в НИД
Затем была разработана возможная структура правительственного доклада «О ресурсах талантов в СССР». Автор приводит его ниже в том виде, в котором он был дан тогда.
Возможная структура правительственного доклада «О ресурсах талантов в СССР»
Как уже отмечалось ранее в 50-е – 60-е годы президентом Кеннеди было санкционировано решение о подготовке доклада «О ресурсах талантов в США», на основании которого была разработана программа отбора и целенаправленного использования интеллектуальной элиты в науке. Налицо у нас в стране отставание в реализации такого подхода на 30-40 лет. Такое положение чревато отставанием по всем качественным показателям научно-технического прогресса. Поэтому предлагается структура возможного доклада Совету Министров СССР по вопросам решения проблемы поиска талантов и целенаправленного их использования в науке, а затем в других сферах народного хозяйства. Предлагается привлечь к разработке правительственного доклада силы ГК по народному образованию, ГКНТ, АПН СССР, АН СССР. Так как в силу сложившихся обстоятельств наиболее компетентным оказался сотрудник Отдела НИД вузов Д.Н.Савченко, то первоначальный вариант структуры такого доклада подготовлен им.
ПРОЕКТ СТРУКТУРЫ ДОКЛАДА «О ресурсах талантов в СССР»
1 Сравнительный анализ решения вопроса отбора талантов в системах образования США, Японии, Франции Госкомобразования СССР, ГКНТ, АН СССР IV кв. 1989 г.
2 Аналитический обзор методик отбора и целенаправленного использования ресурсов талантов за рубежом АПН СССР IV кв. 1989 г.
3 Анализ подготовленного талантами в США, Японии, Франции «скачка» на важнейших направлениях научно-технического прогресса, качественные и количественные оценки такого «скачка» ГКНТ I-й кв. 1990 г.
4 Анализ влияния открытий, «скачков», подготовленными талантами в США, Японии, Франции на прогресс в науке и экономике ГКНТ, АН СССР I-й кв. 1990 г.
5 Аналитический обзор возможных мер по комплексному решению такой проблемы в СССР (отбора и целенаправленного использования ресурсов талантов) ГКНТ, Госкомобразования СССР (с привлечением НИИВШ), АН СССР, АПН СССР II-й кв. 1990 г.
Технология дальнейших действий по реализации мер по подготовке доклада такова: НИИВШ Госкомобразования готовит проект записки т. Ягодина в Совет Министров СССР по вопросу отбора ресурсов талантов в СССР. После положительного решения вопроса о подготовке такого доклада создаётся рабочая группа, в которую входят перечисленные ведомства, включая НИИВШ. Далее проект структуры после доработки утверждается и работа идет в соответствии со сроками.
Информация для анализа стратегического ресурса модернизации России.
1. Любая цивилизация успешна, если число пассионариев в ней достаточно велико и не ниже известного порога (см. работы известного историка Л. Гумилева), и этим людям дается возможность действовать. В противном случае её ждет деградация, упадок, исчезновение. Как доказал Лев Гумилёв пассионарии определяют жизнь и длительность государств, обществ, этносов.
2. Работа, которая проделана по отбору талантов и гениев с целью использования их в науке, технике, технологии, экономике, вооруженных силах и т.д.(см. 2, 3), является теоретической, пионерской и первой такого рода в мире. Она представляет один из многих вариантов сценария реализации проблемы отбора талантов и гениев. Представляется целесообразным для тех, кому необходимо решить подобную проблематику, сформировать небольшую рабочую группу интеллектуалов, очень сильно мотивированных, владеющих методами и языком нескольких научных дисциплин. Эта мобильная группа в режиме мозгового штурма должна создать несколько вариантов будущих теоретических проработок этой проблемы. Пояснение. Фундаментальная научно-исследовательская работа, которая проделана автором, с точки зрения эффективности может быть не лучшей, не совершенной, носящей на себе отпечаток личности создателя её. Другой специалист может проделать такую же работу и сделать лучший вариант. Третий – еще лучший. Задача – создать несколько альтернативных методик, чтобы из них выбрать лучшую. Если смотреть на эту проблему с государственной точки зрения, то лучше на этапе НИР провести такие затраты ресурсов, чем иметь один может быть и не оптимальный вариант. Кроме того теория – это «заря» будущего инструментария отбора гениев и талантов. У многих существует такой вид непонимания – им подавай сразу испеченные блины. Они не понимают, что сначала нужно взять муку, яйца и масло, сделать субстанцию, в которой размешаны молоко, яйца, мука, затем на втором этапе разогреть сковородку, вылить на неё разбавленную субстанцию, и только на третьем этапе получим готовый продукт – блин. Так и здесь – теория даёт дорогу будущему продукту. Поэтому есть теоретическая физика, она даёт пищу экспериментальной физике. Поэтому есть НИР, затем ОКР, затем испытания будущей ракеты, затем пуск ракеты в космос с людьми. Без НИР не будет и ОКР. Без НИР не будет и ракеты.
3. Итак, если будет проведена НИР (научно-исследовательская работа), и признана лучшей из аналогичных вариантов НИР, тогда наступает 2-й этап. Эта же группа, дополненная специалистами, имеющими опыт внедрения, проводит работу по доводке идей НИР до степени появления инструментария.
4. Далее следует следующий, третий этап испытаний методики на добровольцах вузов (4-5 курсы) или на ином контингенте добровольцев.
5. Ресурс, который назван в монографиях (2, 3) «интеллектуальной элитой» является для любого государства самым важным. Это важнее нефти, газа, электричества и т.д..Это означает, что обладая таким ресурсом, можно сделать невероятный прорыв в технологии, экономике, науке, образовании, вооруженных силах, словом победить в конкурентной борьбе. Вот почему были ценны П. Капица, Королев, Курчатов, Келдыш, Ландау, Сахаров. Вот почему мы были первыми в космической гонке и в ядерной физике. Поэтому не жалко денег на выращивание таких Капиц, Королевых, Курчатовых, Келдышей, Ландау и Сахаровых. Это еще мало кто понимает. Можно назвать имена тех, кто понимает важность поиска и отбора талантов и гениев и эффективного их использования в различных отраслях. Это лауреат Нобелевской премии Алферов, а также первый заместитель председателя правительства Российской Федерации С. Иванов.
6. «Анализ состояния проблемы отбора талантов интеллектуальной элиты в науке» дает много пищи для размышления. Проблема отбора талантов и их эффективного использования в инновационных сферах очень современна. Президент США Кеннеди недаром дал указание усилить образование для укрепления национальной обороны и вскоре, в 1958 г. в США был принят закон «Об образовании в целях укрепления национальной обороны» во исполнение которого был разработан правительственный доклад «О ресурсах талантов в США», в котором постулировалось намерение выявлять способных и одаренных людей, подготовку «интеллектуальной элиты» и максимальное использование её в экономике. Он был неглуп, этот Кеннеди, смотрел в корень проблем страны, не пожалел времени и сил на то, чтобы эта проблема была решена. Когда автором давались руководству Отдела НИД вузов предложения по поиску и отбору талантов (интеллектуальной элиты), шел 1989 год. Тогда мы (т.е. наша страна) отставали от США в смысле постановки этой проблематики примерно на 30лет. Сейчас на дворе 2010 год. Мы отстаем от США, Японии, Франции (где вышли соответствующие законы) на 50 лет. Как Вам кажется, что это - потрясающая беспечность (а если смотреть правде в глаза - преступная халатность) или такая политика! У нас даже не поставлена проблема ресурса талантов на повестку дня.
7. «Анализ состояния проблемы..» очень современен. Почти 80% этого доклада можно использовать, слегка обновив те места, где упоминаются структуры типа ГКНТ, которых нет в современной России. Куда можно представить эту новую осовремененную информацию и кому? Это дело совести и ответственности тех, кто имеет сегодня возможность давать ход таким нужным идеям. Вдумайтесь – почти 50 лет нашему отставанию по решению этой проблемы от США, Японии, Франции. В 1989 г. автор не побоялся дать эту аналитическую записку, на основании анализа тех законов, которые были введены в США, а затем в Японии и во Франции, руководству Отдела НИД вузов, зная, что его сочтут …(далее много можно дать эпитетов и наименований, кем можно было его назвать). Сейчас у него нет даже той возможности, которая была тогда.
8. Монография «Исследование интуиции творческой личности талантов и гениев в науке, мотивационный коллапс и Теофания», в которой впервые в мировой практике теоретически исследована проблема моделирования, поиска и отбора гениев и талантов с целью дальнейшего использования их инноваций в различных сферах науки, образования, культуры, других отраслях, является плодом фундаментальной научно-исследовательской работы. Книга эта была закончена 19 января 2008 г. Никто не понимает проблематики, раскрытой в ней, ведь она говорит о ресурсах талантов в России! Да, в этой книге раскрыта малая часть возможности решить такую государственную проблему, да, есть теоретически и другие методы, кроме психодиагностики для отбора талантов. Но ведь никто даже не пробовал посмотреть на эту проблему вообще, никому не нужно то, что Россия 50 лет находится в аутсайдерах по выявлению и использованию этого главного для неё ресурса, никто даже не поставил эту проблему, никто не рассматривал вообще её. Книга эта есть малое начало, но ведь и большое начинается с малого, и длинный путь начинается с первого шага. Но самое интересное, что идея исследования интуиции с помощью математических методов, а также измерения научного потенциала ученого в мировой практике прецедента не имеет. Научный потенциал творческой личности ученого никто не измерял, ни в России, ни за рубежом. И вот, отношение к этому малому началу, которое хоть как-то может разбудить умы и встряхнуть их от спячки, такое: «Всем все равно, что будет с наукой сейчас и через 10 лет», слов много произносится, а дел в этом направлении нет.
9. Но почему должна страна быть аутсайдером по проблеме выявления и эффективного использования ресурсов талантов? Вот это непонятно.
10. Единственная надежда на тех, кто понимает важность поиска и отбора талантов и гениев – стратегического ресурса модернизации России. Может быть, они что-нибудь сделают.
Литература
1. Афлитунов А.М., Савченко Д.Н. Две парадигмы в развитии диалектики. Тезисы доклада Проблемного совета по материалистической диалектике МВ и ССО РСФСР на тему «Диалектическая культура мышления: история и современность». 6-7 июня 1989.
2. Савченко Д.Н. Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том I. Часть I. Методологические основания в креатологии. Наука и православная религия. / Савченко Д. Н.; Монография. ВИНИТИ РАН, М., 2009 – 246 с. илл. Библиограф. 168 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ, № 469 – В 2009 от 13.07.09
3. Савченко Д.Н. Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том I. Часть II. Исследование интуиции творческой личности, талантов и гениев в науке, мотивационный коллапс и Теофания / Савченко Д.Н.; Монография. ВИНИТИ РАН, М., - 301 с. илл. Библиограф. 172 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ, № 470 – В 2009 от 13.07.09
4. Савченко Д.Н. Креатология. Число. Гармония. Метафизика Света. Том II. / Савченко Д.Н.; Монография. ВИНИТИ РАН, М., 2009 -526 с. илл. Библиограф. 149 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ, № 740 – В 2009 от 30.11.2009
5. Афлитунов А.М., Савченко Д.Н. Ноосфера и современность // Русский космизм и ноосфера. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – Часть 1., М.: 1989, с. 18-20.
В XXI веке в России внезапно и мощно возникла потребность в поиске и отборе талантов с целью эффективного их использования в различных сферах экономики страны. В речи президента Медведева (2008 г.) прямо сказано: «необходимо искать талантливых людей…». Потребность в инновациях во всех отраслях экономики России, потребность в модернизации России, конкуренция в мире требуют постановки и выполнения этой задачи.
Еще Григорий Палама размышлял над проблемой творчества и увидел глубину осознания человека личностью в способности человека творить. Философская глубина его антропологии тогда определила фундаментальное значение исследованию творческого прорыва к новым видам знания..
Энергия и интуиция гениев или талантливых личностей, с целью гармонизации отношения человечества с создаваемым и преобразуемым им системами знаний (наукой, искусством, образованием и др.) может привести к духовному росту людей, а также к мощным достижениям в различных системах знаний. Сила и мощь страны и её конкурентоспособность напрямую зависит от числа талантов и гениев, работающих в приоритетных отраслях экономики страны.
Человек – живая Вселенная и по сложности он не уступает Вселенной, кроме того, ученый, вообще талантливый человек зачастую имеет обширные знания в различных областях, и когда начинается процесс взаимодействия его знаний со знаниями больших систем знаний (культурой, искусством, наукой, философией т.д.), тогда возникает взрывная волна инноваций, открытий, переворотов, тогда появляются гении, формирующие новое миропонимание целых поколений. Так, например, отец Павел Флоренский, религиозный православный философ, ученый, священник и богослов, провел широкий спектр исследований в самых различных областях знаний: лингвистике, теории пространственных искусств, физике, математике. Иногда называют его «Леонардо да Винчи ХХ века». Лосев Алексей Федорович, философ и филолог, имел блестящие знания в области античной эстетики, открыл русскому читателю античный мир от Гомера до Платона и от Платона до.. Христа. Размах его достижений огромен: философия, античная мифология, античный космос, эстетика, музыка, литература, математика (анализ числа и бесконечно малых). Лосев был переводчиком Плотина, Прокла, Николая Кузанского. Список таких людей можно продолжать…
Когда идет взаимодействие талантливого ученого с потоком парадигм (системами знаний), тогда возникает ситуация креатологическая, ибо накопленные человеком знания и опыт вступают в контакт с большими системами знаний, идет «диффузия» знаний во внутреннюю психическую сферу исследователя, и, наконец, инсайт, интуитивное прозрение свидетельствуют часто о начале новой эры в той области знаний, в которой исследователь хочет добиться нового, неизведанного результата. В любой отрасли знаний: в науке, философии, искусстве имеет место такое пересечение знаний человека с большими системами знаний.
Исследование областей знания, связанных с творчеством личности человека, таких как психология, математика, теоретическая физика, а также культура и искусство подтверждает, что в России ХХI века сложилась ситуация, когда творческая личность (ученый, художник и т.д.) нуждается в некоем принципе идеального творчества. При этом он должен понять, что от «качества» идей, порождаемых им, меняется прогресс страны и современной цивилизации. Необходимо появление творчески обостренного, духовно обогащенного, новаторски ориентированного духа эпохи.
В 1990 г. автор поставил и сформулировал теоретические предпосылки условий проявления энергии пассионариев, меняющих лик Мира. Был создан и разработан исследовательский проект по теме: «исследование эволюционной диагностики, моделирования и отбора талантов и талантов высшего уровня (гениев) в науке, образовании, культуре методами креатологии (1 очередь)». Автор понимал, что именно таланты и гении дают любой стране лидерство, именно таланты определяют развитие нации, именно таланты являются в этом смысле золотым фондом страны. Принципиально новым являлась постановка проблемы отбора талантов на основе методологии созданного автором нового глобального научного направления – креатологии.
Проанализировав плюралистические концепции ХХ века: экзистенциалистские, теокосмические, мистические, социологические (франкфуртская школа), логико-исторические (Кроче, Джентиле, Коллинвуд), рационалистскую (Г.Башляр), мифологическую (Шпенглер), метапсихологическую (З.Фрейд) два исследователя: Афлитунов, Савченко, пришли к выводу, что только в пределах новой диалектики, в пределах широкой программы исследований возможно продвижение к новой философии понимания взаимодействия творческой личности с потоком парадигм различных форм общественного сознания. Разработанная ими постановка новых целей привела к новой диалектике – полиморфной диалектике (1).
Именно тогда была разработана идея о создании нового универсального научного направления, называемого КРЕАТОЛОГИЕЙ, исследующего глобальные вопросы взаимодействия креативной личности с существующим уровнем развития научных (или иных) представлений и парадигм (интеллектуальным потенциалом общества) (2-4).
Несколько раньше в публикации 1989 г. «Ноосфера и современность», ученые-исследователи (Афлитунов А.М., Савченко Д.Н.), также с особой силой подчеркивали необходимость создания этого нового, глобального научного направления, исходящего из проявления действия интеллектуальных, духовных, нравственных сил, творящих историю человечества (5).
Особенность креатологии состоит в том, что она ставит во главу угла «человека как творца всех вещей».
Автором проведены исследования по эволюционной диагностике личности в научном (и техническом) творчестве (2-4). Создание теории моделирования и эволюционной диагностики гениев и талантов на её основе эволюционных тестов диагностики личности исследователя (и другого инструментария), - являлось инструментом отбора гениев и талантов в науке (а также в других областях знаний: это – новая задача, её никто как в России, так и за рубежом никто не решал).
Предполагаемое содержание исследовательского проекта включало задачи (в рамках 1-й фазы методологии), относящиеся к моделированию и эволюционной диагностике основных подструктур потенциала талантливой, гениальной личности в научном, художественном, культурологическом творчестве. Из научных основ методологии предлагалось возможность решения фундаментальных философских проблем, связанных с талантливой и гениальной личностью в процессе решения ею научной проблемы, или в процессе художественного (или иного) творчества, с учетом взаимодействия такой личности с наукой, культурой, образованием (современными парадигмами в этих областях), а также философских проблем, связанных с глобальными постановками креатологии. В рамках 2-й фазы методологии предлагалась разработка креатологического инструментария, не имеющего прецедента в мировой практике - специализированных эволюционных тестов, измеряющих мотивационную сферу и интуицию талантливой личности в процессе взаимодействия с потоком парадигм в сферах творческой деятельности такой личности. В научной части методологии предполагалась разработка нескольких концепций и трех новых теорий: теории поля флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции; математической теории креатологии; общей теории интуиции, бессознательного психического и научного, художественного творчества талантливой личности в процессе взаимодействия такой личности с потоком парадигм в соответствующей области.
К сожалению, тогда вопрос о моделировании и отборе талантов и гениев с целью максимального использования в народном хозяйстве СССР оказался в забвении. Слишком сильна была инерция сложившихся в системе образования парадигм.
Однако сейчас в начале XXI века актуальность решения данной проблемы только возросла. Модернизация России настоятельно требует решения такой проблемы.
Рассмотрим, почему вопрос моделирования и отбора талантов и гениев с целью максимального их использования на передовых направлениях развития страны так актуален именно сейчас. Почему таланты и гении в науке, образовании, культуре являются стратегическим ресурс модернизации России?
Фундаментальная научная идея обычно рождается в голове одного человека и, не является плодом коллективных усилий. Ученый не согласовывает работу многих людей, а вбирает в себя интеллектуальные веяния и потребности эпохи и на этой основе конструирует фундаментальную теорию и выдвигает принципиально новые идеи. Поэтому для развития науки нужны «гениальные умы» или выражаясь проще, таланты высшего уровня. Ведь тысячи рядовых ученых-тружеников не могут заменить М. Планка, Н. Бора или А.Эйнштейна. Отсюда делается вывод, что поток идей, порождаемый талантами или гениями (талантами высшего уровня – термин, принятый в специальной литературе), оформляемых в виде научных истин мировоззрения является «двигателем» эволюции научного мировоззрения. Этот вывод справедлив и в наше время. Ниже приводятся некоторые высказывания в прессе СССР по этому вопросу.
Лауреат Нобелевской премии по физике, академик П. Капица отмечал, что большинство научных открытий в физике, химии, биологии, медицине, новых направлениях в технике делаются за границей. Он говорил:
Успешно развиваться эти области могут, когда в них с большим энтузиазмом работают творчески наиболее одаренные люди. Настойчивость, целеустремленность и большая работоспособность при ярком творческом мышлении – обязательные качества для ученого и величина этих качеств должна соответствовать масштабу и трудности поставленной задачи (Коммунист, 1987, № 13).
Президент ВАСХНИЛА А. Никонов рассматривал самую суть этого вопроса. «Надо искать таланты – в этом ключ успеха. Ведь сто и двести обычных работников не заменят одного Вавилова или одного Чаянова. Искать в школах, как поступают в Сибирском отделении АН СССР, на первых курсах университетов, институтов. Это долг каждого нашего научного учреждения, каждого ученого. Нам надо быстро наверстывать упущенное - ведь наука стареет, у нас прервалась преемственность поколений» (Коммунист, 1988, № 1). И это было сказано тогда, 21 год назад! Рассмотрим анализ состояния этого вопроса в 1987-1990 гг.
Поток такого рода высказываний в прессе можно было бы продолжать. Отсюда ясно, что актуальность поиска талантов на современном этапе не вызывает сомнения. Интеллектуальный потенциал общества есть стратегический ресурс мощи любой страны. Высшая школа является не только источником квалифицированных, компетентных кадров, но и важнейшей составной частью научно-исследовательского комплекса страны.
Однако в течении нескольких последних десятилетий в подготовке и использовании специалистов нарастали негативные явления. Экстенсивные пути развития высшей школы привели к необоснованному росту выпуска специалистов с качественно низкими параметрами знаний, умений, навыков. Уровень обучения и воспитания не отвечает задачам модернизации России, быстрого освоения современных достижений науки и техники, прорыва страны вперед в конкурентной борьбе передовых идей и технологий. В стране нет единой системы профориентации, нацеленной на систематический отбор, слежение за талантами (начиная с детского сада, кончая докторантурой), а также целенаправленного их использования. В стране нет отечественных тестов, а также другого инструментария, направленных на отбор талантов и талантов высшего уровня. Даже исследовательская тематика не формулируется прямо. В России нет научных журналов, освещающих вопросы моделирования, психодиагностики и научного отбора талантов и гениев; что же касается научных журналов, показывающих результаты комплексных исследований, направленных на отбор талантов, то таких журналов не только нет, но даже отсутствует постановка такой проблемы. Почти нет обмена научной информацией между научными организациями в России и за рубежом по вопросам отбора и использования талантов и гениев (во всяком случае, сведения о таких контактах отсутствуют для научной общественности). Нет ни единой попытки создать международный научный исследовательский коллектив, который взялся бы за разработку такой комплексной проблемы науковедения как «исследование личностного потенциала талантов и талантов высшего уровня (гениев) в науке, отбор и целенаправленное их использование». Ни одного международного симпозиума по обозначенным выше вопросам не проводилось в России.
Вместе с тем анализ зарубежных публикаций по вопросам высшей школы в области педагогики и науковедения показывает рост прямо противоположных процессов. Изменилась кардинальная точка зрения правительственных кругов капиталистических стран на инвестиции и политику в области подготовки кадров в науке как главной производительной силе общества. Стало ясно, что не только и не столько затраты определяют прорыв в области подготовки кадров и затем дальнейшее стремительное развитие приоритетных наукоёмких отраслей, но уровень подготовки и степень одаренности будущих специалистов.
В США, Франции, Японии делают ставку на талантливых и способных людей, на подготовку интеллектуальной элиты, что ведет к несомненным успехам в области науки, техники, технологии, экономики. Общеизвестный факт «о перекачке умов» в США из других стран служит тем же целям. Почти в каждой развитой капиталистической стране за ретроспективный период (30 лет) были приняты законы, предусматривающие изменение развития системы высших учебных заведений.
В 1958 г. в США был принят закон «Об образовании в целях укрепления национальной обороны» во исполнение которого был разработан правительственный доклад «О ресурсах талантов в США», в котором постулировалось намерение выявлять способных и одаренных людей, подготовку «интеллектуальной элиты» и максимальное использование её в экономике. Аналогичные законы были приняты в других странах Запада.
Тезис о том, что экономика США на современном этапе основана не на развитии и эксплуатации ресурсов, а на выявлении и использовании талантов высшего уровня и талантов, а также одаренных (креативных) людей основан на работах многих американских ученых. Тезис этот тогда подкреплялся также следующими фактами:
1) по численности ученых и инженеров, занятых в сфере НИОКР (750 тыс. человек в пересчете на полную занятость), количеству лауреатов Нобелевской премии в точных науках и медицине (149 в 1961-1984 гг. против 151 во всех остальных странах мира), технической оснащенности научных лабораторий и исследовательских центров, многообразию форм соединения науки с производством, короче, по качественному уровню инновационных процессов Америка не имеет себе равных в мире капитала (Г. Скоров. Американский центр силы современного капитализма // Коммунист, 1987, № 8).
Предпринятые меры по реализации положений вышеуказанного доклада сказались на науке, технике, технологии, экономике США. В рассматриваемое тогда время США – держава, обладающая крупнейшим промышленным, военным, научным потенциалом. По размерам валового внутреннего продукта (ВВП), отражающего суммарную стоимость всех произведенных товаров и услуг (3225 миллиардов долларовХ), США идут далеко впереди любой высокоразвитой капиталистической страны (Япония1190 миллиардов далларов, ФРГ – 675 миллиардов, Франция – 545, Италия – 352, Великобритания – 493, Канада – 315 миллиардов долларов). Расходы США на научные исследования и ОКР (109,2 миллиардов долларовХХ) составляют около половины всех затрат на эти цели в мире капитала. По производству электроэнергии (2441 миллиард кВт-час) США превосходят все остальные страны, входящие в «большую семерку» капиталистических государств (2253 миллиарда кВт-час), а по стоимости выпускаемого электронного оборудования (175,2 миллиарда долларов) опережают в 1,5 раза Японию, ФРГ, Великобританию, Францию вместе взятых (114,6 миллиарда долларов).
_______________________________________________________
х) Среднегодовые данные за 1981 – 1985 гг., в ценах 1982 г., с пересчетом по официальным обменным курсам.
хх) Данные 1985 года и далее
Напомним еще раз ключевые цифры тех лет: количество лауреатов Нобелевской премии в точных науках и медицине 149 в США против 151 во всех остальных странах (за 1961-1984 гг.) (Г. Скоров…там же). Добавим еще один факт. По данным научно-технического потенциала США занимают первое место в капиталистическом мире. Их затраты на науку превышают расходы Англии, Франции, ФРГ и Японии, вместе взятых (там же).
Немалую долю этих достижений занимала и занимает поиск, отбор и умелая концентрация талантов и талантов высшего уровня на приоритетных направлениях научно-технического прогресса. Их вклад в прорыв в области научно-технического прогресса огромен, их влияние на науку, технику, технологию, экономику очень велико (достаточно напомнить вклад в развитие таких имен: Эйнштейна, Оппенгеймера, Фейнмана, Пензиаса, Вилсона, Гамова, Меллера, Френкель-Конрат и др.).
Поэтому на Западе в политике формирования студенческих коллективов ведущим принципом провозглашается селекция по способностям (рассматривается как процесс: отбор в период довузовского обучения, отбор при приеме в вуз, отбор в процессе обучения в высшей школе). Поэтому системы высшего образования в капиталистических странах управляются средствами государственного законодательства, методами целенаправленного регулирования этой сферой, поэтому усилено финансирование высшей школы, поэтому создаются международные региональные организации по планированию развития высшего образования, поэтому усилена система повышения квалификации и переподготовки специалистов в условиях роста темпов генерации и внедрения инноваций на базе научных исследований, поэтому приобрели размах развитие новых учебных программ, разработка пособий (в том числе на базе ЭВМ), привлечение к этой работе крупнейших ученых (в том числе и Нобелевских лауреатов). Поэтому в крупнейших буржуазных университетах есть специальные факультеты «вундеркиндов». Перечисленные меры представляют комплексную эффективную систему селекции талантов или одаренных студентов.
Если рассматривать ученых, как мощную составляющую ресурсов талантов, то прав Н. Винер, подчеркивая, что «вполне вероятно, что 95% оригинальных научных работ принадлежит меньше, чем 5% профессиональных ученых, но большая часть из них вообще не была бы написана, если бы остальные 95% ученых не содействовали созданию общего достаточно высокого уровня науки» (Н. Винер. Я – математик.- М.: 1964, с. 344).
«Целенаправленный поиск, отбор и развитие человеческих способностей и талантов на основе планомерной профориентационной работы на всех этапах обучения является одним из основных направлений современной политики в сфере высшего образования. Еще в 1954 г. в упомянутом правительственном докладе «О ресурсах талантов в США» говорилось, что прогресс США как современного государства….его экономическая, военная мощь и т.п. находятся в прямой зависимости прежде всего от той части нации, которая работает преимущественно головой, а не руками. Предлагая делать ставку на способных и талантливых людей авторы документа высказывались за политику «поддержки интеллектуальной элиты» и подчеркивали жизненно важную необходимость выявления и эффективного использования умственного потенциала нации. Эти установки в значительной мере определили характер и внутреннее содержание работы учебных заведений…Во многих американских вузах появились группы и даже факультеты вундеркиндов, с которыми работают выдающиеся профессора; способные школьники стали поступать сразу на второй курс, минуя первый (ежегодно числа таких случаев составляет от 50 до 100 тыс.); студенты получили возможность менять профиль обучения, завершать учебу в сжатые по сравнению с обычными сроки и др.»
Поиск и концентрирование использования талантов – вот основа проблемы интенсификации науки.
Автор настоящей статьи с 1984 г. целенаправленно занимается разработкой теоретических основ нового универсального научного направления креатология, в котором исследуется проблем поиска и отбора гениев и талантов в науке, образовании, культуре. Вплоть до 1990 г. он был старшим научным сотрудником отдела НИД вузов НИИВШ. Им была представлена на рассмотрение руководству отдела проект научно-исследовательской программы «Исследование и разработка проблемы отбора ресурсов талантов – интеллектуальной элиты в науке», в которой были сформулированы методологические проблемы, концепции, теории, направленные на поиск и отбор гениев и талантов в научно-исследовательской деятельности (НИД).
Проект НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА «Исследование и разработка проблемы отбора ресурсов талантов – интеллектуальной элиты в науке» (I-я очередь)
1. Исследование и разработка общей теории интуиции, бессознательного психического и научного творчества личности в научно-исследовательской деятельности (НИД) 1989-1991 гг.
2. Исследование и разработка теории поля флуктуирующей плотности потоков выбросов зонда интуиции талантливой личности в процессе НИД 1990-1991 гг.
3. Разработка теории флуктуации интенсивности новизны интеллектуальной продукции талантливой личности в процессе НИД 1991-1992 гг.
4. Разработка теории эволюционного психологического моделирования потенциала таланта (ученого, студента) в процессе НИД 1992-1993 гг.
5. Разработка теории эволюционной диагностики потенциала таланта (ученого, студента) в процессе НИД 1990-1992 гг.
6. Разработка теории специализированных эволюционных тестов диагностики потенциала талантливой личности в процессе НИД 1990-1992 гг.
7. Исследование и разработка методологии отбора талантов в НИД 1991-1994 гг.
8. Исследование и разработка теории оценки новизны интеллектуальной продукции в НИД 1993-1996 гг.
Продолжение научно-исследовательской программы (I-я очередь)
«Разработка общих методов и общей методики диагностики и отбора ресурсов талантов в НИД» (1993-1996 гг.).
1. Разработка методов эволюционной диагностики потенциала талантливой личности и её эволюционного психологического моделирования
2. Исследование и разработка методов оценки новизны интеллектуальной продукции талантливой личности в процессе НИД
3. Разработка общей методики диагностики и отбора таланта в НИД
Затем была разработана возможная структура правительственного доклада «О ресурсах талантов в СССР». Автор приводит его ниже в том виде, в котором он был дан тогда.
Возможная структура правительственного доклада «О ресурсах талантов в СССР»
Как уже отмечалось ранее в 50-е – 60-е годы президентом Кеннеди было санкционировано решение о подготовке доклада «О ресурсах талантов в США», на основании которого была разработана программа отбора и целенаправленного использования интеллектуальной элиты в науке. Налицо у нас в стране отставание в реализации такого подхода на 30-40 лет. Такое положение чревато отставанием по всем качественным показателям научно-технического прогресса. Поэтому предлагается структура возможного доклада Совету Министров СССР по вопросам решения проблемы поиска талантов и целенаправленного их использования в науке, а затем в других сферах народного хозяйства. Предлагается привлечь к разработке правительственного доклада силы ГК по народному образованию, ГКНТ, АПН СССР, АН СССР. Так как в силу сложившихся обстоятельств наиболее компетентным оказался сотрудник Отдела НИД вузов Д.Н.Савченко, то первоначальный вариант структуры такого доклада подготовлен им.
ПРОЕКТ СТРУКТУРЫ ДОКЛАДА «О ресурсах талантов в СССР»
1 Сравнительный анализ решения вопроса отбора талантов в системах образования США, Японии, Франции Госкомобразования СССР, ГКНТ, АН СССР IV кв. 1989 г.
2 Аналитический обзор методик отбора и целенаправленного использования ресурсов талантов за рубежом АПН СССР IV кв. 1989 г.
3 Анализ подготовленного талантами в США, Японии, Франции «скачка» на важнейших направлениях научно-технического прогресса, качественные и количественные оценки такого «скачка» ГКНТ I-й кв. 1990 г.
4 Анализ влияния открытий, «скачков», подготовленными талантами в США, Японии, Франции на прогресс в науке и экономике ГКНТ, АН СССР I-й кв. 1990 г.
5 Аналитический обзор возможных мер по комплексному решению такой проблемы в СССР (отбора и целенаправленного использования ресурсов талантов) ГКНТ, Госкомобразования СССР (с привлечением НИИВШ), АН СССР, АПН СССР II-й кв. 1990 г.
Технология дальнейших действий по реализации мер по подготовке доклада такова: НИИВШ Госкомобразования готовит проект записки т. Ягодина в Совет Министров СССР по вопросу отбора ресурсов талантов в СССР. После положительного решения вопроса о подготовке такого доклада создаётся рабочая группа, в которую входят перечисленные ведомства, включая НИИВШ. Далее проект структуры после доработки утверждается и работа идет в соответствии со сроками.
Информация для анализа стратегического ресурса модернизации России.
1. Любая цивилизация успешна, если число пассионариев в ней достаточно велико и не ниже известного порога (см. работы известного историка Л. Гумилева), и этим людям дается возможность действовать. В противном случае её ждет деградация, упадок, исчезновение. Как доказал Лев Гумилёв пассионарии определяют жизнь и длительность государств, обществ, этносов.
2. Работа, которая проделана по отбору талантов и гениев с целью использования их в науке, технике, технологии, экономике, вооруженных силах и т.д.(см. 2, 3), является теоретической, пионерской и первой такого рода в мире. Она представляет один из многих вариантов сценария реализации проблемы отбора талантов и гениев. Представляется целесообразным для тех, кому необходимо решить подобную проблематику, сформировать небольшую рабочую группу интеллектуалов, очень сильно мотивированных, владеющих методами и языком нескольких научных дисциплин. Эта мобильная группа в режиме мозгового штурма должна создать несколько вариантов будущих теоретических проработок этой проблемы. Пояснение. Фундаментальная научно-исследовательская работа, которая проделана автором, с точки зрения эффективности может быть не лучшей, не совершенной, носящей на себе отпечаток личности создателя её. Другой специалист может проделать такую же работу и сделать лучший вариант. Третий – еще лучший. Задача – создать несколько альтернативных методик, чтобы из них выбрать лучшую. Если смотреть на эту проблему с государственной точки зрения, то лучше на этапе НИР провести такие затраты ресурсов, чем иметь один может быть и не оптимальный вариант. Кроме того теория – это «заря» будущего инструментария отбора гениев и талантов. У многих существует такой вид непонимания – им подавай сразу испеченные блины. Они не понимают, что сначала нужно взять муку, яйца и масло, сделать субстанцию, в которой размешаны молоко, яйца, мука, затем на втором этапе разогреть сковородку, вылить на неё разбавленную субстанцию, и только на третьем этапе получим готовый продукт – блин. Так и здесь – теория даёт дорогу будущему продукту. Поэтому есть теоретическая физика, она даёт пищу экспериментальной физике. Поэтому есть НИР, затем ОКР, затем испытания будущей ракеты, затем пуск ракеты в космос с людьми. Без НИР не будет и ОКР. Без НИР не будет и ракеты.
3. Итак, если будет проведена НИР (научно-исследовательская работа), и признана лучшей из аналогичных вариантов НИР, тогда наступает 2-й этап. Эта же группа, дополненная специалистами, имеющими опыт внедрения, проводит работу по доводке идей НИР до степени появления инструментария.
4. Далее следует следующий, третий этап испытаний методики на добровольцах вузов (4-5 курсы) или на ином контингенте добровольцев.
5. Ресурс, который назван в монографиях (2, 3) «интеллектуальной элитой» является для любого государства самым важным. Это важнее нефти, газа, электричества и т.д..Это означает, что обладая таким ресурсом, можно сделать невероятный прорыв в технологии, экономике, науке, образовании, вооруженных силах, словом победить в конкурентной борьбе. Вот почему были ценны П. Капица, Королев, Курчатов, Келдыш, Ландау, Сахаров. Вот почему мы были первыми в космической гонке и в ядерной физике. Поэтому не жалко денег на выращивание таких Капиц, Королевых, Курчатовых, Келдышей, Ландау и Сахаровых. Это еще мало кто понимает. Можно назвать имена тех, кто понимает важность поиска и отбора талантов и гениев и эффективного их использования в различных отраслях. Это лауреат Нобелевской премии Алферов, а также первый заместитель председателя правительства Российской Федерации С. Иванов.
6. «Анализ состояния проблемы отбора талантов интеллектуальной элиты в науке» дает много пищи для размышления. Проблема отбора талантов и их эффективного использования в инновационных сферах очень современна. Президент США Кеннеди недаром дал указание усилить образование для укрепления национальной обороны и вскоре, в 1958 г. в США был принят закон «Об образовании в целях укрепления национальной обороны» во исполнение которого был разработан правительственный доклад «О ресурсах талантов в США», в котором постулировалось намерение выявлять способных и одаренных людей, подготовку «интеллектуальной элиты» и максимальное использование её в экономике. Он был неглуп, этот Кеннеди, смотрел в корень проблем страны, не пожалел времени и сил на то, чтобы эта проблема была решена. Когда автором давались руководству Отдела НИД вузов предложения по поиску и отбору талантов (интеллектуальной элиты), шел 1989 год. Тогда мы (т.е. наша страна) отставали от США в смысле постановки этой проблематики примерно на 30лет. Сейчас на дворе 2010 год. Мы отстаем от США, Японии, Франции (где вышли соответствующие законы) на 50 лет. Как Вам кажется, что это - потрясающая беспечность (а если смотреть правде в глаза - преступная халатность) или такая политика! У нас даже не поставлена проблема ресурса талантов на повестку дня.
7. «Анализ состояния проблемы..» очень современен. Почти 80% этого доклада можно использовать, слегка обновив те места, где упоминаются структуры типа ГКНТ, которых нет в современной России. Куда можно представить эту новую осовремененную информацию и кому? Это дело совести и ответственности тех, кто имеет сегодня возможность давать ход таким нужным идеям. Вдумайтесь – почти 50 лет нашему отставанию по решению этой проблемы от США, Японии, Франции. В 1989 г. автор не побоялся дать эту аналитическую записку, на основании анализа тех законов, которые были введены в США, а затем в Японии и во Франции, руководству Отдела НИД вузов, зная, что его сочтут …(далее много можно дать эпитетов и наименований, кем можно было его назвать). Сейчас у него нет даже той возможности, которая была тогда.
8. Монография «Исследование интуиции творческой личности талантов и гениев в науке, мотивационный коллапс и Теофания», в которой впервые в мировой практике теоретически исследована проблема моделирования, поиска и отбора гениев и талантов с целью дальнейшего использования их инноваций в различных сферах науки, образования, культуры, других отраслях, является плодом фундаментальной научно-исследовательской работы. Книга эта была закончена 19 января 2008 г. Никто не понимает проблематики, раскрытой в ней, ведь она говорит о ресурсах талантов в России! Да, в этой книге раскрыта малая часть возможности решить такую государственную проблему, да, есть теоретически и другие методы, кроме психодиагностики для отбора талантов. Но ведь никто даже не пробовал посмотреть на эту проблему вообще, никому не нужно то, что Россия 50 лет находится в аутсайдерах по выявлению и использованию этого главного для неё ресурса, никто даже не поставил эту проблему, никто не рассматривал вообще её. Книга эта есть малое начало, но ведь и большое начинается с малого, и длинный путь начинается с первого шага. Но самое интересное, что идея исследования интуиции с помощью математических методов, а также измерения научного потенциала ученого в мировой практике прецедента не имеет. Научный потенциал творческой личности ученого никто не измерял, ни в России, ни за рубежом. И вот, отношение к этому малому началу, которое хоть как-то может разбудить умы и встряхнуть их от спячки, такое: «Всем все равно, что будет с наукой сейчас и через 10 лет», слов много произносится, а дел в этом направлении нет.
9. Но почему должна страна быть аутсайдером по проблеме выявления и эффективного использования ресурсов талантов? Вот это непонятно.
10. Единственная надежда на тех, кто понимает важность поиска и отбора талантов и гениев – стратегического ресурса модернизации России. Может быть, они что-нибудь сделают.
Литература
1. Афлитунов А.М., Савченко Д.Н. Две парадигмы в развитии диалектики. Тезисы доклада Проблемного совета по материалистической диалектике МВ и ССО РСФСР на тему «Диалектическая культура мышления: история и современность». 6-7 июня 1989.
2. Савченко Д.Н. Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том I. Часть I. Методологические основания в креатологии. Наука и православная религия. / Савченко Д. Н.; Монография. ВИНИТИ РАН, М., 2009 – 246 с. илл. Библиограф. 168 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ, № 469 – В 2009 от 13.07.09
3. Савченко Д.Н. Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том I. Часть II. Исследование интуиции творческой личности, талантов и гениев в науке, мотивационный коллапс и Теофания / Савченко Д.Н.; Монография. ВИНИТИ РАН, М., - 301 с. илл. Библиограф. 172 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ, № 470 – В 2009 от 13.07.09
4. Савченко Д.Н. Креатология. Число. Гармония. Метафизика Света. Том II. / Савченко Д.Н.; Монография. ВИНИТИ РАН, М., 2009 -526 с. илл. Библиограф. 149 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ, № 740 – В 2009 от 30.11.2009
5. Афлитунов А.М., Савченко Д.Н. Ноосфера и современность // Русский космизм и ноосфера. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – Часть 1., М.: 1989, с. 18-20.
Обсуждения Цивилизация знаний: проблемы модернизации России