Древние греки различали несколько видов любви.
Это, прежде всего, конечно, Эрот, обожествленный эрос. Эрот, или эрос, - любовь-страсть, любовь, пограничная с безумием, безумная любовь. Древние греки так и говорили: «эротоманиа» - «безумная (безрассудная) любовь».
Это, прежде всего, конечно, Эрот, обожествленный эрос. Эрот, или эрос, - любовь-страсть, любовь, пограничная с безумием, безумная любовь. Древние греки так и говорили: «эротоманиа» - «безумная (безрассудная) любовь».
Был глагол «эреоманео» - «быть безумным от любви».
Эрос - главным образом половая любовь. Отсюда «эротикэ» - искусство любви.
Более спокойна «филиа». Существительное «филиа» имеет свой глагол - «филео» - «я люблю» («филео су» - «я люблю тебя»). У этой любви больший спектр значений, чем у эроса. Такой любовью сложно любить многоразличное. Это, кроме того, не только любовь, но и дружба. Поэтому эротическая любовь - лишь один из видов «филии».
Любовь как высшая степень хорошего эмоционального отношения «я» к «не-я» колеблется между себялюбием, где «не-я» - это «я», и «друголюбием», любовью к «не-я», за которой, однако, может скрываться опосредованное себялюбие, когда предмет любви («филэтон») сводится лишь к объекту и к средству удовлетворения себялюбия, а не рассматривается как нечто самоценное, как нечто даже более ценное, чем «я». Любовь в первом смысле - любовь потребительская. Это не настоящая любовь. Только вторая, самоотверженная, любовь истинная. Гегель писал, что настоящая любовь - это обретение самого себя в отказе от самого себя и в исчезновении себя в другом. Настоящая любовь самоотверженна. Она включает в себя и элемент жалости и сострадания к предмету любви.
«Филиа» - это не столько любовь, сколько влюбчивость («филерастиа»).
Остальные виды «филии»: любовь к отцу («филопатор» - любящий своего отца), любовь к матери («филомэтор» - любящий свою мать), любовь к детям («филопайс» - детолюбивый), любовь к братьям и сестрам («филадельфиа», от «адельфос» - брат и «адельфэ» - сестра), любовь к своим товарищам («филетайриа»), к друзьям («филофилиа»), вообще дружелюбие («филофронэсис»), любовь к своему родному городу («филополи»), к своим согражданам («филополитэс» - любящий своих сограждан), любовь к своему отечеству («филопатриа»), любовь к своей родине - Греции, преданность ей («филеллэн» - любящий Грецию, Элладу), любовь к народу («филодэмос» - народолюбивый), любовь к человеку («филантропиа», отсюда «филантропия»).
«Филиа» - любовь к наслаждению («филэдониа»), к славе («филендоксиа»), к власти («филархиа»). Это любовь к свободе («филелеутерон»), но любви к несвободе, к рабству у древних греков не было, хотя было «филотюраннос» - стоящий на стороне тиранов, приверженец тирании.
«Филиа» - любовь к прекрасному, («филокалиа»). Любви к безобразному не было; любовь к добродетели, к добру, к доброте («филагатос»), но возможно и стремление к пороку («филопонэрос» - тяготеющий к пороку, в отличие от «филаретос» - любящий добродетель).
«Филиа» - любовь к правде, к истине («филалетейа»), но возможна и любовь ко лжи («филопсеустиа»).
«Филиа» - любовь к деятельности («филергиа»), труду («филопониа»), к земледелию («филогеоргиа»), к искусствам, ремеслам («филотехниа»), любовь к музам, т.е. также любовь к наукам и искусствам («филомусиа»). Это также любовь к богатству («филоплутиа»), жадность к деньгам («филохрэматиа»), страсть к наживе, корыстолюбие («филкердейа»).
«Филиа» - любовь к общению («филокойнос» - любящий общение) и любовь к одиночеству («филеремос» - любящий одиночество).
«Филиа» - любовь к своему телу, т. е. тщательный уход за телом («филосоматон»), любовь к самому себе («филоаутос»), любовь к своей душе, к своей жизни («филопсюхиа» и «филодзойа»), однако это осуждалось как чрезмерное жизнелюбие, жалкая привязанность к жизни, как источник трусости и рабства.
Среди видов «филии» была и любовь к познанию. Это «филоматейа» - «любовь к знанию, любознательность» («матэма» - знание, учение, наука, отсюда математика), «филологиа» - любовь к ученым беседам, занятиям, отсюда филология (однако «логос» означал не всякое слово, а только ученое, разумное, отсюда и иной смысл термина «филологиа», чем это принято теперь), «филопеустиа» - пытливость, любопытство; наконец, «философиа» - любовь к знанию, любознательность; исследование, учение, наука; любовь к мудрости, философия; философское учение. Глагол «философео» означал «любить знания, быть любознательным, мудро рассуждать...», а существительное «философос» - образованный, просвещенный человек, ученый, любитель мудрости...
Кроме «эроса» и «филиа» были у эллинов и другие термины, обозначающие любовь. Это производные от «филии» термины: «филосторгиа» - нежная любовь, горячая привязанность, «филотэс» - дружба, привязанность, любовь.
Еще более мягкой, чем «филиа», любовью является, возможно, «агапэсис» - любовь-влечение. Во времена вечерней зари языческой культуры и утренней зари христианской эта любовь приняла форму «агапэ» - новозаветной любви (агапы - братские трапезы у ранних христиан).
Любовь была представлена в образах нескольких мифологических существ. Это, прежде всего Афродита и Эрот (в Риме соответственно Венера и Амур).
Афродита - богиня любви и красоты. Ей приписывалась большая роль. Ей подчинено почти все живое. Афродита даже сводит богов с женщинами, а богинь - с мужчинами.
Имел свой мифологический образ и эрос. Это Эрот - сын Афродиты (по некоторым версиям, Артемиды, изменившей своей девственности). Тот хорошенький, шаловливый и безжалостный мальчик с крылышками, с луком и стрелами любви, которые он по своему капризу пускает то в богов, то в людей - плод эллинистического искусства, вначале же Эрота изображали в виде необработанной каменной глыбы.
В Древней Греции (и позднее в Риме) любовь ценилась высоко. В «Пире» содержится подлинное прославление любви. Более того, там говорится и о ее положительном нравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь».
Эрос - главным образом половая любовь. Отсюда «эротикэ» - искусство любви.
Более спокойна «филиа». Существительное «филиа» имеет свой глагол - «филео» - «я люблю» («филео су» - «я люблю тебя»). У этой любви больший спектр значений, чем у эроса. Такой любовью сложно любить многоразличное. Это, кроме того, не только любовь, но и дружба. Поэтому эротическая любовь - лишь один из видов «филии».
Любовь как высшая степень хорошего эмоционального отношения «я» к «не-я» колеблется между себялюбием, где «не-я» - это «я», и «друголюбием», любовью к «не-я», за которой, однако, может скрываться опосредованное себялюбие, когда предмет любви («филэтон») сводится лишь к объекту и к средству удовлетворения себялюбия, а не рассматривается как нечто самоценное, как нечто даже более ценное, чем «я». Любовь в первом смысле - любовь потребительская. Это не настоящая любовь. Только вторая, самоотверженная, любовь истинная. Гегель писал, что настоящая любовь - это обретение самого себя в отказе от самого себя и в исчезновении себя в другом. Настоящая любовь самоотверженна. Она включает в себя и элемент жалости и сострадания к предмету любви.
«Филиа» - это не столько любовь, сколько влюбчивость («филерастиа»).
Остальные виды «филии»: любовь к отцу («филопатор» - любящий своего отца), любовь к матери («филомэтор» - любящий свою мать), любовь к детям («филопайс» - детолюбивый), любовь к братьям и сестрам («филадельфиа», от «адельфос» - брат и «адельфэ» - сестра), любовь к своим товарищам («филетайриа»), к друзьям («филофилиа»), вообще дружелюбие («филофронэсис»), любовь к своему родному городу («филополи»), к своим согражданам («филополитэс» - любящий своих сограждан), любовь к своему отечеству («филопатриа»), любовь к своей родине - Греции, преданность ей («филеллэн» - любящий Грецию, Элладу), любовь к народу («филодэмос» - народолюбивый), любовь к человеку («филантропиа», отсюда «филантропия»).
«Филиа» - любовь к наслаждению («филэдониа»), к славе («филендоксиа»), к власти («филархиа»). Это любовь к свободе («филелеутерон»), но любви к несвободе, к рабству у древних греков не было, хотя было «филотюраннос» - стоящий на стороне тиранов, приверженец тирании.
«Филиа» - любовь к прекрасному, («филокалиа»). Любви к безобразному не было; любовь к добродетели, к добру, к доброте («филагатос»), но возможно и стремление к пороку («филопонэрос» - тяготеющий к пороку, в отличие от «филаретос» - любящий добродетель).
«Филиа» - любовь к правде, к истине («филалетейа»), но возможна и любовь ко лжи («филопсеустиа»).
«Филиа» - любовь к деятельности («филергиа»), труду («филопониа»), к земледелию («филогеоргиа»), к искусствам, ремеслам («филотехниа»), любовь к музам, т.е. также любовь к наукам и искусствам («филомусиа»). Это также любовь к богатству («филоплутиа»), жадность к деньгам («филохрэматиа»), страсть к наживе, корыстолюбие («филкердейа»).
«Филиа» - любовь к общению («филокойнос» - любящий общение) и любовь к одиночеству («филеремос» - любящий одиночество).
«Филиа» - любовь к своему телу, т. е. тщательный уход за телом («филосоматон»), любовь к самому себе («филоаутос»), любовь к своей душе, к своей жизни («филопсюхиа» и «филодзойа»), однако это осуждалось как чрезмерное жизнелюбие, жалкая привязанность к жизни, как источник трусости и рабства.
Среди видов «филии» была и любовь к познанию. Это «филоматейа» - «любовь к знанию, любознательность» («матэма» - знание, учение, наука, отсюда математика), «филологиа» - любовь к ученым беседам, занятиям, отсюда филология (однако «логос» означал не всякое слово, а только ученое, разумное, отсюда и иной смысл термина «филологиа», чем это принято теперь), «филопеустиа» - пытливость, любопытство; наконец, «философиа» - любовь к знанию, любознательность; исследование, учение, наука; любовь к мудрости, философия; философское учение. Глагол «философео» означал «любить знания, быть любознательным, мудро рассуждать...», а существительное «философос» - образованный, просвещенный человек, ученый, любитель мудрости...
Кроме «эроса» и «филиа» были у эллинов и другие термины, обозначающие любовь. Это производные от «филии» термины: «филосторгиа» - нежная любовь, горячая привязанность, «филотэс» - дружба, привязанность, любовь.
Еще более мягкой, чем «филиа», любовью является, возможно, «агапэсис» - любовь-влечение. Во времена вечерней зари языческой культуры и утренней зари христианской эта любовь приняла форму «агапэ» - новозаветной любви (агапы - братские трапезы у ранних христиан).
Любовь была представлена в образах нескольких мифологических существ. Это, прежде всего Афродита и Эрот (в Риме соответственно Венера и Амур).
Афродита - богиня любви и красоты. Ей приписывалась большая роль. Ей подчинено почти все живое. Афродита даже сводит богов с женщинами, а богинь - с мужчинами.
Имел свой мифологический образ и эрос. Это Эрот - сын Афродиты (по некоторым версиям, Артемиды, изменившей своей девственности). Тот хорошенький, шаловливый и безжалостный мальчик с крылышками, с луком и стрелами любви, которые он по своему капризу пускает то в богов, то в людей - плод эллинистического искусства, вначале же Эрота изображали в виде необработанной каменной глыбы.
В Древней Греции (и позднее в Риме) любовь ценилась высоко. В «Пире» содержится подлинное прославление любви. Более того, там говорится и о ее положительном нравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь».
Обсуждения Любовь в античной Греции