Карфаген или что взамен? - о власти в России. Платон сегодня

«…Когда под Небесами следуют пути, будь на виду, а нет пути – скрывайся. Стыдись быть бедным и незнатным, когда в стране есть путь; стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути». (Конфуций. Я верю в древность. «Луньюй».)

«Если те, кто стоят на верху, ведут себя правильно, то дела в государстве идут, народ повинуется, если же, кто на верху, ведут себя неправильно, то даже если издаются указы, народ не повинуется, дела разваливаются». (Конфуций. Изречения.)

С точки зрения исихазма - важнейшей компоненты монашеской практики - внешняя деятельность может быть оправданной только тогда, когда она совершается человеком, внутренне гармоничным, сумевшим навести порядок в собственной душе.

"В России каждые 20 лет всё меняется, и каждые 200 лет в ней не меняется НИЧЕГО!"

____________________________________________________________________

По Платону, тимократия – приобретаемая за деньги царская власть, как то было в Карфагене, или правление, основанное на принципе ценза (от греч. – «честь», «цена», «плата»), обусловленного имущественным положением. Государственный строй, управляемый честолюбцами, где зло полностью смешалось с добром (см.: Платон. «Государство», книга VIII, 545d, 548c)*.

Представителей этого типа государства «воспитало насилие, а не убеждение», источником последнего является не ложное мнение, а философское знание. Правители-тимократы телесные упражнения ставят выше мусического искусства (вдохновленного Музами. – Н.Ш.), как и выше Культуры вообще.

Почему я говорю именно о тимократии, как об одном из четырех порочных типов государства в учении Платона, как то олигархии, демократии, или охлократии, т.е. управлении толпы, руководимой произволом и страстями, и тирании, где власть попадает в руки одного, имеющего низкие чувственные инстинкты.

Ибо тимократы – это люди с честолюбивыми наклонностями, заботящиеся только о приобретении внешних благ; эта форма правления соответствует нынешней бюрократии. Тимократия, как ее понимал великий Мыслитель, тождественна современной власти в России.

Безусловно, у нас тимократия не в чистом виде, как и по Платону, нет государства в чистом виде, но тесно сращенная с олигархией, переплетенная с охлократией, и еще несущая в себе рецидивы тирании или деструктивные элементы тоталитаризма в коллективном бессознательном. (Неслучайно в России милицию в полицию переименовали, чтобы окончательно узаконить полицейский режим.)

По Платону, государственное устройство рождается от тех нравов, которые господствуют в обществе, - это нравы большинства, или плебса ("Государство", книга VIII, 544е). Значит, необходимо радикально менять нравы (а в России это нравы рабско-крестьянские, по сей день крепостнические), противопоставив абсолютные ценности тотальному и почти необратимому падению нравов. Но в России господствуют экономико- и техноцентричный векторы политики, а никак не культуроцентричный.

Исходя из данной диалектической логики, Карфаген – это объективация нашего массового сознания. Идеальное же государство - духоразумения - может быть выстроено только совокупностью просветленных сознаний.

Идеальное государство Платона, которое вряд ли достижимо в земной жизни людей, как это признавал его Автор, является воплощением объективного собирательного Разума.

На наш взгляд, идеальное государство Платона отражает следующую схему, выстроенную по принципу триадичности мира, идущей от Пифагора. А именно: Дух-душа-тело, или Высочайший мир – умопостигаемый, ноуменальный; Высший мир – Мировая Душа – план эйдосов, идей как причин бытия и существования. Это некая зеркальная плоскость для нас, или зазеркалье, её функционирование в идеальном государстве Платона обеспечивают философски избранные, или Посвященные, ментально поляризованные люди, способные созерцать высшее Благо, оформлять его в высшие философские принципы, концепты и доносить их до людей науки, искусства и практической деятельности. И низший план или тело этого государства – наш феноменальный мир, мир явлений, находящийся в постоянном антагонизме с миром идеальных начал, высшего и всеобщего; этот антагонизм и обеспечивает, надо думать, развитие государства.

Синхронизация этих трех планов или сфер приводит к реализации идеи Блага, которая служит основанием идеального государства, его инвариантом.

Благо - это единство в многообразии; многообразием или вариативностью верховной идеи Блага, тождественной Прекрасному, высшей Красоте самой по себе, является закон справедливости, который должен царствовать везде и во всём в идеальном государстве, быть атмосферой его жизнедеятельности.

Платон признает общей причиной всех вещей идею Блага или Добра. Но невозможно объяснение причин явлений, если мы не выйдем из области самих явлений в иную сферу.

Как считает Пьер Адо, «истинная проблема не в том, чтобы приобрести определенное знание, а в том, чтобы существовать определенным образом» («Что такое античная философия»/Пер.с франц. В.П.Гайдамака. С.22.///...).

Таким образом, идеальное государство по Платону есть условие для философского образа жизни. Но это такой образ жизни, который исключает её автоматизм. (Согласно современным выводам нейрофизиологов, 80% своей жизни человек проживает зомбировано, на автомате.) Философский же образ жизни подразумевает умение достойно жить через призму Вечного: наша жизнь на земле – только подготовка к жизни в Надземном, - будучи движимым абсолютно нравственным намерением или выбором, исключающим всякую двойственность.

Диалектическое Учение Платона – методология познания и понимания Духовной (Тонкой) реальности, самая технология созерцающего ума.

Древние Греки были НЕ у источника Истины, а в самом Источнике. После Пифагора, Парменида, Гераклита, Платона, Плотина и др. дальнейшая история философии, пусть то в лице великого Г.Гегеля, питалась уже отраженным от Истины светом, не побоюсь этого слова - вторична.

(Только в конце 20-го века квантовая механика подошла к осмыслению формулы Парменида: «Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит», сняв дихотомию субъект-объект как неприступную стену между познающим субъектом и миром. Мир оказался познаваемым в принципе, но только НЕ человек, в аспекте мозга-сознания-мышления. Что могут дать достижения современной науки д у ш е человека (ведь человек – это душа)? – да, ничего.)

Задача метафизики, являющейся основанием философии, в том, чтобы вывести на свет всё скрытое в глубине души как первоначале, предшествующем всему сущему.

Всё знание заложено в душе, а видит она плохо из-за сопряженности с телом, задавлена физической материей, телесным и поэтому нуждается лишь в очищении от него («Анонимные пролегомены к платоновской философии». С.674-675./Платон. "Законы". - М.: Мысль, 1999.).

Цель философии – с помощью правильного образа жизни и созерцаний ума, раскрыть (познание как припоминание, в платоновской гносеологии) ИЗНАЧАЛЬНОЕ, ПРЕДВЕЧНОЕ ЗНАНИЕ ДУШИ, коя есть сакральный центр человека.

Данный, сокровенный, акт обретения истинного знания от Души, созерцающей Единое, как объективную Идею, Логос, есть предмет и назначение истинной Философии, с большой буквы. (А чтобы понять, что есть Философия как таковая, какой она должна быть, да не является с Нового времени, надо изучать Античную философию.)

Акт подлинного обучения должен в действительности соответствовать усилию припомнить и оживить забытые и скрытые в душе познания, приобретенные ею до воплощения, но и содержащееся в ней будущее знание. Теория анамнезиса Платона объясняет так же, как возрастают наши знания – из внутренних источников, а не в процессе обучения, обычно понимаемого как получение знаний извне. (Вспомним, чем была геометрия в Школе математиков Пифагора: способом медитации-концентрации с помощью совершенных геометрических фигур, - круга, квадрата, треугольника и др., - на бестелесных духовных сущностях.)

Это говорит о том, что вся система образования в существующих государствах не освобождает человека от незнания, не приводит к себе, не раскрывает высшего знания Души, не учит обладанию с помощью умозрения и умозаключения, синтеза высшими истинами.

Равно и время науки - как односторонней материалистической формы познания мира - подходит к концу, как и самой формы мира… В Целое мира можно проникнуть только синтетическими методами познания: в синтезе философских, научных и художественных начал, взаимопроникающих и дополняющих друг друга.

Философия же есть способ поставить себя под сомнение: что я есть на самом деле, в чем моя подлинность? Она же есть момент выбора: «казаться» или «быть».

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что зиждительным началом идеального государства должна быть МЕТАФИЗИКА как умонастроение, как стиль духовной, разумной, а не плебейской жизни, которую нам пытается навязать и уже навязала наша современная российская власть – техническое правительство, свободное от интеллекта, но зависимое от внешних материальных благ.

Выбора нет: Карфаген должен быть разрушен. Но что взамен?!

Извращенное государство может устроить только тех, кто довольны своими мнимыми способностями и мнимой мудростью, которая оборачивается лишь грубой силой (Платон. «Теэтет», 176 b-с). Если философ выглядит в государстве нелепым чужаком, стало быть, большинство людей развращены государством и почитают за достоинство только хитрость, ловкость и грубость, - вот о чем говорит нам Платон в «Теэтете».

Сегодня в России нет института, способного обеспечить протекаемость Высших Истин на земной план. Разумеется, РПЦ на эту роль не тянет ни в каком аспекте, вера должна быть равна Знанию. А в Кремле должны сидеть не технари, спецназовцы и бюрократы, но Мудрецы – философски избранные, Метафизики, которым перекрыты все пути туда, способные быть самосознательными проводниками высших Идей Логоса на земной план.

Платон учил: "...пока не сольются воедино государственная власть и Философия.., государствам не избавиться от зол". Философия же приводит нас к вечному, непреходящему, Самосущему, к Первопричине.

Но сегодня больше нигде так, как в России, не унижен интеллектуальный труд. И никогда так, как в наше время, государство не было трансцендентно обществу в РФ.

Да, близость России к северному полюсу, Полярной звезде, и другие факторы Космической эволюции, говорят о том, что Россия является сакральным центром мира. Но на центр и идет нагрузка в первую очередь. Фокус есть не площадка для «хлеба и зрелищ», а Лаборатория по переплавке тонн руды в граммы золота.

Ни одно государство мира не отражает идею Целостности («Реально только Целое», - утверждал Гегель), не соответствует универсальной вселенской парадигме единства духа-материи, но в потребительском угаре, чего-либо ни было, замкнуто на материальном, на аспекте силы-власти.

Идеальное же государство может быть только проводником универсальных Идей, но никак НЕ национальных или конфессиональных, эгрегориальных. Это государство строится на принципах универсализма и синтеза.

Понятно, что сегодня вся земная цивилизация – один Карфаген. По тем же причинам, что и древняя Атлантида, она рискует пойти под землю.

Приведем высказывание Платона, великого Посвященного, о судьбе Атлантиды:

«Столь великую и необычайную мощь, пребывавшую некогда в тех странах, бог устроил там и направил против наших земель, согласно преданию, по следующей причине. В продолжение многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от бога природа, правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом: они блюли истинный и во всем великий строй мыслей, относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпеливостью, презирая всё, кроме добродетели, ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ. Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства, но, храня трезвость ума, отчетливо видели, что и всё это обязано своим возрастанием общему согласию в соединении с добродетелью, но, когда это становится предметом забот и оказывается в чести, оно идет прахом, а вместе с ним гибнет и добродетель. Пока они так рассуждали, а божественная природа сохраняла в них свою силу, всё их достояние, вкратце нами описанное, возрастало. Но когда унаследованная от бога доля ослабела, многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность. Для того, кто умеет видеть, они являли собой постыдное зрелище, ибо промотали самую прекрасную из своих ценностей; но неспособным усмотреть, в чем состоит истинно счастливая жизнь, они казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила.

И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы, хорошо умея усматривать то, о чем мы говорили, помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию» («Критий», 120 е – 121с)**.

Как видим, ситуация в мире повторяется… Так что, за многие тысячелетия своей истории человеческий род нравственно и духовно не возрос, но только технически?!

Можно предположить, что идеальное государство Платона есть реализованный Христос – ноокосмический субъект.

Пока мы не обратимся к древним грекам: Пифагору, Сократу, Платону, Плотину и др. за ОБРАЗЦОМ – как нам жить, чтобы быть добродетельными, чтобы истина была «нашей матерью и кормилицей, сущностью и пищей», чтобы в истине мы стали равными самим себе, найдя в себе – идеальное государство, или целостность, - у нас ничего не будет; мы будем оставаться пленниками бессмысленной жизни. Ибо лучше не жить вовсе, чем вести ту жизнь, которую человечество ведет сегодня.

Таким образом, «Карфагену» можно противопоставить только живое Знание как образ жизни, жизненный выбор в пользу универсальной Истины.

... Вертикаль власти, в ее нынешнем варианте, только и существует для погружения в материю, ради самой материи, но не для того, чтобы дотянуться до универсальных высших принципов, познание которых только и оправдывает жизнь человеческого общества.

Когда вертикаль узколобых только и может обеспечить «хлеба и зрелищ» массам – это вертикаль инквизиции или Иуды, и человеческой массе – Философия не нужна, ведь последняя ставит под сомнение качество самой власти и жизненный выбор человека.

22.01.11. Москва.
__________________________________________________________________________________

* Платон. Государство. Пер. А.Н.Егунова./Платон. Соч. в 4-х т. Т.3, часть I. – СПб: изд-во СПбГУ, 2006. – 749с.

**Платон. Критий. Пер.С.С.Аверинцева./Платон. Соч. в 4-х т. Т.3, часть I. – СПб: изд-во СПбГУ, 2006. – 749с.

____________________________________________________________________

P.S. ...«Кремлевский тандем» надо гнать метлой!
Вот рукотворная реальность их – вертикали - любви к народу своему: зарплаты топ-менеджеров в Сбербанке РФ и Газпромбанке по 6 млн с лишним в МЕСЯЦ, на текущий год, - это на фоне ВЫЖИВАНИЯ народа России, в то время как годовой бюджет детского сада, да и то только в Москве, – 4 млн.руб.

Я хочу понять, эти топ-менеджеры, что вакцину от рака изобретают, или жизнь продлять научились, или сознание людей Идеями в корне изменяют, или экологию от кризиса спасают; что такое архиважное для жизни, кроме финансовых манипуляций, они производят?! Ответ прост – фикцию.

Однозначно, это мир сгнил на корню. Этот мир – обречен.

Все признаки Апокалипсиса сегодня налицо: полыхающий Ближний Восток, мор и глад, и мерзость запустения по местам: в душах прежде всего. Осталось только дождаться, когда в 12-ом году: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф., 24:29), и явится Миссия на облаках...

Наталья Шлемова. Февраль 2011г. Москва.

PPS.
Россию ждет то, что она заслужила.
Мировое сознание поворачивается в сторону СОЦИАЛИЗМА, другого не дано. Это вектор самой Эволюции.

А цель и идея для народа может быть только одна: СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО, СОЦИАЛИЗМ, КОММУНИЗМ. Весь мир к этому сегодня уже двинулся (82 страны бастуют против олигархии!), только Россия еще спит! Пассивность, крепостное сознание - бич России!

Однако народ сегодня становится ГЛАВНЫМ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ ИСТОРИИ, выходя на авансцену.

16.10.2011.
×

По теме Карфаген или что взамен? - о власти в России. Платон сегодня

Был ли прав Платон?

Греческий философ Платон (427—347 гг. до н.э.) в своих диалогах «Тимей» и...
Журнал

Платон

Платон (427-347гг. до н.э.) Платон родился в 427г. до н.э. в Афинах. Он- ученик...
Журнал

Платон. Биография

ПЛАТОН (42827 — 347 гг. до н.э.) — античный философ, основатель философской...
Журнал

Платон и государство

Тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов...
Журнал

Платон стоит истины

В абзаце, следующем за тем, из которого взято вынесенное в эпиграф, Аристотель...
Журнал

Платон — Апология Сократа

Как подействовали мои обвинители на вас, афиняне, я не знаю; а я из-за них...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы