"Поглядишь, как несметно разрастается зло,
Слава Богу, мы смертны, не увидим всего"
А. Вознесенский
Декабрьские межэтнические волнения в России были устроены недовольными гражданами, футбольными фанатами и националистами как реакция на убийство болельщика Егора Свиридова.
Слава Богу, мы смертны, не увидим всего"
А. Вознесенский
Декабрьские межэтнические волнения в России были устроены недовольными гражданами, футбольными фанатами и националистами как реакция на убийство болельщика Егора Свиридова.
На Манежной площади Москвы 11 декабря эти акции стихийно переросли в столкновение с ОМОНом и получили международную огласку.
– Чеченцы, они же злые, – объясняла соседка, поджав губы. – Евреи тоже дрянь-народ. И грузины, с недавнего времени.
Другая добавила:
– А журналисты-то! Чего выпендриваются и лезут, куда не звали! Им человека оклеветать – раз плюнуть! Да и менты тоже...
Согласно закивали головами и тяжело вздохнули в унисон:
– Зла не хватает...
Еще как хватает! В огромном избытке даже. Да и где вы видели в мире добро? Наоборот, все чаще приходится слышать в наши дни о том, что ощущение тотальной агрессии висит в воздухе, что агрессией этой воздух пропитан и достигает плотности и вязкости. А такого, говорят, раньше все-таки не было.
Ну да! Помню депрессивные школьные годы: постоянное ожидание того, что обидеть норовят и надо драться. Помню свою постоянную готовность к ответной агрессии. Помню очереди – пример неформального объединения по потребностям и интересам. Но если: "Вас тут не стояло!", то: "Пойдем выйдем!". А лица продавщиц, кассирш, домоуправов, неизменно выражавшие снисходительное презрение, нескрываемое раздражение и с трудом сдерживаемую ненависть! Зла всегда хватало, но, как сказал классик: «Нет, не то!». Не то, что сейчас, конечно! Сосредоточенного или рассредоточенного в мире зла становится все больше, оно узурпировало мир, охватило всю планету. Просто ушло с бытового уровня в ненависть к ближнему.
Все-таки раньше было некоторое соединение, выражавшееся во взаимных уступках, взаимопонимании, взаимной помощи. Теперь тяга к тому, чтобы разбежаться, отделиться. "Каждому – свое". А сблизиться с другими только для того, чтобы удовлетвориться за их счет. Ничто так не примиряет с чужим умом или способностями, как возможность их использовать! А если не вижу, как это сделать, значит, не нужны и, конечно, путаются под ногами, раздражают!
Когда я обвиняю во зле какой-то народ, социальную группу или отдельных индивидуумов, то ищу виноватых везде, кроме себя. Потому что наше эго не может страдать и никогда не признается, что это оно виновато. Возбуждая антипатию к другим, делая их плохими, я чувствую облегчение, свободу от унижения признаться, что это я, на самом деле, виноват. Так я проецирую свои недостатки на них, ведь никогда никому не желаю признаться в том, что они мои.
– Вы что, автор, требуете индивидуального суда и личной ответственности за содеянное? При чем тут я? Ну, эгоист. Так что вы от меня хотите? Я не лучше и не хуже других. Так что, в общем, все по справедливости. По моей. Да, мы такие! Слушать друг друга мы не умеем, а вот камни бросать с остервенением – это да! И, как способ самоутвердиться, травим других. А что делать?
Теория эгоизма, как злого начала, слишком правдива и потому противна широким кругам. А тем временем ненависть порождает ненависть. И, понимая это, каждое общество всегда каким-то образом старалось придать эгоистическим желаниям своих членов некие рамки, ограничить законами, чтобы они не прорвались чрезмерно, чтобы не стали причиной разрушения общества и всего мира. Всегда заботилось о том, чтобы желания эти как-то сбалансировать, "разбавить" их какими-то формами отдачи другим, вроде благотворительности, что делало бы более-менее сносным существование общества.
По своей природе, мы ощущаем в наших чувствах окружающее в мере того, что выгодно нам, что нам полезно или вредно. Смешон поэтому термин "общественное согласие", придуманный политиками. Оно – как бабочка-однодневка: ситуация заставит – объединимся. Ушла проблема, решили ее с помощью объединения, сразу все возвращается на круги своя. Бей ближнего, чтобы дальним неповадно было!
Еще в советские времена страшным проклятием было "чтоб ты жил во время перемен". Именно в такое время мы и живем. В мире бешеными темпами раскрывается зло человеческого эгоизма, но именно оно приведёт нас к поиску глобальных перемен. Что уведет нас от внутренней злобы? Закон? Таких законов у человечества нет и не может быть. Решение наших проблем – это приобретение такой взаимосвязи между нами, где не примешиваются никакие эгоистические цели.
Есть четыре стадии обретения взаимопонимания между людьми: оппозиция к взглядам другого, постепенное понимание его убеждений, начало некоторых совместных действий, полное совпадение, сотрудничество между собой. Важно не то качество, что во мне от рождения, а в качестве кого я живу. Можно прожить жизнь в одном самоощущении, а завершить ее – в другом. Поэтому любые изменения в мире вызваны изменениями в самом человеке, потому что еще не достиг он цели и смысла своего присутствия и жизни на планете, а продолжает свое развитие к этому… К познанию закона природы, называемого "Любовь к ближнему".
– Чеченцы, они же злые, – объясняла соседка, поджав губы. – Евреи тоже дрянь-народ. И грузины, с недавнего времени.
Другая добавила:
– А журналисты-то! Чего выпендриваются и лезут, куда не звали! Им человека оклеветать – раз плюнуть! Да и менты тоже...
Согласно закивали головами и тяжело вздохнули в унисон:
– Зла не хватает...
Еще как хватает! В огромном избытке даже. Да и где вы видели в мире добро? Наоборот, все чаще приходится слышать в наши дни о том, что ощущение тотальной агрессии висит в воздухе, что агрессией этой воздух пропитан и достигает плотности и вязкости. А такого, говорят, раньше все-таки не было.
Ну да! Помню депрессивные школьные годы: постоянное ожидание того, что обидеть норовят и надо драться. Помню свою постоянную готовность к ответной агрессии. Помню очереди – пример неформального объединения по потребностям и интересам. Но если: "Вас тут не стояло!", то: "Пойдем выйдем!". А лица продавщиц, кассирш, домоуправов, неизменно выражавшие снисходительное презрение, нескрываемое раздражение и с трудом сдерживаемую ненависть! Зла всегда хватало, но, как сказал классик: «Нет, не то!». Не то, что сейчас, конечно! Сосредоточенного или рассредоточенного в мире зла становится все больше, оно узурпировало мир, охватило всю планету. Просто ушло с бытового уровня в ненависть к ближнему.
Все-таки раньше было некоторое соединение, выражавшееся во взаимных уступках, взаимопонимании, взаимной помощи. Теперь тяга к тому, чтобы разбежаться, отделиться. "Каждому – свое". А сблизиться с другими только для того, чтобы удовлетвориться за их счет. Ничто так не примиряет с чужим умом или способностями, как возможность их использовать! А если не вижу, как это сделать, значит, не нужны и, конечно, путаются под ногами, раздражают!
Когда я обвиняю во зле какой-то народ, социальную группу или отдельных индивидуумов, то ищу виноватых везде, кроме себя. Потому что наше эго не может страдать и никогда не признается, что это оно виновато. Возбуждая антипатию к другим, делая их плохими, я чувствую облегчение, свободу от унижения признаться, что это я, на самом деле, виноват. Так я проецирую свои недостатки на них, ведь никогда никому не желаю признаться в том, что они мои.
– Вы что, автор, требуете индивидуального суда и личной ответственности за содеянное? При чем тут я? Ну, эгоист. Так что вы от меня хотите? Я не лучше и не хуже других. Так что, в общем, все по справедливости. По моей. Да, мы такие! Слушать друг друга мы не умеем, а вот камни бросать с остервенением – это да! И, как способ самоутвердиться, травим других. А что делать?
Теория эгоизма, как злого начала, слишком правдива и потому противна широким кругам. А тем временем ненависть порождает ненависть. И, понимая это, каждое общество всегда каким-то образом старалось придать эгоистическим желаниям своих членов некие рамки, ограничить законами, чтобы они не прорвались чрезмерно, чтобы не стали причиной разрушения общества и всего мира. Всегда заботилось о том, чтобы желания эти как-то сбалансировать, "разбавить" их какими-то формами отдачи другим, вроде благотворительности, что делало бы более-менее сносным существование общества.
По своей природе, мы ощущаем в наших чувствах окружающее в мере того, что выгодно нам, что нам полезно или вредно. Смешон поэтому термин "общественное согласие", придуманный политиками. Оно – как бабочка-однодневка: ситуация заставит – объединимся. Ушла проблема, решили ее с помощью объединения, сразу все возвращается на круги своя. Бей ближнего, чтобы дальним неповадно было!
Еще в советские времена страшным проклятием было "чтоб ты жил во время перемен". Именно в такое время мы и живем. В мире бешеными темпами раскрывается зло человеческого эгоизма, но именно оно приведёт нас к поиску глобальных перемен. Что уведет нас от внутренней злобы? Закон? Таких законов у человечества нет и не может быть. Решение наших проблем – это приобретение такой взаимосвязи между нами, где не примешиваются никакие эгоистические цели.
Есть четыре стадии обретения взаимопонимания между людьми: оппозиция к взглядам другого, постепенное понимание его убеждений, начало некоторых совместных действий, полное совпадение, сотрудничество между собой. Важно не то качество, что во мне от рождения, а в качестве кого я живу. Можно прожить жизнь в одном самоощущении, а завершить ее – в другом. Поэтому любые изменения в мире вызваны изменениями в самом человеке, потому что еще не достиг он цели и смысла своего присутствия и жизни на планете, а продолжает свое развитие к этому… К познанию закона природы, называемого "Любовь к ближнему".
Обсуждения На злобу дня