Задумывались ли вы, почему у человека 5 пальцев, 5 органов ощущения, а не 4 или 6? Цифра 5 присутствует и на других уровнях нашей реальности:
- уровни развития желания (Природы) - первичное желание получать, неживой, растительный, животный, человек;
- геологические периоды - первичная материя, катархей, архей, протерозой, фанерозой;
- фундаментальные взаимодействия - единое первичное взаимодействие (экспериментально еще не обнаружено), гравитационное взаимодействие, электромагнитное взаимодействие, сильное взаимодействие, слабое взаимодействие;
- общественно-экономические формации - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Трудно согласиться, что общая 5-уровневая структура для столь фундаментальных понятий случайна. Скорее логично предположить наличие в реальности некоей всеобщей 5-уровневой матрицы ее развития и структуры.
Проанализируем подробнее несколько наиболее нас интересующих случаев проявления этой матрицы, относящихся к процессу развития человечества. Для начала констатируем, что это развитие определяется желаниями получать наслаждение. А физиологические тела всего лишь инструмент реализации желаний. Т.е. субъектами истории являются только желания. Причем в своем развитии они прошли опять-таки 5 уровней.
Первый - зарождение желания.
Второй - "младенец" неосознанно потребляет все из окружающей реальности с целью элементарного выживания и сохранения своей формы.
Третий - "подросшее" желание осознает, что единственной средой его существования является окружающая реальность, и желает внести свой вклад в поддержание ее функционирования.
Четвертый - желание понимает, что невозможно лишь вкладывать; для того чтобы иметь, что вкладывать, необходимо и получать, т.е. надо достичь некоего равновесия действий получения (эгоизм) и отдачи (альтруизм).
Пятый - абсолютно эгоистический; желание стремится не только все получить от окружающей реальности, но и подчинить ее самое (вспомните сказку о золотой рыбке). Т.е. желание в своем развитии осознает наличие системы реальности и стремится к все более активному взаимодействию с ней. Причем в зависимости от потребностей уровня в желании главенствует либо эгоизм, либо альтруизм.
Материальным отражением процесса развития желаний являются уровни развития Природы. И этот процесс соответствует той же матрице. И точно также 5-ый уровень - человек - не только осознает наличие системы "Природа", но и хочет властвовать над ней, руководствуясь лишь своим эгоистическим желанием. Он безоглядно вмешивается абсолютно во все без исключения области ее функционирования, и печальные плоды этого мы пожинаем. Четыре же предыдущих уровня, пусть неосознанно, но придерживаются закона сохранения равновесия в природной системе и не нарушают ее функционирования.
Наиболее ярко развитие эгоистического желания человечества отражается в смене общественно-экономических формаций.
В первобытный период природная система создает жесткие условия существования. Это вынуждает людей в их взаимоотношениях руководствоваться альтруистическими принципами родоплеменной взаимовыручки и единства. Т.е. согласно требованиям условий этого этапа эгоизм уступает главенство альтруизму.
На следующей стадии развития родоплеменное единство разрушается, и вместо него формируется эгоистическое единство узкого класса рабовладельцев. По сути, происходит первая (и, видимо, не последняя) антиальтруистическая революция.
Феодальная революция формирует единство уже более широкого слоя феодалов, буржуазная - еще более широкого слоя частных собственников и, наконец, коммунистическая (социалистическая) - наиболее многочисленного слоя трудящихся.
Для всех этих событий характерны следующие общие черты:
- революция является процессом изменения соотношения эгоизма и альтруизма в желании получать в соответствии с условиями конкретной стадии развития, при этом находящееся в подчинении свойство желания (эгоизм или альтруизм) пытается стать господствующим;
- на первом этапе происходит насильственное ограничение прав (сокращение эгоизма) прежнего правящего слоя;
- начиная с феодальной революции и далее альтруизм каждый раз "проверяет", насколько общество созрело для возвращения к идее единства.
Особенно ярко это проявилось в ходе буржуазных революции, когда буржуазия провозгласила на начальной стадии идеи всеобщего единства, братства и свободы. В ходе дальнейшего развития эти идеи сталкиваются с одной стороны с эгоистическим сопротивлением прежнего привилегированного слоя феодалов, а с другой - с природным эгоизмом других социальных слоев, стремящихся "тянуть одеяло на себя". В этих условиях происходит уже второе сокращение - сокращение альтруистической идеи всеобщего единства до уровня единства лишь одного класса буржуазии.
А при становлении коммунистической формации происходит особое событие. Если в предыдущих революциях социальной средой контрреволюции были прежде господствовавшие и эксплуатируемые классы, то коммунистические преобразования в России столкнулись с эгоизмом и самого революционного класса трудящихся. Почему при предыдущих преобразованиях такого явления не возникало? А потому, что коммунистическая революция кардинально меняла роль эгоизма.
В буржуазную революцию эгоизм четко видел источники и методы своего удовлетворения - экспроприировать феодалов и эксплуатировать трудящихся. В задачах коммунистической революции принцип "забрать и поделить" для эгоизма был абсолютно по нутру. Но вот продолжение - "от каждого по способностям и каждому по труду" - столь же абсолютно было неприемлемо. По сути это была первая попытка антиэгоистического преобразования. Вот эгоизм и встал на дыбы.
В результате коммунистическая революция потерпела поражение, и ее идеи "разбились". Однако это "разбиение" имело важные последствия:
- эгоизм достиг своего пика, привел человечество к порогу самоуничтожения да еще и блокирует процесс дальнейшего развития;
- идеи некогда разбитого родоплеменного единства (пусть и в форме узкоклассового единства) теперь внедрены и перемешались с эгоизмом абсолютно всех социальных слоев общества.
В чем же причина неудачи этой антиэгоистической попытки?
Ранее уже отмечалось, что первые четыре уровня развития Природы, пусть неосознанно, но придерживаются закона сохранения равновесия в природной системе и не нарушают ее функционирования. Только один наш человеческий уровень не только не считается с этим законом, но и стремится властвовать над Природой, эгоистически стремится лишь к своему благополучию.
Но законы развития гласят: невозможно благополучие отдельного элемента без и, тем более, вопреки благополучию всей системы в целом. Нарушение "здоровья" системы раньше или позже обязательно отразится на всех ее элементах, и наиболее болезненно - на спровоцировавшем болезнь элементе (экологический, социально-экономический и моральный кризисы человечества). Только когда люди достигнут единства как между собой, так и с природной средой, - только тогда прекратится глобальный кризис. А для этого необходимо преодолеть разбиение единства, преодолеть верховенство эгоизма.
Возможно ли совладать с, казалось бы, окончательно победившим эгоизмом? Да, возможно. Не является ли идея общечеловеческого единства всего лишь розовой мечтой? Нет, не является. Но об этом в следующей статье.
- уровни развития желания (Природы) - первичное желание получать, неживой, растительный, животный, человек;
- геологические периоды - первичная материя, катархей, архей, протерозой, фанерозой;
- фундаментальные взаимодействия - единое первичное взаимодействие (экспериментально еще не обнаружено), гравитационное взаимодействие, электромагнитное взаимодействие, сильное взаимодействие, слабое взаимодействие;
- общественно-экономические формации - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Трудно согласиться, что общая 5-уровневая структура для столь фундаментальных понятий случайна. Скорее логично предположить наличие в реальности некоей всеобщей 5-уровневой матрицы ее развития и структуры.
Проанализируем подробнее несколько наиболее нас интересующих случаев проявления этой матрицы, относящихся к процессу развития человечества. Для начала констатируем, что это развитие определяется желаниями получать наслаждение. А физиологические тела всего лишь инструмент реализации желаний. Т.е. субъектами истории являются только желания. Причем в своем развитии они прошли опять-таки 5 уровней.
Первый - зарождение желания.
Второй - "младенец" неосознанно потребляет все из окружающей реальности с целью элементарного выживания и сохранения своей формы.
Третий - "подросшее" желание осознает, что единственной средой его существования является окружающая реальность, и желает внести свой вклад в поддержание ее функционирования.
Четвертый - желание понимает, что невозможно лишь вкладывать; для того чтобы иметь, что вкладывать, необходимо и получать, т.е. надо достичь некоего равновесия действий получения (эгоизм) и отдачи (альтруизм).
Пятый - абсолютно эгоистический; желание стремится не только все получить от окружающей реальности, но и подчинить ее самое (вспомните сказку о золотой рыбке). Т.е. желание в своем развитии осознает наличие системы реальности и стремится к все более активному взаимодействию с ней. Причем в зависимости от потребностей уровня в желании главенствует либо эгоизм, либо альтруизм.
Материальным отражением процесса развития желаний являются уровни развития Природы. И этот процесс соответствует той же матрице. И точно также 5-ый уровень - человек - не только осознает наличие системы "Природа", но и хочет властвовать над ней, руководствуясь лишь своим эгоистическим желанием. Он безоглядно вмешивается абсолютно во все без исключения области ее функционирования, и печальные плоды этого мы пожинаем. Четыре же предыдущих уровня, пусть неосознанно, но придерживаются закона сохранения равновесия в природной системе и не нарушают ее функционирования.
Наиболее ярко развитие эгоистического желания человечества отражается в смене общественно-экономических формаций.
В первобытный период природная система создает жесткие условия существования. Это вынуждает людей в их взаимоотношениях руководствоваться альтруистическими принципами родоплеменной взаимовыручки и единства. Т.е. согласно требованиям условий этого этапа эгоизм уступает главенство альтруизму.
На следующей стадии развития родоплеменное единство разрушается, и вместо него формируется эгоистическое единство узкого класса рабовладельцев. По сути, происходит первая (и, видимо, не последняя) антиальтруистическая революция.
Феодальная революция формирует единство уже более широкого слоя феодалов, буржуазная - еще более широкого слоя частных собственников и, наконец, коммунистическая (социалистическая) - наиболее многочисленного слоя трудящихся.
Для всех этих событий характерны следующие общие черты:
- революция является процессом изменения соотношения эгоизма и альтруизма в желании получать в соответствии с условиями конкретной стадии развития, при этом находящееся в подчинении свойство желания (эгоизм или альтруизм) пытается стать господствующим;
- на первом этапе происходит насильственное ограничение прав (сокращение эгоизма) прежнего правящего слоя;
- начиная с феодальной революции и далее альтруизм каждый раз "проверяет", насколько общество созрело для возвращения к идее единства.
Особенно ярко это проявилось в ходе буржуазных революции, когда буржуазия провозгласила на начальной стадии идеи всеобщего единства, братства и свободы. В ходе дальнейшего развития эти идеи сталкиваются с одной стороны с эгоистическим сопротивлением прежнего привилегированного слоя феодалов, а с другой - с природным эгоизмом других социальных слоев, стремящихся "тянуть одеяло на себя". В этих условиях происходит уже второе сокращение - сокращение альтруистической идеи всеобщего единства до уровня единства лишь одного класса буржуазии.
А при становлении коммунистической формации происходит особое событие. Если в предыдущих революциях социальной средой контрреволюции были прежде господствовавшие и эксплуатируемые классы, то коммунистические преобразования в России столкнулись с эгоизмом и самого революционного класса трудящихся. Почему при предыдущих преобразованиях такого явления не возникало? А потому, что коммунистическая революция кардинально меняла роль эгоизма.
В буржуазную революцию эгоизм четко видел источники и методы своего удовлетворения - экспроприировать феодалов и эксплуатировать трудящихся. В задачах коммунистической революции принцип "забрать и поделить" для эгоизма был абсолютно по нутру. Но вот продолжение - "от каждого по способностям и каждому по труду" - столь же абсолютно было неприемлемо. По сути это была первая попытка антиэгоистического преобразования. Вот эгоизм и встал на дыбы.
В результате коммунистическая революция потерпела поражение, и ее идеи "разбились". Однако это "разбиение" имело важные последствия:
- эгоизм достиг своего пика, привел человечество к порогу самоуничтожения да еще и блокирует процесс дальнейшего развития;
- идеи некогда разбитого родоплеменного единства (пусть и в форме узкоклассового единства) теперь внедрены и перемешались с эгоизмом абсолютно всех социальных слоев общества.
В чем же причина неудачи этой антиэгоистической попытки?
Ранее уже отмечалось, что первые четыре уровня развития Природы, пусть неосознанно, но придерживаются закона сохранения равновесия в природной системе и не нарушают ее функционирования. Только один наш человеческий уровень не только не считается с этим законом, но и стремится властвовать над Природой, эгоистически стремится лишь к своему благополучию.
Но законы развития гласят: невозможно благополучие отдельного элемента без и, тем более, вопреки благополучию всей системы в целом. Нарушение "здоровья" системы раньше или позже обязательно отразится на всех ее элементах, и наиболее болезненно - на спровоцировавшем болезнь элементе (экологический, социально-экономический и моральный кризисы человечества). Только когда люди достигнут единства как между собой, так и с природной средой, - только тогда прекратится глобальный кризис. А для этого необходимо преодолеть разбиение единства, преодолеть верховенство эгоизма.
Возможно ли совладать с, казалось бы, окончательно победившим эгоизмом? Да, возможно. Не является ли идея общечеловеческого единства всего лишь розовой мечтой? Нет, не является. Но об этом в следующей статье.
Обсуждения История развития эгоизма