Каждый раз, когда я думаю о том, что не хочу напрягаться, чтобы заработать побольше денег, или уделить больше внимания своей внешности, отношениям с мужем, детьми, друзьями, вспоминаю об одном эксперименте с подопытными зверьками, которые не желали избавиться от страданий, но стремились к удовольствиям.
Об этом эксперименте я вычитала еще в студенческие годы в какой-то книжке.
Смысл эксперимента состоял в том, что лабораторных крыс ставили в две противоположные ситуации: когда они могли нажать на педальку и этим отключить небольшие электрические разряды, причиняющие страдания, и когда крысы могли нажимать на педальку, чтобы получить стимуляцию, доставляющую им удовольствие.
В первом случае крысам со временем надоела эта игрушка, и они предпочитали терпеть страдания вместо того, чтобы приложить усилия и нажать на педальку, отключающую электронапряжение. Во втором случае крысы без конца нажимали на "педальку удовольствия". Экспериментаторам даже пришлось заставлять их насильно принимать пищу, поскольку удовольствие отключило у зверьков такой естественный и такой сильный инстинкт, как инстинкт самосохранения.
Этот эксперимент меня поразил и разрушил теорию о возможности существования мира на основе абсолютного добра. Если добро из тебя делает, простите, идиота, то какое же это добро? Надо ли говорить, что добро у меня ассоциировалось с удовольствием? А, если не с удовольствием, то с чем? Неужели со страданием? Необходимо отметить, что испытывающие относительное страдание крысы оставались в "здравом уме" и по идее обладали гипотетической свободой выбора: страдать или не страдать.
Этот вопрос не давал мне покоя на протяжении многих лет. Каким образом, испытывая постоянные страдания - необходимость прикладывать усилия вопреки своему желанию, - я могу быть счастливой? Людям присуще стремление к свободе. И они готовы ради него на все! Неужели обладание свободой выбора так дорого стоит? Хочет ли раб, обеспеченный одеждой, жильем, пропитанием и даже достаточным временем для отдыха стать свободным? Без сомнения, хочет. Но в итоге, он все равно будет работать всю жизнь, чтобы получить те же одежду, жилье, пищу, отдых, причем уже без покровительства хозяина, беря на себя все риски банкротств, воровства, неудач и пр. Неужели абстрактное чувство свободы так дорого стоит? Наиболее логично разрешить эту дилемму мне удалось при помощи теории, описанной в науке каббала.
В ней говорится, что да, действительно, целью творения или, иначе, создания мира была цель – доставить удовольствие, насладить. Однако был создан такой механизм, который предохранял бы человека от состояния абсолютной зависимости и предоставлял бы полную свободу выбора.
Вначале было создано совершенное состояние, состояние абсолютного счастья и непрерывного наслаждения - это состояние объединения и взаимопонимания между людьми. В данной ситуации люди совершали действия по желанию, поэтому прикладываемые усилия не ощущались как работа, а только как отдых и наслаждение. Затем по замыслу природы связь между нами начала портиться вплоть до того, что перестала существовать вообще, и даже более того, вместо положительной образовалась отрицательная связь. И теперь каждый хочет использовать других ради собственной выгоды. Таким образом, по замыслу природы, мы оказались в точке свободного выбора с заложенным в нас воспоминанием о том, что в объединении наше счастье.
Но ведь не хочется и пальцем пошевелить, чтобы приблизиться к этому объединению. Тогда что же хочет от нас природа? Чтоб мы были свободны или счастливы?
Природе удалось сотворить механизм, который с одной стороны при использовании "кнопки удовольствия" предоставлял бы человеку наслаждение, а с другой - создавал бы сопротивление к приложению усилий (как в случае со зверьками, испытывающими раздражающее воздействие электроразрядов) в виде вопроса: а зачем мне это надо?
И действительно, а зачем мне нужно это счастье, если я должна прикладывать усилия? Однако, по-видимому, у природы другие планы на этот счет, и человек-раб ей не нужен. Нужен человек свободный и наслаждающийся всеми благами и удовольствиями.
Пусть человечество решает. А пока суд да дело, иду прикладывать усилия для того, чтобы в моей семье царили мир и взаимопонимание. Надо же как-то использовать свою свободу выбора.
Смысл эксперимента состоял в том, что лабораторных крыс ставили в две противоположные ситуации: когда они могли нажать на педальку и этим отключить небольшие электрические разряды, причиняющие страдания, и когда крысы могли нажимать на педальку, чтобы получить стимуляцию, доставляющую им удовольствие.
В первом случае крысам со временем надоела эта игрушка, и они предпочитали терпеть страдания вместо того, чтобы приложить усилия и нажать на педальку, отключающую электронапряжение. Во втором случае крысы без конца нажимали на "педальку удовольствия". Экспериментаторам даже пришлось заставлять их насильно принимать пищу, поскольку удовольствие отключило у зверьков такой естественный и такой сильный инстинкт, как инстинкт самосохранения.
Этот эксперимент меня поразил и разрушил теорию о возможности существования мира на основе абсолютного добра. Если добро из тебя делает, простите, идиота, то какое же это добро? Надо ли говорить, что добро у меня ассоциировалось с удовольствием? А, если не с удовольствием, то с чем? Неужели со страданием? Необходимо отметить, что испытывающие относительное страдание крысы оставались в "здравом уме" и по идее обладали гипотетической свободой выбора: страдать или не страдать.
Этот вопрос не давал мне покоя на протяжении многих лет. Каким образом, испытывая постоянные страдания - необходимость прикладывать усилия вопреки своему желанию, - я могу быть счастливой? Людям присуще стремление к свободе. И они готовы ради него на все! Неужели обладание свободой выбора так дорого стоит? Хочет ли раб, обеспеченный одеждой, жильем, пропитанием и даже достаточным временем для отдыха стать свободным? Без сомнения, хочет. Но в итоге, он все равно будет работать всю жизнь, чтобы получить те же одежду, жилье, пищу, отдых, причем уже без покровительства хозяина, беря на себя все риски банкротств, воровства, неудач и пр. Неужели абстрактное чувство свободы так дорого стоит? Наиболее логично разрешить эту дилемму мне удалось при помощи теории, описанной в науке каббала.
В ней говорится, что да, действительно, целью творения или, иначе, создания мира была цель – доставить удовольствие, насладить. Однако был создан такой механизм, который предохранял бы человека от состояния абсолютной зависимости и предоставлял бы полную свободу выбора.
Вначале было создано совершенное состояние, состояние абсолютного счастья и непрерывного наслаждения - это состояние объединения и взаимопонимания между людьми. В данной ситуации люди совершали действия по желанию, поэтому прикладываемые усилия не ощущались как работа, а только как отдых и наслаждение. Затем по замыслу природы связь между нами начала портиться вплоть до того, что перестала существовать вообще, и даже более того, вместо положительной образовалась отрицательная связь. И теперь каждый хочет использовать других ради собственной выгоды. Таким образом, по замыслу природы, мы оказались в точке свободного выбора с заложенным в нас воспоминанием о том, что в объединении наше счастье.
Но ведь не хочется и пальцем пошевелить, чтобы приблизиться к этому объединению. Тогда что же хочет от нас природа? Чтоб мы были свободны или счастливы?
Природе удалось сотворить механизм, который с одной стороны при использовании "кнопки удовольствия" предоставлял бы человеку наслаждение, а с другой - создавал бы сопротивление к приложению усилий (как в случае со зверьками, испытывающими раздражающее воздействие электроразрядов) в виде вопроса: а зачем мне это надо?
И действительно, а зачем мне нужно это счастье, если я должна прикладывать усилия? Однако, по-видимому, у природы другие планы на этот счет, и человек-раб ей не нужен. Нужен человек свободный и наслаждающийся всеми благами и удовольствиями.
Пусть человечество решает. А пока суд да дело, иду прикладывать усилия для того, чтобы в моей семье царили мир и взаимопонимание. Надо же как-то использовать свою свободу выбора.
Обсуждения Зачем человеку счастье?