В 1968 году вышла повесть Роберта Шекли "Координаты чудес", одно из лучших произведений мировой фантастики. Рассказывая о приключениях Тома Кармоди на просторах невероятной вселенной, Шекли, по сути, рассказал о том, что происходит с нами и во что это выльется.
Досталось от Шекли всей системе материальных ценностей, которая царит в современном обществе с его "потребиндексами":
"Уж если вы отважились ввязаться в соревнование Потребителей, если хотите показать себя достойным не какого-нибудь барахла, а Вещей, Которые На Этом Свете Имеют Настоящую Цену, например, швейцарское шале в девственных дебрях штата Мэн или лимузин "Порше 911-S", который предпочитают Люди, Считающие Себя Солью Земли, - ну так вот, если вы хотите иметь вещи такого класса, вы должны доказать, что вы их достойны!"
Досталось и искусству, вернее тому, что от него останется. Шекли описывает Дворец Мусора, над входом в который глянцевитыми селедочными головами выложен девиз: "Расточительность - не порок, умеренность - не добродетель". Чего здесь только нет: фонтан из напалма, обрезки алюминия, жести, полиэтилена, полиформальдегида, поливинила, осколки бакелита и бетона, обрывки обоев под орех, соло испорченного унитаза и влюбленное мычанье мусорного грузовика, пожирающего мусор.
Один из поклонников называет эту выставку "шедевром", "подлинным искусством нашего времени".
Прошло 40 лет, и фантастика стала жизнью.
К примеру, в марте 2007-го в центре Рима открылась выставка мусора немецкого художника Ха Шульта. Он создал мусорных людей из алюминиевых консервных банок, пластиковых пакетов и проводов, скрепленных монтажной пеной. Композиция к тому времени уже побывала в Германии, Бельгии, Франции, Китае, Российской Федерации и в Египте.
- Это не свалка, а шедевр современного искусства, - заявил автор.
Ничего не напоминает?
А через год, летом 2008-го, итальянский художник Грациано Куберли продемонстрировал в Чехии сходную экспозицию из пластика, силикона, жестяных банок, старых компакт-дисков и пленок для фотоаппаратов.
Нет-нет, подождите! В Ивано-Франковске еще весной 2007-го прошла выставка мусора и выброшенных вещей. А вот Уфа немного запоздала и лишь в конце 2008-го порадовала горожан экспонатами из категории Trash.
Не отстали от новых веяний таллиннский Ботанический сад и Европейский дом фотографии в Париже, показавший не просто мусор, а мусор голливудских знаменитостей. Авторы этого произведения искусства - Бруно Мюрон и Паскаль Ростэн. Добывая раритеты для своей коллекции, они рылись в помойках и мусорных корзинах отелей.
Само собой, список на этом не исчерпывается.
Шекли высмеял то, что увидел еще тогда, - агонизирующее бездушие, мусор в головах и душах. Люди запутаны и оболванены общепринятой шкалой приоритетов. Обманчивое изобилие оставляет пустоту, и мы порой просто не знаем, куда кинуться. Школы насаждают не ценности, а оценки. Гламур и потребительство - наше кредо.
Разумеется, можно списать мусорные выставки на издержки борьбы за экологию, можно повесить на них ярлык клевого досуга. А вообще, дело не в них, а в той горе мусора, которая растет у нас внутри. Из-за нее мы уже не видим неба, не видим друг друга. Ау!
В мире победившего материализма даже отходы мумифицируются, как трупы фараонов в Древнем Египте. Мы трепетно относимся к Вещам и безжалостно - к людям. Наивно потянувшись за щедрыми обещаниями, мы попались на крючок собственного себялюбия, и его острие вонзилось в нас до самых печенок, до коровьих лепешек самозабвенного экстаза.
Наши взаимоотношения часто напоминают забег на выживание. Социальный ландшафт - свалка. Не согласны? А вы новости читаете?
Только не подумайте, что я причитаю. Просто констатирую. Ведь правильный диагноз - залог успешного лечения. Все вышеизложенное - факты, и никакие революции тут не помогут. Наша проблема - не общество, не политика, не экономика и не экология. Наша проблема - человек. Он беспомощен перед собственной природой и всегда идет у нее на поводу.
Выбраться из этой трясины можно, только помогая друг другу - не в семье, не в стране, а глобально, без границ. Мы все живем на одной улице, и даже более того, в одном доме. Ну и сколько можно воевать за квартиры и этажи? Выгляните в окно, - нас уже затопляет океан эгоизма, и он не пожалеет никого.
Прагматики, я знаю, чтó вы скажете. Умные головы, я слышу ваши мысли. Все верно, и все-таки…
Я знаю координаты чудес, - это координаты того угла, в который мы загнаны и из которого обязательно нужно выбраться. Ради спасения человек будет готов на все. Даже на чудо. Даже на то, чтобы объединиться с другими. И тогда вдруг выяснится, что это возможно и что это совсем не так плохо, как нам говорят.
"Уж если вы отважились ввязаться в соревнование Потребителей, если хотите показать себя достойным не какого-нибудь барахла, а Вещей, Которые На Этом Свете Имеют Настоящую Цену, например, швейцарское шале в девственных дебрях штата Мэн или лимузин "Порше 911-S", который предпочитают Люди, Считающие Себя Солью Земли, - ну так вот, если вы хотите иметь вещи такого класса, вы должны доказать, что вы их достойны!"
Досталось и искусству, вернее тому, что от него останется. Шекли описывает Дворец Мусора, над входом в который глянцевитыми селедочными головами выложен девиз: "Расточительность - не порок, умеренность - не добродетель". Чего здесь только нет: фонтан из напалма, обрезки алюминия, жести, полиэтилена, полиформальдегида, поливинила, осколки бакелита и бетона, обрывки обоев под орех, соло испорченного унитаза и влюбленное мычанье мусорного грузовика, пожирающего мусор.
Один из поклонников называет эту выставку "шедевром", "подлинным искусством нашего времени".
Прошло 40 лет, и фантастика стала жизнью.
К примеру, в марте 2007-го в центре Рима открылась выставка мусора немецкого художника Ха Шульта. Он создал мусорных людей из алюминиевых консервных банок, пластиковых пакетов и проводов, скрепленных монтажной пеной. Композиция к тому времени уже побывала в Германии, Бельгии, Франции, Китае, Российской Федерации и в Египте.
- Это не свалка, а шедевр современного искусства, - заявил автор.
Ничего не напоминает?
А через год, летом 2008-го, итальянский художник Грациано Куберли продемонстрировал в Чехии сходную экспозицию из пластика, силикона, жестяных банок, старых компакт-дисков и пленок для фотоаппаратов.
Нет-нет, подождите! В Ивано-Франковске еще весной 2007-го прошла выставка мусора и выброшенных вещей. А вот Уфа немного запоздала и лишь в конце 2008-го порадовала горожан экспонатами из категории Trash.
Не отстали от новых веяний таллиннский Ботанический сад и Европейский дом фотографии в Париже, показавший не просто мусор, а мусор голливудских знаменитостей. Авторы этого произведения искусства - Бруно Мюрон и Паскаль Ростэн. Добывая раритеты для своей коллекции, они рылись в помойках и мусорных корзинах отелей.
Само собой, список на этом не исчерпывается.
Шекли высмеял то, что увидел еще тогда, - агонизирующее бездушие, мусор в головах и душах. Люди запутаны и оболванены общепринятой шкалой приоритетов. Обманчивое изобилие оставляет пустоту, и мы порой просто не знаем, куда кинуться. Школы насаждают не ценности, а оценки. Гламур и потребительство - наше кредо.
Разумеется, можно списать мусорные выставки на издержки борьбы за экологию, можно повесить на них ярлык клевого досуга. А вообще, дело не в них, а в той горе мусора, которая растет у нас внутри. Из-за нее мы уже не видим неба, не видим друг друга. Ау!
В мире победившего материализма даже отходы мумифицируются, как трупы фараонов в Древнем Египте. Мы трепетно относимся к Вещам и безжалостно - к людям. Наивно потянувшись за щедрыми обещаниями, мы попались на крючок собственного себялюбия, и его острие вонзилось в нас до самых печенок, до коровьих лепешек самозабвенного экстаза.
Наши взаимоотношения часто напоминают забег на выживание. Социальный ландшафт - свалка. Не согласны? А вы новости читаете?
Только не подумайте, что я причитаю. Просто констатирую. Ведь правильный диагноз - залог успешного лечения. Все вышеизложенное - факты, и никакие революции тут не помогут. Наша проблема - не общество, не политика, не экономика и не экология. Наша проблема - человек. Он беспомощен перед собственной природой и всегда идет у нее на поводу.
Выбраться из этой трясины можно, только помогая друг другу - не в семье, не в стране, а глобально, без границ. Мы все живем на одной улице, и даже более того, в одном доме. Ну и сколько можно воевать за квартиры и этажи? Выгляните в окно, - нас уже затопляет океан эгоизма, и он не пожалеет никого.
Прагматики, я знаю, чтó вы скажете. Умные головы, я слышу ваши мысли. Все верно, и все-таки…
Я знаю координаты чудес, - это координаты того угла, в который мы загнаны и из которого обязательно нужно выбраться. Ради спасения человек будет готов на все. Даже на чудо. Даже на то, чтобы объединиться с другими. И тогда вдруг выяснится, что это возможно и что это совсем не так плохо, как нам говорят.
Обсуждения Координаты чудес