В первый воскресный день мировой истории Бог сказал: "Да будет свет". И стал свет (Быт. 1,3). Какой народ древности мог додуматься до такого: говорить о свете на земле до появления Солнца? Сегодня нам, знающим о всевозможных источниках света (как природных, так и искусственных), вовсе нетрудно представить себе свет без солнца.
Свет, возникший в первый день творения, по всей вероятности, исходил из определенного источника или, точнее, определенного направления. Это можно предположить, принимая во внимание, что Библия говорит о смене дня и ночи до появления Солнца. Если свет исходил из определенного источника и Земля (что не подлежит сомнению) с самого начала вращалась вокруг своей оси, то очевидно, что на одной стороне земного шара был день, а на другой – ночь: "И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один" (Быт. 1,4-5).
Тем самым были созданы первые необходимые условия для существования жизни на земле: свет и тепло. Третьим необходимым условием была "твердь небесная" (атмосфера), и она была создана во второй день творения (ст. 6-8). Это была совершенно особая "небесная твердь", мы подробнее расскажем о ней в конце главы.
"И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо" (ст. 9-10).
Это четвертое необходимое условие для жизни на земле. С точки зрения человека появившаяся из-под воды суша – это необходимое жизненное пространство. Если мы привлечем для рассмотрения еще стих 2, то становится ясным, что первая глава Библии описывает нам земной шар, полностью покрытый водой. После опускания частей земной коры вода собралась в морях, и появилась суша. И это (преднаучное) представление хорошо согласуется с сегодняшней формальной картиной мира, но противоречит при этом примитивным, зачастую прямо противоположным представлениям древних народов: они считали, что земля плавает в водах мирового океана и т.п. (см. гл. 1-2). Цитированное выше библейское описание имеет еще один интересный аспект: используемые в нем слова наводят на мысль, что вся земная поверхность вначале составляла один гигантский континент, окруженный мировым океаном. Разделение материков, по-видимому, произошло позже. На этом вопросе мы также остановимся позже (см. гл. 10). На четвертый день были сотворены небесные светила: Солнце, Луна и звезды, все они были наделены специальными функциями по отношению к Земле (см. гл. 1). Хотя солнечный свет жизненно необходим для роста растений, которые были сотворены на день раньше, это вовсе не проблема, если мы придерживаемся буквального толкования описываемых в этой главе "дней". Растения в этом случае просто переждали ночь, и, кроме того, они имели свет первого дня творения. Кстати, о необходимости наличия небесных светил для роста растений в Библии ничего не говорится, однако подробно описывается их значение для отсчета времени, что важно и для посева и жатвы (ср. Быт. 8,22).
Первобытный "студень"
Мы только что с высоты птичьего полета рассмотрели благоприятные условия, при которых возникла жизнь на земле. Как же теперь объясняют происхождение жизни люди, верящие в работу случая и времени, то есть эволюционисты? Они говорят примерно следующее: несколько миллиардов лет назад молодая в то время Земля имела совершенно другую атмосферу: лишенную кислорода, но насыщенную метаном, аммиаком, водородом и водяными парами. Благодаря жесткому излучению, электрическим разрядам и продолжительной бомбардировке радиоактивными частицами, с течением времени возникли первые органические соединения (например, сахар), аминокислоты и частицы молекул ДНК. Эти вещества, соединяясь, превращались во все большие молекулы и молекулярные цепочки, которые в свою очередь образовали примитивное подобие клеток. Постепенно к этому конгломерату добавляются все новые молекулы, которые в какой-то момент времени начинают размножаться. Так возникли первые живые клетки. Они питаются оставшимися органическими соединениями первобытного "студня". Клетки вскоре развивают способность к фотосинтезу и начинают выделять в атмосферу кислород, необходимый почти для всех форм земной жизни. Этот кислород и обмен веществ первых живых организмов разрушили остальные примитивные молекулы и создали ту атмосферу, которую мы имеем сегодня. Однажды начавшись, эволюция жизни никогда не смогла повториться.
Как же велика вероятность того, что благодаря случаю и большому количеству времени из первобытного "студня" самопроизвольно могла возникнуть жизнь? Рассмотрим в качестве примера простую бактерию. Одна-единственная бактерия содержит около 1500 различных энзимов -белковых соединений, состоящих из сотен строго упорядоченных аминокислот. Вероятность того, что из двухсот аминокислот двадцати видов случайно образуется определенный белок, равняется 1:20200!
Это непредставимо малая величина. Но и тогда мы получим лишь один из требуемых 1500 энзимов! Таким образом, для возникновения всего лишь одной живой клетки потребовались бы миллионы тонн каждого вида белка и молекул ДНК. Эти расчеты показывают нам, что вероятность чисто случайного возникновения жизни практически равна нулю.
Несколько столетий назад люди были уверены, что жизнь возникает сама по себе: это представление получило название "теории самопроизвольного зарождения". Так, например, считалось, что мухи зарождаются в тухлом мясе, а мыши появляются из влажного тряпья. Потребовалось два столетия, чтобы разоблачить эту теорию. Ученые вновь и вновь проводили эксперименты, показывавшие, что при соблюдении определенных правил чистоты (например, если мухи не имели доступа к мясу) о самопроизвольном возникновении новой жизни не могло быть и речи. Когда же Луис Пастер показал, что мясной бульон, налитый в чистый и герметично закрытый (чтобы преградить доступ микробам) сосуд, может долгое время оставаться совершенно чистым, сторонники теории самопроизвольного зарождения выставили свой последний аргумент: они утверждали, что в экспериментах Пастера в сосуд не попадал "флогистон", необходимый для возникновения жизни. В ответ на это Пастер сконструировал стеклянный сосуд, в пробку которого была вставлена длинная стеклянная трубка. Эта трубка была изогнута таким образом, что в сосуд мог свободно поступать воздух, но микробам путь был закрыт. И в этом случае бульон оставался прозрачным. Таким образом, спор был окончен: жизнь не могла возникать из неживой материи. Но в этом и заключается парадокс сегодняшнего времени: с одной стороны, практически все убеждены, что жизнь не может самопроизвольно возникать из неживой материи, с другой – большинство людей так же убежденно верит, что это событие имело место миллиарды лет назад! Конечно, и сторонники теории эволюции сознают, что очень нелогично верить в самопроизвольное зарождение жизни в первобытные времена и в то же время отрицать возможность этого события сегодня. Поэтому эволюционисты утверждают, что миллиарды лет назад природные условия на земле коренным образом отличались от сегодняшнего и что условия для зарождения жизни в то время были намного благоприятнее. Важнейшее цитируемое отличие заключается в том, что первобытная земная атмосфера не должна была содержать кислород (иначе возникшие формы жизни тут же подверглись бы окислению). Но это чистая спекуляция: существует много доказательств в пользу обратного.
В пятидесятые годы большой научный интерес вызвала публикация Стэнли Миллера. Он смоделировал в своей лаборатории первобытную атмосферу, и с помощью электрических разрядов ему удалось получить из метана, аммиака, водорода и водяных паров некоторые молекулы, составляющие основу структуры живых организмов. Образовавшиеся таким образом молекулы Миллер сразу собирал в специальную "ловушку", чтобы сохранить их от воздействия последующих электрических разрядов. Вне этой "ловушки" молекулы вскоре опять распались бы, что их и ожидало даже в идеальной первобытной атмосфере.
К сказанному можно еще добавить, что в эксперименте Миллера наряду с молекулами – важными компонентами живой клетки – одновременно возникали соединения, разрушающие все живое (т.н. право– и левостороние молекулы).
Короче говоря, эксперименты Миллера не только не дали эволюционистам ответа на вопрос о происхождении жизни, но и существенно осложнили его. Многие восприняли результаты экспериментов как доказательство случайного возникновения жизни. Но как груда кирпичей далека от великолепного собора, так смесь белковых соединений бесконечно отличается от точного, слаженного взаимодействия органов живой клетки. Даже если бы биохимикам и удалось объединенными усилиями создать некое подобие жизни (если это вообще возможно), это бы еще не доказывало правоту эволюционистов. Напротив, результаты подобных опытов только засвидетельствовали бы тот факт, что жизнь может возникнуть из вещества и энергии лишь при творческом участии великого разума и с применением в высшей степени сложной технологии. Но это и есть точка зрения креационистов: жизнь возникла при взаимодействии вещества, энергии и разума.
Тем самым были созданы первые необходимые условия для существования жизни на земле: свет и тепло. Третьим необходимым условием была "твердь небесная" (атмосфера), и она была создана во второй день творения (ст. 6-8). Это была совершенно особая "небесная твердь", мы подробнее расскажем о ней в конце главы.
"И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо" (ст. 9-10).
Это четвертое необходимое условие для жизни на земле. С точки зрения человека появившаяся из-под воды суша – это необходимое жизненное пространство. Если мы привлечем для рассмотрения еще стих 2, то становится ясным, что первая глава Библии описывает нам земной шар, полностью покрытый водой. После опускания частей земной коры вода собралась в морях, и появилась суша. И это (преднаучное) представление хорошо согласуется с сегодняшней формальной картиной мира, но противоречит при этом примитивным, зачастую прямо противоположным представлениям древних народов: они считали, что земля плавает в водах мирового океана и т.п. (см. гл. 1-2). Цитированное выше библейское описание имеет еще один интересный аспект: используемые в нем слова наводят на мысль, что вся земная поверхность вначале составляла один гигантский континент, окруженный мировым океаном. Разделение материков, по-видимому, произошло позже. На этом вопросе мы также остановимся позже (см. гл. 10). На четвертый день были сотворены небесные светила: Солнце, Луна и звезды, все они были наделены специальными функциями по отношению к Земле (см. гл. 1). Хотя солнечный свет жизненно необходим для роста растений, которые были сотворены на день раньше, это вовсе не проблема, если мы придерживаемся буквального толкования описываемых в этой главе "дней". Растения в этом случае просто переждали ночь, и, кроме того, они имели свет первого дня творения. Кстати, о необходимости наличия небесных светил для роста растений в Библии ничего не говорится, однако подробно описывается их значение для отсчета времени, что важно и для посева и жатвы (ср. Быт. 8,22).
Первобытный "студень"
Мы только что с высоты птичьего полета рассмотрели благоприятные условия, при которых возникла жизнь на земле. Как же теперь объясняют происхождение жизни люди, верящие в работу случая и времени, то есть эволюционисты? Они говорят примерно следующее: несколько миллиардов лет назад молодая в то время Земля имела совершенно другую атмосферу: лишенную кислорода, но насыщенную метаном, аммиаком, водородом и водяными парами. Благодаря жесткому излучению, электрическим разрядам и продолжительной бомбардировке радиоактивными частицами, с течением времени возникли первые органические соединения (например, сахар), аминокислоты и частицы молекул ДНК. Эти вещества, соединяясь, превращались во все большие молекулы и молекулярные цепочки, которые в свою очередь образовали примитивное подобие клеток. Постепенно к этому конгломерату добавляются все новые молекулы, которые в какой-то момент времени начинают размножаться. Так возникли первые живые клетки. Они питаются оставшимися органическими соединениями первобытного "студня". Клетки вскоре развивают способность к фотосинтезу и начинают выделять в атмосферу кислород, необходимый почти для всех форм земной жизни. Этот кислород и обмен веществ первых живых организмов разрушили остальные примитивные молекулы и создали ту атмосферу, которую мы имеем сегодня. Однажды начавшись, эволюция жизни никогда не смогла повториться.
Как же велика вероятность того, что благодаря случаю и большому количеству времени из первобытного "студня" самопроизвольно могла возникнуть жизнь? Рассмотрим в качестве примера простую бактерию. Одна-единственная бактерия содержит около 1500 различных энзимов -белковых соединений, состоящих из сотен строго упорядоченных аминокислот. Вероятность того, что из двухсот аминокислот двадцати видов случайно образуется определенный белок, равняется 1:20200!
Это непредставимо малая величина. Но и тогда мы получим лишь один из требуемых 1500 энзимов! Таким образом, для возникновения всего лишь одной живой клетки потребовались бы миллионы тонн каждого вида белка и молекул ДНК. Эти расчеты показывают нам, что вероятность чисто случайного возникновения жизни практически равна нулю.
Несколько столетий назад люди были уверены, что жизнь возникает сама по себе: это представление получило название "теории самопроизвольного зарождения". Так, например, считалось, что мухи зарождаются в тухлом мясе, а мыши появляются из влажного тряпья. Потребовалось два столетия, чтобы разоблачить эту теорию. Ученые вновь и вновь проводили эксперименты, показывавшие, что при соблюдении определенных правил чистоты (например, если мухи не имели доступа к мясу) о самопроизвольном возникновении новой жизни не могло быть и речи. Когда же Луис Пастер показал, что мясной бульон, налитый в чистый и герметично закрытый (чтобы преградить доступ микробам) сосуд, может долгое время оставаться совершенно чистым, сторонники теории самопроизвольного зарождения выставили свой последний аргумент: они утверждали, что в экспериментах Пастера в сосуд не попадал "флогистон", необходимый для возникновения жизни. В ответ на это Пастер сконструировал стеклянный сосуд, в пробку которого была вставлена длинная стеклянная трубка. Эта трубка была изогнута таким образом, что в сосуд мог свободно поступать воздух, но микробам путь был закрыт. И в этом случае бульон оставался прозрачным. Таким образом, спор был окончен: жизнь не могла возникать из неживой материи. Но в этом и заключается парадокс сегодняшнего времени: с одной стороны, практически все убеждены, что жизнь не может самопроизвольно возникать из неживой материи, с другой – большинство людей так же убежденно верит, что это событие имело место миллиарды лет назад! Конечно, и сторонники теории эволюции сознают, что очень нелогично верить в самопроизвольное зарождение жизни в первобытные времена и в то же время отрицать возможность этого события сегодня. Поэтому эволюционисты утверждают, что миллиарды лет назад природные условия на земле коренным образом отличались от сегодняшнего и что условия для зарождения жизни в то время были намного благоприятнее. Важнейшее цитируемое отличие заключается в том, что первобытная земная атмосфера не должна была содержать кислород (иначе возникшие формы жизни тут же подверглись бы окислению). Но это чистая спекуляция: существует много доказательств в пользу обратного.
В пятидесятые годы большой научный интерес вызвала публикация Стэнли Миллера. Он смоделировал в своей лаборатории первобытную атмосферу, и с помощью электрических разрядов ему удалось получить из метана, аммиака, водорода и водяных паров некоторые молекулы, составляющие основу структуры живых организмов. Образовавшиеся таким образом молекулы Миллер сразу собирал в специальную "ловушку", чтобы сохранить их от воздействия последующих электрических разрядов. Вне этой "ловушки" молекулы вскоре опять распались бы, что их и ожидало даже в идеальной первобытной атмосфере.
К сказанному можно еще добавить, что в эксперименте Миллера наряду с молекулами – важными компонентами живой клетки – одновременно возникали соединения, разрушающие все живое (т.н. право– и левостороние молекулы).
Короче говоря, эксперименты Миллера не только не дали эволюционистам ответа на вопрос о происхождении жизни, но и существенно осложнили его. Многие восприняли результаты экспериментов как доказательство случайного возникновения жизни. Но как груда кирпичей далека от великолепного собора, так смесь белковых соединений бесконечно отличается от точного, слаженного взаимодействия органов живой клетки. Даже если бы биохимикам и удалось объединенными усилиями создать некое подобие жизни (если это вообще возможно), это бы еще не доказывало правоту эволюционистов. Напротив, результаты подобных опытов только засвидетельствовали бы тот факт, что жизнь может возникнуть из вещества и энергии лишь при творческом участии великого разума и с применением в высшей степени сложной технологии. Но это и есть точка зрения креационистов: жизнь возникла при взаимодействии вещества, энергии и разума.
Обсуждения Свет и жизнь