Со времен начала своего существования на земле люди задавались вопросом о предназначении многочисленных светил на небосводе: звезд, планет, Солнца и Луны. Уже с незапамятных времен египтяне, китайцы и вавилоняне стали делить небосвод на двенадцать частей.
Каждая из этих частей получила свое название: Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог и т.д., кончая Львом (пояс Зодиака). Зодиак, цепь двенадцати созвездий на небосводе, совпадал с путем, который за год проделывает Солнце (если смотреть с Земли). Хотя сегодня отсчет часто начинается с Козерога, в античности он, по-видимому, начинался с Девы и кончался Львом. Это можно увидеть в храмах Дендеры и Эсны, где между знаками Льва и Девы изображен сфинкс: наполовину лев, наполовину дева. Деление небосвода облегчало запись астрономических наблюдений. Деление на двенадцать созвездий привело к делению года на двенадцать месяцев, потому что Солнце примерно за четыре недели переходит в следующее созвездие. К тому же месяц примерно соответствовал периоду обращения Луны, отсюда и родство в их названиях.
Но небесные светила использовались не только для деления времени на годы, месяцы, недели и дни. Люди начали поклоняться светилам и пытались угадать по ним будущее. Гадание по звездам, или астрология, существует с глубокой древности. Уже вскоре после потопа Солнце, Луна, планеты и звезды были возведены людьми в ранг божеств, управляющих судьбой человечества. Вполне вероятно, что Вавилонская башня, описанная в книге Бытия, главе 11, была "циккуратом": семиступенчатой пирамидой, ступени которой символизировали семь известных в то время планет, и закругленной вершиной с изображенными на ней символами двенадцати созвездий Зодиака. То есть, возможно, это была башня не "высотой до неба", а "с небом на вершине", во все стороны от которой должны были расселяться люди. Наряду с культом богини Луны на Ближнем Востоке получил сильное распространение культ Солнца. В Египте бога Солнца называли Ра часто его изображали как человека с соколиной головой. Ему был посвящен город Илиополь. Иногда Ра изображали в союзе с другими богами, например, с богом города Фивы Амоном.
Во время 18-й династии фараонов в египетском культе Солнца произошли коренные перемены. Самыми известными фараонами этой династии были Аменхотеп и Тутмос, в эти же времена правила и царица Хатшепсут (подробнее об этом см. в третьей книге этой серии – "Как возник Израиль"). Во время правления фараона Аменхотепа IV, или Эхнатона IV, культ Амона-Ра сменяется культом Атона. Фараон сменяет свое собственное имя на Эхнатон, то есть "благоволящий Атону". Он покидает Фивы, традиционный центр поклонения Амону, и основывает новый город, названный им Ахет-Атон – "Страна света Атона". Это сегодняшний город Тель-Эль-Амарна. Там жил фараон со своей прекрасной женой Нефертити.
Но поклонение Атону продолжалось недолго. Сын правящей четы, Тут-Энх-Атон, изменил свое имя на Тут-Энх-Амон и вернулся в Фивы. Будучи незначительным правителем, этот фараон известен тем, что его гробница со множеством сокровищ той эпохи сохранилась неразграбленной. На стенах гробницы одного из приближенных Эхнатона был найден великий гимн богу Атону. Этот гимн приводится здесь в сравнении со 103-им Псалмом Давида.Гимн Атону
Если ты (Атон) нисходишь на западе неба, то земля темна как смерть.
Львы выходят из убежищ своих, и змеи жалят...
При наступлении утра, когда ты восходишь на горизонте, чтобы днем светить нам как Атон, ты изгоняешь тьму и даришь нам свои лучи...
Вся земля начинает работу, скот доволен на лугах своих, деревья и растения цветут, птицы вылетают из своих гнезд. Их крылья распростерты для прославления твоего духа. Все звери стоят на лапах своих, все, что летает и садится: они оживают, если ты являешься им.
Сколько дел твоих (Атон), они скрыты от лица людей. О, единый бог, которому нет равных, ты сотворил мир по своему желанию, когда был один.
Все имеют пропитание, и дни их сочтены.
Ты, Атон дня, велик в величии своем, ты даешь жизнь и далеким странам, потому что ты сотворил великий Нил на небесах, чтобы он стекал и давал горам потоки вод. Псалом 103
Он сотворил луну для указания времен; солнце знает свой запад.
Ты простираешь тьму, и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче (ст. 19-20).
Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека (ст. 10-14).
Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих (ст. 24).
Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Скроешь лицо Твое – мятутся; отнимешь дух их – умирают, и в персть свою возвращаются (ст. 27-29).
Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды (ст. 5-6).
Отрывки из гимна Атону взяты из книги "Tell El-Amama and the Bible", Charles R Pfeiffer.
Как мы видим, между двумя гимнами существует поразительное сходство, но это и неудивительно для гимна творения. Но есть и коренное различие. Для Израиля Господь – творец неба и земли, то есть и творец солнца, луны и звезд. Но в гимне Атону бог, повелевающий миром, сам является частью творения. Атон здесь то же самое, что и Амон, солнце. Но Израиль знал, что солнце – не что иное, как часть творения, лишенный собственной воли кусок материи в руке Божьей. "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь... Он поставил (в небесах) жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще. От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его" (Пс. 18,1-7).
Некоторые исследователи, находясь под впечатлением монотеистического культа Эхнатона, на основании 103-го Псалма даже утверждали, что Моисей развил монотеистическую религию Израиля из монотеизма Эхнатона. К таким предположениям можно прийти разве что через распространенный метод датирования событий древности, но в третьей книге этой серии мы покажем, что есть веские свидетельства в пользу того, что Эхнатон жил на несколько столетий позже Моисея. К тому же сомнительно, что 103-й Псалом написан Моисеем. Но самое главное: Моисей не "изобретал" монотеистической религии для Израиля. Вера в единого Бога, творца неба и земли, была известна предкам израильтян уже в течение тысячелетий (см. первую книгу этой серии -"Как возникла Библия"). Это означает, что существовал народ, не перенявший культ поклонения небесным светилам – это израильский народ, евреи. Насколько очевидным было для Израиля, что творец всего сущего – Бог, а не боги Солнца или Луны, видно из первой главы книги Бытия: свет был сотворен в первый день Божьей недели творения.
Лишь на четвертый день Бог сотворил Солнце, Луну и звезды, и поэтому для израильтян было совершенно очевидно, что небесные тела – не боги и что сам Бог является источником света и жизни. Даже названия "солнце" и "луна" не употреблены в описании творения: нам сказано лишь о "светиле малом" и "светиле большом".
Поэтому Библия запрещает занятия астрологией. Есть лишь Один, держащий в Своих руках будущее, лишь на Него могут надеяться люди: это Ягве, Господь (Втор. 18,9-14; Ис. 8,19-20 и 47,12-15).
Читающий Библию найдет также упоминание о Слове Божьем, сотворившем мир и поддерживающем его: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Иоан. 1,1-4, см. также Кол. 1,15-20). Иисус Христос есть это Слово и тем самым и источник света и жизни. Он есть творящее Слово. Все сотворено Богом-Отцом (1 Кор. 8,6), в то время как дух Божий витал над водами. В первой главе Библии триединый Бог – Отец, Сын и Дух Святой – творит все сущее.
Но небесные светила использовались не только для деления времени на годы, месяцы, недели и дни. Люди начали поклоняться светилам и пытались угадать по ним будущее. Гадание по звездам, или астрология, существует с глубокой древности. Уже вскоре после потопа Солнце, Луна, планеты и звезды были возведены людьми в ранг божеств, управляющих судьбой человечества. Вполне вероятно, что Вавилонская башня, описанная в книге Бытия, главе 11, была "циккуратом": семиступенчатой пирамидой, ступени которой символизировали семь известных в то время планет, и закругленной вершиной с изображенными на ней символами двенадцати созвездий Зодиака. То есть, возможно, это была башня не "высотой до неба", а "с небом на вершине", во все стороны от которой должны были расселяться люди. Наряду с культом богини Луны на Ближнем Востоке получил сильное распространение культ Солнца. В Египте бога Солнца называли Ра часто его изображали как человека с соколиной головой. Ему был посвящен город Илиополь. Иногда Ра изображали в союзе с другими богами, например, с богом города Фивы Амоном.
Во время 18-й династии фараонов в египетском культе Солнца произошли коренные перемены. Самыми известными фараонами этой династии были Аменхотеп и Тутмос, в эти же времена правила и царица Хатшепсут (подробнее об этом см. в третьей книге этой серии – "Как возник Израиль"). Во время правления фараона Аменхотепа IV, или Эхнатона IV, культ Амона-Ра сменяется культом Атона. Фараон сменяет свое собственное имя на Эхнатон, то есть "благоволящий Атону". Он покидает Фивы, традиционный центр поклонения Амону, и основывает новый город, названный им Ахет-Атон – "Страна света Атона". Это сегодняшний город Тель-Эль-Амарна. Там жил фараон со своей прекрасной женой Нефертити.
Но поклонение Атону продолжалось недолго. Сын правящей четы, Тут-Энх-Атон, изменил свое имя на Тут-Энх-Амон и вернулся в Фивы. Будучи незначительным правителем, этот фараон известен тем, что его гробница со множеством сокровищ той эпохи сохранилась неразграбленной. На стенах гробницы одного из приближенных Эхнатона был найден великий гимн богу Атону. Этот гимн приводится здесь в сравнении со 103-им Псалмом Давида.Гимн Атону
Если ты (Атон) нисходишь на западе неба, то земля темна как смерть.
Львы выходят из убежищ своих, и змеи жалят...
При наступлении утра, когда ты восходишь на горизонте, чтобы днем светить нам как Атон, ты изгоняешь тьму и даришь нам свои лучи...
Вся земля начинает работу, скот доволен на лугах своих, деревья и растения цветут, птицы вылетают из своих гнезд. Их крылья распростерты для прославления твоего духа. Все звери стоят на лапах своих, все, что летает и садится: они оживают, если ты являешься им.
Сколько дел твоих (Атон), они скрыты от лица людей. О, единый бог, которому нет равных, ты сотворил мир по своему желанию, когда был один.
Все имеют пропитание, и дни их сочтены.
Ты, Атон дня, велик в величии своем, ты даешь жизнь и далеким странам, потому что ты сотворил великий Нил на небесах, чтобы он стекал и давал горам потоки вод. Псалом 103
Он сотворил луну для указания времен; солнце знает свой запад.
Ты простираешь тьму, и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче (ст. 19-20).
Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека (ст. 10-14).
Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих (ст. 24).
Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Скроешь лицо Твое – мятутся; отнимешь дух их – умирают, и в персть свою возвращаются (ст. 27-29).
Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды (ст. 5-6).
Отрывки из гимна Атону взяты из книги "Tell El-Amama and the Bible", Charles R Pfeiffer.
Как мы видим, между двумя гимнами существует поразительное сходство, но это и неудивительно для гимна творения. Но есть и коренное различие. Для Израиля Господь – творец неба и земли, то есть и творец солнца, луны и звезд. Но в гимне Атону бог, повелевающий миром, сам является частью творения. Атон здесь то же самое, что и Амон, солнце. Но Израиль знал, что солнце – не что иное, как часть творения, лишенный собственной воли кусок материи в руке Божьей. "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь... Он поставил (в небесах) жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще. От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его" (Пс. 18,1-7).
Некоторые исследователи, находясь под впечатлением монотеистического культа Эхнатона, на основании 103-го Псалма даже утверждали, что Моисей развил монотеистическую религию Израиля из монотеизма Эхнатона. К таким предположениям можно прийти разве что через распространенный метод датирования событий древности, но в третьей книге этой серии мы покажем, что есть веские свидетельства в пользу того, что Эхнатон жил на несколько столетий позже Моисея. К тому же сомнительно, что 103-й Псалом написан Моисеем. Но самое главное: Моисей не "изобретал" монотеистической религии для Израиля. Вера в единого Бога, творца неба и земли, была известна предкам израильтян уже в течение тысячелетий (см. первую книгу этой серии -"Как возникла Библия"). Это означает, что существовал народ, не перенявший культ поклонения небесным светилам – это израильский народ, евреи. Насколько очевидным было для Израиля, что творец всего сущего – Бог, а не боги Солнца или Луны, видно из первой главы книги Бытия: свет был сотворен в первый день Божьей недели творения.
Лишь на четвертый день Бог сотворил Солнце, Луну и звезды, и поэтому для израильтян было совершенно очевидно, что небесные тела – не боги и что сам Бог является источником света и жизни. Даже названия "солнце" и "луна" не употреблены в описании творения: нам сказано лишь о "светиле малом" и "светиле большом".
Поэтому Библия запрещает занятия астрологией. Есть лишь Один, держащий в Своих руках будущее, лишь на Него могут надеяться люди: это Ягве, Господь (Втор. 18,9-14; Ис. 8,19-20 и 47,12-15).
Читающий Библию найдет также упоминание о Слове Божьем, сотворившем мир и поддерживающем его: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Иоан. 1,1-4, см. также Кол. 1,15-20). Иисус Христос есть это Слово и тем самым и источник света и жизни. Он есть творящее Слово. Все сотворено Богом-Отцом (1 Кор. 8,6), в то время как дух Божий витал над водами. В первой главе Библии триединый Бог – Отец, Сын и Дух Святой – творит все сущее.
Обсуждения Происхождение Вселенной. Астрология