Год назад, в октябре 2008-го Россия вынуждена была признать себя частью глобальной деревни. Развеялись надежды на то, что кризис пройдет стороной, и власти официально подтвердили: отсидеться не удалось. За год мир поумнел и уже делает выводы из происходящего.
Главный урок нынешнего кризиса: проблема не в финансах и не в экономике – проблема в нас самих.
Практически все объяснения системного сбоя сводятся к одному емкому определению: зарвались. Невыплачиваемые ипотечные ссуды, беззастенчивая коррупция, заоблачные бонусы, непрекращающийся распил – этот пир никак не мог завершиться по-хорошему. И все же не стоит впадать в заблуждение и называть самые яркие симптомы кризиса его причинами. Да, сыпь на теле – это признак болезни, однако до ее источника надо еще докопаться.
Синдром безудержной наживы по-разному сказался на разных странах. И это естественно. Современный мир можно условно поделить на два крупных сектора: «развитый» и «развивающийся». В первом научились делать деньги почти из всего, во втором – только из ресурсов. На самом деле, и то, и другое – отрицательная характеристика.
Стоя между двумя этими лагерями, Россия с тоской поглядывает вправо и влево. По большому счету, ее не устраивают оба варианта. Ведь механика везде одна: надувание все более радужных пузырей, которые лопаются все более оглушительно. В плоскости сложившихся реалий кардинальное решение не проглядывается, но что мешает нам приподняться и взглянуть на происходящее с высоты опыта, накопленного человечеством?
Вавилонский пузырь
Надувание пузырей известно с давних времен. Первый пузырь лопнул 4000 лет назад в Древнем Вавилоне. Только называлось это иначе – столпотворение. Цивилизация тогда ютилась в месопотамской колыбели, между Тигром и Евфратом. На всей земле был «один народ и один у всех язык», – рассказывает нам Писание. И пришел этот народ к тому же, к чему пришли сегодня мы. Внезапно проявилась тотальная взаимосвязь всех со всеми и одновременно – непреодолимая ненависть.
Нам уже знакома эта ситуация: с одной стороны, мы накрепко связаны между собой, и кризис американской ипотеки бьет чуть ли не по каждому, а с другой стороны, нестерпимо хочется послать всех куда-нибудь подальше. Этот контраст всколыхнул семью древних вавилонян. Аллегорически их метания описываются как строительство Вавилонской башни. Зашкалившие до небес запросы потребовали бросить вызов Природе, подчинить ее себе.
«С большим желанием они начали строить башню», – пишет Иосиф Флавий. Это был краткосрочный триумф эгоизма, одержимость, затмившая глаза. «Если человек падал и умирал, никто не обращал на него внимания, – свидетельствует древний источник. – Если же падал один кирпич, люди садились и плакали: "Горе нам! Когда другой встанет на его место?"»
В итоге было найдено временное «решение» проблемы – расселиться по миру, разойтись, подобно семье, которая перестала чувствовать себя семьей.
Однако был и другой выход, реализованный Авраамом. Уже тогда он предложил изучить законы мира, поскольку расселение лишь отсрочит неизбежный финал. Природа не меняет тренда, она устремлена на то, чтобы сблизить людей и вынудить их перейти от взаимной ненависти к взаимному участию, к взаимопониманию и взаимодействию. Конечный этап этого процесса определяется всем известными словами: «Возлюби ближнего, как себя». Так зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Не проще ли уже сейчас перекинуть мосты друг к другу?
Подход Авраама положил начало методике подъема над человеческим эгоизмом во имя объединения в общую систему. Подлинное равновесие между людьми приводит их к равновесию с Природой, которая выстроена на гомеостазисе, на динамической взаимосвязи. Эту гармоничную целостность нарушает только человек, а потому Природа показывает ему необходимость правильного участия в жизни системы. Будучи ее высшим звеном, он должен соответствовать своей роли, не ставить себя над Природой, а реализовывать весь свой потенциал в ней.
Эта методика получила название «Каббала» – от слова получать (лекабéль). Ведь когда человек отдает, прилагает усилия на благо целого, он получает несравненно больше, чем может предложить ему эгоизм. Люди, которые внутренне относятся друг к другу по примеру Природы, становятся с ней единым целым и обретают ее мощь. Это дает нам возможность ощутить Природу в себе, а себя в ней – подхваченными ее вечным течением.
В конце концов, это она породила нас, а не мы ее. Если у нее хватило разума создать человека, то хватит терпения и средств, чтобы привести его к желаемому результату.
Связанные одной целью
Для тех, кто последовал по пути Авраама, не составляло труда проследить и просчитать путь, который избрала бóльшая часть человечества. Каббалистические источники указывают на конец 20 века как на время возвращения вавилонского кризиса.
Наша взаимосвязь снова стала глобальной, но на этот раз нам некуда бежать друг от друга. Мы как будто снова оказались зажатыми между Тигром и Евфратом. Подобно древним вавилонянам, мы все говорили на одном языке – языке денег – и строили башню из собственных амбиций. Но она снова угрожающе закачалась, и мы перестали понимать друг друга. Начались разговоры о многополярном мире, слово эгоизм вошло в политический и экономический лексикон – а между тем впереди всё четче вырисовывается тупик. Нам больше не разойтись, не разбежаться. Мы все в плену друг у друга.
Ситуация не из приятных. Борьба капиталов, идеологий и экономик, передел и беспредел – вот что обещает нам ближайшее будущее. Это – путь в никуда. В 21-м веке, с его спектром проблем, абсурдно жить по старинным законам вековой вражды. Они больше неэффективны.
Мы переживаем глобальный человеческий кризис, и потому его решение тоже должно быть человеческим, а не экономическим, политическим или военным. Всеобщая взаимосвязь довела нас до беды, и она же – ключ к успеху. Мы выберемся из общего кризиса, только если найдем общий язык. Пора выплыть из тумана эгоистических грез, спуститься с Вавилонской башни современного образца. Ведь чем она выше, тем беспощаднее борьба за верхние ярусы, а в итоге наша громада похоронит под собой всех.
Об этом Авраам говорил вавилонянам, об этом каббала говорит сегодня всем. Критически важные глобальные проблемы могут решаться только в масштабах всего человечества. Страна, которая поведет мир в этом направлении, станет катализатором интеграции человека с Природой и займет свое место в истории.
Практически все объяснения системного сбоя сводятся к одному емкому определению: зарвались. Невыплачиваемые ипотечные ссуды, беззастенчивая коррупция, заоблачные бонусы, непрекращающийся распил – этот пир никак не мог завершиться по-хорошему. И все же не стоит впадать в заблуждение и называть самые яркие симптомы кризиса его причинами. Да, сыпь на теле – это признак болезни, однако до ее источника надо еще докопаться.
Синдром безудержной наживы по-разному сказался на разных странах. И это естественно. Современный мир можно условно поделить на два крупных сектора: «развитый» и «развивающийся». В первом научились делать деньги почти из всего, во втором – только из ресурсов. На самом деле, и то, и другое – отрицательная характеристика.
Стоя между двумя этими лагерями, Россия с тоской поглядывает вправо и влево. По большому счету, ее не устраивают оба варианта. Ведь механика везде одна: надувание все более радужных пузырей, которые лопаются все более оглушительно. В плоскости сложившихся реалий кардинальное решение не проглядывается, но что мешает нам приподняться и взглянуть на происходящее с высоты опыта, накопленного человечеством?
Вавилонский пузырь
Надувание пузырей известно с давних времен. Первый пузырь лопнул 4000 лет назад в Древнем Вавилоне. Только называлось это иначе – столпотворение. Цивилизация тогда ютилась в месопотамской колыбели, между Тигром и Евфратом. На всей земле был «один народ и один у всех язык», – рассказывает нам Писание. И пришел этот народ к тому же, к чему пришли сегодня мы. Внезапно проявилась тотальная взаимосвязь всех со всеми и одновременно – непреодолимая ненависть.
Нам уже знакома эта ситуация: с одной стороны, мы накрепко связаны между собой, и кризис американской ипотеки бьет чуть ли не по каждому, а с другой стороны, нестерпимо хочется послать всех куда-нибудь подальше. Этот контраст всколыхнул семью древних вавилонян. Аллегорически их метания описываются как строительство Вавилонской башни. Зашкалившие до небес запросы потребовали бросить вызов Природе, подчинить ее себе.
«С большим желанием они начали строить башню», – пишет Иосиф Флавий. Это был краткосрочный триумф эгоизма, одержимость, затмившая глаза. «Если человек падал и умирал, никто не обращал на него внимания, – свидетельствует древний источник. – Если же падал один кирпич, люди садились и плакали: "Горе нам! Когда другой встанет на его место?"»
В итоге было найдено временное «решение» проблемы – расселиться по миру, разойтись, подобно семье, которая перестала чувствовать себя семьей.
Однако был и другой выход, реализованный Авраамом. Уже тогда он предложил изучить законы мира, поскольку расселение лишь отсрочит неизбежный финал. Природа не меняет тренда, она устремлена на то, чтобы сблизить людей и вынудить их перейти от взаимной ненависти к взаимному участию, к взаимопониманию и взаимодействию. Конечный этап этого процесса определяется всем известными словами: «Возлюби ближнего, как себя». Так зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Не проще ли уже сейчас перекинуть мосты друг к другу?
Подход Авраама положил начало методике подъема над человеческим эгоизмом во имя объединения в общую систему. Подлинное равновесие между людьми приводит их к равновесию с Природой, которая выстроена на гомеостазисе, на динамической взаимосвязи. Эту гармоничную целостность нарушает только человек, а потому Природа показывает ему необходимость правильного участия в жизни системы. Будучи ее высшим звеном, он должен соответствовать своей роли, не ставить себя над Природой, а реализовывать весь свой потенциал в ней.
Эта методика получила название «Каббала» – от слова получать (лекабéль). Ведь когда человек отдает, прилагает усилия на благо целого, он получает несравненно больше, чем может предложить ему эгоизм. Люди, которые внутренне относятся друг к другу по примеру Природы, становятся с ней единым целым и обретают ее мощь. Это дает нам возможность ощутить Природу в себе, а себя в ней – подхваченными ее вечным течением.
В конце концов, это она породила нас, а не мы ее. Если у нее хватило разума создать человека, то хватит терпения и средств, чтобы привести его к желаемому результату.
Связанные одной целью
Для тех, кто последовал по пути Авраама, не составляло труда проследить и просчитать путь, который избрала бóльшая часть человечества. Каббалистические источники указывают на конец 20 века как на время возвращения вавилонского кризиса.
Наша взаимосвязь снова стала глобальной, но на этот раз нам некуда бежать друг от друга. Мы как будто снова оказались зажатыми между Тигром и Евфратом. Подобно древним вавилонянам, мы все говорили на одном языке – языке денег – и строили башню из собственных амбиций. Но она снова угрожающе закачалась, и мы перестали понимать друг друга. Начались разговоры о многополярном мире, слово эгоизм вошло в политический и экономический лексикон – а между тем впереди всё четче вырисовывается тупик. Нам больше не разойтись, не разбежаться. Мы все в плену друг у друга.
Ситуация не из приятных. Борьба капиталов, идеологий и экономик, передел и беспредел – вот что обещает нам ближайшее будущее. Это – путь в никуда. В 21-м веке, с его спектром проблем, абсурдно жить по старинным законам вековой вражды. Они больше неэффективны.
Мы переживаем глобальный человеческий кризис, и потому его решение тоже должно быть человеческим, а не экономическим, политическим или военным. Всеобщая взаимосвязь довела нас до беды, и она же – ключ к успеху. Мы выберемся из общего кризиса, только если найдем общий язык. Пора выплыть из тумана эгоистических грез, спуститься с Вавилонской башни современного образца. Ведь чем она выше, тем беспощаднее борьба за верхние ярусы, а в итоге наша громада похоронит под собой всех.
Об этом Авраам говорил вавилонянам, об этом каббала говорит сегодня всем. Критически важные глобальные проблемы могут решаться только в масштабах всего человечества. Страна, которая поведет мир в этом направлении, станет катализатором интеграции человека с Природой и займет свое место в истории.
Обсуждения Древнее решение современных проблем