«Со всяким ростом человека в величину и высоту, он растёт также в глубину и в ужас: мы не вправе хотеть одного без другого», - говорил Ницше.
В индийской философии Вайшешики Небытие (абхава) включает в себя 3 вида: Небытие вещей до их возникновения, Небытие вещей после их разрушения и Небытие в самих вещах (различия и отсутствие связей между ними). Людям с сильной привязанностью к миру Будда рекомендовал медитировать на то, что их окружают только скелеты. «Хотя природа, сознание и вещи не существуют, несведущие, плохие, подобные трупу философы придумываю всё это…В общем можно сказать, что Пустота – это и есть абсолютная истина, всё остальное – относительное», - говорил философ махаяны Чандракирти. Эта абсолютная истина обеспечивает субъекту безусловное распоряжение истинным и ложным.
Всякая идея существования внешнего мира заключается в том, что за него цепляются, как за реальность. С другой стороны во все времена человек стремился приблизить себя к Абсолюту и даже раствориться в нём. Пустота, понимаемая как абсолютное отсутствие, указывает людям новые векторы поведения, дающего возможность реализовать пустотные смыслы – отсутствие во всём. Так, в своё время Эрнст Юнгер писал: «Число зрителей в театре ещё ничего не говорит о самом спектакле». Некоторое время я думал, что это действительно так. Однако, если исходить из стремления приблизиться к идеалу абсолютного отсутствия, необходимо для начала практиковать отсутствие на относительном уровне нашего проявленного мира. Поэтому, чем меньше зрителей на спектакле, тем лучше. В идеале их совсем не должно быть. Однако сам спектакль всё-таки должен состояться – потому что нет лучшего зрителя, чем Пустота.
Театр без зрителей, книга без читателей, урок без школьников (сбежали!), храм без верующих… Обычно всё перечисленное вызывает у нас смутное беспокойство, иногда даже некое чувство вины/ жалость. Однажды молодой русский поэт Борис Корнилов пришёл на выставку, посвящённую творчеству Маяковского, и увидел абсолютно пустые залы, по которым мрачно шагал виновник торжества. Корнилову стало жалко Маяковского, он даже хотел подойти и сказать ему что-нибудь ободряющее, но не решился. И правильно сделал, поскольку злобый певец советского строя скорее всего послал бы его лесом. Вскоре он (Маяковский) застрелился, а спустя какое-то время расстреляли и Корнилова, как певца кулацкого быта. «Страна встаёт со славою на встречу дня…» Что касается испытанных им на выставке переживаний, то, как сказал бы Чандракирти, они проистекали из иллюзорного цепляния за мир. Если бы они – и сам Корнилов и Маяковский - осознавали это, они неизбежно пришли бы в экстаз от пустотности выставки. И даже, подобно суфиям из школы крутящихся дервишей, пустились бы по залам в пляс – танец относительного отсутствия., в процессе которого происходит отбрасывания эго-цепляния за субъект и объект как за реальные. Тем более что вскоре оба поэта растворились в Пустоте, то есть из относительного отсутствия закономерно перешли в Абсолютное!
Что ещё следует из идеала Пустотности? «Ничто к Власти» как одновременное уничтожение «верха» и «низа», «господства» и «анархии», «порядка» и «хаоса» (аzSacra zaRathustra). Греческий философ Сократ учил не использовать бездумно словесные штампы, а задумываться о смысле понятий. Как правило, мы механически используем понятия, обозначающие направление движения, особенно «вверх» или «вниз». Однако следует помнить о том, что в Пустоте никаких направлений, как и самого движения, нет. В этой связи непонятно, почему «верх» несёт положительную, а «низ» - отрицательную нагрузку. Скажем, высшая школа – почему и над чем она возвышается, и какие силы держат её наверху? Удержат ли? «Прыг под землю, скок на облако, ниже кладбища, выше солнышка», - как говорил Егор Летов. Возможно, такие устойчивые обороты связаны с архетипическими представлениями о том, что рай находится наверху, а ад – внизу, потому что именно вниз, под землю закапывают покойников. Если мы возьмём пресловутую «социальную лестницу», мы увидим, что положение «сверху» означает некие преимущества. (Правда иногда, как в карнавальной культуре средневековья, верх и низ меняются местами). В этом словесном штампе («сверх») женщины могут усмотреть даже некоторый сексизм, т.е. дискриминацию по признакам половой принадлежности – если придерживаться традиционных представлений о сексе. Хотя иногда об интересных мыслях говорят, что они – «глубокие», а об очевидных – что они «лежат на поверхности». Высоко летать, глубоко копать – может быть, в этом и заключается неосознанное стремление к отсутствию. С другой стороны, нужно быть в достаточной степени философом, чтобы получать удовольствие от непосредственного созерцания Ничто.
В индийской философии Вайшешики Небытие (абхава) включает в себя 3 вида: Небытие вещей до их возникновения, Небытие вещей после их разрушения и Небытие в самих вещах (различия и отсутствие связей между ними). Людям с сильной привязанностью к миру Будда рекомендовал медитировать на то, что их окружают только скелеты. «Хотя природа, сознание и вещи не существуют, несведущие, плохие, подобные трупу философы придумываю всё это…В общем можно сказать, что Пустота – это и есть абсолютная истина, всё остальное – относительное», - говорил философ махаяны Чандракирти. Эта абсолютная истина обеспечивает субъекту безусловное распоряжение истинным и ложным.
Всякая идея существования внешнего мира заключается в том, что за него цепляются, как за реальность. С другой стороны во все времена человек стремился приблизить себя к Абсолюту и даже раствориться в нём. Пустота, понимаемая как абсолютное отсутствие, указывает людям новые векторы поведения, дающего возможность реализовать пустотные смыслы – отсутствие во всём. Так, в своё время Эрнст Юнгер писал: «Число зрителей в театре ещё ничего не говорит о самом спектакле». Некоторое время я думал, что это действительно так. Однако, если исходить из стремления приблизиться к идеалу абсолютного отсутствия, необходимо для начала практиковать отсутствие на относительном уровне нашего проявленного мира. Поэтому, чем меньше зрителей на спектакле, тем лучше. В идеале их совсем не должно быть. Однако сам спектакль всё-таки должен состояться – потому что нет лучшего зрителя, чем Пустота.
Театр без зрителей, книга без читателей, урок без школьников (сбежали!), храм без верующих… Обычно всё перечисленное вызывает у нас смутное беспокойство, иногда даже некое чувство вины/ жалость. Однажды молодой русский поэт Борис Корнилов пришёл на выставку, посвящённую творчеству Маяковского, и увидел абсолютно пустые залы, по которым мрачно шагал виновник торжества. Корнилову стало жалко Маяковского, он даже хотел подойти и сказать ему что-нибудь ободряющее, но не решился. И правильно сделал, поскольку злобый певец советского строя скорее всего послал бы его лесом. Вскоре он (Маяковский) застрелился, а спустя какое-то время расстреляли и Корнилова, как певца кулацкого быта. «Страна встаёт со славою на встречу дня…» Что касается испытанных им на выставке переживаний, то, как сказал бы Чандракирти, они проистекали из иллюзорного цепляния за мир. Если бы они – и сам Корнилов и Маяковский - осознавали это, они неизбежно пришли бы в экстаз от пустотности выставки. И даже, подобно суфиям из школы крутящихся дервишей, пустились бы по залам в пляс – танец относительного отсутствия., в процессе которого происходит отбрасывания эго-цепляния за субъект и объект как за реальные. Тем более что вскоре оба поэта растворились в Пустоте, то есть из относительного отсутствия закономерно перешли в Абсолютное!
Что ещё следует из идеала Пустотности? «Ничто к Власти» как одновременное уничтожение «верха» и «низа», «господства» и «анархии», «порядка» и «хаоса» (аzSacra zaRathustra). Греческий философ Сократ учил не использовать бездумно словесные штампы, а задумываться о смысле понятий. Как правило, мы механически используем понятия, обозначающие направление движения, особенно «вверх» или «вниз». Однако следует помнить о том, что в Пустоте никаких направлений, как и самого движения, нет. В этой связи непонятно, почему «верх» несёт положительную, а «низ» - отрицательную нагрузку. Скажем, высшая школа – почему и над чем она возвышается, и какие силы держат её наверху? Удержат ли? «Прыг под землю, скок на облако, ниже кладбища, выше солнышка», - как говорил Егор Летов. Возможно, такие устойчивые обороты связаны с архетипическими представлениями о том, что рай находится наверху, а ад – внизу, потому что именно вниз, под землю закапывают покойников. Если мы возьмём пресловутую «социальную лестницу», мы увидим, что положение «сверху» означает некие преимущества. (Правда иногда, как в карнавальной культуре средневековья, верх и низ меняются местами). В этом словесном штампе («сверх») женщины могут усмотреть даже некоторый сексизм, т.е. дискриминацию по признакам половой принадлежности – если придерживаться традиционных представлений о сексе. Хотя иногда об интересных мыслях говорят, что они – «глубокие», а об очевидных – что они «лежат на поверхности». Высоко летать, глубоко копать – может быть, в этом и заключается неосознанное стремление к отсутствию. С другой стороны, нужно быть в достаточной степени философом, чтобы получать удовольствие от непосредственного созерцания Ничто.
Обсуждения Танец относительного отсутствия