Привлекательность текста. Ключ к Хайдеггеру

Другое дело – философия и психология. По некоему умолчанию принято считать, что эти роды письма не должны быть привлекательными. Философ, психолог, филолог не ставят перед собой задачу привлечь читателя, подобно тому, как это делают поэт и беллетрист.
Привлекательность текста. Ключ к Хайдеггеру
Их задача – трансляция идей, в относительно ясном и адекватном виде, не более того. Ориентация на “удовольствие от текста” им как бы изначально чужда. Такой фактор, как аттрактивность, обычно не берется в расчет при анализе работ в “науках о духе”.

Именно это обстоятельство мы хотим поставить под сомнение. Для нас ясно, что главным делом философа, психолога, видимо, также искусствоведа является соблазнение читателя. Аттрактивность в их трудах вовсе не отсутствует, она как бы вытесняется. Она присутствует то в явном, то в латентном виде. Полагаем, что очень важно создать концептуальный аппарат, методологию, которая позволила бы нам осуществить содержательный анализ текста именно на предмет выявления стратегий привлечения.

Методологический аппарат, который создается под эти задачи, назван нами аттрактив-анализ . Цель его – создание возможности для понимания той стратегии, которую автор философского текста, так или иначе, выстраивает, преследуя вполне тривиальную цель. Она заключается в том, чтобы его читали, ну и, прочитав, – полюбили. Здесь мы отчасти развиваем идеи, обсуждавшиеся в известной работе Ж.Бодрийара “Соблазн” (Бодрийар, 2000).

Анализ текста на предмет его “привлекательности” построен на прочтении как явных, так и скрытых посланий автора. Эти послания обращены к читателю и содержат в себе некое повествование о самом авторе, эскиз его образа. Читатель философского текста отождествляет себя с автором этого текста, равно как и с незримым героем текста, совпадающим с образом автора. Это предположение выглядит правдоподобно уже по той простой причине, что отождествляться читателю просто больше не с кем.

…Первый концепт, из тех, что делают образ философа привлекательным, мы обозначили термином “ антиванитатизм (vanitas – лат. – прозрачность, видимость, суета, бесплодность, праздная болтовня и т.д.). Под этим термином имеется в виду существующая в рамках различных дискурсивных стратегий тенденция к диагностике, развенчанию и преодолению всего “суетного”. А позиция философа формируется именно как отстраненная от так называемой реальной жизни, полной суетных преходящих интересов.

“Суетное” в этих дискурсивных стратегиях противопоставляется “сущностному”, “неподлинное” – “подлинному”, “поверхностное” – “глубокому”, “временное” – “вечному”. Антиванитатизм является весьма распространенной в культуре идеологемой…

… Хайдеггеровский стиль – настоящая революция в философии – сам по себе являет собой пример отсутствия суеты, сосредоточенной возвышенности.

Трудно представить себе более сильный пример противосуетной позиции, чем философский дискурс М.Хайдеггера. Эта позиция явлена и на уровне стиля. С этим связано почти гипнотическое воздействие хайдеггеровского письма. Вот, например, известный отрывок:

“Это бытие-с-другими полностью растворяет свое присутствие всякий раз в способе бытия “других”, а именно так, что другие в их различительности и выраженности еще больше исчезают. В этой незаметности и неустановимости люди развертывают свою собственную диктатуру. Мы наслаждаемся и веселимся, как люди веселятся; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как люди смотрят и судят; но мы и отшатываемся от “толпы ”, как люди отшатываются; мы находим “возмутительным”, что люди находят возмутительным. Люди, которые не суть нечто определенное и которые суть все, хотя не как сумма, предписывают повседневности способ быть” ( Хайдеггер , 1997, с.126-127).

Суетное здесь совпадает с отчужденным. “Люди” (das Man), разменяв индивидуальное, формируют своеобразный массовый хронотоп, которым и отличается “суетное”. Подлинное экзистенциальное движение – глубокое, медленное, крупноразмашистое. Суета неизбежно обладает мелким размахом, быстра, поверхностна. Хайдеггер отчетливо дистанцируется от возможности восприятия своего текста, как оценочного.
×

Обсуждения Привлекательность текста. Ключ к Хайдеггеру

  • Не совсем или совсем понятен смысл статьи!) То, что Хайдеггер хорош и так общеизвестно. То, что психологи и философы, погруженные в свои умозаключения и "заморочки" не умеют общаться на родном языке с читателями, это еще кого иметь ввиду. Ницше и Камю, Ошо и К. Кастанеда _ ни ведь тоже философы. И несли совсем не заурядные идеи "в массы"!))
    Тупо не понимаю, о чем речь!))
     
  • И действительно, о какой оценочности содержания текста может идти речь, если в нем постоянно идут ссылки на каких-то абстрактных "людей"? И "люди" эти щарахаются в своих суждениях и поступках как явные идиоты, при этом даже не сознавая этого.
     

По теме Привлекательность текста. Ключ к Хайдеггеру

Копия текста цилиндра Кира Великого

Специалисты Британского музея подтвердили подлинность двух окаменелых лошадиных...
Журнал

Восприятие мозгом изображения и текста

Учение из Канады провели исследование, доказывающее, что человеческий мозг...
Журнал

Привлекательность и симметрия тела

Степень сексуальной привлекательности зависит от симметрии человеческого тела...
Журнал

Привлекательность женщин

Психологов из Стокгольмского университета заинтересовал вопрос, почему высокие и...
Журнал

Привлекательность женщины

В научно-популярном журнале появились результаты исследований, которые пролили...
Журнал

Музыкальный ключ памяти

О том, что музыка благотворно влияет на человека, науке известно довольно давно...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы
Ничто не вечно