О том, что музыка благотворно влияет на человека, науке известно довольно давно, и многие механизмы этого процесса тоже изучены. Вместе с тем, существует ряд феноменов, которые не имеют никакого научного объяснения. Например, мнемонические способности музыкальных композиций порождать ассоциативный ряд воспоминаний.
gif · 3 МБ
Как же объяснить то, что музыка имеет более сильное влияние на память, чем изображения, слова и запахи? Этим вопросом задался американский исследователь Петр Джаната из Калифорнийского университета. Своими экспериментами он положил начало новому направлению изучения человеческого мозга – MEAM (вызываемые музыкой автобиографические воспоминания).
За основу своих исследований Джаната взял современную поп-музыку. Чтобы изучить ее влияние на воспоминания, он использовал различные инструменты – компьютерную томографию головного мозга, анкетирование участников экспериментов, наблюдение за поведением подопытных и компьютерное моделирование их реакции.
"Регион в лобовой доле головного мозга, который обычно ассоциируется с музыкальной активностью, выполняет ряд важных функций, – объясняет Петр Джаната. – Он занимается усвоением поступающей информации, которая относится к индивидууму, а также производит сортировку эмоциональной и неэмоциональной информации".
"Префронтальный неокортекс отвечает за связь между музыкой и эмоциями – это было доказано еще в прошлом столетии, – продолжает Джаната. – Теперь перед нами стоит задача найти второе связующее звено – на этот раз между музыкой и памятью".
Для экспериментов американский ученый отобрал 1500 музыкальных композиций в стиле поп и R & B . Подборка охватывает последние пятнадцать лет – в среднем по 100 песен на каждый год. В опытах приняли участие 329 добровольцев из числа студентов, посещающих лекции Джанаты в университете.
Каждому подопытному была представлена случайная подборка из 30 песен, популярных тогда, когда участникам эксперимента было от 7 до 19 лет. После прослушивания студенты заполняли анкеты, в которых указывали – знакомы ли им эти песни, какие эмоции они вызывают, не возникали ли при их прослушивании какие-либо воспоминания.
Оказалось, что студенты узнают в среднем половину звучащих композиций. При этом каждая третья прозвучавшая песня вызвала достаточно сильные автобиографические воспоминания из детских и подростковых лет. При этом вне зависимости от возраста, с которым связаны образы прошлого, воспоминания кажутся одинаково свежими и яркими.
Подведя итоги опытов, Джаната и его коллеги обнаружили, что большая часть воспоминаний связана с танцами и событиями, происходившими в автомобиле. Психологи объясняют это тем, что именно там звучала памятная композиция.
Исследования MEAM только начались, однако ученые уже видят практическую выгоду от нового направления. По их мнению, музыкальные композиции можно использовать для улучшения процесса запоминания, превращая их в мнемонический код для последующего вызова из памяти нужных данных.
Нечто подобное уже предлагается различными независимыми школами, обучающими технике памяти. Теперь же, считает Петр Джаната, подобными приемами может овладеть любой человек.
Действительно ли музыка может стать ключом к памяти?
"Человеческий мозг – одно из самых сложнейших органических образований в мире. Каждый его отдел несет в себе не одну и не две, а десятки различных функций, которые оказываются связаны между собой причудливым образом.
Нет ничего странного в том, что все функции префронтального кортекса взаимно пересекаются и проникают друг в друга. И можно с уверенностью говорить, что это еще не все, что мы знаем об этом отделе мозга. Поэтому впереди нас ждут еще более удивительные открытия – не стоит забывать, что люди используют свой мозг не более чем на десятую часть.
Что же касается мнемонической связи музыки и воспоминаний, то этот процесс хорошо знаком многим людям, и от нас – психологов и неврологов – требуется лишь найти научные доказательства и придумать способы эксплуатации этого феномена. Чем мы и занимаемся".
За основу своих исследований Джаната взял современную поп-музыку. Чтобы изучить ее влияние на воспоминания, он использовал различные инструменты – компьютерную томографию головного мозга, анкетирование участников экспериментов, наблюдение за поведением подопытных и компьютерное моделирование их реакции.
"Регион в лобовой доле головного мозга, который обычно ассоциируется с музыкальной активностью, выполняет ряд важных функций, – объясняет Петр Джаната. – Он занимается усвоением поступающей информации, которая относится к индивидууму, а также производит сортировку эмоциональной и неэмоциональной информации".
"Префронтальный неокортекс отвечает за связь между музыкой и эмоциями – это было доказано еще в прошлом столетии, – продолжает Джаната. – Теперь перед нами стоит задача найти второе связующее звено – на этот раз между музыкой и памятью".
Для экспериментов американский ученый отобрал 1500 музыкальных композиций в стиле поп и R & B . Подборка охватывает последние пятнадцать лет – в среднем по 100 песен на каждый год. В опытах приняли участие 329 добровольцев из числа студентов, посещающих лекции Джанаты в университете.
Каждому подопытному была представлена случайная подборка из 30 песен, популярных тогда, когда участникам эксперимента было от 7 до 19 лет. После прослушивания студенты заполняли анкеты, в которых указывали – знакомы ли им эти песни, какие эмоции они вызывают, не возникали ли при их прослушивании какие-либо воспоминания.
Оказалось, что студенты узнают в среднем половину звучащих композиций. При этом каждая третья прозвучавшая песня вызвала достаточно сильные автобиографические воспоминания из детских и подростковых лет. При этом вне зависимости от возраста, с которым связаны образы прошлого, воспоминания кажутся одинаково свежими и яркими.
Подведя итоги опытов, Джаната и его коллеги обнаружили, что большая часть воспоминаний связана с танцами и событиями, происходившими в автомобиле. Психологи объясняют это тем, что именно там звучала памятная композиция.
Исследования MEAM только начались, однако ученые уже видят практическую выгоду от нового направления. По их мнению, музыкальные композиции можно использовать для улучшения процесса запоминания, превращая их в мнемонический код для последующего вызова из памяти нужных данных.
Нечто подобное уже предлагается различными независимыми школами, обучающими технике памяти. Теперь же, считает Петр Джаната, подобными приемами может овладеть любой человек.
Действительно ли музыка может стать ключом к памяти?
"Человеческий мозг – одно из самых сложнейших органических образований в мире. Каждый его отдел несет в себе не одну и не две, а десятки различных функций, которые оказываются связаны между собой причудливым образом.
Нет ничего странного в том, что все функции префронтального кортекса взаимно пересекаются и проникают друг в друга. И можно с уверенностью говорить, что это еще не все, что мы знаем об этом отделе мозга. Поэтому впереди нас ждут еще более удивительные открытия – не стоит забывать, что люди используют свой мозг не более чем на десятую часть.
Что же касается мнемонической связи музыки и воспоминаний, то этот процесс хорошо знаком многим людям, и от нас – психологов и неврологов – требуется лишь найти научные доказательства и придумать способы эксплуатации этого феномена. Чем мы и занимаемся".
Обсуждения Музыкальный ключ памяти