Ряд образов, о которых мы говорим, начинается с инструмента.
Мы понимаем под ним вещь, которую человек включает во взаимосвязи с функционированием тела, чтобы тем самым повысить определенный [уровень] выработки, достижений, производительности в работе его частей и органов.
Мы понимаем под ним вещь, которую человек включает во взаимосвязи с функционированием тела, чтобы тем самым повысить определенный [уровень] выработки, достижений, производительности в работе его частей и органов.
Камень в некоторой степени повышает ту действенность, которую имел бы просто удар голого кулака. Повышение уровня выработки усиливается, если камню придана соответствую щая форма и еще более, когда он будет укреплен на шесте.Так возник молоток.
На основе этих простых форм развивался все более совершенный инструмент. Его действие становилось все сильнее, точнее и дифференцированнее — не забыт и эстетический момент, который имел значимость не только при выборе материала или при придании [этому инструменту] убранства, украшения, но и в том выражении, где функция находит [себя] через форму. Вызванные необходимостью прежде всего, т.е. необходимостью пропитания, охраны и обогащения жизни, они, таким образом, привели к возникновению многочисленных образов. Существенным же всегда остается тот момент, что вещь-инструмент всегда остается включенной во взаимосвязи человеческого тела, что действует как усиление, утончение, уточнение того действия, которое производит человеческая мысль, части тела и органы.
Следующим феноменом в этом ряду является механизм. Под ним мы понимаем структуры вещей, которые находятся вне телесно-духовной функциональной взаимосвязи и исполняют определенные задачи на основе непосредственно действующей природной энергии. Законы, согласно которым это происходит, рационально не пронизывают замысел этой структуры, но опознаются только через опыт как закон происходящего.
Так, например, способность зубов перемалывать зерна злаков переносится на два плоских камня, один из которых способен двигаться, и так возникает ручная мельница. Эта действенность механизма усиливается, когда на место органической силы рук приходит давление текущей воды, которая перехватывается колесом и через промежуточные звенья переносится к мелющему камню; так возникает водяная мельница.
В этом устройстве человеку удалось изолировать функции и объективировать целенаправленный процесс благодаря его продлению в механизме. В нем исполняются желаемые эффекты, без которых человек, — в случае обращения с инструментом, — имеет дело непосредственно [с природными материалами, силами]. Так возникает вокруг него мир образований, которые, с одной стороны, защищают его жизнь от опасностей естественного окружения, с другой стороны, расширяют диапазон непосредственных возможностей действия в природе: дом, мельница, ловушка, вагон, бот и т.д. и т.п.
Существо устройств побуждает "homo faber" к тому, чтобы постоянно его преобразовывать. Действие его становится все сильнее, изящнее, тоньше и точнее; потребление им материала энергии все более экономно; все более скрупулезно нужно управлять его функциями и т.д. Отсюда начинается переход к машине.
О надежно работающей водяной мельнице мы можем сказать, что она может быть совершенным аппаратом, но также и то, что она может быть уже машиной. Точному смыслу [понятия о такой машине] это устройство будет соответствовать лишь тогда, когда его функция станет осмыслена научно и технически переработана в согласии со строго определенным действием.
Ее характер проявляется еще отчетливее, когда используемая энергия не преднайдена в природе, — как давление воды или сила тяжести, — но на основании научного исследования, высвобождена из природных взаимосвязей и может оказаться в распоряжении [человека]: давление пара, электричество, атомная энергия.
Машина отнимает у человека непосредственную работу, и он вынужден ограничиваться конструированием и контролем. Кроме того, он может взять [с боем — in Angriff nehmen] те ее [природы] задачи, которые кажутся выше ее собственных сил и которые, как показали последние десятилетия, увеличиваются в гигантских размерах.
Частная функция одной машины вступает во взаимоотношения с функцией другой и контролирует ее, увеличивая ее мощность. Так возникает производство, фабрика… Фабрики, в свою очередь, вступают в отношение друг с другом и возникает, поддерживаемая соответствующими социологическими структурами, индустрия.
Инструменты и устройства покоятся на событиях [процессах], которые распознаются сполна, осуществляют функции, которые можно просто прочувствовать. Они используют природу так, как она сама себя непосредственно предлагает, проблема же заключается лишь в том, чтобы найти необходимые материалы и приспособить [anpassen] их к соответствующей цели.[/anpassen]
[anpassen]
Из этого отношения к человеческому организму и к данностям природы выступает тот характер естественного и органического, который мы обнаруживаем как своеобразную гармонию, свойственную древним культурам. Поле деятельности, на котором разыгрывается событие инструмента, равно как и механизма, приводит без разрывов, с одной стороны, к непосредственно данной природе, с другой стороны, к также непосредственно данной человечности.
Чем более однозначно [определенно] формируется машина, тем более разрывается эта взаимосвязь, так как между человеком и машиной, с одной стороны, и между машиной и природой, с другой, располагаются процессы научного познания и технического конструирования. Последнее означает не только то, что механизм преобразуется на основе опыта и рукомесла, но и необозримость научной теории и сложность технической конструкции.
Чем более, тем глубже научная проницательность ученого пронизывает основания природы. То, что линза увеличивает малый предмет и тем самым делает его очертания благодаря увеличивающейся силе зрения более отчетливыми, является безоговорочным фактом, наибольшей очевидностью.
Отсюда начинается переход к машине. Если же появится микроскоп на основании неизвестной дилетанту теории, — а эта теория даже использует познания в области электроники, и микроскоп делает видимыми величины, о существовании которых можно было до сих пор заключать только теоретически, — то между человеком, который использует микроскоп, и объектом, который попадается ему на глаза, находится настолько запутанный процесс научной мысли и ее воплощения в техническую конструкцию, что становится совершенно невозможно прочувствовать его. Да, машина сотворена человеком; путь же к ее производству идет через настолько радикальные превращения, что результат [этого события] воспринимается использующим плоды производства как нечто чуждо-самостоятельное [Fremd-Selbststдndiges].[/fremd][/anpassen]
На основе этих простых форм развивался все более совершенный инструмент. Его действие становилось все сильнее, точнее и дифференцированнее — не забыт и эстетический момент, который имел значимость не только при выборе материала или при придании [этому инструменту] убранства, украшения, но и в том выражении, где функция находит [себя] через форму. Вызванные необходимостью прежде всего, т.е. необходимостью пропитания, охраны и обогащения жизни, они, таким образом, привели к возникновению многочисленных образов. Существенным же всегда остается тот момент, что вещь-инструмент всегда остается включенной во взаимосвязи человеческого тела, что действует как усиление, утончение, уточнение того действия, которое производит человеческая мысль, части тела и органы.
Следующим феноменом в этом ряду является механизм. Под ним мы понимаем структуры вещей, которые находятся вне телесно-духовной функциональной взаимосвязи и исполняют определенные задачи на основе непосредственно действующей природной энергии. Законы, согласно которым это происходит, рационально не пронизывают замысел этой структуры, но опознаются только через опыт как закон происходящего.
Так, например, способность зубов перемалывать зерна злаков переносится на два плоских камня, один из которых способен двигаться, и так возникает ручная мельница. Эта действенность механизма усиливается, когда на место органической силы рук приходит давление текущей воды, которая перехватывается колесом и через промежуточные звенья переносится к мелющему камню; так возникает водяная мельница.
В этом устройстве человеку удалось изолировать функции и объективировать целенаправленный процесс благодаря его продлению в механизме. В нем исполняются желаемые эффекты, без которых человек, — в случае обращения с инструментом, — имеет дело непосредственно [с природными материалами, силами]. Так возникает вокруг него мир образований, которые, с одной стороны, защищают его жизнь от опасностей естественного окружения, с другой стороны, расширяют диапазон непосредственных возможностей действия в природе: дом, мельница, ловушка, вагон, бот и т.д. и т.п.
Существо устройств побуждает "homo faber" к тому, чтобы постоянно его преобразовывать. Действие его становится все сильнее, изящнее, тоньше и точнее; потребление им материала энергии все более экономно; все более скрупулезно нужно управлять его функциями и т.д. Отсюда начинается переход к машине.
О надежно работающей водяной мельнице мы можем сказать, что она может быть совершенным аппаратом, но также и то, что она может быть уже машиной. Точному смыслу [понятия о такой машине] это устройство будет соответствовать лишь тогда, когда его функция станет осмыслена научно и технически переработана в согласии со строго определенным действием.
Ее характер проявляется еще отчетливее, когда используемая энергия не преднайдена в природе, — как давление воды или сила тяжести, — но на основании научного исследования, высвобождена из природных взаимосвязей и может оказаться в распоряжении [человека]: давление пара, электричество, атомная энергия.
Машина отнимает у человека непосредственную работу, и он вынужден ограничиваться конструированием и контролем. Кроме того, он может взять [с боем — in Angriff nehmen] те ее [природы] задачи, которые кажутся выше ее собственных сил и которые, как показали последние десятилетия, увеличиваются в гигантских размерах.
Частная функция одной машины вступает во взаимоотношения с функцией другой и контролирует ее, увеличивая ее мощность. Так возникает производство, фабрика… Фабрики, в свою очередь, вступают в отношение друг с другом и возникает, поддерживаемая соответствующими социологическими структурами, индустрия.
Инструменты и устройства покоятся на событиях [процессах], которые распознаются сполна, осуществляют функции, которые можно просто прочувствовать. Они используют природу так, как она сама себя непосредственно предлагает, проблема же заключается лишь в том, чтобы найти необходимые материалы и приспособить [anpassen] их к соответствующей цели.[/anpassen]
[anpassen]
Из этого отношения к человеческому организму и к данностям природы выступает тот характер естественного и органического, который мы обнаруживаем как своеобразную гармонию, свойственную древним культурам. Поле деятельности, на котором разыгрывается событие инструмента, равно как и механизма, приводит без разрывов, с одной стороны, к непосредственно данной природе, с другой стороны, к также непосредственно данной человечности.
Чем более однозначно [определенно] формируется машина, тем более разрывается эта взаимосвязь, так как между человеком и машиной, с одной стороны, и между машиной и природой, с другой, располагаются процессы научного познания и технического конструирования. Последнее означает не только то, что механизм преобразуется на основе опыта и рукомесла, но и необозримость научной теории и сложность технической конструкции.
Чем более, тем глубже научная проницательность ученого пронизывает основания природы. То, что линза увеличивает малый предмет и тем самым делает его очертания благодаря увеличивающейся силе зрения более отчетливыми, является безоговорочным фактом, наибольшей очевидностью.
Отсюда начинается переход к машине. Если же появится микроскоп на основании неизвестной дилетанту теории, — а эта теория даже использует познания в области электроники, и микроскоп делает видимыми величины, о существовании которых можно было до сих пор заключать только теоретически, — то между человеком, который использует микроскоп, и объектом, который попадается ему на глаза, находится настолько запутанный процесс научной мысли и ее воплощения в техническую конструкцию, что становится совершенно невозможно прочувствовать его. Да, машина сотворена человеком; путь же к ее производству идет через настолько радикальные превращения, что результат [этого события] воспринимается использующим плоды производства как нечто чуждо-самостоятельное [Fremd-Selbststдndiges].[/fremd][/anpassen]
Обсуждения Человек и машина. История отношений