Григорий Горин - наш современник, российский писатель и сценарист, некогда написал пьесу «Самый правдивый», которую поставили многие театры. Я впервые увидела ее в нашем ленинградском театре им. Комиссаржевской. Вскоре по тому же сценарию вышел художественный фильм «Тот самый Мюнхгаузен».
Я смотрела его много раз и каждый раз не перестаю удивляться мудрости и не случайности каждой реплики фильма. Он для меня столь же многопланов, как книги Кастанеды. Можно принимать его легко - как веселую комедию с незамысловатым сюжетом о жизни великого лжеца барона Мюнхгаузена. А можно и нужно - как притчу о разных способах восприятия жизни, об ощущении мира, которое не вписывается и не должно вписываться в общепринятое. Более эзотерического фильма, выполненного в жанре комедии, я, пожалуй, не знаю.
Мир Мюнхгаузена аллегоричен, а его забавные выдумки - всегда притчи. Байка о том, как он сам себя вытащил из болота за волосы... Разве не этого же хочет от нас духовный путь? Или о том, как выстрелив в оленя косточкой от вишни, Мюнхгаузен встретил на следующий год зверя, на лбу которого выросло вишневое дерево... Все, что мы посылаем другим - словом, мыслью или делом, непременно прорастет деревом, и об этом полезно помнить. Всякая причина родит следствие.
Мюнхгаузен врет, но врет как-то странно: его ложь правдива, потому что он описывает сущность того мира, который видит, но которого не замечают другие, он видит ту глубинную суть вещей, что и есть основа бытия. При этом Мюнхгаузен никогда не врет самому себе, не предает своих идеалов, своего Я, не играет ни перед кем и ни перед чем, даже если эта его правдивость, она же - неумение подыгрывать всеобщим «разумным» способам жизни - разрушает счастье самого Мюнхгаузена. Но, может быть, у него другое представление о счастье?
Вот он «некстати» сделал открытие - дополнительный день в году - 32 мая, как результат набежавших за столетие секунд. Он заявил о нем тогда, когда наконец осуществилась мечта его возлюбленной Марты получить развод Мюнхгаузена с женщиной, жизнь с которой для барона всегда была мукой. Но Мюнхаузен и здесь не смог себя превозмочь и потерпеть со своим открытием. Из-за его убеждения в существовании дня «32 мая» его развод с супругой не узаконили.
Для Мюнхгаузена социальные условности - фальшивая игра, у него другие ценности, он живет иным - горним миром. Его радости открытия нового, дополнительного дня не разделили даже близкие. Слуга вспомнил о том, что 1-го числа ему обычно выплачивают жалование, друг - что «лишний понедельник - не такое уж удовольствие», а любимая просто ушла, перестав надеяться, что когда-нибудь они смогут узаконить свои отношения. Мюнхгаузен поражен. Оказывается, даже дорогие ему люди его не понимают.
Мюнхгаузена считают лжецом, но кто же тогда люди, живущие в их городе? Городской глава в душе и на деле - прекрасный портной, но исполняет роль мэра, для которой он совершенно не предназначен. Разве мало мы видим вокруг таких Мэров? Лучший друг барона боится возражать и говорить то, что думает. Он согласен в душе с Мюнхгаузеном, но никогда не заявит этого во всеуслышание и, глубоко страдая, предает друга. А Мюнхгаузен ни в чем не желает подчиняться условностям и, если видит несправедливость, то заявляет о ней. Например, он «объявляет войну Англии» за то, что она не ведет честной политики. Весь город шокирует выходка Мюнхгаузена, которую рассматривают, как фарс. Для всех важнее и значимее не искренний душевный порыв человека, а целесообразность, соблюдение правил и соизмерение поступков со своими реальными возможностями, даже если и почти каждому «не нравится то, что вытворяет Англия».
Для Мюнхгаузена нет понятия невозможности. Если его душа согласна, он действует, он объявляет войну самой Англии и ему совершенно все равно, что силы не равны, а его поступок кому-то кажется смешным, что «так не принято». В этом состоит его правдивость в противовес привычной лжи всех остальных.
Только единожды Мюнхгаузен предает себя. Он сдается перед горем Марты и уступает ей, создав видимость собственной смерти и перевоплотившись в садовника Мюллера - свою противоположность. Мюллер - практичный человек без фантазий, для которого цветы - не красота, а прибыльное занятие. Под новым именем Мюнхгаузен вступает в брак с Мартой, и у них рождается сын. Все казалось бы стало хорошо, все довольны. «Вдова» Мюнхгаузена приобрела себе свободу и сделала из своего прежде ей ненавистного мужа кумира: о его похождениях теперь пишут книгу, в честь него сооружают памятник. Сын Мюнхгаузена с удовольствием горюет об отце и тренируется в умении «вытаскивать себя за волосы» в самом буквальном смысле этого слова.
Как оказалось, все близкие осведомлены, где на самом деле скрывается Мюнхгаузен, но их устраивает такая игра. И только Марта несчастна. Мюнхгаузен умер душой, он тоскует и пьет, он стал серой обыденностью и тяжко влачит свое существование. В конце концов он не выдерживает лжи и разрушает свою теплицу с цветами, объявив городу о своем возвращении.
Его не хотят узнавать - это слишком усложняет им жизнь. От мертвого Мюнхгаузена меньше хлопот и больше пользы. Чтобы доказать свою личность, Мюнхгаузену предлагают совершить полет на Луну - зарядить его тело вместо ядра в пушку. «Неужели необходимо убить человека для того, чтобы доказать, что он жив?» - замечает Марта. У нее сложное положение. Ей предстоит сделать трудный выбор: или спасти жизнь мужа, но погубить его душу и доброе имя, если умолчит о том, что в пушку подложили сырой порох, или убить Мюнхгаузена, сказав ему правду.
- Скажи мне что-нибудь напоследок! - требует Мюнхгаузен.
- Я всегда буду любить тебя!
- Не то!
- Я буду верна тебе вечно!
- Не нужно! Опять не то!!
- ...Тебе подсунули мокрый порох!!!....
Вот каких слов ждет Мюнхгаузен в самый последний день его жизни! Если он соврет самому себе, он убьет свое Я, он уже не будет «самым правдивым», тем, кто никогда не врет, хотя и говорит странные вещи. Если ты веришь, что долетишь до Луны с помощью пушки и всем своим поведением это доказываешь, значит и правда, ты до нее долетишь!
Почему я вдруг вспомнила этот фильм? Да потому, что он решает тот же вопрос, что и я: какому миру следует служить? Мюнхгаузен свой выбор уже сделал, ему легче. В фильме выбирать приходится только Марте: что в Мюнхгаузене она любит - его смертное тело или его бессмертную душу...
Казалось бы, ничего схожего нет между нами - фантазером и фанатиком Мюнхгаузеном, и мной, с моим излишне здравым и практичным взглядом на жизнь, с антипатией ко всяким пустым фантазиям. Это так и не так. Как и барон, я презираю внешние игры - лицемерие, неискренность, пусть даже, если они будут мне во благо, даже при наличии понимания, что они необходимы для достижения жизненного успеха..
Как Мюнхгаузен разрушает свое личное счастье, не сумев сломать свое Я и не пожелав лгать, так и я, попадая в новую, но знакомую ситуацию для «исправления ошибок» и уже понимая, как нужно себя вести в ней, снова делаю то, что чувствую правильным, то есть остаюсь сама собой. В результате все происходит так, как и всегда - я остаюсь непонятой, а в людях побеждает их прагматизм, себялюбие и желание защитить собственную значимость, даже дутую. Смирившись с данностью, я, увы! не «объявляю войну Англии», и в конечном счете все-таки подчиняюсь условиям чужой игры. Плохо исполняя свою роль в этой, не моей игре, я все равно ее исполняю. Мюнхгаузен, в отличие от меня, всегда делает так, как считает правильным, оставаясь «Мюнхгаузеном, который никогда не врет»...
Внутри себя многие из нас мечтают жить в своем, зазеркальном мире, где достать мыслью до далекой звезды куда важнее, чем нравиться толпе и быть успешным. Но вместе с этим в нас живет Трусоватый Прагматик - тот, кто оказывает на наше поведение более сильное влияние. Он вечно боится прослыть белой вороной и отбиться от стаи, он не любит перемен и не умеет жить без чужих мнений, он болезненно реагирует на то, что о нем думают другие. Эти совершенно разные Личности каким-то образом постоянно идут в паре - одна не желает врать, а другая врет, потому что умирает от страха нарушить правила чужой игры. Она твердо знает, что «не должно быть 32 мая» и что «глупо одному человеку объявлять войну целой Англии».
Что же их объединяет? Крайне интересный вопрос – что, в принципе, общего в разноликой толпе наших Личностей? Что позволяет считать их нашими? Общее физическое тело? Память? Ведь все они возникают в нас на разной почве, разного желают и по-разному мыслят!
Большинство моих Личностей не любит как тех, у кого ложные, выдуманные ценности, так и тех, кто не дорожит ничем и кому все - «по фиг». Но жить, не изменяя самому себе, не поддаваясь чужим представлениям о «правильной жизни» и истинном «счастье» - удел по-настоящему сильного человека. Временами мне очень хочется подобно Мюнхгаузену, «улететь на Луну» от фальшивой игры, которая называется «наша обычная жизнь» или хотя бы избавиться от своего страха оказаться вне игры. Я встречала на своем пути людей, которые, не желая изменять себе, следуют своим, внутренним правилам. На это требуется мужество, но, может быть, как раз этого хочет от нас Творец?
Мир Мюнхгаузена аллегоричен, а его забавные выдумки - всегда притчи. Байка о том, как он сам себя вытащил из болота за волосы... Разве не этого же хочет от нас духовный путь? Или о том, как выстрелив в оленя косточкой от вишни, Мюнхгаузен встретил на следующий год зверя, на лбу которого выросло вишневое дерево... Все, что мы посылаем другим - словом, мыслью или делом, непременно прорастет деревом, и об этом полезно помнить. Всякая причина родит следствие.
Мюнхгаузен врет, но врет как-то странно: его ложь правдива, потому что он описывает сущность того мира, который видит, но которого не замечают другие, он видит ту глубинную суть вещей, что и есть основа бытия. При этом Мюнхгаузен никогда не врет самому себе, не предает своих идеалов, своего Я, не играет ни перед кем и ни перед чем, даже если эта его правдивость, она же - неумение подыгрывать всеобщим «разумным» способам жизни - разрушает счастье самого Мюнхгаузена. Но, может быть, у него другое представление о счастье?
Вот он «некстати» сделал открытие - дополнительный день в году - 32 мая, как результат набежавших за столетие секунд. Он заявил о нем тогда, когда наконец осуществилась мечта его возлюбленной Марты получить развод Мюнхгаузена с женщиной, жизнь с которой для барона всегда была мукой. Но Мюнхаузен и здесь не смог себя превозмочь и потерпеть со своим открытием. Из-за его убеждения в существовании дня «32 мая» его развод с супругой не узаконили.
Для Мюнхгаузена социальные условности - фальшивая игра, у него другие ценности, он живет иным - горним миром. Его радости открытия нового, дополнительного дня не разделили даже близкие. Слуга вспомнил о том, что 1-го числа ему обычно выплачивают жалование, друг - что «лишний понедельник - не такое уж удовольствие», а любимая просто ушла, перестав надеяться, что когда-нибудь они смогут узаконить свои отношения. Мюнхгаузен поражен. Оказывается, даже дорогие ему люди его не понимают.
Мюнхгаузена считают лжецом, но кто же тогда люди, живущие в их городе? Городской глава в душе и на деле - прекрасный портной, но исполняет роль мэра, для которой он совершенно не предназначен. Разве мало мы видим вокруг таких Мэров? Лучший друг барона боится возражать и говорить то, что думает. Он согласен в душе с Мюнхгаузеном, но никогда не заявит этого во всеуслышание и, глубоко страдая, предает друга. А Мюнхгаузен ни в чем не желает подчиняться условностям и, если видит несправедливость, то заявляет о ней. Например, он «объявляет войну Англии» за то, что она не ведет честной политики. Весь город шокирует выходка Мюнхгаузена, которую рассматривают, как фарс. Для всех важнее и значимее не искренний душевный порыв человека, а целесообразность, соблюдение правил и соизмерение поступков со своими реальными возможностями, даже если и почти каждому «не нравится то, что вытворяет Англия».
Для Мюнхгаузена нет понятия невозможности. Если его душа согласна, он действует, он объявляет войну самой Англии и ему совершенно все равно, что силы не равны, а его поступок кому-то кажется смешным, что «так не принято». В этом состоит его правдивость в противовес привычной лжи всех остальных.
Только единожды Мюнхгаузен предает себя. Он сдается перед горем Марты и уступает ей, создав видимость собственной смерти и перевоплотившись в садовника Мюллера - свою противоположность. Мюллер - практичный человек без фантазий, для которого цветы - не красота, а прибыльное занятие. Под новым именем Мюнхгаузен вступает в брак с Мартой, и у них рождается сын. Все казалось бы стало хорошо, все довольны. «Вдова» Мюнхгаузена приобрела себе свободу и сделала из своего прежде ей ненавистного мужа кумира: о его похождениях теперь пишут книгу, в честь него сооружают памятник. Сын Мюнхгаузена с удовольствием горюет об отце и тренируется в умении «вытаскивать себя за волосы» в самом буквальном смысле этого слова.
Как оказалось, все близкие осведомлены, где на самом деле скрывается Мюнхгаузен, но их устраивает такая игра. И только Марта несчастна. Мюнхгаузен умер душой, он тоскует и пьет, он стал серой обыденностью и тяжко влачит свое существование. В конце концов он не выдерживает лжи и разрушает свою теплицу с цветами, объявив городу о своем возвращении.
Его не хотят узнавать - это слишком усложняет им жизнь. От мертвого Мюнхгаузена меньше хлопот и больше пользы. Чтобы доказать свою личность, Мюнхгаузену предлагают совершить полет на Луну - зарядить его тело вместо ядра в пушку. «Неужели необходимо убить человека для того, чтобы доказать, что он жив?» - замечает Марта. У нее сложное положение. Ей предстоит сделать трудный выбор: или спасти жизнь мужа, но погубить его душу и доброе имя, если умолчит о том, что в пушку подложили сырой порох, или убить Мюнхгаузена, сказав ему правду.
- Скажи мне что-нибудь напоследок! - требует Мюнхгаузен.
- Я всегда буду любить тебя!
- Не то!
- Я буду верна тебе вечно!
- Не нужно! Опять не то!!
- ...Тебе подсунули мокрый порох!!!....
Вот каких слов ждет Мюнхгаузен в самый последний день его жизни! Если он соврет самому себе, он убьет свое Я, он уже не будет «самым правдивым», тем, кто никогда не врет, хотя и говорит странные вещи. Если ты веришь, что долетишь до Луны с помощью пушки и всем своим поведением это доказываешь, значит и правда, ты до нее долетишь!
Почему я вдруг вспомнила этот фильм? Да потому, что он решает тот же вопрос, что и я: какому миру следует служить? Мюнхгаузен свой выбор уже сделал, ему легче. В фильме выбирать приходится только Марте: что в Мюнхгаузене она любит - его смертное тело или его бессмертную душу...
Казалось бы, ничего схожего нет между нами - фантазером и фанатиком Мюнхгаузеном, и мной, с моим излишне здравым и практичным взглядом на жизнь, с антипатией ко всяким пустым фантазиям. Это так и не так. Как и барон, я презираю внешние игры - лицемерие, неискренность, пусть даже, если они будут мне во благо, даже при наличии понимания, что они необходимы для достижения жизненного успеха..
Как Мюнхгаузен разрушает свое личное счастье, не сумев сломать свое Я и не пожелав лгать, так и я, попадая в новую, но знакомую ситуацию для «исправления ошибок» и уже понимая, как нужно себя вести в ней, снова делаю то, что чувствую правильным, то есть остаюсь сама собой. В результате все происходит так, как и всегда - я остаюсь непонятой, а в людях побеждает их прагматизм, себялюбие и желание защитить собственную значимость, даже дутую. Смирившись с данностью, я, увы! не «объявляю войну Англии», и в конечном счете все-таки подчиняюсь условиям чужой игры. Плохо исполняя свою роль в этой, не моей игре, я все равно ее исполняю. Мюнхгаузен, в отличие от меня, всегда делает так, как считает правильным, оставаясь «Мюнхгаузеном, который никогда не врет»...
Внутри себя многие из нас мечтают жить в своем, зазеркальном мире, где достать мыслью до далекой звезды куда важнее, чем нравиться толпе и быть успешным. Но вместе с этим в нас живет Трусоватый Прагматик - тот, кто оказывает на наше поведение более сильное влияние. Он вечно боится прослыть белой вороной и отбиться от стаи, он не любит перемен и не умеет жить без чужих мнений, он болезненно реагирует на то, что о нем думают другие. Эти совершенно разные Личности каким-то образом постоянно идут в паре - одна не желает врать, а другая врет, потому что умирает от страха нарушить правила чужой игры. Она твердо знает, что «не должно быть 32 мая» и что «глупо одному человеку объявлять войну целой Англии».
Что же их объединяет? Крайне интересный вопрос – что, в принципе, общего в разноликой толпе наших Личностей? Что позволяет считать их нашими? Общее физическое тело? Память? Ведь все они возникают в нас на разной почве, разного желают и по-разному мыслят!
Большинство моих Личностей не любит как тех, у кого ложные, выдуманные ценности, так и тех, кто не дорожит ничем и кому все - «по фиг». Но жить, не изменяя самому себе, не поддаваясь чужим представлениям о «правильной жизни» и истинном «счастье» - удел по-настоящему сильного человека. Временами мне очень хочется подобно Мюнхгаузену, «улететь на Луну» от фальшивой игры, которая называется «наша обычная жизнь» или хотя бы избавиться от своего страха оказаться вне игры. Я встречала на своем пути людей, которые, не желая изменять себе, следуют своим, внутренним правилам. На это требуется мужество, но, может быть, как раз этого хочет от нас Творец?
Обсуждения Самый Правдивый