Десять быков

Поиски пропавшего быка – сюжет старинный и, как любая притча, имеет несколько смысловых уровней. Задолго до того, как буддизм пришел в Китай из Индии, похожую историю рассказывали своим ученикам китайские монахи-даосы. Они приводили эту байку как пример постепенного постижения великого Дао – пути, которым движется вся природа, развивается все сущее, и по которому нужно спокойно следовать человеку, чтобы через отказ от страстей, спокойное созерцание и честное выполнение своих обязанностей войти в гармонию с миром.

У даосов история поисков быка состояла из восьми картин-эпизодов. А в ХII веке китайский мастер чань-буддизма Какуан дополнил сюжет еще двумя картинами и написал стихи и комментарии в прозе. В таком виде «Десять быков» и закрепились в буддийском каноне, стали одном из наиболее известных текстов, отражающих принципы буддийской школы Чань. В Японии, куда учение попало несколько позже и получило дальнейшее развитие, оно стало называться Дзэн.

Дополнение Какуана носило принципиальный характер. Для даосов целью постижения истины было слияние с мировым Абсолютом, полное растворение в нем, постижение своего единства со Вселенной. Однако для истинного буддиста этого мало. Девятый эпизод Какуана – иллюстрация того, каким ясным и понятным выглядит мир в восприятии человека, который прошел трудным путем осознания истины, постиг свою сущность. Таких людей на Востоке называли не только «просветленными», но и «проснувшимися». Десятый эпизод – призыв к человеку, который прикоснулся к изначальной мудрости, не таить ее в себе, не жить отшельником, а нести свое знание в мир, людям. В целом же «Десять быков» - очень емкая информационная модель, раскрывающая самые разные процессы постижения истины, от того, что принято называть «познанием себя», до обучения живописи, иностранному языку, работе на компьютере или политике.

Два слова о том, почему герой древней притчи в течение многих веков ищет именно быка. На Востоке бык издавна считался символом человеческой сущности, «самости», того, что мы называем «Я». Однако вместе с тем, бык олицетворяет деятельность, полезную работу, ведь он – верный помощник в тяжелом крестьянском труде, без него не вырастишь богатый урожай. Так что пусть каждый из нас найдет своего быка – и не потеряет его.

1. Ищу быка.
Уже много дней я блуждаю по бескрайним равнинам – ищу моего быка. Раздвигаю высокую траву, пробираюсь берегами безымянных рек, тащусь запутанными горными тропами. Совсем выбился из сил и едва жив – а быка нет как нет.

Оглядываюсь вокруг, но вижу лишь непролазный лес, напрягаю слух, но слышу только надоедливое стрекотание саранчи…

Комментарий. Ты ищешь быка, который никуда и не девался. Себя ты потерял, а не быка, свою истинную природу не можешь постичь – вот и кажется, что остался без могучего животного. В смятенных чувствах, обуреваемый алчностью и страхом, ты запутался настолько, что не можешь даже отличить хорошее от дурного. Забрался далеко от дома и видишь множество дорог, но какая из них правильная – неизвестно.

2. Нахожу следы.
Мне открылись следы – вот они, на речном берегу, у деревьев!

Теперь прозрел я, разгляжу их в густой траве, и на голых камнях.

Никогда уже не потеряю этих следов – они маячат перед глазами, будто голова знакомого человека в толпе.

Комментарий. Постепенно постигая себя и приобщаясь к мудрости жизни, ты наконец-то увидел следы своего быка. И понял, что подобно тому, как разные предметы кухонной утвари сделаны из одного и того же металла, так и мириады вещей окружающего мира по своей сути едины. Пока не постигнешь мир как целое, разве сумеешь отличить истинное от ложного? Ты еще не вошел в ворота, но путь к ним уже ясен.

3. Вижу быка.
Как сладко поет соловей, как ласково греет солнце, как приятно шелестят под нежным ветерком ивы на речном берегу…

И как это я раньше не замечал своего быка! Вот он, могучий красавец, стоит прямо передо мной. Какой художник изобразит его мощную шею, его величественные рога!

Комментарий. Как только услышишь голос – поймешь, откуда он звучит. Как только пять чувств сольются воедино – ворота откроются, и за ними ты сразу же увидишь своего быка. Теперь вы с ним неразделимы, как едино все в мире – как соль и вода, в которой она растворена, как краска и ткань, что ею окрашена.

4. Ловлю быка.
Я вцепляюсь в быка, и теперь ему не уйти – не помогут ни сила, ни норов.

Не отпущу его, куда бы он меня ни тащил – хоть в заоблачные выси, хоть в глубокие ущелья.

Комментарий. Твой бык долго блуждал по лесам и полям диким одиночкой. Ходил свободный, куда хотел – где лучше вода, где трава слаще… Но сегодня ты его поймаешь! Только помни: это животное упрямо и своенравно, так что если хочешь подчинить его, потребуется хлыст.

5. Приручаю быка.
Да, без хлыста и веревки не обойтись – поначалу бык мог в любой момент вырваться и устремиться по дороге, вздымая тучи пыли. Но когда я его наконец усмирил, он стал таким кротким, что даже не связанный, повинуется хозяину.

Комментарий. Когда одна идея приходит, другая уходит. Если первая мысль возникает благодаря просветлению, то и последующие будут истинными. Но если первая мысль зарождается в результате заблуждения, она и остальные сделает неправильными. Однако заблуждение не приходит извне – впасть в ошибку можешь только ты сам. Так что когда ведешь своего быка, крепче держи его за продетое в нос кольцо и не допускай ни малейшего колебания.

6. Еду на быке домой.
Оседлав быка, неторопливо еду в сторону дома.
Играю на флейте, и ее звуки далеко плывут в вечерней тишине. Мелодия пульсирует бесконечным ритмом, будто следуя четким хлопкам в ладоши. Кто услышит эту музыку – поймет меня.

Комментарий. Сейчас борьба позади. Твои достижения и потери уравновесились Пой песни, что поют лесорубы, наигрывай мелодии, которые любят дети. Ты на быке. Спокойно смотри на облако, плывущее в тишине. Езжай вперед и знай – нет силы, которая заставила бы тебя свернуть с пути.

8. Быка нет и меня нет.
Хлыст, веревка, бык, я сам – все растворилось в великом и едином ничто.

Это как небо – настолько чистое и бездонное, что любое облако в нем растает, едва появившись.

Это как костер – может ли снежинка хоть мгновение существовать в жарком пламени?

Вот истина, завещанная нам мудрецами прошлого.

Комментарий. Ты преодолел свою посредственность, твой разум свободен от ограничений. Ты даже к просветлению теперь не стремишься. Однако, не желаешь и оставаться там, где просветления нет. Пребывая в таком состоянии, ты невидим для мира, как бы не существуешь. И даже если сотни птиц небесных захотят усеять твой путь цветами, эти почести не будут иметь для тебя никакого значения.

9. Возвращаюсь к истокам.
Какой долгий и трудный путь пришлось мне преодолеть, чтобы всего лишь вернуться туда, откуда отправился в дорогу!.. Такой долгий и трудный, что думаю: а не лучше было бы оставаться на месте, с самого начала ничего не видеть и не слышать?

Пребывая в убежище истины, не озабоченный ничем, привходящим извне.

Любуюсь рекой, которая медленно струит свои воды, и лугом, покрытым чудесными красными цветами…

Комментарий. А ведь эта истина была ясна с самого начала! Теперь застыв в молчаливом спокойствии отшельника, ты наблюдаешь, как возникают и распадаются внешние формы вещей. Но то, что изначально не было воплощено в какую-то форму, не нуждается в том, чтобы его переделывали. Ведь вода в реке действительно изумрудная, горы вдали действительно синие, а ты – действительно ты. Радуйся, что постиг это.

10. Иду в мир.
Босой в распахнутом халате, я иду на рынок, смешиваюсь с толпой простых людей.

Моя одежда истрепалась и вся в пыли, но это не мешает мне быть счастливым.

Говорят, есть колдовство, которое дает вечную молодость – но мне не нужно такое колдовство.

И без того сухие деревья на моем пути расцветают.

Комментарий. Ты прошел через свои ворота постижения истины, и теперь, куда бы ты ни попал – везде будешь у себя дома.

И пусть тысяча других мудрецов тебя не знают – ты есть.

Пусть сад твоих сокровищ остается невидимым для окружающих – все равно он всегда с тобой.

Исправно делай повседневные дела. Отправишься на рынок – потолкуй с торговцами рыбой, пройдись овощными рядами, загляни в винную лавку. Иди к людям – и к мудрости прикоснется всякий, на кого ты взглянешь.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-42418.
×

Обсуждения Десять быков

  • Дорогой Геннадий Владимирович! Хочу все же вернуться слегка к Вашей трактовке "Десяти быков". Если следовать в предложенной Вами здесь логике, то в этот "избитый сюжет по поискам половой страсти" возможно записать практически все символические религиозные истории. Например, поиск Чаши Грааля, меча-кладенца или покорение вершины горы Меру. Чем Вам не символы сексуально вожделенных объектов? Да и герои, также скинувшие свою страсть, тоже, в конце концов, понимают смысл, которого там вовсе и не было. Но почему-то ищут, ищут веками, наворачивают все новые и новые истории и новые символы для своей страсти и того самого смысла. Почему? Может быть здесь кроется ответ и на последний Ваш вопрос? Не есть ли "примитивная" сексуальная страсть и духовное стремление человека - две стороны или две части одного и того же явления?
     
  • Проблем много. Много вопросов. Например, почему Запад бросился вырывать из природы из всего окружения ресурсы, материалы, просто истерично городить города и мастерить механизмы, люто обдирая друг друга и обжираясь, в то время как, скажем, тибетский Восток, умиротворенно растворяется в братстве, любви и в окружающем мире?
    Может Тибет недоразвит, а Запад охватила какая-то психическая болезнь? А центр мечется туда-сюда, не зная, что лучше? Что происходит? Попробуйте найти ответ.
    Если это две стороны одного и того же явления, то что оно собой представляет?
    Не это ли задачка для Вашего ума?
    С уважением,
    Г.В. Исаков
     
  • Уважаемый Геннадий Владимирович! Вы, вероятно, не обратили внимание на строчки мелким шрифтом над статьей. Это не мои комментарии. Но Ваши комплименты я все равно приму, авансом.
    И может быть раскроете свой намек, о каком применении моего ума Вы подразумевали?
     
  • Дорогая Гали! Как всегда восхищен Вашим редкостным талантом легко и изящно входить в любую тему и виртуозно обыгрывать обнаруженные там сокровища, которые, мнится мне, подлогом вынули Вы из Вашей щедро одаренной натуры, выдав их за там запрятанные. У вас талант аранжировщика незатейливых мелодий.
    Сокровище Вы, а не обыгрываемые тексты.
    Вся эта история с быком, да простится мне мой примитивизм, уж очень напоминает избитый сюжет по поискам объекта половой страсти. Уж очень надо парню найти его, тут и романтизм и поэзия уместны. Чувства предельно обострены. Но вот объект проинтуичен, обозначен, пойман, обуздан, вот парень залез на него и слился с ним в заоблачном экстазе. А когда экстаз закончился, парень успокоился, тут же куда-то сбежал и затерялся в толпе. Он, скинувший страсть, теперь понял как бы дао, или что там, смысл, которого в том вовсе не было. Просто освободился бедолага от страстей человеческих, навязанных природой, и успокоился. А восточный мастер эту историю описал в своей иносказательной манере.
    Вы сокровище, потому что на любой примитивщине своей талантливой кистью волей своего воображения рисуете свои миры. Это красиво, изыскано, умно. Восхищен. Но этот играющий ум, полагаю, достоин лучшего применения. Вы себя не цените.
    С уважением,
    Г.В. Исаков.
     

По теме Десять быков

Японские бои быков

Бои быков в Японии – совсем не то, что испанская коррида. Ни один из поединщиков...
Журнал

Десять способов разбогатеть

Рекомендации Дональда Трампа - человека, зарабатывавшего миллиарды, терявшего и...
Журнал

Десять способов выглядеть сексуально

1. Воздушное платье в цветочек выглядит столь же романтично, сколь и...
Журнал

Десять опасностей для здоровья

Американские медики составили рейтинг десяти наиболее опасных факторов, которые...
Журнал

Поумнеть за десять минут

Современный ритм мегаполиса оставляет человеку все меньше времени для того...
Журнал

Десять причин сказать нет! прививкам

1. Вакцины являются ядами по определению. Многие люди болезненно следят за тем...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Основные ошибки в воспитании детей
Формула Эйнштейна