В наше время все больше и больше говорят об отсутствии духовности. И это хорошо: значит, проблема стала настолько явной, что замалчивать ее уже невозможно. И люди бросились в две крайности.
Одни стали безответственными по отношению к окружающим под предлогом своей якобы отрешенности от всего земного, чему предпочли бездействие и так называемое невмешательство, паразитический образ жизни.
Одни стали безответственными по отношению к окружающим под предлогом своей якобы отрешенности от всего земного, чему предпочли бездействие и так называемое невмешательство, паразитический образ жизни.
Другие, наоборот, посчитали, будто их хотят лишить всех земных радостей, а потому надо жить, как говорят, на полную катушку – и бросились во все тяжкие.
И те, и другие одинаково заблуждаются. И те, и другие поступают одинаково эгоистично в служении одному лишь себе. Самопожертвование стало идентичным глупости. Никто уже не находит радости в служении благородным идеалам. Тело стало богом.
Но видимо, крайности – в природе человека. Попробуем в этом разобраться.
В Древней Индии существовало разделение на варны – касты. Сейчас многие столь жесткое разграничение трактуют как дискриминационное, ограничивающее человека в правах. На мой взгляд, это не вполне верно. Восточное, в особенности, индийское, мировоззрение подразумевает патриархальность – ответственность и послушание детей перед Отцом как образцом высшей мудрости. Так вот, кастовость обусловлена своего рода «разделением ролей», что вкупе с верой в реинкарнацию – перерождение души в новом теле в следующей жизни, ведет к безукоризненному выполнению своей миссии на земле каждым человеком. И чем лучше крестьянин будет обрабатывать землю, чем праведнее и благочестивей будет жизнь священнослужителя, чем безропотней неприкасаемый примет свою участь – тем лучше будет его следующая жизнь, ведь они получат по заслугам. А верховный правитель должен быть справедливым и мудрым родителем для своего ребенка – государства. Именно о нем, а не о себе, он должен заботиться.
В «Законах Ману», древнеиндийском сборнике предписаний и правил, основанных на религиозных и этических догматах, сказано: «Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру». Брахманы – мудрецы, ученые. Кшатрии – воины, правители. Вайшьи – земледельцы, ремесленники и торговцы. Шудры – чернорабочие. Каждый из них, рождаясь в определенной семье, знает свои обязательства. У каждого есть смысл жизни. Каждый ответственен перед другими. Каждый делает то, для чего предназначен. И делает это со знанием того, что вносит свой вклад в поддержание гармонии на Земле, и это ведет его к вечному блаженству – нирване.
«Если делаешь что-то, делай это хорошо». К сожалению, все чаще этот принцип забывается. А напрасно, ведь в этом и есть секрет счастливого сосуществования людей в социуме. Сейчас всякий требует себе свободы, но далеко не все понимают, что с ней делать. Порой свободы больше в установленных границах. Ведь ни муравей, ни пчела не ропщет на судьбу, не требуют себе привилегированного положения. И муравейник, и улей функционируют как единый организм. Так и мы – индивидуальности, составляющие вместе единое население нашей планеты – должны позаботиться о ней, не разрушать своими негативными мыслями и поступками. Она ведь тоже – малая часть необъятной Вселенной, сравнимая разве что с клеткой в человеческом организме. Но в наше время большинству недосуг кинуть беглый взгляд на самих себя и свой долг перед самой жизнью.
Люди раздули до предела свое эго, каждый жаждет только развлечений и забытья. Каждый тянет на себя одеяло, забыв о нашей общей цели – сделать жизнь лучше. И это становится настолько невыносимым, что порой кто-нибудь нет-нет, да и оглянется назад, посмотрит по сторонам, увидит оставляемые человечеством за собой разрушения – и задумается… Пока есть такие люди, не все потеряно и еще есть надежда на человеческое благоразумие.
И те, и другие одинаково заблуждаются. И те, и другие поступают одинаково эгоистично в служении одному лишь себе. Самопожертвование стало идентичным глупости. Никто уже не находит радости в служении благородным идеалам. Тело стало богом.
Но видимо, крайности – в природе человека. Попробуем в этом разобраться.
В Древней Индии существовало разделение на варны – касты. Сейчас многие столь жесткое разграничение трактуют как дискриминационное, ограничивающее человека в правах. На мой взгляд, это не вполне верно. Восточное, в особенности, индийское, мировоззрение подразумевает патриархальность – ответственность и послушание детей перед Отцом как образцом высшей мудрости. Так вот, кастовость обусловлена своего рода «разделением ролей», что вкупе с верой в реинкарнацию – перерождение души в новом теле в следующей жизни, ведет к безукоризненному выполнению своей миссии на земле каждым человеком. И чем лучше крестьянин будет обрабатывать землю, чем праведнее и благочестивей будет жизнь священнослужителя, чем безропотней неприкасаемый примет свою участь – тем лучше будет его следующая жизнь, ведь они получат по заслугам. А верховный правитель должен быть справедливым и мудрым родителем для своего ребенка – государства. Именно о нем, а не о себе, он должен заботиться.
В «Законах Ману», древнеиндийском сборнике предписаний и правил, основанных на религиозных и этических догматах, сказано: «Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру». Брахманы – мудрецы, ученые. Кшатрии – воины, правители. Вайшьи – земледельцы, ремесленники и торговцы. Шудры – чернорабочие. Каждый из них, рождаясь в определенной семье, знает свои обязательства. У каждого есть смысл жизни. Каждый ответственен перед другими. Каждый делает то, для чего предназначен. И делает это со знанием того, что вносит свой вклад в поддержание гармонии на Земле, и это ведет его к вечному блаженству – нирване.
«Если делаешь что-то, делай это хорошо». К сожалению, все чаще этот принцип забывается. А напрасно, ведь в этом и есть секрет счастливого сосуществования людей в социуме. Сейчас всякий требует себе свободы, но далеко не все понимают, что с ней делать. Порой свободы больше в установленных границах. Ведь ни муравей, ни пчела не ропщет на судьбу, не требуют себе привилегированного положения. И муравейник, и улей функционируют как единый организм. Так и мы – индивидуальности, составляющие вместе единое население нашей планеты – должны позаботиться о ней, не разрушать своими негативными мыслями и поступками. Она ведь тоже – малая часть необъятной Вселенной, сравнимая разве что с клеткой в человеческом организме. Но в наше время большинству недосуг кинуть беглый взгляд на самих себя и свой долг перед самой жизнью.
Люди раздули до предела свое эго, каждый жаждет только развлечений и забытья. Каждый тянет на себя одеяло, забыв о нашей общей цели – сделать жизнь лучше. И это становится настолько невыносимым, что порой кто-нибудь нет-нет, да и оглянется назад, посмотрит по сторонам, увидит оставляемые человечеством за собой разрушения – и задумается… Пока есть такие люди, не все потеряно и еще есть надежда на человеческое благоразумие.
Обсуждения Кастовость? или...