В предыдущих эссе были рассмотрены гносеологические и онтологические аспекты восприятия мира. Тем самым предложил варианты ответа на вопросы:
1. Как мы воспринимаем мир?
2. Что есть Мир?
3. Что является первоосновой мира?
1. Как мы воспринимаем мир?
2. Что есть Мир?
3. Что является первоосновой мира?
4. Что такое Я?
5. Что держит мир и Я ?:
Ответы:
1,2.Мир – результат специфики человеческого восприятия, детерминированного общими априорными качествами мышления и индивидуальными генетическими способностями на которые накладывается конкретная социализация и трансформация со стороны непознаваемой, но, тем не менее, существующей «вещи в себе». Доходит он к нам текстовыми потоками, воспринимаемыми индивидуально в силу всего вышеперечисленного.
3.Онтологической основой мира является идея - как специфически-человеческая форма интерпретации непознаваемого Мира.
4.Специфика упорядочивания (или беспорядка) идей в каждом, по сути, и есть его индивидуальное Я.
5.Фундаментом личностного мировосприятия являются сверх-идеи («Ветряные мельницы») (идеи, абсолютизированные до мировоззренческих основ). Фундамент этот держится исключительно на Вере в важность и значимость наших мельниц и возможности социальной передачи(навязывания) их в результате. Поскольку Ветряные мельницы имеют тенденцию к разрушению, то смысложизненая ориентация целиком детерминирована нашим умением и желанием(нежеланием) заменять одни сверх-идеи другими. От этого умения(желания)зависит вся практическая жизнь индивида. Так или иначе, сугубо гносеологические и онтологические проблемы оказались перенёсёнными в аксиологическую плоскость.
Теперь осталось ответить на вопрос:- «И что со всем этим делать?…»
Я не собираюсь классифицировать различные этические категории, развлекаться релятивизмом этических понятий, что любят делать современные авторы в противовес классикам. Что такое хорошо, и что такое плохо, и сколько этих граней у этого хорошо и плохо …читайте у мастеров – от Достоевского до Борхеса.
У Клифорда Саймака в его утопии «Город» имеется весьма любопытный персонаж - мутант Джо, которому было наплевать на человечество, и который приложил свою руку к его исчезновению не потому, что он был аморален, а потому, что просто был Иным. Уже не человеком!
Кант, придя к выводу о бессилии теоретического разума, заявил, что человек живет и действует в сфере практического разума, который оперирует не знанием, а волей. Деление Разума на теоретический и практический мне кажется довольно спорным. Но здесь не время и не место для глубокой ревизии Канта. Итак, наиболее важной в сфере практического разума становится мораль. Отсюда и Категорический императив Канта.
Буквально: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Или упрощенно - для домохозяек: «Поступай в отношении другого так, как ты хотел бы, чтобы он поступил с тобой».
Спорно? Спорно. А если я маньяк-мазахист? Не завидую тогда объекту.(шутка)
Согласно Канту – моральное чувство и совесть - врождённые качества. В значительной степени это так. Воспитание может усилить или ослабить эти качества, однако «синдром Раскольникова» не появится в том, в ком он не был изначально заложен. Тут уж ни какое воспитание не поможет.
В «Метафизики нравов» Кант соотносит моральное чувство в человеке с законом долга. Долг по отношению к другим делать добро, долг по отношению к себе - сохранять свою жизнь и прожить её достойно(самосовершенствоваться, например).
Забавно, что понятие ценности опять же впервые появляется именно у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы(необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они – требования, обращённые к воле, цели, поставленные перед ней.
Согласно Канту человеческую волю нельзя ставить в зависимость от внешних по отношению к ней благ и целей, поскольку с изменением этих благ меняется смысл доброго и злого. Не содержание воли определяется внешними ей целями, а наоборот, цели различаются потому, какими ценностями направляется воля. К сожалению, реальность данное положение Канта зачастую опровергает. Припоминаете - «Град обречённый» Стругацких?... Оно. Гнёт нас «вещь в себе».
В принципе, положение Канта относительно воли вполне приемлемо – но к идеально вышколенной личности, строго соблюдающей свой Ритуал. Но таких бого-людей (Кант к ним, кстати, относился) по пальцам можно пересчитать.
Я принимаю концепцию Канта с существенной заменой понятия «должны» - понятием «можем» и вслед за Бретано и Шелером полагаю, что сущность всякого познания ценностей составляет акт предпочтения, в котором устанавливаются ранги ценностей. Мы ничего и никому не должны. Мы только можем. Или не можем…
А наше МОЖЕМ как ни странно воплощается в ритуализме(внутреннем и внешнем) - в готовности соблюдать формальные правила игры; нами же и созданной. Не случайно восточные философы, начиная с Конфуция, ратовали за строгое соблюдение Ритуала. Дисциплина внешних действий создаёт хорошую предпосылку для поддержания пламени веры в избранные ценности. Но опять же - слепое соблюдение ритуала, при отсутствии или потери веры, неизбежно приводит к медленному разрушению Мельниц. Всё взаимосвязанно.
Итак. Ответ на последний поставленный вопрос. «Что же со всем этим делать?»
После того как вы определились (и с мельницами и с верой у вас всё в порядке) - приходится соблюдать ритуал. Даже в том случае, если вы ...заняты процедурой его разрушения.
5. Что держит мир и Я ?:
Ответы:
1,2.Мир – результат специфики человеческого восприятия, детерминированного общими априорными качествами мышления и индивидуальными генетическими способностями на которые накладывается конкретная социализация и трансформация со стороны непознаваемой, но, тем не менее, существующей «вещи в себе». Доходит он к нам текстовыми потоками, воспринимаемыми индивидуально в силу всего вышеперечисленного.
3.Онтологической основой мира является идея - как специфически-человеческая форма интерпретации непознаваемого Мира.
4.Специфика упорядочивания (или беспорядка) идей в каждом, по сути, и есть его индивидуальное Я.
5.Фундаментом личностного мировосприятия являются сверх-идеи («Ветряные мельницы») (идеи, абсолютизированные до мировоззренческих основ). Фундамент этот держится исключительно на Вере в важность и значимость наших мельниц и возможности социальной передачи(навязывания) их в результате. Поскольку Ветряные мельницы имеют тенденцию к разрушению, то смысложизненая ориентация целиком детерминирована нашим умением и желанием(нежеланием) заменять одни сверх-идеи другими. От этого умения(желания)зависит вся практическая жизнь индивида. Так или иначе, сугубо гносеологические и онтологические проблемы оказались перенёсёнными в аксиологическую плоскость.
Теперь осталось ответить на вопрос:- «И что со всем этим делать?…»
Я не собираюсь классифицировать различные этические категории, развлекаться релятивизмом этических понятий, что любят делать современные авторы в противовес классикам. Что такое хорошо, и что такое плохо, и сколько этих граней у этого хорошо и плохо …читайте у мастеров – от Достоевского до Борхеса.
У Клифорда Саймака в его утопии «Город» имеется весьма любопытный персонаж - мутант Джо, которому было наплевать на человечество, и который приложил свою руку к его исчезновению не потому, что он был аморален, а потому, что просто был Иным. Уже не человеком!
Кант, придя к выводу о бессилии теоретического разума, заявил, что человек живет и действует в сфере практического разума, который оперирует не знанием, а волей. Деление Разума на теоретический и практический мне кажется довольно спорным. Но здесь не время и не место для глубокой ревизии Канта. Итак, наиболее важной в сфере практического разума становится мораль. Отсюда и Категорический императив Канта.
Буквально: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Или упрощенно - для домохозяек: «Поступай в отношении другого так, как ты хотел бы, чтобы он поступил с тобой».
Спорно? Спорно. А если я маньяк-мазахист? Не завидую тогда объекту.(шутка)
Согласно Канту – моральное чувство и совесть - врождённые качества. В значительной степени это так. Воспитание может усилить или ослабить эти качества, однако «синдром Раскольникова» не появится в том, в ком он не был изначально заложен. Тут уж ни какое воспитание не поможет.
В «Метафизики нравов» Кант соотносит моральное чувство в человеке с законом долга. Долг по отношению к другим делать добро, долг по отношению к себе - сохранять свою жизнь и прожить её достойно(самосовершенствоваться, например).
Забавно, что понятие ценности опять же впервые появляется именно у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы(необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они – требования, обращённые к воле, цели, поставленные перед ней.
Согласно Канту человеческую волю нельзя ставить в зависимость от внешних по отношению к ней благ и целей, поскольку с изменением этих благ меняется смысл доброго и злого. Не содержание воли определяется внешними ей целями, а наоборот, цели различаются потому, какими ценностями направляется воля. К сожалению, реальность данное положение Канта зачастую опровергает. Припоминаете - «Град обречённый» Стругацких?... Оно. Гнёт нас «вещь в себе».
В принципе, положение Канта относительно воли вполне приемлемо – но к идеально вышколенной личности, строго соблюдающей свой Ритуал. Но таких бого-людей (Кант к ним, кстати, относился) по пальцам можно пересчитать.
Я принимаю концепцию Канта с существенной заменой понятия «должны» - понятием «можем» и вслед за Бретано и Шелером полагаю, что сущность всякого познания ценностей составляет акт предпочтения, в котором устанавливаются ранги ценностей. Мы ничего и никому не должны. Мы только можем. Или не можем…
А наше МОЖЕМ как ни странно воплощается в ритуализме(внутреннем и внешнем) - в готовности соблюдать формальные правила игры; нами же и созданной. Не случайно восточные философы, начиная с Конфуция, ратовали за строгое соблюдение Ритуала. Дисциплина внешних действий создаёт хорошую предпосылку для поддержания пламени веры в избранные ценности. Но опять же - слепое соблюдение ритуала, при отсутствии или потери веры, неизбежно приводит к медленному разрушению Мельниц. Всё взаимосвязанно.
Итак. Ответ на последний поставленный вопрос. «Что же со всем этим делать?»
После того как вы определились (и с мельницами и с верой у вас всё в порядке) - приходится соблюдать ритуал. Даже в том случае, если вы ...заняты процедурой его разрушения.
Обсуждения Ритуал
:)
И нужно иметь большую смелость в этом себе признаться, и успешно избежать в дальнейшем конфликт с окружающими и самим собой.