Специфика современного положения человечества характеризуется, как это всегда бывало на границе сменяющихся эпох, переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Глобальная компьютеризация и технизация жизненного пространства приводит современное научное сообщество к осознанию границ технологического воздействия на мир.
Американский аналитик Р. Алперт в связи с этим замечает: «В настоящее время в нашей культуре происходит технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том, насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю, что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности». [1] Развитие компьютерных технологий привело к возможности создания виртуальной реальности, которая может рассматриваться как метафора измененных состояний сознания. Понимание механизма энергоинформационного воздействия мыслеформ на поведение человека и изменение окружающего мира ставит проблему экологии мышления как одну из самых насущных. До середины XX века бoльшую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, в которой воскресают образы мифологического миропонимания с присущей ему логикой смысла. [2]
Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру. От степени эффективности разработки новых подходов к пониманию и исследованию сложности мира как целого на основе многоуровневой парадигмы человека и мира во многом будет зависеть судьба человечества и судьба культуры.
В качестве варианта для построения новых моделей познания природы, общества и человека можно использовать теоретические положения и некоторые идеи исследований уровней сознания и внетелесного опыта представителями трансперсональной психологии: С. Грофом, Ф. Воганом и др.; американскими психоаналитиками: Дж. Лилли, Рам Дассом; основателем института исследования человеческого сознания Р. Монро, американским антропологом К. Кастанедой.
Основные теоретические положения указанных представителей сводятся к следующим:
трансфизическое видение мира и человека;
метаисторическая природа функционирования и развития мыслящих существ;
сложная структура любого типа социума, в том числе многоуровневая иерархическая структура «Я»;
нестандартные модели пространства и времени;
оригинальные футурологические концепции;
смысл человеческой эволюции, состоящий в постижении внутренней структуры Вселенной.
Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет трансфизическое видение мира при исследовании измененных состояний сознания и внетелесного опыта. Согласно этому видению каждый космический объект предстает в качестве системы разноматериальных уровней, обнаруживающих некоторую целостность, которая развивается по определенной программе эволютивного или инволютивного типа. Поскольку мир обладает уровневой структурой, то аналогичной структурой должен обладать и человек как его часть. Человек состоит из ряда функционирующих тел различной материальной и энергоинформационной природы.
С. Гроф полагает, что результаты исследований в трансперсональной психологии свидетельствуют о том, что каждый человек, являясь автономной «биологической целостностью» в системе Вселенной, имеет доступ к информации обо всей Вселенной. В трансперсональном переживании сознание субъекта охватывает все аспекты нашей планеты, целостность всех ее жизненных форм. «С этой точки зрения, — указывает Гроф, — Земля оказывается сложным космическим организмом с различными аспектами геологической, биологической, культурной и технологической эволюций на этой планете, рассматриваемых как попытка более высокого уровня интеграции и самореализации». [3] В новой структурной модели человеческого сознания Гроф выделяет уровни:
абстрактных и эстетических переживаний;
психодинамических переживаний;
перинатальных переживаний;
трансперсональных переживаний.
В смысловом взаимодействии с окружающей средой данные уровни психической структуры воздействуют на восприятие субъектом самого себя и мира, на его способности «формировать идеи» и осуществлять их в практической деятельности. В соответствии с указанной моделью Гроф дает классификацию трансперсонального опыта, полученного на основе применения психоаналитических и трансперсональных техник, которая включает:
расширение сознания во времени;
расширение сознания за пределы объективной реальности;
пространственное сужение сознания и др.
Указывая на неоднозначную оценку результатов трансперсонального опыта современным научным сообществом, Гроф замечает, что результаты трансперсонального опыта заставляют пересмотреть фундаментальные понятия о природе человека и природе реальности: «Уважаемые ученые с хорошей репутацией — Д. Райн, Г. Мерфи, Д. Эйзенбад, С. Криппнер, Ч. Тарт, Э. Грин, А. Хастинг, Р. Тарг, Х. Таткоф — собрали свидетельства о существовании телепатии, ясновидения, астральных проекций, видения на расстоянии, психодиагностики, психического лечения, психокинеза, которые могли бы дать важные ключи к новому пониманию реальности». [4]
Исследование уровней сознания американским психоаналитиком Р. Алпертом (Рам Дасом) построено на сравнительном анализе западной и восточной моделей мышления. Всякая модель для своей реализации использует соответствующую технику. Западная парадигма мышления строится на субъектно-объектном характере взаимодействия человека и мира, лежащем в основе рациональных методов научного познания.
Различные психотехники, отражающие восточную модель мышления, представляют собой методы управления сознанием. Механизм использования психотехник состоит в своеобразном переключении «каналов» психофизической настройки — управление движением психофизической энергии через систему энергетических центров («чакр»). Каждому энергетическому центру соответствует определенный план психофизической реальности с соответствующим набором параметров, представляющих собой программу возможных проявлений. Среди основных параметров — соответствующий уровень вибраций, определяющий характер пространственно-временной мерности. В практике использования психотехник с увеличением энергетического потенциала личности человек в процессе деятельности может достигать более высоких уровней психофизической реальности с иными пространственно-временными координатами. [5] Как указывает Рам Дасс, задача человека состоит в том, чтобы построить различные части индивидуального сознания. Сущность техник восточного психотренинга состоит в изменении природы вибраций или «природы некоторого уровня сознания» для достижения более высокого уровня проявления человека. Тот же принцип, согласно Рам Дассу, лежит в основе ментальных восточных техник. Звукоряд древних языков (в частности, санскрита) соотносится с различными состояниями сознания. Использование ментальных техник на санскрите погружает человека в присущее им пространство. [6] Рам Дасс разделяет точку зрения представителей трансперсональной психологии в том, что цель развития человечества находится не во внешнем мире, а в поиске внутреннего психофизического пространства и в обретении в связи с этим открытием дремлющих в людях способностей (телепатии, ясновидения, сокращения потребности в пище и сне, нечувствительности к боли и т.д.). Открытие и культивирование этих способностей преобразит человеческую жизнь в целом и будет способствовать гуманизации всех сфер человеческого бытия.
Задачу исследования глубинных уровней сознания другой американский психоаналитик Дж. Лилли формулирует в своей метатеоретической концепции следующим образом: «Нам необходим эффективный философский анализ своего внутреннего мира, столь же хороший, как и тот, который мы применяем при исследовании внешнего мира». [7] Иерархическая структура человеческой личности представлена многими программами, контролируемыми различными «я». Задача путей саморазвития человека состоит в подчинении существующих программ высшей инстанции «метапрограммиста». Операция объединения сверхличностных программ позволяет прийти, согласно Лилли, к концепции Бога, высших сущностей и т.п. Контроль над моделированием Вселенной внутри себя делает человека способным эффективно изменять соответствующие параметры. [8] Качество внутренней модели Вселенной, считает Лилли, определяется тем, насколько хорошо она соответствует реальной Вселенной.
Роберт Монро, основатель института Монро, занимающегося исследованием потенциальных возможностей человеческого сознания с помощью технологии применения звуковых сигналов Hemi-Sync (синхронизирующих работу правого и левого полушарий мозга), в своих книгах «Путешествие вне тела», «Далекие путешествия», «Окончательное путешествие» представил эмпирические исследования внетелесного опыта. Методы и приемы, разработанные институтом, определяются Монро как средства достижения «фазовых переходов» сознания и управления ими. В процессе «фазовых переходов» изменяются представления человека о пространстве и времени: настоящее, прошлое и будущее сосуществуют как различные области энергетического поля сознания, в котором человеческое сознание занимает ограниченную область.
Основные положения эмпирических исследований Монро можно свести к следующим:
Жизнь представляет «организованную слоями, порождающую разум энергию» [9];
Человек — это не только материальное тело, его энергоинформационная структура продолжает жить после физической смерти. Человек является коллективной личностью, включающей в себя все предшествующие и текущие перерождающиеся индивидуальности;
Смысл земного существования человека — состоит в развитии сознания, совершенствовании его различных функций;
Для развития «иного мировоззрения» существенным является постижение и практическое применение определенных «основ» (см. п.п. 2, 3).
В работах американского антрополога К. Кастанеды представлено исследование магических техник в целостной системе магического знания. В основе данного исследования лежит идея Т. Парсонса о «глоссах», согласно которой мир является, по сути, соглашением, определяющим вид социального соучастия. Использование магической техники призвано дать альтернативное описание мира, выявляющее неадекватность «реальности» «описанию» мира. Техника в магии рассматривается автором как средство познания «объема человеческих возможностей», включая исследование механизмов восприятия и невербального постижения реальности. Обычный человек не может воспринимать всю реальность, а лишь ее фрагмент, определяемый американским антропологом как «модальность времени», которая зависит от способа восприятия (положения «точки сборки»). Задача использования системы магических техник в достижении знания о реальности состоит в «разглоссировании» описания, в разрушении стереотипов восприятия и мышления и изменении психических программ. В результате происходит трансформация метапрограммы личности и достигается свободное управление режимами восприятия на основе высвобождения энергии и синхронизации в работе правого и левого полушарий мозга. Использование системы магических техник развивает волю, вызывающую резонансные явления в энергопотоках Вселенной, что делает возможным высшие достижения магии в знании о реальности.
Теоретические построения подобного рода интересны поиском нетрадиционных подходов к новым моделям видения мира, человека и способов их изучения. Они требуют философского обоснования проблемы реальности на основе синтеза внешней и внутренней установок человека к миру. В связи с этим важными задачами философии в разработке мировоззрения новой эпохи становятся: выработка системы философских понятий, способных выразить более полное знание о мире с учетом исследований внетелесного опыта; переосмысление взаимосвязи категорий «материя» и «сознание», «пространство» и «время»; перевода проблемы реальности на антропокосмический уровень исследования. В качестве методологического средства могут быть использованы различные варианты современного видения соотношения природы и человека, например, антропный космологический принцип.
Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру. От степени эффективности разработки новых подходов к пониманию и исследованию сложности мира как целого на основе многоуровневой парадигмы человека и мира во многом будет зависеть судьба человечества и судьба культуры.
В качестве варианта для построения новых моделей познания природы, общества и человека можно использовать теоретические положения и некоторые идеи исследований уровней сознания и внетелесного опыта представителями трансперсональной психологии: С. Грофом, Ф. Воганом и др.; американскими психоаналитиками: Дж. Лилли, Рам Дассом; основателем института исследования человеческого сознания Р. Монро, американским антропологом К. Кастанедой.
Основные теоретические положения указанных представителей сводятся к следующим:
трансфизическое видение мира и человека;
метаисторическая природа функционирования и развития мыслящих существ;
сложная структура любого типа социума, в том числе многоуровневая иерархическая структура «Я»;
нестандартные модели пространства и времени;
оригинальные футурологические концепции;
смысл человеческой эволюции, состоящий в постижении внутренней структуры Вселенной.
Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет трансфизическое видение мира при исследовании измененных состояний сознания и внетелесного опыта. Согласно этому видению каждый космический объект предстает в качестве системы разноматериальных уровней, обнаруживающих некоторую целостность, которая развивается по определенной программе эволютивного или инволютивного типа. Поскольку мир обладает уровневой структурой, то аналогичной структурой должен обладать и человек как его часть. Человек состоит из ряда функционирующих тел различной материальной и энергоинформационной природы.
С. Гроф полагает, что результаты исследований в трансперсональной психологии свидетельствуют о том, что каждый человек, являясь автономной «биологической целостностью» в системе Вселенной, имеет доступ к информации обо всей Вселенной. В трансперсональном переживании сознание субъекта охватывает все аспекты нашей планеты, целостность всех ее жизненных форм. «С этой точки зрения, — указывает Гроф, — Земля оказывается сложным космическим организмом с различными аспектами геологической, биологической, культурной и технологической эволюций на этой планете, рассматриваемых как попытка более высокого уровня интеграции и самореализации». [3] В новой структурной модели человеческого сознания Гроф выделяет уровни:
абстрактных и эстетических переживаний;
психодинамических переживаний;
перинатальных переживаний;
трансперсональных переживаний.
В смысловом взаимодействии с окружающей средой данные уровни психической структуры воздействуют на восприятие субъектом самого себя и мира, на его способности «формировать идеи» и осуществлять их в практической деятельности. В соответствии с указанной моделью Гроф дает классификацию трансперсонального опыта, полученного на основе применения психоаналитических и трансперсональных техник, которая включает:
расширение сознания во времени;
расширение сознания за пределы объективной реальности;
пространственное сужение сознания и др.
Указывая на неоднозначную оценку результатов трансперсонального опыта современным научным сообществом, Гроф замечает, что результаты трансперсонального опыта заставляют пересмотреть фундаментальные понятия о природе человека и природе реальности: «Уважаемые ученые с хорошей репутацией — Д. Райн, Г. Мерфи, Д. Эйзенбад, С. Криппнер, Ч. Тарт, Э. Грин, А. Хастинг, Р. Тарг, Х. Таткоф — собрали свидетельства о существовании телепатии, ясновидения, астральных проекций, видения на расстоянии, психодиагностики, психического лечения, психокинеза, которые могли бы дать важные ключи к новому пониманию реальности». [4]
Исследование уровней сознания американским психоаналитиком Р. Алпертом (Рам Дасом) построено на сравнительном анализе западной и восточной моделей мышления. Всякая модель для своей реализации использует соответствующую технику. Западная парадигма мышления строится на субъектно-объектном характере взаимодействия человека и мира, лежащем в основе рациональных методов научного познания.
Различные психотехники, отражающие восточную модель мышления, представляют собой методы управления сознанием. Механизм использования психотехник состоит в своеобразном переключении «каналов» психофизической настройки — управление движением психофизической энергии через систему энергетических центров («чакр»). Каждому энергетическому центру соответствует определенный план психофизической реальности с соответствующим набором параметров, представляющих собой программу возможных проявлений. Среди основных параметров — соответствующий уровень вибраций, определяющий характер пространственно-временной мерности. В практике использования психотехник с увеличением энергетического потенциала личности человек в процессе деятельности может достигать более высоких уровней психофизической реальности с иными пространственно-временными координатами. [5] Как указывает Рам Дасс, задача человека состоит в том, чтобы построить различные части индивидуального сознания. Сущность техник восточного психотренинга состоит в изменении природы вибраций или «природы некоторого уровня сознания» для достижения более высокого уровня проявления человека. Тот же принцип, согласно Рам Дассу, лежит в основе ментальных восточных техник. Звукоряд древних языков (в частности, санскрита) соотносится с различными состояниями сознания. Использование ментальных техник на санскрите погружает человека в присущее им пространство. [6] Рам Дасс разделяет точку зрения представителей трансперсональной психологии в том, что цель развития человечества находится не во внешнем мире, а в поиске внутреннего психофизического пространства и в обретении в связи с этим открытием дремлющих в людях способностей (телепатии, ясновидения, сокращения потребности в пище и сне, нечувствительности к боли и т.д.). Открытие и культивирование этих способностей преобразит человеческую жизнь в целом и будет способствовать гуманизации всех сфер человеческого бытия.
Задачу исследования глубинных уровней сознания другой американский психоаналитик Дж. Лилли формулирует в своей метатеоретической концепции следующим образом: «Нам необходим эффективный философский анализ своего внутреннего мира, столь же хороший, как и тот, который мы применяем при исследовании внешнего мира». [7] Иерархическая структура человеческой личности представлена многими программами, контролируемыми различными «я». Задача путей саморазвития человека состоит в подчинении существующих программ высшей инстанции «метапрограммиста». Операция объединения сверхличностных программ позволяет прийти, согласно Лилли, к концепции Бога, высших сущностей и т.п. Контроль над моделированием Вселенной внутри себя делает человека способным эффективно изменять соответствующие параметры. [8] Качество внутренней модели Вселенной, считает Лилли, определяется тем, насколько хорошо она соответствует реальной Вселенной.
Роберт Монро, основатель института Монро, занимающегося исследованием потенциальных возможностей человеческого сознания с помощью технологии применения звуковых сигналов Hemi-Sync (синхронизирующих работу правого и левого полушарий мозга), в своих книгах «Путешествие вне тела», «Далекие путешествия», «Окончательное путешествие» представил эмпирические исследования внетелесного опыта. Методы и приемы, разработанные институтом, определяются Монро как средства достижения «фазовых переходов» сознания и управления ими. В процессе «фазовых переходов» изменяются представления человека о пространстве и времени: настоящее, прошлое и будущее сосуществуют как различные области энергетического поля сознания, в котором человеческое сознание занимает ограниченную область.
Основные положения эмпирических исследований Монро можно свести к следующим:
Жизнь представляет «организованную слоями, порождающую разум энергию» [9];
Человек — это не только материальное тело, его энергоинформационная структура продолжает жить после физической смерти. Человек является коллективной личностью, включающей в себя все предшествующие и текущие перерождающиеся индивидуальности;
Смысл земного существования человека — состоит в развитии сознания, совершенствовании его различных функций;
Для развития «иного мировоззрения» существенным является постижение и практическое применение определенных «основ» (см. п.п. 2, 3).
В работах американского антрополога К. Кастанеды представлено исследование магических техник в целостной системе магического знания. В основе данного исследования лежит идея Т. Парсонса о «глоссах», согласно которой мир является, по сути, соглашением, определяющим вид социального соучастия. Использование магической техники призвано дать альтернативное описание мира, выявляющее неадекватность «реальности» «описанию» мира. Техника в магии рассматривается автором как средство познания «объема человеческих возможностей», включая исследование механизмов восприятия и невербального постижения реальности. Обычный человек не может воспринимать всю реальность, а лишь ее фрагмент, определяемый американским антропологом как «модальность времени», которая зависит от способа восприятия (положения «точки сборки»). Задача использования системы магических техник в достижении знания о реальности состоит в «разглоссировании» описания, в разрушении стереотипов восприятия и мышления и изменении психических программ. В результате происходит трансформация метапрограммы личности и достигается свободное управление режимами восприятия на основе высвобождения энергии и синхронизации в работе правого и левого полушарий мозга. Использование системы магических техник развивает волю, вызывающую резонансные явления в энергопотоках Вселенной, что делает возможным высшие достижения магии в знании о реальности.
Теоретические построения подобного рода интересны поиском нетрадиционных подходов к новым моделям видения мира, человека и способов их изучения. Они требуют философского обоснования проблемы реальности на основе синтеза внешней и внутренней установок человека к миру. В связи с этим важными задачами философии в разработке мировоззрения новой эпохи становятся: выработка системы философских понятий, способных выразить более полное знание о мире с учетом исследований внетелесного опыта; переосмысление взаимосвязи категорий «материя» и «сознание», «пространство» и «время»; перевода проблемы реальности на антропокосмический уровень исследования. В качестве методологического средства могут быть использованы различные варианты современного видения соотношения природы и человека, например, антропный космологический принцип.
Обсуждения Трансфизическое видение мира