Фома Аквинский (согласно разным источникам: 1225 или 1227-1274 годы н.э.) является не только одним из самых известных итальянцев, наряду с Леонардо Да Винчи, Данте Алигъери, Микеланджело и Cв. Франциском Ассизским, но так же, одним из наиболее выдающихся и признанных философов и теологов Католической Церкви.
В истории философии и теологии имя Фомы Аквинского сложно переоценить. Обращаясь к Индийской культуре, биографию и учение Фомы Аквинского можно сопоставить с биографией и учением Шанкарачарьи (788-820 годы н.э.), наиболее выдающимся умом в истории индийской философии.
Фома Аквинский родился в замке Рокка Секка, в семье потомка Норманнов, графа Ландольфа Аквинского и Теодоры, по разным источникам, в 1225 или 1227 году. В возрасте 5 лет он начал обучение в наиболее известном и почитаемом монастыре западного католичества – Монте Кассино, и позже в университете Неаполя. В 1243 году, еще юношей, Фома вступил в Доминиканский Орден, находившийся в зените славы и величия под настоятельством Иоанна Тевтонского, второго приемника Доминика Гузмана, основателя ордена Христианских Проповедников. Граф Ландольф и другие члены семьи препятствовали Фоме во вступлении в Орден. Они заточили молодого Фому в родовом имении на 2 года, увещеваниями и угрозами, склоняя его отказаться от решения стать учёным-монахом. Но ни угрозы, ни обещания светской карьеры и славы, ни пламенная страсть молодой возлюбленной не смогли свернуть Фому с его пути. В конце концов, его мать Теодора помогла заключенному сыну бежать и воссоединиться с доминиканцами. В 1245 году Фома уже в Кельне, куда он три месяца идет пешком, что бы изучать философию под настоятельством Альберта Великого, выдающегося ученого, натуралиста, философа и теолога Ордена. Альберт Магнус был первым, кто заметил способности юного Фомы. Студентам, потешавшимся над Фомой и называвшим его «Bos mulus Siciliae», «молчаливым Сицилийским ослом», Альберт Великий сказал: «Но, когда этот молчаливый осел заговорит, весь мир прислушается к нему». Пророчество сбылось.
Уже через год Фома обучался в Париже вплоть до 1248 года, когда он снова возвращается в Кельн. В 1256 году, а это было время Вильяма из Сент-Амура, он выступает в защиту прав религиозных Орденов в университете Парижа. После развала Римской империи и упадка Греческой цивилизации, основным хранителем Греко-Римской культуры остались Католическая Церковь и ее Ордена - Бенедиктинцев, Доминиканцев, Францисканцев и Цистерцианцев.
В 1256 году, в период правления Папы Александра IV, Фома получил степень магистра теологии в университете Парижа. Слава о нем как об ученом, писателе и мыслителе распространилась далеко за пределами Франции. Голос «молчаливого сицилийского осла» стал слышен всему католическому миру. Будучи полностью погруженным в учение, чтение лекций и общественную деятельность, Фома отклонил предложения Папы Урбана IV стать архиепископом Неаполя. В 1274 году Фома отправляется принять участие в Леонском Соборе по приглашению Папы Григория X. По пути он заболевает и 7 марта 1274 года в монастыре Фосса Нуова уходит из жизни.
Проводя параллель в биографии Шанкары, его учении, положении, занимаемом в ортодоксальном Индуизме, наиболее уместным будет сравнение с жизнью и деятельностью Фомы Аквинского. Оба были монахами, вечно чистыми ангелами воплоти, последователями чистого интеллектуализма в философии и религии.
Шанкара родился в Калади штат Малабар в 788 году. Как и Фома, уже в юном возрасте он оставляет мирские устремления и становится учеником знаменитого Говинды. Говинда был для Шанкары тем же, кем был Альберт Великий для Фомы. Как и Фома Аквинский, несший светоч своего учения в Кельне, Париже, Риме и Неаполе, Шанкара основывает четыре центра культуры и просвещения: Шрингериматх в Шрингери на юге Индии, Сарадаматх в Дварке на западе Индии, Джьётиматх в Бадрикашраме на севере Индии и Говардханматх в Пури на востоке Индии. Они стояли как четыре стража индийской культуры и философии. И Шанкара, и Фома ушли из жизни во цвете лет.
Наследие оставленное Фомой и Шанкарой после смерти оказало большее влияние на умы потомков, нежели труды Аристотеля и Платона. Научный подход в изложении своих философских взглядов и подбора терминологии, ясность и полнота толкования в трудах Фомы Аквинского и Шанкары являют собой образчик академического подхода и неиссякаемый источник философской и духовной мудрости.
Основные работы Аквинского, такие как: «Сумма Теологии», «Сумма против язычников», «Дискуссионные вопросы», «Вопросы на разные темы», комментарии к Библии и трудам Аристотеля, Боэция и Псевдо-Диониссия находят много общих точек соприкосновения с трудами Шанкары, в особенности в комментариях к Брахма Сутрам, к десяти принципам Упанишад, к Бхагавадгите, к Санатсуджьятьи, а так же с его собственными трудами, такими как: Вивекачудамани, Атма-Бодха, Упадешасахашри и Стотры.
Фома Аквинский писал на латыни. “Latino discreto” - так называл его Данте. Шанкара же писал на классическом санскрите. В отличие от схоластической латыни Аквинского, аристократический санскрит Шанкары нес в себе не только богатство философской мысли, но и художественную красоту. Аквинский выражал свой литературный дар исключительно в поэмах, гимнах и прочих не научных произведениях, в то время как труды Шанкары являют собой редкое единение научного и литературного таланта.
Италия славна не только своими поэтами, художниками, служителями муз, как Данте, Вергилий и Леонардо, но и своими философами и святыми. Справедливо замечено, что Фома Аквинский был самым выдающимся ученым среди святых и венцом святости среди всех ученых Католической Церкви. То же самое можно сказать и о Шанкаре, который и по сей день остается величайшим философом среди мудрецов Индии, и величайшим мудрецом среди индийских философов.
И Фома Аквинский, и Шанкара являются основателями философских систем. Оба изучали своих предшественников - мыслителей, философов, провидцев, писателей, и каждый из них твердо придерживался писаний своей собственной культуры. Шанкара говорит:
«При поиске сути Писаний, одному лишь логическому мышлению доверять нельзя... Так как мысли человеческие ни чем не стеснены, то размышление, которое, пренебрегая Святыми Текстами, основывается исключительно на собственных убеждениях, не обладает должной основой, поскольку мы видим, что даже такие люди, как Капила, Канада и другие основатели философских школ, обладавшие в высшей степени неоспоримым интеллектуальным величием, противоречили друг другу. (Шанкара, Брахма Сутры II, I.XI.)
Фома Аквинский в поиске философских истин подвергал рациональному анализу теологические истины, таким образом, «рождалась наука из религиозных откровений». (l.a.d. 1.a.2.) Иными словами и Шанкара и Фома Аквинский являлись религиозными философами, а не чистыми философами как Платон или Аристотель. Вот почему Католицизм поддерживает Томизм, а Индуизм поддерживает учение Шанкары, - обе эти системы подобны двум обоюдоострым мечам, вооружившись которыми, можно защищать как религию, так и философию каждой из этих культур.
Для обоих мыслителей, истинное и непреходящее счастье лежало лишь в познании Высшей Реальности, в Боге. «Полное и совершенное счастье человеческое может быть обретено лишь в виденье сущности Бога», говорил Аквинский. (I-II ae. 0.3.a.8). Шанкара так же настаивает на том, что конечной целью человеческих странствий является открытие и познание Бога как Высшей Реальности Мироздания и истинного «Я» в человеке. Один из классических афоризмов Шанкары гласит: «Один лишь Бог является Абсолютом, Вселенная относительна; твое истинное «Я» едино с Богом, они не отличны». Гностицизм Шанкары достигает своих высот в его идеалистическом монизме. Освобождение возможно лишь для тех, кто сможет найти единение с Богом, с Высшей Реальностью. Он говорит:
«Я, подобен безграничному эфиру, пронизывающему насквозь вселенную, вечно неизменный, единый во всем, совершенен и бесстрастен. Существование, Знание, бесконечное Блаженство, Один без второго, высшее есть Я. Полное осознание, что «Я есть Брахман» устраняет ложную видимость, спроецированную неведением, как эликсир устраняет болезнь. Универсальная душа не видит различий между познающим, знанием и объектом познания». (Атма-Бодха)
Как Фома Аквинский интерпретировал греческих и арабских философов, таких как Аристотель, Авиценна, Авероис, Авицеброн, Маимонидас и еще пятьдесят двух греческих и двадцати двух латинских отцов церкви, так и Шанкара изучал и интерпретировал Джаймини, Канаду, буддийских философов и других мыслителей в свете нон-дуалистической философии Веданты и Упанишад. Как Фома, «Принц схоластической философии», до сих пор является авторитетнейшим философом–теологом Католической Церкви, так и Шанкара до сих пор является наиболее признанным философом и теологом в Индуизме. Как современный Католицизм принимает и интегрирует в свою структуру достижения современной науки, основываясь на принципах, заложенных Фомой Аквинским, так и современный Индуизм в толкованиях Рам Мохан Роя, Вивекананды, Гандиджи, Ауробиндо, Рабиндраната Тагора и других мыслителей, пытается привить современные научные достижения к древу неувядаемой философии Веданты Шанкары. Как Аквинский обнажает душу Италии и Католицизма в их философско-религиозных глубинах, так и Шанкара раскрывает душу индийских философов и провидцев всех времен.
Фома Аквинский родился в замке Рокка Секка, в семье потомка Норманнов, графа Ландольфа Аквинского и Теодоры, по разным источникам, в 1225 или 1227 году. В возрасте 5 лет он начал обучение в наиболее известном и почитаемом монастыре западного католичества – Монте Кассино, и позже в университете Неаполя. В 1243 году, еще юношей, Фома вступил в Доминиканский Орден, находившийся в зените славы и величия под настоятельством Иоанна Тевтонского, второго приемника Доминика Гузмана, основателя ордена Христианских Проповедников. Граф Ландольф и другие члены семьи препятствовали Фоме во вступлении в Орден. Они заточили молодого Фому в родовом имении на 2 года, увещеваниями и угрозами, склоняя его отказаться от решения стать учёным-монахом. Но ни угрозы, ни обещания светской карьеры и славы, ни пламенная страсть молодой возлюбленной не смогли свернуть Фому с его пути. В конце концов, его мать Теодора помогла заключенному сыну бежать и воссоединиться с доминиканцами. В 1245 году Фома уже в Кельне, куда он три месяца идет пешком, что бы изучать философию под настоятельством Альберта Великого, выдающегося ученого, натуралиста, философа и теолога Ордена. Альберт Магнус был первым, кто заметил способности юного Фомы. Студентам, потешавшимся над Фомой и называвшим его «Bos mulus Siciliae», «молчаливым Сицилийским ослом», Альберт Великий сказал: «Но, когда этот молчаливый осел заговорит, весь мир прислушается к нему». Пророчество сбылось.
Уже через год Фома обучался в Париже вплоть до 1248 года, когда он снова возвращается в Кельн. В 1256 году, а это было время Вильяма из Сент-Амура, он выступает в защиту прав религиозных Орденов в университете Парижа. После развала Римской империи и упадка Греческой цивилизации, основным хранителем Греко-Римской культуры остались Католическая Церковь и ее Ордена - Бенедиктинцев, Доминиканцев, Францисканцев и Цистерцианцев.
В 1256 году, в период правления Папы Александра IV, Фома получил степень магистра теологии в университете Парижа. Слава о нем как об ученом, писателе и мыслителе распространилась далеко за пределами Франции. Голос «молчаливого сицилийского осла» стал слышен всему католическому миру. Будучи полностью погруженным в учение, чтение лекций и общественную деятельность, Фома отклонил предложения Папы Урбана IV стать архиепископом Неаполя. В 1274 году Фома отправляется принять участие в Леонском Соборе по приглашению Папы Григория X. По пути он заболевает и 7 марта 1274 года в монастыре Фосса Нуова уходит из жизни.
Проводя параллель в биографии Шанкары, его учении, положении, занимаемом в ортодоксальном Индуизме, наиболее уместным будет сравнение с жизнью и деятельностью Фомы Аквинского. Оба были монахами, вечно чистыми ангелами воплоти, последователями чистого интеллектуализма в философии и религии.
Шанкара родился в Калади штат Малабар в 788 году. Как и Фома, уже в юном возрасте он оставляет мирские устремления и становится учеником знаменитого Говинды. Говинда был для Шанкары тем же, кем был Альберт Великий для Фомы. Как и Фома Аквинский, несший светоч своего учения в Кельне, Париже, Риме и Неаполе, Шанкара основывает четыре центра культуры и просвещения: Шрингериматх в Шрингери на юге Индии, Сарадаматх в Дварке на западе Индии, Джьётиматх в Бадрикашраме на севере Индии и Говардханматх в Пури на востоке Индии. Они стояли как четыре стража индийской культуры и философии. И Шанкара, и Фома ушли из жизни во цвете лет.
Наследие оставленное Фомой и Шанкарой после смерти оказало большее влияние на умы потомков, нежели труды Аристотеля и Платона. Научный подход в изложении своих философских взглядов и подбора терминологии, ясность и полнота толкования в трудах Фомы Аквинского и Шанкары являют собой образчик академического подхода и неиссякаемый источник философской и духовной мудрости.
Основные работы Аквинского, такие как: «Сумма Теологии», «Сумма против язычников», «Дискуссионные вопросы», «Вопросы на разные темы», комментарии к Библии и трудам Аристотеля, Боэция и Псевдо-Диониссия находят много общих точек соприкосновения с трудами Шанкары, в особенности в комментариях к Брахма Сутрам, к десяти принципам Упанишад, к Бхагавадгите, к Санатсуджьятьи, а так же с его собственными трудами, такими как: Вивекачудамани, Атма-Бодха, Упадешасахашри и Стотры.
Фома Аквинский писал на латыни. “Latino discreto” - так называл его Данте. Шанкара же писал на классическом санскрите. В отличие от схоластической латыни Аквинского, аристократический санскрит Шанкары нес в себе не только богатство философской мысли, но и художественную красоту. Аквинский выражал свой литературный дар исключительно в поэмах, гимнах и прочих не научных произведениях, в то время как труды Шанкары являют собой редкое единение научного и литературного таланта.
Италия славна не только своими поэтами, художниками, служителями муз, как Данте, Вергилий и Леонардо, но и своими философами и святыми. Справедливо замечено, что Фома Аквинский был самым выдающимся ученым среди святых и венцом святости среди всех ученых Католической Церкви. То же самое можно сказать и о Шанкаре, который и по сей день остается величайшим философом среди мудрецов Индии, и величайшим мудрецом среди индийских философов.
И Фома Аквинский, и Шанкара являются основателями философских систем. Оба изучали своих предшественников - мыслителей, философов, провидцев, писателей, и каждый из них твердо придерживался писаний своей собственной культуры. Шанкара говорит:
«При поиске сути Писаний, одному лишь логическому мышлению доверять нельзя... Так как мысли человеческие ни чем не стеснены, то размышление, которое, пренебрегая Святыми Текстами, основывается исключительно на собственных убеждениях, не обладает должной основой, поскольку мы видим, что даже такие люди, как Капила, Канада и другие основатели философских школ, обладавшие в высшей степени неоспоримым интеллектуальным величием, противоречили друг другу. (Шанкара, Брахма Сутры II, I.XI.)
Фома Аквинский в поиске философских истин подвергал рациональному анализу теологические истины, таким образом, «рождалась наука из религиозных откровений». (l.a.d. 1.a.2.) Иными словами и Шанкара и Фома Аквинский являлись религиозными философами, а не чистыми философами как Платон или Аристотель. Вот почему Католицизм поддерживает Томизм, а Индуизм поддерживает учение Шанкары, - обе эти системы подобны двум обоюдоострым мечам, вооружившись которыми, можно защищать как религию, так и философию каждой из этих культур.
Для обоих мыслителей, истинное и непреходящее счастье лежало лишь в познании Высшей Реальности, в Боге. «Полное и совершенное счастье человеческое может быть обретено лишь в виденье сущности Бога», говорил Аквинский. (I-II ae. 0.3.a.8). Шанкара так же настаивает на том, что конечной целью человеческих странствий является открытие и познание Бога как Высшей Реальности Мироздания и истинного «Я» в человеке. Один из классических афоризмов Шанкары гласит: «Один лишь Бог является Абсолютом, Вселенная относительна; твое истинное «Я» едино с Богом, они не отличны». Гностицизм Шанкары достигает своих высот в его идеалистическом монизме. Освобождение возможно лишь для тех, кто сможет найти единение с Богом, с Высшей Реальностью. Он говорит:
«Я, подобен безграничному эфиру, пронизывающему насквозь вселенную, вечно неизменный, единый во всем, совершенен и бесстрастен. Существование, Знание, бесконечное Блаженство, Один без второго, высшее есть Я. Полное осознание, что «Я есть Брахман» устраняет ложную видимость, спроецированную неведением, как эликсир устраняет болезнь. Универсальная душа не видит различий между познающим, знанием и объектом познания». (Атма-Бодха)
Как Фома Аквинский интерпретировал греческих и арабских философов, таких как Аристотель, Авиценна, Авероис, Авицеброн, Маимонидас и еще пятьдесят двух греческих и двадцати двух латинских отцов церкви, так и Шанкара изучал и интерпретировал Джаймини, Канаду, буддийских философов и других мыслителей в свете нон-дуалистической философии Веданты и Упанишад. Как Фома, «Принц схоластической философии», до сих пор является авторитетнейшим философом–теологом Католической Церкви, так и Шанкара до сих пор является наиболее признанным философом и теологом в Индуизме. Как современный Католицизм принимает и интегрирует в свою структуру достижения современной науки, основываясь на принципах, заложенных Фомой Аквинским, так и современный Индуизм в толкованиях Рам Мохан Роя, Вивекананды, Гандиджи, Ауробиндо, Рабиндраната Тагора и других мыслителей, пытается привить современные научные достижения к древу неувядаемой философии Веданты Шанкары. Как Аквинский обнажает душу Италии и Католицизма в их философско-религиозных глубинах, так и Шанкара раскрывает душу индийских философов и провидцев всех времен.
Обсуждения Фома Аквинский и Шри Шанкара