Что такое человек? Для чего он живет? Почему философия и в наше время не может отказаться от поисков ответа на эти мучительные вопросы?
Казалось бы, сам предмет изучения – человек – рассмотрен со всех сторон и разложен на составляющие его компоненты представителями всех существующих наук.
Казалось бы, сам предмет изучения – человек – рассмотрен со всех сторон и разложен на составляющие его компоненты представителями всех существующих наук.
И сколько было уже законченных и стройных учений о человеке и его сути, начиная с античных времен и по сей день! Но проходит определенный временной отрезок, и мы выясняем, что то, с чем были согласны полностью или в достаточной степени, нас уже совершенно не удовлетворяет. Мы по-прежнему сомневаемся – верно ли понята сама суть наук о человеке?
В данной статье предпринята попытка рассмотреть еще один вопрос: каким образом современные философские представления влияют на самого человека, на его практическую жизнь в социуме и на перспективы его развития как открытой системы?
Для поиска ответа попытаемся с максимальной объективностью и определенной долей самокритики проанализировать современное состояние человечества на таких ключевых направлениях его развития, как наука и образование, воспитание и семья, экономика и политика.
Научно-техническую революцию, начавшуюся в середине 50-х гг. прошлого столетия, на рубеже веков сменил период стагнации, который охарактеризовался падением веры в силу и возможности большинства отраслей науки. Практически все ее достижения, с таким трудом доставшиеся человечеству, вкладывающему в теоретические исследования и прикладные разработки огромные людские и материальные ресурсы, в итоге приносят нашей цивилизации вред. И это помимо того, что, вопреки ожиданиям и радужным прогнозам, фундаментальная наука почти во всех ее направлениях подошла к пониманию ограниченности своих возможностей в исследовании мироздания.
Человечество столкнулось с угрозой собственному существованию, возникшей вследствие научно-технического прогресса. Вероятность глобальных техногенных катастроф, по расчетам самих же ученых, с неизбежностью возрастает. Растет и риск применения оружия массового уничтожения. Все больше опасений, что страны, обладающие ядерным оружием, не смогут удержать его под контролем и его несанкционированное применение лишь вопрос времени. Разработки, направленные на увеличение производства продуктов питания, оборачиваются новыми неизлечимыми болезнями. Достижения медицины, позволяющие справиться со многими заболеваниями, приводят к нарушению процесса естественного отбора. Результатом является закрепление генетических отклонений в последующих поколениях. Человек как биологический вид вырождается именно из-за чрезмерного развития отдельных научных направлений.
Науке недостает системного подхода ко всем ее отраслям в целом. Как правило, исследования уходят в глубь изучаемого материала и становятся все более узкоспециальными, отдаленными от общего процесса развития как науки, так и всего человечества. То есть ученый, исследователь узнает все больше о все меньшем, и смежные дисциплины все труднее свести в единую научную систему. Даже перспективное научное достижение в области средств коммуникации, проявившееся в нашем мире столь стремительно и широко, может сделать человека уязвимым и незащищенным. Не нужно быть очень прозорливым, чтобы предположить, что негативные последствия научно-технического прогресса и в этой сфере вскоре приуменьшат его достоинства. Первыми вестниками такого процесса стало появление специфических заболеваний, возможностей вторжения в личную жизнь и несанкционированного доступа к информационным ресурсам в преступных целях.
Образование, непосредственно связанное с наукой, также страдает бессистемностью. Обилие специализаций, диктуемых техническим прогрессом, не позволяет четко выстроить систему образования, и поэтому она не способна на сегодняшний день обеспечить качественную подготовку специалистов. Современная система образования может дать лишь общие знания. Этот факт приводит к снижению надежности и безопасности функционирования сложнейших производственных комплексов.
Актуален вопрос о системе воспитания нового поколения. К сожалению, смена различных методов и подходов в воспитании привела к образованию огромного количества школ. И это при том, что традиционные методы, успешно применяемые в течение тысячелетий, уже несостоятельны в силу радикально изменившихся социальных условий, а повышение умственных нагрузок ведет к снижению физического здоровья.
Закономерным следствием деформации системы воспитания стало разрушение основы общества – семьи. Дети и родители, супруги отчуждаются друг от друга. Семьи, особенно в развитых странах, становятся малочисленными. Смертность превышает рождаемость, а количество пожилых людей стремительно растет. Новое поколение не сможет обеспечить предыдущему достойное существование в силу численного несоответствия. Соотношение численности населения планеты, живущего относительно комфортно и живущего ниже приемлемого уровня, составляет один к шести. Примерно половиной всей собственности на планете владеют около 500 человек из 7 млрд, населяющих планету. В условиях стремительно развивающихся средств коммуникации это обстоятельство может привести к весьма неблагоприятным последствиям. По прогнозам демографов, в пятидесятилетний срок произойдет количественное сокращение коренного населения стран Европы и Северной Америки за счет притока переселенцев из Азии. Никакие искусственные барьеры иммиграционным процессам не могут стать серьезной преградой этому явлению.
Глобализация экономики планеты, неизбежное следствие развития цивилизации, имеет уродливую форму. Появились признаки нового вида тоталитаризма – государственного. Именно он породил некий противовес – мировой терроризм. Это совершенно новое явление в истории человечества, влияющее на все стороны жизни общества. Терроризм стал выгодным бизнесом современности. Развитые страны, даже объединившись в своей борьбе против терроризма, не могут эффективно ему противостоять, поскольку у каждой из них остается соблазн направить терроризм в желаемую сторону, включая «союзников», для достижения превосходства в политических и экономических вопросах.
Духовное здоровье населения развитых стран основательно подорвано. Рост депрессивных состояний и связанных с ними таких проблем, как алкоголизм, наркомания и суицид, принимает форму эпидемии. Правительственные органы этих стран, призванные бороться с подобными недугами общества, не справляясь со своей задачей, предпочитают замалчивать реальную статистику перечисленных явлений.
На сегодняшний день человечество, осознавая, что существующие общественно-политические формации себя изжили, не видит никакого прогрессивного направления своего дальнейшего развития. Образовавшуюся пустоту заполняют национальный и религиозный радикализм в качестве хоть какой-то альтернативы развития общества.
Таковы реалии состояния человеческого сообщества. Они не радостны. Но кто или что сможет обоснованно изменить нарисованную тревожную картину на благоприятную?
«Поскольку нет никаких оснований полагать, что духовное развитие человека завершилось нынешним его состоянием, поскольку человек – незавершенная и, видимо, обреченная на вечное саморазвитие система, и поскольку радикальное изменение его жизненной позиции является альтернативой его самоуничтожения, постольку есть все основания утверждать, что в современном его состоянии человек вовсе не является «венцом творенья» и что мечта Ф. Ницше о «сверхчеловеке» будет реализована, только будет он носителем не «воли к власти», а «воли к диалогу» со всем, что его окружает в мире, равно как и с самим собою»[136].
Может ли философия эффективно влиять на жизнь общества? На сегодняшний день мы не можем не отметить утрату интереса к философии как науке и даже некое пренебрежительное отношение к ней со стороны представителей естественных наук. Однако нам представляется, что именно нынешнее критическое состояние цивилизации дает преимущество философии перед естественными науками. Попробуем обосновать это утверждение.
Научно-технический прогресс как продукт усилий естественных наук не привел человечество к стабильному развитию. Более того, мы предполагаем громадный рост опасных воздействий именно в связи с интенсификацией внедрения достижений науки и техники.
Совершенствование институтов демократии в развитых странах также не явилось фактором устойчивого прогресса цивилизации. Попытки развития морали, основанной на «общечеловеческих» ценностях, не привели к гармоничному существованию людей. Стабилизирующие функции основных мировых религий существенно снижены по причине несоответствия декларируемых принципов и реалий окружающей жизни.
Таким образом, мы видим, что перед лицом угрозы дальнейшего разрастания кризиса в развитии человечества требуется системный анализ происходящих процессов и глубочайшее переосмысление того, что же все-таки есть «человек». Необходимо поставить перед всем человечеством вопрос, почему и для чего развитие цивилизации идет именно таким путем и увидеть за этими явлениями не хаос, а закономерность. Только в этом случае возможно осмысленное воздействие. Очевидно, что времени на поиски ответа почти не осталось. Именно у философии в силу особенности ее методологии сегодня есть возможность вновь занять достойное место в ряду наук.
«Философия может доказать свою необходимость современной культуре лишь при этом условии – если она сумеет ставить жизненно важные для бытия человечества проблемы, решение которых недоступно наукам, и если вырабатываемое ею мировоззрение она сумеет доносить до сознания все более широких слоев общества, формируя общечеловеческое сознание как интимно-личностное и сокровенно-личностное сознание как общечеловеческое, тем самым преодолевая исторически сложившееся «замыкание» индивида на групповые ценности типа «классового сознания», «сознания национальной исключительности», «идеологии феминизма», «молодежной контркультуры» как альтернативу индивидуализму, отвергающему все, что находится за пределами интересов замкнутого в себе эгоцентрического «Я»[137].
Где философия может почерпнуть новые идеи и концепции для дальнейшего анализа? Мы убеждены, что человечество, созданное некоей высшей силой, неким законом развития, не могло быть оставлено в плену собственных ошибок. Такие знания обязаны были быть. И они есть! Это древняя наука каббала. Она же предтеча философии. Причина скрытия знания каббалы от человечества – неспособность восприятия данного предмета в силу неразвитости человека того периода. Но сейчас цивилизация вступила в такую фазу, когда каббала востребована. Эта наука, сохранявшаяся в веках и передаваемая от учителя к ученику, выходит из «тайного» состояния. Мы можем наблюдать процесс стремительно нарастающего интереса к ней во всем мире.
«Философия считает, что материальное является порождением духовного, душа порождает тело. Проблема такого утверждения в том, что в подобном случае обязательно наличие связи между духовным и материальным. А поскольку, с другой стороны, утверждается, что духовное не имеет никакого отношения к материальному, то нет никакого пути или способа, который бы дал духовному возможность иметь контакт с материальным и каким-то образом приводить его в движение.
Кроме того, каббала, как любая наука, считает, что можно обсуждать только то, что возможно ощущать и исследовать. И поэтому даже дать определение духовному означает различить и отделить духовное от материального, для чего необходимо прежде ощутить и постичь духовное, а для этого уже предварительно необходима наука каббала, потому что она позволяет начать ощущать высший мир»[138].
Поскольку достаточно полно описать всю науку каббала в рамках небольшой статьи невозможно, приведем лишь основные ее положения.
Окружающий нас мир, или природа, – это цельный организм с единым замыслом.
Опираясь на имеющиеся у человека пять органов чувств, мы способны к познанию лишь открытой части природы, определяемой как физический мир. Знания о нем сводятся в науку, но страдают системным недостатком – неспособностью увидеть полную, связную картину мира. Наука каббала изучает также и скрытую часть природы. Она предлагает методику изучения мироздания, не воспринимаемого нашими органами чувств. Это делает возможным понимание всей картины мира.
Каббала отвечает основному определению науки как совокупности знаний, сведенных в систему и позволяющих получить подтверждение их истинности постановкой практического эксперимента.
Наука каббала применяет принцип изучения мироздания не в направлении от следствия к причине. Ее методология основана на изучении развития творения (человека) от причины – цели творения и последовательном описании всех стадий его развития до современного состояния.
Наука каббала дает подробное описание строения мироздания как в мельчайших ее элементах, так и в их системном взаимодействии во всем многообразии и сложности. Это относится как к «видимой» части природы, так и к ее «скрытой» части.
Наука каббала отвечает на вопросы: «Что такое человек? Для чего он живет?», придавая жизни человечества утраченный в наше время смысл существования. Она дает определение места человека в мироздании и его роли как единственного обладателя свободы воли.
Наука каббала формулирует четкие принципы новой цивилизации и, главное, пути ее построения.
Описание древней и в то же время такой молодой науки можно дополнить тем, что и фундаментальные науки вплотную подошли к пониманию существования «чего-то» за пределами материального мира. Но они не имеют инструмента исследования этих явлений, именно в этом причина их кризиса.
Философии следует обратиться к более глубоким структурам бытия. Историческое самосознание невозможно без целостной временной оси координат. Обсуждение составных частей социального времени – прошлого, настоящего или будущего – необходимый элемент познания, творческо-созидательной деятельности вообще. Отказ от любого из них означает утрату жизненных ориентиров человечества и вследствие этого распад цивилизации.
Задача современной философии – через мировоззренческую функцию определить теоретический образ окружающего нас мира в целом и, опираясь на принципы каббалы, дать новое понимание смысла существования человека. Философия должна проанализировать процессы формирования нового мировоззрения, выйти за рамки существующей культуры, рассмотреть возможные варианты развития общества будущего. Это предполагает прежде всего поиск универсальных ценностей, соответствующих потребностям человечества.
[136] Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.
[137] Каган М. С. Человек как проблема современной философии.
[138] Лайтман М. Наука Каббала. М., 2003.
В данной статье предпринята попытка рассмотреть еще один вопрос: каким образом современные философские представления влияют на самого человека, на его практическую жизнь в социуме и на перспективы его развития как открытой системы?
Для поиска ответа попытаемся с максимальной объективностью и определенной долей самокритики проанализировать современное состояние человечества на таких ключевых направлениях его развития, как наука и образование, воспитание и семья, экономика и политика.
Научно-техническую революцию, начавшуюся в середине 50-х гг. прошлого столетия, на рубеже веков сменил период стагнации, который охарактеризовался падением веры в силу и возможности большинства отраслей науки. Практически все ее достижения, с таким трудом доставшиеся человечеству, вкладывающему в теоретические исследования и прикладные разработки огромные людские и материальные ресурсы, в итоге приносят нашей цивилизации вред. И это помимо того, что, вопреки ожиданиям и радужным прогнозам, фундаментальная наука почти во всех ее направлениях подошла к пониманию ограниченности своих возможностей в исследовании мироздания.
Человечество столкнулось с угрозой собственному существованию, возникшей вследствие научно-технического прогресса. Вероятность глобальных техногенных катастроф, по расчетам самих же ученых, с неизбежностью возрастает. Растет и риск применения оружия массового уничтожения. Все больше опасений, что страны, обладающие ядерным оружием, не смогут удержать его под контролем и его несанкционированное применение лишь вопрос времени. Разработки, направленные на увеличение производства продуктов питания, оборачиваются новыми неизлечимыми болезнями. Достижения медицины, позволяющие справиться со многими заболеваниями, приводят к нарушению процесса естественного отбора. Результатом является закрепление генетических отклонений в последующих поколениях. Человек как биологический вид вырождается именно из-за чрезмерного развития отдельных научных направлений.
Науке недостает системного подхода ко всем ее отраслям в целом. Как правило, исследования уходят в глубь изучаемого материала и становятся все более узкоспециальными, отдаленными от общего процесса развития как науки, так и всего человечества. То есть ученый, исследователь узнает все больше о все меньшем, и смежные дисциплины все труднее свести в единую научную систему. Даже перспективное научное достижение в области средств коммуникации, проявившееся в нашем мире столь стремительно и широко, может сделать человека уязвимым и незащищенным. Не нужно быть очень прозорливым, чтобы предположить, что негативные последствия научно-технического прогресса и в этой сфере вскоре приуменьшат его достоинства. Первыми вестниками такого процесса стало появление специфических заболеваний, возможностей вторжения в личную жизнь и несанкционированного доступа к информационным ресурсам в преступных целях.
Образование, непосредственно связанное с наукой, также страдает бессистемностью. Обилие специализаций, диктуемых техническим прогрессом, не позволяет четко выстроить систему образования, и поэтому она не способна на сегодняшний день обеспечить качественную подготовку специалистов. Современная система образования может дать лишь общие знания. Этот факт приводит к снижению надежности и безопасности функционирования сложнейших производственных комплексов.
Актуален вопрос о системе воспитания нового поколения. К сожалению, смена различных методов и подходов в воспитании привела к образованию огромного количества школ. И это при том, что традиционные методы, успешно применяемые в течение тысячелетий, уже несостоятельны в силу радикально изменившихся социальных условий, а повышение умственных нагрузок ведет к снижению физического здоровья.
Закономерным следствием деформации системы воспитания стало разрушение основы общества – семьи. Дети и родители, супруги отчуждаются друг от друга. Семьи, особенно в развитых странах, становятся малочисленными. Смертность превышает рождаемость, а количество пожилых людей стремительно растет. Новое поколение не сможет обеспечить предыдущему достойное существование в силу численного несоответствия. Соотношение численности населения планеты, живущего относительно комфортно и живущего ниже приемлемого уровня, составляет один к шести. Примерно половиной всей собственности на планете владеют около 500 человек из 7 млрд, населяющих планету. В условиях стремительно развивающихся средств коммуникации это обстоятельство может привести к весьма неблагоприятным последствиям. По прогнозам демографов, в пятидесятилетний срок произойдет количественное сокращение коренного населения стран Европы и Северной Америки за счет притока переселенцев из Азии. Никакие искусственные барьеры иммиграционным процессам не могут стать серьезной преградой этому явлению.
Глобализация экономики планеты, неизбежное следствие развития цивилизации, имеет уродливую форму. Появились признаки нового вида тоталитаризма – государственного. Именно он породил некий противовес – мировой терроризм. Это совершенно новое явление в истории человечества, влияющее на все стороны жизни общества. Терроризм стал выгодным бизнесом современности. Развитые страны, даже объединившись в своей борьбе против терроризма, не могут эффективно ему противостоять, поскольку у каждой из них остается соблазн направить терроризм в желаемую сторону, включая «союзников», для достижения превосходства в политических и экономических вопросах.
Духовное здоровье населения развитых стран основательно подорвано. Рост депрессивных состояний и связанных с ними таких проблем, как алкоголизм, наркомания и суицид, принимает форму эпидемии. Правительственные органы этих стран, призванные бороться с подобными недугами общества, не справляясь со своей задачей, предпочитают замалчивать реальную статистику перечисленных явлений.
На сегодняшний день человечество, осознавая, что существующие общественно-политические формации себя изжили, не видит никакого прогрессивного направления своего дальнейшего развития. Образовавшуюся пустоту заполняют национальный и религиозный радикализм в качестве хоть какой-то альтернативы развития общества.
Таковы реалии состояния человеческого сообщества. Они не радостны. Но кто или что сможет обоснованно изменить нарисованную тревожную картину на благоприятную?
«Поскольку нет никаких оснований полагать, что духовное развитие человека завершилось нынешним его состоянием, поскольку человек – незавершенная и, видимо, обреченная на вечное саморазвитие система, и поскольку радикальное изменение его жизненной позиции является альтернативой его самоуничтожения, постольку есть все основания утверждать, что в современном его состоянии человек вовсе не является «венцом творенья» и что мечта Ф. Ницше о «сверхчеловеке» будет реализована, только будет он носителем не «воли к власти», а «воли к диалогу» со всем, что его окружает в мире, равно как и с самим собою»[136].
Может ли философия эффективно влиять на жизнь общества? На сегодняшний день мы не можем не отметить утрату интереса к философии как науке и даже некое пренебрежительное отношение к ней со стороны представителей естественных наук. Однако нам представляется, что именно нынешнее критическое состояние цивилизации дает преимущество философии перед естественными науками. Попробуем обосновать это утверждение.
Научно-технический прогресс как продукт усилий естественных наук не привел человечество к стабильному развитию. Более того, мы предполагаем громадный рост опасных воздействий именно в связи с интенсификацией внедрения достижений науки и техники.
Совершенствование институтов демократии в развитых странах также не явилось фактором устойчивого прогресса цивилизации. Попытки развития морали, основанной на «общечеловеческих» ценностях, не привели к гармоничному существованию людей. Стабилизирующие функции основных мировых религий существенно снижены по причине несоответствия декларируемых принципов и реалий окружающей жизни.
Таким образом, мы видим, что перед лицом угрозы дальнейшего разрастания кризиса в развитии человечества требуется системный анализ происходящих процессов и глубочайшее переосмысление того, что же все-таки есть «человек». Необходимо поставить перед всем человечеством вопрос, почему и для чего развитие цивилизации идет именно таким путем и увидеть за этими явлениями не хаос, а закономерность. Только в этом случае возможно осмысленное воздействие. Очевидно, что времени на поиски ответа почти не осталось. Именно у философии в силу особенности ее методологии сегодня есть возможность вновь занять достойное место в ряду наук.
«Философия может доказать свою необходимость современной культуре лишь при этом условии – если она сумеет ставить жизненно важные для бытия человечества проблемы, решение которых недоступно наукам, и если вырабатываемое ею мировоззрение она сумеет доносить до сознания все более широких слоев общества, формируя общечеловеческое сознание как интимно-личностное и сокровенно-личностное сознание как общечеловеческое, тем самым преодолевая исторически сложившееся «замыкание» индивида на групповые ценности типа «классового сознания», «сознания национальной исключительности», «идеологии феминизма», «молодежной контркультуры» как альтернативу индивидуализму, отвергающему все, что находится за пределами интересов замкнутого в себе эгоцентрического «Я»[137].
Где философия может почерпнуть новые идеи и концепции для дальнейшего анализа? Мы убеждены, что человечество, созданное некоей высшей силой, неким законом развития, не могло быть оставлено в плену собственных ошибок. Такие знания обязаны были быть. И они есть! Это древняя наука каббала. Она же предтеча философии. Причина скрытия знания каббалы от человечества – неспособность восприятия данного предмета в силу неразвитости человека того периода. Но сейчас цивилизация вступила в такую фазу, когда каббала востребована. Эта наука, сохранявшаяся в веках и передаваемая от учителя к ученику, выходит из «тайного» состояния. Мы можем наблюдать процесс стремительно нарастающего интереса к ней во всем мире.
«Философия считает, что материальное является порождением духовного, душа порождает тело. Проблема такого утверждения в том, что в подобном случае обязательно наличие связи между духовным и материальным. А поскольку, с другой стороны, утверждается, что духовное не имеет никакого отношения к материальному, то нет никакого пути или способа, который бы дал духовному возможность иметь контакт с материальным и каким-то образом приводить его в движение.
Кроме того, каббала, как любая наука, считает, что можно обсуждать только то, что возможно ощущать и исследовать. И поэтому даже дать определение духовному означает различить и отделить духовное от материального, для чего необходимо прежде ощутить и постичь духовное, а для этого уже предварительно необходима наука каббала, потому что она позволяет начать ощущать высший мир»[138].
Поскольку достаточно полно описать всю науку каббала в рамках небольшой статьи невозможно, приведем лишь основные ее положения.
Окружающий нас мир, или природа, – это цельный организм с единым замыслом.
Опираясь на имеющиеся у человека пять органов чувств, мы способны к познанию лишь открытой части природы, определяемой как физический мир. Знания о нем сводятся в науку, но страдают системным недостатком – неспособностью увидеть полную, связную картину мира. Наука каббала изучает также и скрытую часть природы. Она предлагает методику изучения мироздания, не воспринимаемого нашими органами чувств. Это делает возможным понимание всей картины мира.
Каббала отвечает основному определению науки как совокупности знаний, сведенных в систему и позволяющих получить подтверждение их истинности постановкой практического эксперимента.
Наука каббала применяет принцип изучения мироздания не в направлении от следствия к причине. Ее методология основана на изучении развития творения (человека) от причины – цели творения и последовательном описании всех стадий его развития до современного состояния.
Наука каббала дает подробное описание строения мироздания как в мельчайших ее элементах, так и в их системном взаимодействии во всем многообразии и сложности. Это относится как к «видимой» части природы, так и к ее «скрытой» части.
Наука каббала отвечает на вопросы: «Что такое человек? Для чего он живет?», придавая жизни человечества утраченный в наше время смысл существования. Она дает определение места человека в мироздании и его роли как единственного обладателя свободы воли.
Наука каббала формулирует четкие принципы новой цивилизации и, главное, пути ее построения.
Описание древней и в то же время такой молодой науки можно дополнить тем, что и фундаментальные науки вплотную подошли к пониманию существования «чего-то» за пределами материального мира. Но они не имеют инструмента исследования этих явлений, именно в этом причина их кризиса.
Философии следует обратиться к более глубоким структурам бытия. Историческое самосознание невозможно без целостной временной оси координат. Обсуждение составных частей социального времени – прошлого, настоящего или будущего – необходимый элемент познания, творческо-созидательной деятельности вообще. Отказ от любого из них означает утрату жизненных ориентиров человечества и вследствие этого распад цивилизации.
Задача современной философии – через мировоззренческую функцию определить теоретический образ окружающего нас мира в целом и, опираясь на принципы каббалы, дать новое понимание смысла существования человека. Философия должна проанализировать процессы формирования нового мировоззрения, выйти за рамки существующей культуры, рассмотреть возможные варианты развития общества будущего. Это предполагает прежде всего поиск универсальных ценностей, соответствующих потребностям человечества.
[136] Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.
[137] Каган М. С. Человек как проблема современной философии.
[138] Лайтман М. Наука Каббала. М., 2003.
Обсуждения Философия - время принимать решения