Душа и тело едины
Задавшись вопросом, какая сила движет всем живым, Аристотель стал изучать взаимоотношения души и тела. Душа – это только дополнение к природе? Или тело – инструмент души: душа – капитан, а тело – корабль?
Задавшись вопросом, какая сила движет всем живым, Аристотель стал изучать взаимоотношения души и тела. Душа – это только дополнение к природе? Или тело – инструмент души: душа – капитан, а тело – корабль?
После долгих лет исследований Аристотель пишет в трактате «О душе», что сущностного различия между душой и телом нет. Лишь вместе они составляют жизненное начало, хотя тело ограничено во времени, а душа – вечна. Именно из этого сочетания, уникального для каждого человека, проистекают наши индивидуальные различия, которые дополняют общие для всех людей характеристики человеческого рода.
Стремиться к золотой середине
Аристотель много размышлял о том, что хорошо и что дурно в человеке; из этих размышлений родилось его этическое учение – прообраз современной психологии. Он определяет добродетель как обладание серединой между двумя видами порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка. Так, мужество есть среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – между мотовством и скупостью. Принцип золотой середины проходит через все труды Аристотеля, важен он и в его политической теории: образцовое и самое устойчивое государство (по мнению Аристотеля, это смесь олигархии и демократии) должно опираться на зажиточный средний класс. Не на богатых и не на бедных – ведь богатые склонны к развращенности, а бедные – к несправедливости.
Человек создан для счастья
Аристотель был уверен, что в мире господствует не случайность, а целесообразность: каждое существо и каждый орган созданы природой для некоей цели. Он не сомневался, что человек создан для счастья и добра – в этом и есть его истинное предназначение. Практическая реализация добродетелей должна стать ежедневным упражнением. Достичь равновесия можно, если равномерно разделить свое время между общественной жизнью и своими личными радостями. Живя в согласии с собой и уважая правила общежительства с другими людьми, свободный человек может возвыситься до созерцательной (интеллектуальной) жизни и обрести истинную мудрость. Аристотель полагает, что именно такой жизнью живут боги, и, следовательно, достигнув мудрости, человек может уподобиться богам.
Быть счастливыми вместе
Аристотель назвал человека общественным животным, поскольку он наделен способностью к речи и любит быть среди себе подобных. Достичь счастья человек может только в обществе других людей. Общественная жизнь дает человеку возможность вступать во взаимополезные и справедливые отношения с другими. С точки зрения философа наука о государстве представляет собой учение о реализации всеобщего блага. Государство должно обеспечивать не просто жизнь своих граждан (то есть удовлетворение их основных физических потребностей), но и их хорошую жизнь, помогая им становиться счастливыми.
*Академией называлась местность в Афинах; там находился гимнасий (спортивный клуб для молодежи), в котором обучал своих учеников Платон. Впоследствии название перешло на саму школу Платона.
Стремиться к золотой середине
Аристотель много размышлял о том, что хорошо и что дурно в человеке; из этих размышлений родилось его этическое учение – прообраз современной психологии. Он определяет добродетель как обладание серединой между двумя видами порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка. Так, мужество есть среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – между мотовством и скупостью. Принцип золотой середины проходит через все труды Аристотеля, важен он и в его политической теории: образцовое и самое устойчивое государство (по мнению Аристотеля, это смесь олигархии и демократии) должно опираться на зажиточный средний класс. Не на богатых и не на бедных – ведь богатые склонны к развращенности, а бедные – к несправедливости.
Человек создан для счастья
Аристотель был уверен, что в мире господствует не случайность, а целесообразность: каждое существо и каждый орган созданы природой для некоей цели. Он не сомневался, что человек создан для счастья и добра – в этом и есть его истинное предназначение. Практическая реализация добродетелей должна стать ежедневным упражнением. Достичь равновесия можно, если равномерно разделить свое время между общественной жизнью и своими личными радостями. Живя в согласии с собой и уважая правила общежительства с другими людьми, свободный человек может возвыситься до созерцательной (интеллектуальной) жизни и обрести истинную мудрость. Аристотель полагает, что именно такой жизнью живут боги, и, следовательно, достигнув мудрости, человек может уподобиться богам.
Быть счастливыми вместе
Аристотель назвал человека общественным животным, поскольку он наделен способностью к речи и любит быть среди себе подобных. Достичь счастья человек может только в обществе других людей. Общественная жизнь дает человеку возможность вступать во взаимополезные и справедливые отношения с другими. С точки зрения философа наука о государстве представляет собой учение о реализации всеобщего блага. Государство должно обеспечивать не просто жизнь своих граждан (то есть удовлетворение их основных физических потребностей), но и их хорошую жизнь, помогая им становиться счастливыми.
*Академией называлась местность в Афинах; там находился гимнасий (спортивный клуб для молодежи), в котором обучал своих учеников Платон. Впоследствии название перешло на саму школу Платона.
Обсуждения Первооткрыватель науки