Ульрих Цвингли (нем. Ulrich Zwingli; 1 января 1484, Вильхаус, кантон Санкт-Галлен — 11 октября 1531, Каппель, кантон Цюрих) — швейцарский реформатор и гуманист.
Погиб в битве при Каппеле.
Находился под сильным влиянием философии стоиков и платонизма эпохи Возрождения (особенно под влиянием Фичино). Согласно его мировоззрению, Бог — «высшее благо»; через провидение он манифестирует себя всегда и всюду. Потерянность человека заключается в его греховности и в его трагическом положении на земле, но, несмотря на это, он всё же является связующим звеном между землёй и небом.
Биография
Род. 1 января 1484 г., несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в Вильдгаузе, в графстве Тоггенбургском (в С.-Галленском кантоне). Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее - в университетах венском и базельском; живо интересовался классической литературой и усердно читал Свящ. Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык. Находясь под влиянием базельского богослова Виттенбаха и поддерживая деятельные сношения с гуманистами, в том числе и с Эразмом Роттердамским, Ц. вступил на путь свободного исследования Св. Писания. Получив в 1504 г. степень бакалавра, в 1506 г. - магистра философии, он сделался приходским священником в Гларусе и в своих проповедях и литературных произведениях ("Лабиринт", "Басня о быке и некоторых животных") отзывался на все животрепещущие вопросы действительности, обнаруживая искреннее религиозное чувство и патриотизм. Одной из язв общественной жизни Швейцарии была в то время поставка кантонами на службу иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей храбростью. Эта постыдная торговля кровью своих сограждан, служившая средством наживы для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей, являлась источником глубокой общественной деморализации и вызвала энергический протест со стороны Ц., особенно после того, как он ближе познакомился с этим злом, сопровождая в 1512 и 1515 гг. в качестве полкового священника отряд Гларуса в итальянских походах. В 1516 г. Ц. занял место капеллана в Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий и церковных злоупотреблений. В 1518 г. занял должность священника в цюрихском соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие, стремясь к реформе церкви и государства, вооружаясь против торговли индульгенциями настолько успешно, что доминиканцу Самсону, торговавшему ими в Швейцарии, закрыт был доступ в Цюрих.
В ряде проповедей, сочинений и религиозных диспутов Ц. развил основные положения своего учения. В 1522 г. он произнес проповедь против постов, установленных римской церковью ("О свободе выбора пищи"), и в послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников. 29 января 1523 г. в Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Ц. о Св. Писании как высшем авторитете в религиозных вопросах, об И. Христе как о единственном истинном посреднике между Богом и людьми, о вере как единственном средстве спасения, о церкви как союзе всех верующих и т. д. Диспут этот, устроенный городским советом Цюриха, окончился торжеством Ц. над его противником Фабером, викарием констанц. епископа: цюрихский городской совет принял учение Ц. и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа. Католическая месса и поклонение иконам были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменен немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1524 г. сам Ц. женился на вдове Анне Мейер.
В 1525 г. он издал свое исповедание веры, под названием "De vera et falsa religione", в большей части пунктов сходное с учением Лютера, за исключением вопроса о причащении. Чуждый мистицизма, Ц. смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли в противоречии с Св. Писанием, тогда как Ц. устранял все то, что не находило в нем прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной организации Ц., будучи, как швейцарец, носителем республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер, как поборник княжеской власти, установил консисториальную систему управления церковью. Учение Ц. и реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528 г. Ц. писал: "я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа".
По вопросу о причащении между Ц. и Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп устроил в 1529 г. в Марбурге свидание Лютера и Ц. Первый явился туда в сопровождении Меланхтона, Ц. - с своим другом и последователем Эколампадием; происшедший между ними диспут не привел к соглашению по вопросу о причащении вследствие упорства Лютера. Учение Ц. из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, С.-Галлене, Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны - Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн - остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Ц. все более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 г. борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 г. между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Ц. убит. Дело его продолжал и упрочил его друг Буллннгер, редактировавший в 1536 г. первое гельветское исповедание. - В 1838 г. Ц. поставлен памятник в Каппеле.
Погиб в битве при Каппеле.
Находился под сильным влиянием философии стоиков и платонизма эпохи Возрождения (особенно под влиянием Фичино). Согласно его мировоззрению, Бог — «высшее благо»; через провидение он манифестирует себя всегда и всюду. Потерянность человека заключается в его греховности и в его трагическом положении на земле, но, несмотря на это, он всё же является связующим звеном между землёй и небом.
Биография
Род. 1 января 1484 г., несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в Вильдгаузе, в графстве Тоггенбургском (в С.-Галленском кантоне). Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее - в университетах венском и базельском; живо интересовался классической литературой и усердно читал Свящ. Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык. Находясь под влиянием базельского богослова Виттенбаха и поддерживая деятельные сношения с гуманистами, в том числе и с Эразмом Роттердамским, Ц. вступил на путь свободного исследования Св. Писания. Получив в 1504 г. степень бакалавра, в 1506 г. - магистра философии, он сделался приходским священником в Гларусе и в своих проповедях и литературных произведениях ("Лабиринт", "Басня о быке и некоторых животных") отзывался на все животрепещущие вопросы действительности, обнаруживая искреннее религиозное чувство и патриотизм. Одной из язв общественной жизни Швейцарии была в то время поставка кантонами на службу иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей храбростью. Эта постыдная торговля кровью своих сограждан, служившая средством наживы для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей, являлась источником глубокой общественной деморализации и вызвала энергический протест со стороны Ц., особенно после того, как он ближе познакомился с этим злом, сопровождая в 1512 и 1515 гг. в качестве полкового священника отряд Гларуса в итальянских походах. В 1516 г. Ц. занял место капеллана в Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий и церковных злоупотреблений. В 1518 г. занял должность священника в цюрихском соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие, стремясь к реформе церкви и государства, вооружаясь против торговли индульгенциями настолько успешно, что доминиканцу Самсону, торговавшему ими в Швейцарии, закрыт был доступ в Цюрих.
В ряде проповедей, сочинений и религиозных диспутов Ц. развил основные положения своего учения. В 1522 г. он произнес проповедь против постов, установленных римской церковью ("О свободе выбора пищи"), и в послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников. 29 января 1523 г. в Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Ц. о Св. Писании как высшем авторитете в религиозных вопросах, об И. Христе как о единственном истинном посреднике между Богом и людьми, о вере как единственном средстве спасения, о церкви как союзе всех верующих и т. д. Диспут этот, устроенный городским советом Цюриха, окончился торжеством Ц. над его противником Фабером, викарием констанц. епископа: цюрихский городской совет принял учение Ц. и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа. Католическая месса и поклонение иконам были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменен немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1524 г. сам Ц. женился на вдове Анне Мейер.
В 1525 г. он издал свое исповедание веры, под названием "De vera et falsa religione", в большей части пунктов сходное с учением Лютера, за исключением вопроса о причащении. Чуждый мистицизма, Ц. смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли в противоречии с Св. Писанием, тогда как Ц. устранял все то, что не находило в нем прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной организации Ц., будучи, как швейцарец, носителем республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер, как поборник княжеской власти, установил консисториальную систему управления церковью. Учение Ц. и реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528 г. Ц. писал: "я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа".
По вопросу о причащении между Ц. и Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп устроил в 1529 г. в Марбурге свидание Лютера и Ц. Первый явился туда в сопровождении Меланхтона, Ц. - с своим другом и последователем Эколампадием; происшедший между ними диспут не привел к соглашению по вопросу о причащении вследствие упорства Лютера. Учение Ц. из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, С.-Галлене, Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны - Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн - остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Ц. все более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 г. борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 г. между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Ц. убит. Дело его продолжал и упрочил его друг Буллннгер, редактировавший в 1536 г. первое гельветское исповедание. - В 1838 г. Ц. поставлен памятник в Каппеле.
Обсуждения Цвингли