Паскаль Блез(1623-1662) - крупнейший французский религиозный философ, математик и физик. Паскаль очень рано подошел к постановке и разрешению многих фундаментальных вопросов, как будто предчувствовал, что жизнь его будет коротка. Первые его интересы имеет естественно-научный характер. Уже в 10 лет он написал "Трактат о звуках, а в 13 лет, уже в Париже, вошел в кружок Мерсенна, где приобщился математике, написав в 16 лет "Опыт о конических сечениях", представив проект новой геометрии - проективной геометрии. Следующим новаторским для своего времени проектом Паскаля явилась счетная машина. Позже появятся работы о пустоте в природе.
В 1646 г. Паскаль получает серьезную травма бедра и лечат его янсенисты, последователи голландского теолога Корнелия Янсения, к которым и примыкает вскоре сам Паскаль. С этого времени начинается переориентация Паскаля с механистических- рационалистических идеалов и установок, развиваемых в русле принципов Декарта, к сфере религии и философской антропологии. Так, Блез впервые в западноевропейской традиции, наряду с "логикой разума" решается выделить самостоятельную и неподотчетную первой "логику сердца", к развитию которой уже в 20 веке придет Макс Шелер. В этом Блез, освобождаясь от границ рационализма, пройдя на его пути до удивительных открытий и высот, предвосхищает внеранационалистические тенденции, связанные с философией религии Якоби, романтизмом, философией жизни и экзистенциализмом и философской антропологией. Выступая с резкой критикой иезуитов в труде "Письма к провинциалу"(1657), он развивает философию непосредственного, не закабаленного казуистикой, свободного религиозного, или мистического, опыта.
Собственно в философии он продолжает в некоторых существенных положениях следовать принципу неоплатонизма. Через живое понимание христианства и положения человека-христианина в мире в его соотнесенности с божественной трансценденцией, наиболее ярко раскрытое в незавершенном при жизни Паскаля труде, известном нам как "Мысли"(1669), Паскаль задолго до Кьеркегора и Достоевского подошел к новому пониманию человека, не как трансцендентального субъекта, а живой многогранной и гетерогенной личности, имеющей как разумную, так и эмоциональную организацию.
В 1646 г. Паскаль получает серьезную травма бедра и лечат его янсенисты, последователи голландского теолога Корнелия Янсения, к которым и примыкает вскоре сам Паскаль. С этого времени начинается переориентация Паскаля с механистических- рационалистических идеалов и установок, развиваемых в русле принципов Декарта, к сфере религии и философской антропологии. Так, Блез впервые в западноевропейской традиции, наряду с "логикой разума" решается выделить самостоятельную и неподотчетную первой "логику сердца", к развитию которой уже в 20 веке придет Макс Шелер. В этом Блез, освобождаясь от границ рационализма, пройдя на его пути до удивительных открытий и высот, предвосхищает внеранационалистические тенденции, связанные с философией религии Якоби, романтизмом, философией жизни и экзистенциализмом и философской антропологией. Выступая с резкой критикой иезуитов в труде "Письма к провинциалу"(1657), он развивает философию непосредственного, не закабаленного казуистикой, свободного религиозного, или мистического, опыта.
Собственно в философии он продолжает в некоторых существенных положениях следовать принципу неоплатонизма. Через живое понимание христианства и положения человека-христианина в мире в его соотнесенности с божественной трансценденцией, наиболее ярко раскрытое в незавершенном при жизни Паскаля труде, известном нам как "Мысли"(1669), Паскаль задолго до Кьеркегора и Достоевского подошел к новому пониманию человека, не как трансцендентального субъекта, а живой многогранной и гетерогенной личности, имеющей как разумную, так и эмоциональную организацию.
Обсуждения Паскаль Блез