Многообразие явлений материальной культуры – прямое отражение мировоззрения человека прошедших эпох. Это “вторичные” атрибуты личности, которые, однако, в целях исследования выходят на один из первых планов. История скрывает в себе огромные по протяженности отрезки времени о которых нет никаких письменных свидетельств, но только остатки каменных орудий и глины.
Есть лишь одна возможность судить о мировоззрении человека тех периодов – по оставшимся материальным осколкам их культур. И здесь приходится как бы разгадывать головоломку и идти от обратного. Надо восстановить быт прошедших времен и погрузившись в него ощутить на себе основные потребности, зафиксировать непроизвольно возникающие интересы, ориентиры и ценности. Зачем был создан тот или иной предмет и какую часть своей картины мира воплотил в нем человек? Каким насущным потребностям он отвечал на столько, что не мог быть не создан? И все ли многообразие картины мира находит свое выражение в рамках одной культуры?
Большой интерес вызывает разработка и апробирование методики проведения подобных исследований. Как и в археологии тут потребуются длительные, кропотливые и тщательные раскопки, погружение и вживание в воссоздаваемый быт. Пласты человеческой психики уже содержат в своих недрах все пройденные нашими предками этапы становления сознания, но пробудить один, конкретно взятый пласт не так и просто. Данной проблемой с некоторыми успехами занимается современная психология и психоанализ в частности. Задачи археологии – вспомогательной исторической дисциплины, заключаются в добывании материальных осколков былых цивилизаций, их классификации и хранению в целях подтверждения или опровержения имеющихся у нас исторических фактов. Однако при осмыслении археологического материала совершенно невозможно использовать только одну историческую науку. И это веяние нашей эпохи, которое подталкивает нас к великому объединению наук. Понятно, что воссоздать эпоху ни философия, ни история, ни археология сами по себе не могут, но вместе с психологией, культурологией, медициной, физикой и т.д. мы можем получить достоверное представление о жизни и быте архаических народов.
Практическая значимость и ценность таких исследований очевидна. Дело в том, что многие проблемы современного общества кроются в неосознанных пластах человеческой психики носящих явно атавистический характер, обуславливая большую часть жизни человека. Агрессия, насилие, мифологичность и склонность к преувеличениям, которая вызывает иллюзии и искажения восприятия – все это “фундамент” на котором стоит сознание современного человека. Можно ли изменить фундамент не перестраивая весь дом и где именно кроются его недостатки, как их устранить, – вот жизненно важные для нас вопросы. Потому, что не изменив настоящее мировосприятие, мы не изменим и потребленческо-технократический мир, планомерно двигающийся к катастрофе.
Большой интерес вызывает разработка и апробирование методики проведения подобных исследований. Как и в археологии тут потребуются длительные, кропотливые и тщательные раскопки, погружение и вживание в воссоздаваемый быт. Пласты человеческой психики уже содержат в своих недрах все пройденные нашими предками этапы становления сознания, но пробудить один, конкретно взятый пласт не так и просто. Данной проблемой с некоторыми успехами занимается современная психология и психоанализ в частности. Задачи археологии – вспомогательной исторической дисциплины, заключаются в добывании материальных осколков былых цивилизаций, их классификации и хранению в целях подтверждения или опровержения имеющихся у нас исторических фактов. Однако при осмыслении археологического материала совершенно невозможно использовать только одну историческую науку. И это веяние нашей эпохи, которое подталкивает нас к великому объединению наук. Понятно, что воссоздать эпоху ни философия, ни история, ни археология сами по себе не могут, но вместе с психологией, культурологией, медициной, физикой и т.д. мы можем получить достоверное представление о жизни и быте архаических народов.
Практическая значимость и ценность таких исследований очевидна. Дело в том, что многие проблемы современного общества кроются в неосознанных пластах человеческой психики носящих явно атавистический характер, обуславливая большую часть жизни человека. Агрессия, насилие, мифологичность и склонность к преувеличениям, которая вызывает иллюзии и искажения восприятия – все это “фундамент” на котором стоит сознание современного человека. Можно ли изменить фундамент не перестраивая весь дом и где именно кроются его недостатки, как их устранить, – вот жизненно важные для нас вопросы. Потому, что не изменив настоящее мировосприятие, мы не изменим и потребленческо-технократический мир, планомерно двигающийся к катастрофе.
Обсуждения Философская археология