Ребенок в философском смысле: иметь или не иметь?

Ребенок в философском смысле: иметь или не иметь?

На сегодня это чрезвычайно актуальная вещь, потому что, казалось бы, еще 100 лет назад, и даже 50 лет назад вопрос «иметь или не иметь детей» в такой плоскости, как сейчас, никогда не стоял.
Ребенок в философском смысле: иметь или не иметь?
Неслучайно в Риме чернь, не способную к квалифицированному труду, называли пролесами (пролес, отсюда - пролетариат). Пролесы не умели производить ничего, единственное, что они умели делать - это производить детей. То есть в традиционном обществе, на всех этапах человеческой истории, казалось бы, что самая простейшая квалификация человека - это производить детей. «Дурацкое дело - не хитрое», если ты не производишь духовных и материальных благ, ты неудачник. Рождение детей - самая естественная вещь. Поэтому проблема потомства в таком ключе, как сегодня, никогда не стояла. То есть детей рожали. Другое дело, что их надо воспитать, накормить, одеть, дать им образование, повысить их социальный статус. Отсюда и проблема отцов и детей, которая стояла с разной степенью остроты в разных обществах, в разных культурах. Она была актуальна и в русской истории. Как подтверждение вспомним роман Тургенева «Отцы и дети». Но сам факт того, что человеку в какой-то момент будет сложно производить детей - вот эта тематика является принципиально новой.

В России продолжается вымирание населения. Наше количество сокращается. Вопрос о самом простом действии людей - производстве детей, стоит со всей остротой. В каких-то семьях только один ребенок, то есть это половина семьи, то есть через поколение, будет половина людей. Где-то два ребенка - и это является лишь простым замещением. В очень редких случаях в семье есть три и более ребенка. Это означает, что дают сбои социальные и психологические механизмы. Что-то не так с самыми корневыми качествами людей, что-то не так с нами фундаментально, поскольку чего-чего, а детей умели делать всегда. А сейчас разучились, или решили не делать.

Когда мы решаем, иметь или не иметь ребенка, когда молодая или не очень молодая пара задумываются над деторождением, здесь мы сталкиваемся с важной вещью. Человеческое существо, общество живет через длительные промежутки времени, непрерывным образом пронизывая собой историю, сохраняя свое качество, свой тип, свою плоть и передавая их сквозь века. Это уникальное для людей свойство, когда их язык, их внешность, их материальность, телесность переживают индивидуальную жизнь. Когда мы начинаем задумываться о времени, мы не можем думать о нем как физики, химики, математики, механики. Потому что мы размышляем о времени культурном, живом, времени экзистенциальном, когда мы сопоставляем свою жизнь с жизнью существа, которое более обширно и обще, чем наше индивидуальное существование. Мы сопоставляем себя с жизнью того существа, которое было до нас, и которое будет после нас. Вот это существо называется - род, и мы в своем индивидуальном существовании от рождения до смерти лишь звено рода. Род существует до нас, и он существует после нас. Одновременно род существует в нас, поскольку он дает нам жизнь. То есть мы являемся логическим следствием существования рода, который от нас тянется в глубочайшую древность, в незапамятные времена. Что-то от этих незапамятных времен сохраняется и в нас, по крайней мере, наша внешность, которая предопределена многими факторами: приключениями, путешествиями, миграциями, или наоборот оседлостью очень многих поколений. Каждая черта наших глаз, цвета зрачков, губ, щек, лоб- все это результат специфической истории рода. Если бы какой-то из наших предков, когда-то пошел не на север, а на юг, не на запад, а на восток, у нас были бы другие формы мочек, плеч, другой цвет кожи. Иными словами, над нашим внешним видом крутились цепочки поколений, над нами работал род. И эта работа - практически все наше физическое, психическое, культурное существование. Язык, на котором мы говорим, тоже продукт продолжения рода. И он именно такой, потому что род был именно таким. Он включает в себя и историю, и мысли, и чувства, и интонации. Естественно, у других народов, у других родов совсем другой речевой аппарат, некоторые звуки у них не удаются, или наоборот, слишком хорошо получаются. Оттенков множество. «Вот, это я ? Вася, вот я таков: у меня высокий лоб, крепкий кулак. А я Маша - у меня статные берда и упругая грудь». На самом деле, не просто абстрактная природа работала над тем, чтобы все это произошло, а огромное количество конкретных людей, принадлежащих роду. Именно они работали над этими Машей и Васей, чтобы они были такими замечательными. Многие могут поставить это под сомнение, учитывая свои индивидуальные качества, какими характеризуется каждая личность. В личности, неповторимости и индивидуальности заложена гигантская, бесконечная, неутомимая работа рода. Не какого-то абстрактного, а вашего, нашего, совершенно конкретного. Это ваши папа с мамой, это бабушки и дедушки, конкретно работающие через поколения на производство потомков. Энергия, которая привела к тому, что мы есть те, кем являемся - это неизвестная подчас для нас работа поколений, которая дала нам все, дала нам дыхание, жизнь, облик, дала нам внешний вид и внутреннее содержание, поскольку и мысли, и чувства, и психология - все это тоже является следствием работы рода.

То, что дети появляются в результате любви и брака, два становятся одним ? это в огромной степени влияет и на нас, так как мы получаем наше тело, наше физическое существование как результат любви наших родителей друг к другу. Этот знак любви, эта энергия любви - она просто видна физически невооруженным взглядом даже в том, как идет человек. За нашим нежным отношением к самим себе, даже в определенной степени на нашем эгоизме лежит печать той любви, которая стоит в основе нашего появления на свет. Любовь дается нам как голос и звук, зов рода для того, чтобы мы его продолжали, чтобы энергию, которую мы вобрали в себя как конденсат, распространили дальше и продлили уникальное явление, каким является человек, человеческая жизнь, человеческое существование, человеческая форма присутствия на земле. В дальнейшем, передав эту энергию потомкам, мы тем самым закончили бы и выполнили свою функцию, воздали бы роду то, что мы от него получили. Ничего бесплатно не бывает. Хорошо получать, но ведь надо и платить за ту любовь, которую мы получили в наследство, поскольку мы сами ? этот продукт любви. Важно, чтобы мы эту любовь смогли транслировать дальше, передавать в жизнь трепыхание живой плоти, разрезая человеческим духом, родом, человеческой жизнью, человеческой телесностью, духовностью волны времени. Это и есть род.

Древние славяне даже имели такое божество Род. Род и Роженицы. Род воспринимался как мужское световое начало, как некая вертикаль, которая прорезает миры вокруг родового древа. Вокруг оси мира вращалось все бытие. Род - великий предок и потомок, поскольку в роде и предки, и потомки соединяются через конкретное наше существование. Род окружали женщины, Роженицы, которые изображались либо в юбках, либо обнаженные. Свидетельства о них сохранились в стилизованной форме на узорах русских вышивок, резьбе на избах. В христианские времена Род и Роженицы уже не почитались как божества. Тем не менее, это был род Адамов, когда мы чтили уже не ту бешеную солнечную энергию, а ввели данное понятие в религиозный, христианский контекст. В Библии сказано: «Плодитесь и размножайтесь». Но это не просто механическое свойство среды. Это не просто призыв к делению простейших существ. На самом деле, это заряд ? «Плодитесь и размножайтесь». Это наущение, это приказ, это божественная заповедь. В христианской культуре это представление о священной солнечной энергии рода, (которая связывает прошлое и будущее и стрелой непрерывной человеческой плоти прорываться в века), фатальности, пример вечной любви, изначальной и конечной. Она проходит сквозь нас, чьим продуктом и носителем мы являемся, поскольку мы являемся энергиями рода.

Так вот, в христианском контексте рождение детей превратилось в духовную задачу. Теперь важным стало не столько производство детей, в прямом смысле, как у язычников, это переросло в христианский долг. Впрочем, как и священный брак, когда две плоти становится одной в результате священного таинства венчания, мужчина и женщина образуют то, что называется домашней церковью. И эта церковь начинает плодоносить при чистом ложе. По христианской этике ложе считается чистым, если брачные отношения узаконены, лишены измен. Именно чистое ложе порождает православных младенцев, которых на сороковой день обычно крестят и, таким образом, пополняют церковь. С помощью брака и венчания, с помощью христианской семьи воспроизводится и пополняется наша церковь. Это тоже форма духовного, религиозного продолжения рода, конкретного рода христианских семей.

Выход на рекламу

Александр Дугин: Мы продолжаем говорить о продолжении рода, о проблеме детей ? «Дети как философская проблема. Иметь или не иметь». Мы рассуждали о священном представлении рода в дохристианском периоде существования нашего народа, у славян (правда, аналогичные традиции можно встретить у большинства славян земли). Для нас важно, что главным божеством славян был Род. Он считался обобщающим богом народа, который живет вместе с этим народом, наделяя священной силой ее носителей. Когда мы переходим к христианству, то брак меняет свой смысл, тем не менее, его священный характер сохраняется. Неслучайно в православной церкви брак считается таинством. То есть происходит нечто непостижимое человеческим умом. Двое становятся одним. Из чистого брака, из чистой христианской венчанной пары начинается пополнение церкви. Любопытно, что деторождение в христианской традиции не считается каким-то большим достижением, в отличии, например, от крещения. Крестить детишек обязательно, это долг пополнения церкви, пополнения христиан, потому что когда человек проходит обряд крещения, в него всаживаются, как говорит церковная традиция, семена духа святого, возникает зародыш новой личности, воцерковленной, христианской. Крайне важно, чтобы за произрастанием этой новой личности следили не только физические родители, которые дали плоть, но и крестный отец с крестной матерью. То есть люди, которые не связаны прямыми узами с теми, кого крещают. Крестные мать и отец фактически становятся физическими родственниками. Между ними, их детьми, кумовьями запрещены браки. Тем не менее, в христианской культуре, семье существует ряд факторов, которые способствуют спокойному, методичному многочадию и плодородному деторождению. Считалось, что женщины, которые не приносят детей, или которые их не рожают регулярно, являются не очень качественными с точки зрения традиционной этики, поэтому говорят о неплодной женщине. Это считалось страшным божественным наказанием. Мы знаем в Евангелии, что рождение Иоанна Предтече у такой неплодной пары было чудом. Наличие нескольких детей в семье было доказательством нормы.

В православной церкви категорически запрещались аборты. Это было немыслимым преступлением, таким же, как прямое убийство. Это самое настоящее преступление над маленьким человечком, который просто не может постоять за себя. Если вы топором начнете рубить здоровенного детину, то, может быть, он и даст вам отпор. Но разве можно безнаказанно творить, что угодно, над беспомощным существом? Это преступление против природы, против рода, людей, человечности, против самой жизни. И нет ничего отвратительнее, чем аборт. Поэтому раньше за аборт, как за самое тяжелое преступление, даже сжигали женщин и тех, кто им аборты делал. Если женщина преступает материнское чувство, которое делает ее самой собой, значит, она больше и в нормальном человеческом обществе находиться не достойна. Не только аборты, о которых никто и никогда не мыслил, и не должен мыслить, будучи человеком православной культуры, но и контрацептивны категорически запрещалось употреблять, и вообще предохраняться во время брачных отношений было запрещено. Любые формы предохранения считались тяжелейшим грехом, который надо было исповедовать у духовников наряду с различными формами извращений. При соблюдении нравственного минимума в христианской православной среде, естественно, дети появлялись. Именно поэтому мы - русские, будучи православными людьми, соблюдая советы нашей церкви, населили своими потомками такое большое пространство. Если бы мы не населяли наши избы, дворцы, деревни, города продуктами точно соблюдаемых православных отношений в рамках нормальной принятой всеми православной традиции, очень сомнительно, что мы бы такую огромную великую державу создали, а также удержали и сохранили. 11, 12, 15 человек в христианских семьях порождали все новых и новых тружеников, крестьян, солдат. Жизнь человека всегда двойственна, и русский народ тоже. Без запретов на аборты, контрацепции и других форм предохранения такого народа и такой страны не было бы.

Мы говорим о прошлом, но разве мы не считаем себя христианами? И кто с нас снял ответственность за соблюдение тех правил, если мы носим кресты, если мы с вами крещеные, если мы возвращаемся к нашим традициям, к нашим корням. Так вот, дорогие радиослушатели, вы не можете считать себя нормальными полноценными православными людьми, если вы не соблюдаете правила христианского брака, если не признаете справедливой, не отменяемой никем этики полов, а соответственно брачных отношений и, самое главное, порождение детей. Чадородие и чадолюбие, подчеркиваю, не является добродетелью для христианина. Самой главной добродетелью является христианский образ жизни. Если мы будем жить по христианским правилам, наши семьи будут полны детьми. Конечно, сейчас никто вас не будет осуждать за небольшое количество детей. А вот раньше, если в семье их было меньше семи-десяти, православные соседи косились: либо кто-то проклят, либо ведет себя на брачном ложе не подобающем для христианина скотским образом. А это уже не хорошо. Много детей ? это еще и признак того, что мы имеем дело с полноценными христианскими людьми. Значит, мы относимся к заповедям и указаниям нашей веры со всей серьезностью, поэтому мы - прямое, скромное, аккуратное доказательство. Когда идет впереди глава семьи - мужик с бородой, за ним женщина в ядреном теле и так далее, мал-мала меньше, целая серия русского народа - вот такие семьи не были чем то необычным. Точно также было и дворян, и у бояр. Эти спокойные гигантские русские семьи пополняли собой Россию, способствовали ее процветанию. Это и была работа рода. Но теперь этот род был наделен христианской задачей, это был христианский народ, который набирал духовную рать воинов за Христа, потому что каждый христианин после святого крещения являлся воином за Христа. И если он отступает от этого пути, если он уклоняется от предписания нашей веры, значит он ренегат и предатель. После крещения раскрещивания невозможно, никто не снимет ответственности. Как бы человек низко не пал, то, что ему дано в таинстве священного крещения, никогда от него не отъемлется. У каждого человека есть совесть, и у каждого человека есть голос духа. Всем от крещения дан ангел. Ангел плачет, когда видит, как безобразничают его подопечные, как они не соблюдают церковных норм, как они уклоняются от правил христианской любви, христианского брака. Он мягко-мягко шепчет нашей совести: «Разве ты православный человек, если не соблюдаешь ни принципов, ни норм, если проводишь жизнь только в наслаждениях, и еще гордишься собой?!»

Ангел плачет, сокрушается и стыдит нас. Если бы мы внимали голосу нашей совести, то выполняли бы заповеди, нормы христианского чистого жития или, по крайней мере, стремились к этому. Результат не замедлил бы сказаться. Откроешь дверь квартиры, а на вас обрушиваются хохочущие, кричащие, пожирающие продукты - сразу толпа малолетних новых русских людей, которые уже готовы своим ревущим телом шагать по пути рода для строительства и защиты нашей великой страны. Этот последний фактор чрезвычайно важен. Сегодня от нашего нежелания рожать детей зависит еще и то, что наш народ исчезает. Мы разучились делать то, что спокойно делали безыскусные, непритязательные римские пролетарии. Мы разучились производить детей. Мы забыли о том, что мы тоже должны дать жизнь. Посмотрите, сколько у наших бабушек было братьев и сестер, минимум 7-8. Наши родители, уже испорченные советским атеизмом, пренебрежением к браку, имели гораздо меньше.

Сегодня есть люди, которую несут в массы дьявольскую рекламу - «думай о себе», «ты лучший, ты первый». Они разбивают нашу православную этику, разрушают наши культурные коды, уничтожают нашу нацию духовно. Тебе говорят «наслаждайся и думай только о себе, будь эгоистом, думай о собственных выгодах». Система грязной чудовищной лжи, неприкрытой русофобии, направленной на уничтожение нашего культурного и физического кода, не оставляет никакого желания создавать честную культурную, православную российскую семью и растить большое количество замечательных русских людей. Станет ли для вас ? молодежи аргументом то, что если вы не будете рожать детей, не будет России? Все зависит от вас. Дети или Россия. Если вы хотите, чтобы Россия была, должны быть дети. Если вам наплевать, то так и скажите. Тогда вообще, что вы здесь делаете, каким же нужно быть неблагодарным нравственным дегенератом, чтобы так относиться к своей стране. Если вы действительно понимаете, что Россия - это цельность, это великая страна, великая культура, это великий народ, частью которого вы являетесь, то будьте любезны ? рожайте. Через «не могу» и «не хочу».

Есть еще один вопрос, который я хочу затронуть, прежде чем начать принимать звонки, (вы уже сейчас можете пытаться дозваниваться по телефону 223-77-55) - вопрос экономический. Я уже предвижу, как люди начнут звонить и говорить «дайте денег, мы нарожаем», «а как мы будем их воспитывать, кормить, легко вам говорить?». Хочу обратить внимание на следующий момент. Производство и большое количество детей, превышение рождаемости над смертностью по всем социологическим анализам, которые я изучил в большом количестве, вообще никак не связаны с материальным благополучием семьи. Люди никогда в социально значимых масштабах не принимают решения о ребенке, исходя из рационального соображения, сумеют ли они его прокормить. Более того, в тех обществах, где личные благополучия граждан, материальная обеспеченность выше среднего, или высокая, происходит сокращение рождаемости. Там преобладает смертность, нация начинает стареть и детей рождается меньше. Все благополучные страны Европы, Америки стареют и вырождаются на глазах. Какие бы искусственные меры они не принимали, это необратимый процесс. Итак, когда люди получают материальную возможность детей воспитать, одеть, обуть и прокормить, они этого почему-то не делают. Вы скажете: «Они этого не делают, а я при наличии благосостояния делать буду»... Ничего подобного. Это иллюзия индивидуального масштаба. Когда занимаешься социологией, видишь, что это не так. Почему материальное обеспечение совершенно не влияет на деторождение, а наоборот ведет к сокращению. Потому что, если вопрос о рождении детей становится вопросом материальным, мы имеем дело с существом больным. У которого его внутренняя воля, его работа рода ослаблены, ему нужны искусственные стимулы, ему нужны рациональные гарантии. Ему нужно такое количество внешних факторов, которые свидетельствуют о том, что в нем просто остыла солнечная энергия рода. А поскольку она остыла, ему нужна внешняя стимуляция. Напротив, когда с энергией рода ? все в порядке, о материальном положении вещей просто не думают. Мы не собираемся приукрасить ситуацию. Просто речь идет о том, что люди рожают детей не относительно того, смогут ли они материально их обеспечить, или нет. Они их рожают, потому что не могут не рожать. Если только человек начинает задумываться о материальном обеспечении, значит, мы имеем дело с человеком, в котором сила любви угасла или тлеет. Я не говорю о том, что не надо поощрять материально семьи. Надо. И правительство в последние годы это правильно делает. Сейчас хоть беременных стали видеть на улицах. Материнский капитал придумали при Путине, Медведев поддержал эту идею. Прекрасно. На самом деле это не столько реальная материальная помощь, сколько демонстрация заботы нашего государства, которому не безразличен русский род. Эта озабоченность власти как механического автомата - знак внимания к живой стихии, любви, это чрезвычайно важный символический момент. Власть сама становится более человечной, более духовной, более православной, более традиционной, когда она начинает помогать материально, стимулируя деторождение детей.

Итак, у нас звонок от Ольги. Здравствуйте.

Ольга: Я с удовольствием слушаю Вас. Моему первому ребенку 25 лет, а второму, рожденному вне брака, скоро будет 4 годика. Бог послал, и я родила его. Но сейчас я сталкиваюсь с такими проблемами. В церкви говорят, что я должна заключить брак с отцом ребенка, он по национальности серб. Однако он на это не идет. Я не знаю, как поступить, терпеть терзания этого человека, преклониться перед ним и жить его образом жизни, или отвернуться, воспитывать ребенка самой. Понимаете, пить пиво курить - никак не пример для ребенка. Сейчас не хватает детских садов, я не могу устроиться на работу. Я вынуждена полностью материально зависеть от этого человека. Я вожу ребенка в церковь. Но при встрече с отцом постоянно всплывает агрессия.

Александр Дугин: Вопрос сложный. Часто в жизни женщина говорит, какой же безобразный у меня муж или возлюбленный: он смотрит футбол, чешет пузо, некультурен, плюется, оставляет носки на видном месте. В личной жизни трудно дать совет, тем более с философской точки зрения. Но сплошь и рядом, в мужчинах, какими бы они ни были, каким бы неприглядным боком к вам не поворачивались, есть что-то совершенно неповторимое, уникальное. Неопрятные, злостные мужики подчас бывают поддержкой, опорой, надеждой. Дай Бог здоровья вашему ребенку, хорошо, что вы водите его в церковь, потому что именно там можно получить настоящий пример нравственности, там людей учат добру, справедливости, чести, учат любить Бога и свой народ. Церковь дает человеку все. При этом, может быть, вы постараетесь убедить вашего возлюбленного. Он серб, он православный человек. Возможно, очень жесткий. Сербы -мужественный народ. Но у них доброе сердце. Русские и сербы - православные люди, которые бьются за свои идеалы сквозь всю историю. У нас тяжелые характеры, у русских одни крайности, у сербов ? другие. Надо быть, конечно, снисходительнее, и постараться узаконить ваши отношения. Быть может, вы встретите и другого человека, более соответствующего вашим ожиданиям. Но все-таки добродетель женщины - в смирении. Мы много говорим об эмансипации. Подчас действительно бывают страшные мезальянсы: тонкая, духовная женщина, а рядом откровенное ничтожество. Но и это подчас, может лишь казаться со стороны. Вам никакой психолог не даст точного ответа. Слушайте свое сердце, руководствуйтесь русским чувством. Повторяю, женщине свойственно смирение. А вот мужчине оно не свойственно совсем. Ну, как же он тогда будет воевать? Мужчина должен быть воином. Вообще, если уж вы православные (сербы все православные и этим очень гордятся), то надо соблюдать православные обычаи, то есть с женами надо не только расписываться, но и венчаться, быть полноценными отцами. С моей точки зрения, в мужчине есть свое очарование и обаяние. Пусть он смотрит футбол, плюется, но со временем вы понимаете, что ничего очаровательнее для вас больше и не существует. У нас есть еще вопрос, от Сергея Сергеевича.

Сергей Сергеевич: Тема чрезвычайно важная и необходимая для нашего государства, для русской национальности. Я вспоминаю выступления Маргарет Тэтчер, где она довольно сурово оценивала нашу национальность. В России приняли много нездоровых решений якобы для того, чтобы наша молодежь и наши женщины были уверены, что в будущем у них не будет провалов и провокаций, чтобы они смело шли на рождение. Наше правительство, особенно во главе с Ельциным, с Путиным эти вопросы вообще не решали, а если и затрагивали, то вскользь. Поэтому все и рушится, что должно расти.

Александр Дугин: Сергей Сергеевич, я вашу озабоченность полностью разделяю. Что касается Ельцина, это было не просто недоразумение, это была катастрофа для России. Однако Ельцин все-таки был русский человек, хоть чудовищный, но русский. Да, выпивал. Помнится, как Селезнев рассказывал, что, «приходя к Ельцину, часто заставал его поддатым, но говорил-то Борис всегда правильно». Потом вваливаются в грязных свитерах, вонючих футболках эти отвратительные олигархи, эти демократические журналисты, это умственно неполноценная мразь. Они-то и сбивали с истинного пути не очень уверенного в своей русскости человека. Но вот Путин ? наоборот. Он стал наводить порядок. То, что он ввел материнский капитал и уделил проблеме демографии хоть какое-то внимание, большой плюс для страны. Это значительное подспорье, особенно людям в регионах. Здесь я не соглашусь с отрицательной оценкой Путина. Именно он поднял эту проблему. Другое дело, что вопрос не сводится к цифрам материнского капитала. Должна быть перестройка культурного кода нашего общества. Грустно, что позволяют этим баронам в СМИ, особенно на первых федеральных каналах, беззастенчиво губить на корню наши нравственные ценности. Православных программ практически нет, есть только огромное количество программ, разрушающих православные, русские традиционные коды. Просто ужасны беснования на наших ТВ людей неопределенного пола. Это уже постлюди, которые наслаждаются своей мерзостью. Посмотрите Дом-2, это сериал про мальчиков и девочек, которых никто не воспитал. Посмотрите, что они говорят, какое у них выражение лиц, что за жесты, как они между собой общаются. Это отрепье. Но это несчастные люди, которых выставляют как образец. И еще большее количество, миллионы, не получившие должного образования, не воцерковленные, не обращенные к своей собственной интернациональной традиции людей, смотрят на этих несчастных, которых фактически выставляют на посмешище. Дом-2 - это вырожденцы, люди не умеющие говорить, мыслить, двигаться, выстраивать минимальные отношения. Вместо того, чтобы их учить, все это дается в извращенном варианте: «Вот, посмотрите, мы заглянули внутрь этой грязной отвратительной кухни?наблюдайте общение неудавшихся, умственно неполноценных, бескультурных, невежественных и костенеющих в своем самодовольстве людей, с разбитыми заведомо судьбами». На самом деле, это приговор, и в первую очередь не тем, кто там участвует, а тем, кто это ставит, кто все это пропагандирует. Какая там Маргарет Тэтчер? Руководители наших телеканалов являются национальными преступниками, поскольку они без конца, ссылаясь на рейтинги, тиражируют культурную продукцию, которая занижает социальный, индивидуальный ценз, превращая наших людей в идиотов. Особенно страшно за наше подрастающее поколение. Оно нуждается в образовании. Образование ? это трансляция образа. Где этот образ? Может, Борис Моисеев? Или герои из «Камеди-клаба»? Нам навязывают образ отрепья, образ извращенцев. А юмористические программы? Идут какие-то эшелоны балбесов, лишенных начисто чувства юмора. Юмор ? это тончайшая вещь, это высокая культура, которая позволяет сопрягать различные контексты. В этом надо уметь разбираться, обладать достаточной тонкостью. Но перед нами невежественные маразматики, которые принципиально не приспособлены к юмору. У них даже лица абсолютно не смешные. Посмотрите на Петросяна. У него какая-то кривая, смятая, никчемная физиономия, которая что-то бухтит и кряхтит. Маргарет Тэтчер отдыхает по сравнению с руководителями российских федеральных каналов. А Путин пытается дать людям надежду. И, надеюсь, Медведев тоже будет пытаться.

Еще один звонок. Лев, пожалуйста.

Лев: Здравствуйте. Вы говорили, что от экономического уровня не зависит решение о ребенке. Это отчасти так, а отчасти не так. Понимаю, что люди должны не левым полушарием понять, что им нужен ребенок, но и правым, то есть почувствовать. Какие вы конкретно методы предлагаете, чтобы это произошло? Если просто объяснить - «ты православный и поэтому должен рожать», это совершенно не убедительно.

Александр Дугин: Почему не убедительно? К сожалению, нам никто не говорит, что если человек православный, для него исключены аборты и контрацепция. Не объясняют, а надо бы объяснить. Нам не говорят, что бытие народов истории зависит от готовности человека любить и рожать детей. А надо было бы говорить. Мы просто очень плохо знаем собственную культуру. Я считаю, что если человек серьезно задумается о роде, о времени, о собственном достоинстве, о любви, в конце концов. Если он остановится в своей спешке, гонке не понятно за какими вещами и задаст вопрос «кто он, откуда и зачем, кто придет ему на смену», я думаю у людей проблема иметь или не иметь ребенка, не рожать или рожать, не будет стоять так остро. Каждый нормальный, вменяемый, православный, русский человек, скажет однозначно ? рожать. Без этого никуда. Иметь детей - только такой ответ! Всего доброго!
×

По теме Ребенок в философском смысле: иметь или не иметь?

Иметь или не иметь…

Думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь, иметь или не иметь… (слова из...
Психология

О смысле жизни

Кто сможет просто и доступно объяснить - в чём главный смысл жизни? Если человек...
Психология

Философия о смысле жизни 1

Жизнь идёт колесом.Всё меняется. Но какое поведение в жизни будет верное? Жить...
Психология

О смысле жизни

В статье "Как вернуть смысл жизни? 10 полезных советов" https://www.sunhome.ru...
Психология

Смысл. Иметь или Быть?

- Учитель, скажи, а в чем смысл? - Смысл чего? - Всего происходящего в Мире. - А...
Психология

Почему важно иметь ближние и дальние жизненные цели

В американском университете провели эксперимент. Была набрана группа студентов...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека