Ориген (ок. 185, Александрия - 253/254, Тир) - знаменитый раннехристианский теолог, философ и учёный, представитель ранней патристики. Он изучал античную философию (по некоторым сведениям - в школе Аммония, из которой вышел также Плотин), вёл аскетическую жизнь.
С 217 г. возглавлял христианскую школу в Александрии - центр образования, высоко ценившийся христианами и язычниками. В 231 г. Ориген был подвергнут осуждению со стороны церкви, после чего перенёс свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.
Из двух тысяч сочинений, которые Ориген предположительно написал, сохранилась лишь часть. Ориген создал собственную философско-теологическую систему, представляющую собой синтез неоплатонических и христианских идей. Он разрабатывал доктрину о трёх смысла Библии - "телесном" (буквальном), "душевном" (моральном) и "духовном" (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Сотворение мира Богом Ориген толковал как вечно длящийся акт: прежде этого мира и после него были и будут другие миры. Он учил о неизбежности полного "спасения", просветления и соединения с Богом всех душ и духов, включая дьявола, и о временном характере адских мук. Для истории астрологии важны рассуждения Оригена о знамениях звёзд и связанной с этим проблеме свободы воли. По мысли теолога, судьба не всесильна, ибо над нею стоит Бог. Созвездия - Его инструмент, и по Его воле они указывают на возможное течение судьбы. Любовь Божия торжествует над властью звёзд и над властью судьбы. Влиянию звёзд подлежит только тело, но не свободная воля человека. Человек несёт за свои дела полную нравственную ответственность. У него есть возможность избежать беды через жертву, раскаяние и наказание. Те, кому звёзды сулят испытание, могут, обратившись к Богу, через добро и служение ближним отвратиться от этого зла. Звёзды указывают на возможность событий, но не на их действительную реализацию, которая - в руках свободной воли. Звёзды направляют к тем или иным обстоятельствам, формируя в человеке определённые наклонности и тенденции, ведущие к событиям. Прогноз - не абсолютная достоверность, а существующая возможность.
Доктрина Оригена об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в IV-VI вв., а выработанная им система понятий широко использовалась при построении церковной догматики. В 543 г. Ориген был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей испытали многие мыслители Средневековья.
Из двух тысяч сочинений, которые Ориген предположительно написал, сохранилась лишь часть. Ориген создал собственную философско-теологическую систему, представляющую собой синтез неоплатонических и христианских идей. Он разрабатывал доктрину о трёх смысла Библии - "телесном" (буквальном), "душевном" (моральном) и "духовном" (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Сотворение мира Богом Ориген толковал как вечно длящийся акт: прежде этого мира и после него были и будут другие миры. Он учил о неизбежности полного "спасения", просветления и соединения с Богом всех душ и духов, включая дьявола, и о временном характере адских мук. Для истории астрологии важны рассуждения Оригена о знамениях звёзд и связанной с этим проблеме свободы воли. По мысли теолога, судьба не всесильна, ибо над нею стоит Бог. Созвездия - Его инструмент, и по Его воле они указывают на возможное течение судьбы. Любовь Божия торжествует над властью звёзд и над властью судьбы. Влиянию звёзд подлежит только тело, но не свободная воля человека. Человек несёт за свои дела полную нравственную ответственность. У него есть возможность избежать беды через жертву, раскаяние и наказание. Те, кому звёзды сулят испытание, могут, обратившись к Богу, через добро и служение ближним отвратиться от этого зла. Звёзды указывают на возможность событий, но не на их действительную реализацию, которая - в руках свободной воли. Звёзды направляют к тем или иным обстоятельствам, формируя в человеке определённые наклонности и тенденции, ведущие к событиям. Прогноз - не абсолютная достоверность, а существующая возможность.
Доктрина Оригена об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в IV-VI вв., а выработанная им система понятий широко использовалась при построении церковной догматики. В 543 г. Ориген был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей испытали многие мыслители Средневековья.
Обсуждения Ориген