АНАКСИМАНДР (расцвет деятельности 570-560 до н.э.), древнегреческий философ, уроженец Милета, соотечественник и ученик Фалеса. Анаксимандр составил знаменитый чертеж мира и, возможно, познакомил Грецию с изобретенным в Вавилоне гномоном, прибором для определения наклона эклиптики к экватору.
Как и Фалес, Анаксимандр пытался дать единое объяснение всех вещей, для чего избрал не один из элементов, а общее начало, из которого путем дифференциации мог развиться весь мир. Это начало Анаксимандр назвал 'апейрон' ('неопределенное'), вероятно, из-за его безграничной протяженности и невозможности отождествить (как 'воду' Фалеса) с каким-то определенным веществом в уже существующем мире.
Анаксимандр характеризовал свой 'апейрон' как 'вечный и нестареющий', а также 'окружающий' бесчисленные миры и 'управляющий' ими. Всякий мир является местом, где пары противоположных по сути стихий (такие, как дождь и засуха) 'платят друг другу пеню и воздаяние за свою несправедливость в соответствии с приговором времени'.
Анаксимандр полагал, что в начале мира в 'апейроне' каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и темный туман. Затем туман отвердел, и из него сформировалась Земля. Окружающий ее огонь порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть опоясывающие Землю огненные колеса - свет каждого из них прорывается сквозь отверстие в окутывающем колесо тумане. Земля представлялась Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном месте благодаря равной удаленности от всех вещей (т.е., вероятно, от огненных колес небесных тел). (Это объяснение, свидетельствующее о богатстве воображения, не устроило еще одного уроженца Милета - Анаксимена, преемника Анаксимандра , который утверждал, что Земля держится на основном элементе, которым он считал воздух.) Столь же изобретательной и дерзновенной была предложенная Анаксимандром гипотеза о происхождении живых существ: они зародились в первичной грязи от солнечного тепла и появились на суше, высвободившись из панциря, делавшего их похожими на морских ежей. Что касается человека, то он развился до зрелости внутри рыбы.
Анаксимандр характеризовал свой 'апейрон' как 'вечный и нестареющий', а также 'окружающий' бесчисленные миры и 'управляющий' ими. Всякий мир является местом, где пары противоположных по сути стихий (такие, как дождь и засуха) 'платят друг другу пеню и воздаяние за свою несправедливость в соответствии с приговором времени'.
Анаксимандр полагал, что в начале мира в 'апейроне' каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и темный туман. Затем туман отвердел, и из него сформировалась Земля. Окружающий ее огонь порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть опоясывающие Землю огненные колеса - свет каждого из них прорывается сквозь отверстие в окутывающем колесо тумане. Земля представлялась Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном месте благодаря равной удаленности от всех вещей (т.е., вероятно, от огненных колес небесных тел). (Это объяснение, свидетельствующее о богатстве воображения, не устроило еще одного уроженца Милета - Анаксимена, преемника Анаксимандра , который утверждал, что Земля держится на основном элементе, которым он считал воздух.) Столь же изобретательной и дерзновенной была предложенная Анаксимандром гипотеза о происхождении живых существ: они зародились в первичной грязи от солнечного тепла и появились на суше, высвободившись из панциря, делавшего их похожими на морских ежей. Что касается человека, то он развился до зрелости внутри рыбы.
Обсуждения Анаксимандр