Философский очерк

«...Бог создал мир. Он создал его от Себя, чтобы вы могли приблизить его к Нему. Встречайте мир полнотой своего бытия и вы встретите Его. Он сам примет из ваших рук то, что вы должны дать миру. В этом Его милость. Если вы хотите верить - любите».
Философский очерк
Так писал в расцвете своего творчества выдающийся еврейский религиозный философ, культуролог и социальный мыслитель XX века Мартин Бубер. Он рос и воспитывался в доме своего деда, крупного представителя так называемой «науки иудаизма». Эта теологическая школа способствовала во второй половине XIX века приобщению восточноевропейских евреев к современному европейскому образу мышления. И если впоследствии для зрелого Бубера было характерно органичное сочетание европейской образованности с глубоким знанием традиционных текстов еврейской религиозной литературы, то этим он целиком обязан своему деду, Шломо Буберу.

Впрочем, большинство исследователей творчества Бубера видело в нем одного из крупнейших - наряду с Карлом Ясперсом, Львом Шестовым, Николаем Бердяевым - философов-экзистенциалистов. В самом деле - ключевой темой экзистанциализма (от позднелатин-ского - exsistentia - существование) является тема человеческого существования, судьбы личности в нашем многосложном мире, смысла жизни, нерасчлененной целостности субъекта и объекта. И, действительно, эта тема нашла достаточно полное отражение и в произведениях Бубера. Но, в отличие от значительной части философов-экзистенциалистов, Буберу был чужд пессимистический взгляд на человека и индивидуалистический подход к религии. Так, говоря о сущности иудаизма, Бубер отмечает, что иудаизм - не «религия» в современном значении этого слова, ибо он, по его, Бубера, мнению, не ограничивается «духовными» вопросами, но стремится активно воздействовать на человеческую жизнь, культивируя в ней все разумное, доброе, вечное, привнося в нее глубокую этическую культуру. Иудаизм, говорит Бубер, по своей исконной сути является жизнеутверждающим феноменом, он изначально обращен к жизни, к земным радостям, надеждам и упованиям.

Особое внимание на Бубера оказал хасидизм, который, согласно мыслителю, представляет собой «вершину иудаизма». Именно хасидизму Бубер обязан своим пониманием природы зла в человеке и способности его преодоления. Бубер показал историко-культурное и религиозно-философское значение хасидизма как свое-обычного течения в иудаизме, достигшего расцвета между 1750 и 1825 годами. Основатель хасидизма Баал-Шем-Тов утверждал, что жизнь простого человека, занятого повседневными заботами, может быть не менее благочестива и угодна Богу, чем жизнь раввина, погруженного в книжную премудрость. Догматы и ритуал, выдвигаемые ортодоксальными комментаторами Талмуда в качестве ключевых феноменов, долженствующих, якобы, сопровождать каждого еврея в течение всей его жизни, Баал-Шем-Тов не считал приоритетными в отношениях человека с Богом. Главное в этих отношениях - раскрытие своей сокровенной, человеческой сути. Этому служит определенный процесс, названный проанализировавшим его Мартином Бубером, динамическим диалогом.

«Диалогическая» книга Бубера «Я и Ты» открывается следующим «предуведомлением»: «Для человека мир двойствен в соответствии с двойственным отношением человека к нему». С одной стороны, утверждает Бубер, человеку присущи чувство «заброшенности», «одиночества», «заботы», делающие его своеобразным пленником быта, с другой - интенсия к прорыву этого состояния, выход на уровень Бытия. Именно на уровне Бытия реализуется диалог человека с Богом, а значит, его диалог с миром и другим человеком (отсюда название книги - «Я и Ты»).

В этой, в сущности, основополагающей для него книге Бубер показал, что разобщенность индивидов порождается тем, что обыденная жизнь, быт, принимается ими за единственно возможное Бытие. В действительности истинное Бытие не является предметным, «вещным», но личностным. Поэтому естественное отношение к Бытию - это диалог, личностная коммуникация. Прообраз отношения человека к Бытию - отношение подлинно личностное, которое осуществляется перед лицом Бога.

Без такой коммуникации, такой формы общения, невозможно, считал еврейский мыслитель, быть личностью, поскольку только в акте такой коммуникации человек выходит за пределы своего замкнутого, эгоистического «Я» и разрывает ту преграду, которая в объективированном мире стоит между ним и другими людьми.

Любовь в самом широком смысле слова - наиболее действенный прорыв к другому - будь то личность человеческая или Божественная. Все в мире, в конечном счете, терпит крушение уже в силу самой конечности существования, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конеч-ности всего, что он любит, незащищенности самой любви.

«Человек ищет свободы, он рвется к Божественному» - писал «собрат» Бубера по экзистенциалистской философии, русско-еврейский религиозный философ Лев Шестов.

Но что такое свобода? Это прорыв человека к себе, к своей экзистенциальной и онтологической сущности, к коммуникации с Богом - и - миром. Именно в отношении «Я - Ты», характеризующемся действительной любовью к «Другому», и реализуется подлинный прорыв к себе, к своей исконной сущности, происходит преодоление отчуждения всех форм и видов его.

Я уже сказал выше, что хасидское учение помогло Буберу понять природу зла. Зло, полагает мыслитель, получает в поступках человека действенную реализацию лишь в том случае, если он «коснеет во зле», не старается преодолеть его, обратив все свое существо к добру, к Богу. Зло в человеке - своеобразный комплекс неполноценности человеческой личности, следствие завистливого характера, бессильного отчаяния. Истинно благородный человек всегда живет в мире со своей со-вестью, и значит - с Богом. Он не знает зла, потому что «Бога помнит».

Бубер воспринял в хасидском учении и включил в контекст своей религиозно-философской концепции положение о том, что Бог ждет от человека завершения Его труда и освящения мира. Лишь в свете этого поло-жения становится понятными социально-исторические воззрения крупнейшего еврейского мыслителя Нового времени, специфические особенности его сионизма, значение этих воззрений для нашей эпохи.

К моменту прихода к власти нацистов в Германии в 1933 году Бубер покидает возглавляемую им кафедру еврейской философии и религии во франкфуртском университете и переезжает в Эрец-Исраэль. В 1938 году он поселяется в Иерусалиме и становится профессором социальной философии Еврейского университета. В 40-50 годы Бубер создает свои ключевые работы, по-священные религиозно-историческим проблемам еврейского народа: «Учение пророков», «Моисей», «Тропы в утопию».

В частности, эта последняя книга Бубера была напи-сана под известным влиянием киббуцного движения и других экспериментов коллективных форм жизни, наличествующих в Израиле. В целом он в достаточной мере позитивно отнесся к этим «коллективистским опытам», как своеобразным попыткам «реализации утопии».

В письме к М. Ганди Бубер лаконично излагает суть своей и своих единомышленников социальной философии: «...Заповедь осталась с нами. И сегодня ее требования еще более неотложны, чем когда бы то ни было. Нам нужна собственная земля, чтобы исполнять эту заповедь; нам нужна свобода, чтобы упорядочить нашу собственную жизнь; никакие попытки не могут предпри-ниматься на чужой земле и под властью чужих законов. Не может быть, чтобы нас лишали права на собственную землю и свободу самореализации...»

Его сионизм носил характер сугубо религиозный. Именно этим, прежде всего, объясняется недоверчиво-неприязненное отношение лидеров политического сионизма к мыслителю, утверждавшему, что «Израиль потеряет себя, заменив Сион Палестиной». Идеал Сиона, по мысли Бубера, не должен быть подчинен политическим требованиям еврейского государства. Для него существовал главным образом «Иерусалим небесный» и лишь в последнюю очередь - «Иерусалим земной», единственно значимый для политических прагматиков. Он выдвигал идею создания «двунационального» еврейско-арабского государства. Эта идея казалась в эпоху Бубера крамольной. Большинству проживающих на земле Израиля евреев она кажется если не крамольной, то в достаточной мере утопичной и сейчас.

Но взглянем на проблему с другой стороны. Палестинцы с так называемых «контролируемых территорий» использовались до последнего времени еврейским государством и частными лицами в качестве наиболее дешевой рабочей силы на самых «черных» работах. Их труд в Государстве Израиль оплачивался еще более мизерно, чем труд «олим ми Русия», которые, безусловно, также являются объектом нещадной эксплуатации в Израиле...

Между тем израильские «цивилизаторы» до сих пор ничего не сделали, чтобы улучшить жизнь палестинских арабов на «территориях». Неумную, недальновидную политику по отношению к «арабам с территорий» проводил Ликуд. Теперь у власти Партия Труда, которая, в сущности, продолжает проводить ту же политику. Прав-да, в самое последнее время в Кнессете заговорили о необходимости строительства предприятий на «террито-риях» и т. п., чтобы палестинцы могли работать по месту жительства, а не ездить на работу в Израиль и т. д. Я сильно подозреваю, что дело не сдвинется, так сказать, с мертвой точки и все, как началось пустопорожней риторикой, так ею и закончится... Удивительно ли в таком социально-политическом контексте, что банды арабских террористов находят приют, сочувствие, моральную и прочую поддержку именно на «контролируемых территориях»?!

Когда думаешь обо всем этом, то начинаешь понимать, почему израильский истеблишмент и современная официозная ортодоксально-догматическая религиозная мысль с затаенной неприязнью до сих пор относится к Буберу и его идейно-философскому наследию и, с другой стороны, почему арабские студенты до сих пор приносят цветы на его могилу...
×

По теме Философский очерк

Философский камень

Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был...
Журнал

Историко-философский генезис власти в России

"Законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и...
Журнал

Философский камень

Bсю свою историю человечество что-то искало, и чаще всего не находило. Самыми...
Журнал

Философский феодализм

Философский феодализм А. Воин 6.5.17 Сегодня в интернете прочел сообщение о...
Журнал

Рецензия на философский труд о философии всеединства

Мне посоветовал один посетитель прочитать этот труд и написать рецензию. Я уже...
Журнал

Философский подход при принятии решений

«В момент выбора между двумя вариантами мы на самом деле выбираем, каким...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы