В психологии феномен восприятия определяется как процесс формирования целостного образа предмета посредством воздействия на сенсорные органы.
Восприятие есть результат столкновения сенсорного образа с опытом, нуждами и ожиданиями субъекта, на базе которых этот субъект осуществляет отбор, интерпретацию и даже коррекцию своих ощущений.
Восприятие есть результат столкновения сенсорного образа с опытом, нуждами и ожиданиями субъекта, на базе которых этот субъект осуществляет отбор, интерпретацию и даже коррекцию своих ощущений.
Данное столкновение происходит в первую очередь на физиологическом уровне, вне поля сознательного намерения субъекта, и продолжается, когда тот осознает наличие раздражителя и по собственной воле запускает механизм его интерпретации.
Глубокое понимание феномена восприятия показывает нам, насколько наше видение реальности зависимо от принятых нами точек зрения, от работы нашего когнитивного механизма и даже от языка, который мы употребляем для интерпретации и передачи воспринятой информации. В результате мы имеем фрагментарные знания, ограниченные рамками нашего собственного разума и психологического сознания.
Единственный способ улучшения нашей способности видеть реальность состоит в совершенствовании механизма познания.
В первую очередь, важно понять, что как только мы теряем бдительность и контроль, результаты нашего восприятия подвергаются еще большим ограничениям, сводятся к автоматическому функционированию мозга, подчиняющему способность к анализу и интерпретации информации, минующему фильтр сознания.
Не составляет особого труда заметить, что в голове каждого из нас помещается уникальный, неповторимый мир. Но, несмотря на это, мы чувствуем себя увереннее, подстраиваясь под мнение большинства, даже если знаем, насколько оно далеко от истины.
Такое поведение есть ни что иное, как проявление инстинкта самосохранения: олицетворять себя с другими, чтобы лучше интегрироваться в общество. Нам свойственно разыгрывать различные социальные роли с целью понравиться окружающим либо произвести на них определенное впечатление и таким образом достичь необходимой цели.
Восприятие описывается как процесс, состоящий из четырех этапов:
1. Избирательное внимание и понимание.
2. Кодировка и упрощение.
3. Занесение в базу данных и удержание.
4. Восстановление и отдача.
(Р. Крейтнер, А. Киникки. (1997) Организационное поведение. Мадрид. МакГрау-Хилл.)
Необходимо выделить следующие замечания:
– Мы воспринимаем не все подряд, а только то, что привлекает наше внимание, или своей оригинальностью или другими характеристиками.
– Раздражители, связанные с нашими потребностями и необходимостями, наиболее заметны для нас.
– Поступающая информация не фиксируется в базе данных мозга в первоначальном виде, она кодируется каждым индивидуумом по-своему.
– Восприятие оказывает серьезное влияние на наше поведение.
– Восприятие тесно связано с процессом познания. Знания, прошедшие сквозь фильтр человеческого восприятия, неизбежно подвержены ошибкам, искажениям и противоречиям.
– Процессы восприятия обусловлены такими переменными, как система ценностей и отношений, мотивация и знания каждого индивидуума.
Органы чувств превращаются в систему фильтров настоящей реальности и служат источником для появления той реальности, которую обозначают как «иллюзорную».
Таким образом мы находимся в иллюзорной реальности, когда считаем, что то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус, есть Абсолютная реальность. Ведь речь идет лишь о нашей сенсорной интерпретации некой части реальности. Все живые существа состоят из целого механизма фильтров, которые с одной стороны отделяют нас от реальности, а с другой, связывают нас с ней, подобно мосту, соединяющему два берега, но в то же время еще больше подчеркивающему разделяющее их пространство.
Уровни сенсорных фильтров.
Лишь 1% поступаемой нам из окружающей среды информации, откладывается в мозгу, это и есть первый фильтр, просеивающий реальность и сужающий ее рамки.
Наши органы чувств представляют собой второй фильтр реальности, второй уровень ее сужения: воспринимаются лишь те раздражители, к которым наши органы чувств хорошо подготовлены (обоняние – к восприятию запахов, слух – звуков, зрение – света, осязание – тактильных ощущений...).
Третий уровень сужения реальности тесно связан с оперативными возможностями каждого из органов чувств. Зрение способно воспринять свет и цвета, но лишь некоторые из них. Мы не способны видеть ни инфракрасный, ни ультрафиолетовый спектр. Кроме того, мы не различаем всех уровней насыщенности цвета.
Четвертый фильтр реальности обусловлен способностью наших органов чувств к восприятию лишь тех раздражителей, которые изменяют свою интенсивность. Постоянные стимулы приравниваются к нулевым, они просто не существуют.
Пятый уровень. Этот фильтр связан с той информацией, которая отбирается нашими органами чувств и отправляется впоследствии в мозг, где происходит ее дальнейшая переработка в эмоции (бесконечная игра раздражения и реакции). Каждый человек улавливает и обрабатывает раздражители по-своему, переводя их в эмоции.
Шестой уровень. На шестом уровне процесс реальности просеивается еще раз при превращении наших эмоций в чувства. Мозг производит отбор входящей информации, сортирует ее и часть отправляет на хранение. Это означает, что не каждая эмоция способна породить чувство. Возьмем, например, дар речи, эту чудесную способность, данную нам для передачи наших мыслей от мозга одного человека к мозгу другого. Язык – основное средство коммуникации, служащее для стыковки понятий и слов, позволяющее нам разделять друг с другом мысли, чувства, эмоциональные понятия, передавать знания, привычки и жизненные ценности. Общепринято считать, что человек общается с внешним миром посредством слов. Однако, эта идея далека от истины, поскольку вербальное общение способно передать лишь 7% от общей информации. Остающиеся 93% передаются с помощью невербальных средств коммуникации. В группу таких средств входят: голосовые интонации (38% участия в передаче информации) и визуальные средства, такие как движения глаз, мимика лица, жесты и позы тела (55% участия). Дополнительными средствами коммуникации служат оставшиеся органы чувств: вкус, обоняние и осязание. Другими словами, эмоции, трансформируемые в чувства, могут быть вызваны различными источниками раздражения, перечисленными выше. Таким образом, язык перестает быть основным средством коммуникации и, соответственно, основным способом порождения эмоций.
Седьмой фильтр оказывает свое воздействие на реальность в зависимости от каналов восприятия, предоминирующих в каждом индивидууме. Эта особенность заставляет человека наиболее легко принимать информацию, поступающую через его преобладающий канал восприятия: некоторые из нас воспринимают раньше других зрительные раздражители, другие – слуховые, третьи – свои внутренние ощущения...
Восьмой уровень отсева реальности основан на личном отношении человека и его способностей восприятия к различным раздражителям, и выстраивается на базе личного опыта пережитых событий. Этот опыт стимулирует возникновение внутренних фильтров, назовем их метапрограммами, ответственных за убеждения, на которых базируются критерии каждого человека. Эти критерии, в свою очередь, составляют систему ценностей, которую каждый человек проносит через всю свою жизнь, своего рода метки на его пути, напоминающие ему о том, каков этот путь, куда он ведет, и что удерживает человека, чтобы не свернуть с него.
Девятый уровень. Информация, поступая в мозг, откладывается в двух различных зонах: в нашем сознательном, которое вмещает лишь 10% от общего количества поступаемых данных, и в бессознательном, вбирающем оставшиеся 90%.
Человеческий мозг использует всего лишь 10% своих возможностей, и этот факт мы будем считать десятым фильтром реальности.
Одиннадцатый уровень:
– филогенетические факторы, иначе говоря, обуславливающие нашу эволюцию и адаптацию как вида;
– онтогенетические факторы, обуславливающие формирование нашего чувственного аппарата с момента начала развития плода в утробе матери, проходящее под влиянием генетического наследства, полученного от предков, и обстоятельств беременности.
– социогенетические факторы, сопровождающие нас в массовом количестве от рождения до смерти; к этим факторам относятся пол, возраст, болезни, привычки, рабочая среда, культура, климат и другие.
Итак, как только мы забываем о наличии фильтров, созданных нашими органами чувств, всё вышеперечисленное превращает Настоящую Реальность в иллюзорную.
Глубокое понимание феномена восприятия показывает нам, насколько наше видение реальности зависимо от принятых нами точек зрения, от работы нашего когнитивного механизма и даже от языка, который мы употребляем для интерпретации и передачи воспринятой информации. В результате мы имеем фрагментарные знания, ограниченные рамками нашего собственного разума и психологического сознания.
Единственный способ улучшения нашей способности видеть реальность состоит в совершенствовании механизма познания.
В первую очередь, важно понять, что как только мы теряем бдительность и контроль, результаты нашего восприятия подвергаются еще большим ограничениям, сводятся к автоматическому функционированию мозга, подчиняющему способность к анализу и интерпретации информации, минующему фильтр сознания.
Не составляет особого труда заметить, что в голове каждого из нас помещается уникальный, неповторимый мир. Но, несмотря на это, мы чувствуем себя увереннее, подстраиваясь под мнение большинства, даже если знаем, насколько оно далеко от истины.
Такое поведение есть ни что иное, как проявление инстинкта самосохранения: олицетворять себя с другими, чтобы лучше интегрироваться в общество. Нам свойственно разыгрывать различные социальные роли с целью понравиться окружающим либо произвести на них определенное впечатление и таким образом достичь необходимой цели.
Восприятие описывается как процесс, состоящий из четырех этапов:
1. Избирательное внимание и понимание.
2. Кодировка и упрощение.
3. Занесение в базу данных и удержание.
4. Восстановление и отдача.
(Р. Крейтнер, А. Киникки. (1997) Организационное поведение. Мадрид. МакГрау-Хилл.)
Необходимо выделить следующие замечания:
– Мы воспринимаем не все подряд, а только то, что привлекает наше внимание, или своей оригинальностью или другими характеристиками.
– Раздражители, связанные с нашими потребностями и необходимостями, наиболее заметны для нас.
– Поступающая информация не фиксируется в базе данных мозга в первоначальном виде, она кодируется каждым индивидуумом по-своему.
– Восприятие оказывает серьезное влияние на наше поведение.
– Восприятие тесно связано с процессом познания. Знания, прошедшие сквозь фильтр человеческого восприятия, неизбежно подвержены ошибкам, искажениям и противоречиям.
– Процессы восприятия обусловлены такими переменными, как система ценностей и отношений, мотивация и знания каждого индивидуума.
Органы чувств превращаются в систему фильтров настоящей реальности и служат источником для появления той реальности, которую обозначают как «иллюзорную».
Таким образом мы находимся в иллюзорной реальности, когда считаем, что то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус, есть Абсолютная реальность. Ведь речь идет лишь о нашей сенсорной интерпретации некой части реальности. Все живые существа состоят из целого механизма фильтров, которые с одной стороны отделяют нас от реальности, а с другой, связывают нас с ней, подобно мосту, соединяющему два берега, но в то же время еще больше подчеркивающему разделяющее их пространство.
Уровни сенсорных фильтров.
Лишь 1% поступаемой нам из окружающей среды информации, откладывается в мозгу, это и есть первый фильтр, просеивающий реальность и сужающий ее рамки.
Наши органы чувств представляют собой второй фильтр реальности, второй уровень ее сужения: воспринимаются лишь те раздражители, к которым наши органы чувств хорошо подготовлены (обоняние – к восприятию запахов, слух – звуков, зрение – света, осязание – тактильных ощущений...).
Третий уровень сужения реальности тесно связан с оперативными возможностями каждого из органов чувств. Зрение способно воспринять свет и цвета, но лишь некоторые из них. Мы не способны видеть ни инфракрасный, ни ультрафиолетовый спектр. Кроме того, мы не различаем всех уровней насыщенности цвета.
Четвертый фильтр реальности обусловлен способностью наших органов чувств к восприятию лишь тех раздражителей, которые изменяют свою интенсивность. Постоянные стимулы приравниваются к нулевым, они просто не существуют.
Пятый уровень. Этот фильтр связан с той информацией, которая отбирается нашими органами чувств и отправляется впоследствии в мозг, где происходит ее дальнейшая переработка в эмоции (бесконечная игра раздражения и реакции). Каждый человек улавливает и обрабатывает раздражители по-своему, переводя их в эмоции.
Шестой уровень. На шестом уровне процесс реальности просеивается еще раз при превращении наших эмоций в чувства. Мозг производит отбор входящей информации, сортирует ее и часть отправляет на хранение. Это означает, что не каждая эмоция способна породить чувство. Возьмем, например, дар речи, эту чудесную способность, данную нам для передачи наших мыслей от мозга одного человека к мозгу другого. Язык – основное средство коммуникации, служащее для стыковки понятий и слов, позволяющее нам разделять друг с другом мысли, чувства, эмоциональные понятия, передавать знания, привычки и жизненные ценности. Общепринято считать, что человек общается с внешним миром посредством слов. Однако, эта идея далека от истины, поскольку вербальное общение способно передать лишь 7% от общей информации. Остающиеся 93% передаются с помощью невербальных средств коммуникации. В группу таких средств входят: голосовые интонации (38% участия в передаче информации) и визуальные средства, такие как движения глаз, мимика лица, жесты и позы тела (55% участия). Дополнительными средствами коммуникации служат оставшиеся органы чувств: вкус, обоняние и осязание. Другими словами, эмоции, трансформируемые в чувства, могут быть вызваны различными источниками раздражения, перечисленными выше. Таким образом, язык перестает быть основным средством коммуникации и, соответственно, основным способом порождения эмоций.
Седьмой фильтр оказывает свое воздействие на реальность в зависимости от каналов восприятия, предоминирующих в каждом индивидууме. Эта особенность заставляет человека наиболее легко принимать информацию, поступающую через его преобладающий канал восприятия: некоторые из нас воспринимают раньше других зрительные раздражители, другие – слуховые, третьи – свои внутренние ощущения...
Восьмой уровень отсева реальности основан на личном отношении человека и его способностей восприятия к различным раздражителям, и выстраивается на базе личного опыта пережитых событий. Этот опыт стимулирует возникновение внутренних фильтров, назовем их метапрограммами, ответственных за убеждения, на которых базируются критерии каждого человека. Эти критерии, в свою очередь, составляют систему ценностей, которую каждый человек проносит через всю свою жизнь, своего рода метки на его пути, напоминающие ему о том, каков этот путь, куда он ведет, и что удерживает человека, чтобы не свернуть с него.
Девятый уровень. Информация, поступая в мозг, откладывается в двух различных зонах: в нашем сознательном, которое вмещает лишь 10% от общего количества поступаемых данных, и в бессознательном, вбирающем оставшиеся 90%.
Человеческий мозг использует всего лишь 10% своих возможностей, и этот факт мы будем считать десятым фильтром реальности.
Одиннадцатый уровень:
– филогенетические факторы, иначе говоря, обуславливающие нашу эволюцию и адаптацию как вида;
– онтогенетические факторы, обуславливающие формирование нашего чувственного аппарата с момента начала развития плода в утробе матери, проходящее под влиянием генетического наследства, полученного от предков, и обстоятельств беременности.
– социогенетические факторы, сопровождающие нас в массовом количестве от рождения до смерти; к этим факторам относятся пол, возраст, болезни, привычки, рабочая среда, культура, климат и другие.
Итак, как только мы забываем о наличии фильтров, созданных нашими органами чувств, всё вышеперечисленное превращает Настоящую Реальность в иллюзорную.
Обсуждения Объективно ли наше восприятие?