Ромео Кастеллуччи и не только

«Электротеатр Станиславский» 19 июля 2015, Москва

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУЩЕСТВ
Курс общей лингвистики РОМЕО КАСТЕЛЛУЧЧИ

В главных ролях: Иисус – Е.Сергеев, Лазарь – Д.Чеботарёв
Ромео Кастеллуччи и не только
Продолжительность 50 минут.
Об обстоятельствах создания Generalissima (Общий язык) Ромео Кастеллуччи читайте в программе-буклете к спектаклю (перепечатывать не имею возможности, либо см. интервью Дамиано Патерностеру, театр Дузе, Болонья, 25.02.1998г. Пер. Лев Кац).

Опять-таки, я пишу не в жанре критической Рецензии, но Дневниковой заметки. Зачем спрашивается, я вообще этим занимаюсь, периодически? С какой стати, когда можно после таких энергозатрат от такого спектакля весь день, когда ты на каникулах, лежать на диване, пить молоко (за вредность контакта с Прекрасным, как никак там пахло аммиаком, и стояли мы на ногах полтора часа, кто мог и хотел, сидел на полу, на войлоке). Но главное, нам в уши невыносимо громко минут 20 орали Иерихонские трубы, и здесь большая часть публики, не выдержав такого давления на психику, слух, стала уходить. Я стоически достояла, потом покачиваясь, шла к метро. Так вот, можно лежа на диване, читать изысканно глубокого Афанасия Фета или слушать концерт Брамса. Но, я заставляю себя сесть к столу и чиркать. Отчего же?

А всё оттого, что вчера я доподлинно убедилась в «художественном апокалипсисе Культуры» (термин философа В.В. Бычкова, моего научного руководителя по сектору Эстетики ИФ РАН, первого эстетика России), вторично, после моих первых посещений международных биенналий в Москве, в 2003году, в Историческом музее. И еще потому, что я лично скептически относилась к расхожему понятию «заката Европы», вчера я его ощутила кожей.

И знаменательно, что симметрично мне в зале стоял русский режиссер, обожаемый мною Анатолий Александрович Васильев, которого не зря выставили на Запад, в 2006г. запретив его театр в Москве, чтобы он нес миссию подлинного Театра на Западе, во Франции, в частности.

Сегодня западные режиссеры приезжают в Россию за чистым воздухом и новыми идеями. Не знаю, правда, что они здесь находят… Кругом – либо топтание (бесконечное повторение «Вишневых садов» на все лады) в традиции, либо ее разрушение, без создания новых идей и форм, во всяком случае, в официальном формате. Может где подпольно что и создается, не знаю.

Так что сказать о данной инсталляции, перформансе культового итальянского режиссера РОМЕО КАСТЕЛЛУЧЧИ?.. Да, он заставил Лазаря отказываться от воскрешения… - это апокрифически. Да, это интересно, мне как метафизику, имеющему вкус к мистическому опыту. Да, в тексте вначале были любопытные строчки, в диалоге между Иисусом и Лазарем («сценарий» можно прочесть в Интернете, потому что драматургического текста в «пьесе» как такового нет! И пьесы нет, а размывание жанра). Но, в дальнейшем, когда пошла словесная тарабарщина/повторы намеренной абракадабры – так сказать «обнуление традиции Языка», т.е. организован настоящий Армагеддон против Языка, как системы ценностей. Тогда уже становилось тошно от этой пустоты… содержательного краха, вызывающего гангрену души.

Таким образом, после долгих препирательств, так сильно Лазарь не хотел возвращаться на этот план, воскресать, Иисус, надавив на него, все же заставил его вернуться в эту жизнь. Иисус Сам хотел занять место Лазаря, ну прямо по апокрифическому евангелию от Ииуды (кто не читал, прочтите, давно переведено на русский язык).

Собственно, здесь и обсуждать-то нечего. Ну, катили большое белое колесо через всё фойе, задрапированное белым, под дымок от аммиака, в белых костюмах инопланетян или спасателей, в противогазах. Потом зрителей, в основном молодежь, провели в зал, кто успел, сели на пол, остальные стояли вдоль коробок, наваленных у стен. Кто-то из зрителей, не удержавшись от вновь выкатываемого Белого Колеса, рухнул на пол, я прыснула от смеха, меня рядом стоящий осудил. Смотрели на симулякр фрески Джотто (Капелла Дель Арена, Падуя. 1304 - 1306. Фреска. 200 * 185 см. Джотто - Воскрешение Лазаря.), слушали диалог между Иисусом и Лазарем, одетыми в современные строгие костюмы. Подобная театральная условность мне кажется смешной, детской и нелепой.

Потом Иисус лег в могилу/пещеру вместо Лазаря и 20 минут, в полной темноте, по нашей голове запредельно, разрушительно били иерихонские трубы. Однако я не видела, чтобы кто-то из зрителей впал в транс. Я слушала, закрыв уши. После этого рёва, все стали расходиться, без аплодисментов, актеры не выходили на поклон, так предусмотрено.

Метод Кастеллуччи я сформулировать не могу, я его там просто не увидела. Поток сознания. Но увидела одну большую претензию… на посвятительный ритуал. То, что это по сути своей Иконоборческий театр, я поняла. А дальше-то что?! Где новая Философия?! Ее нет. «Бесплодье умственного тупика», куда загнала нас технократия (если бы я в свое время не закончила одну очень серьезную профессиональную Эзотерическую духовную Школу в Москве, я бы по наивности подумала, что мне предъявляют эзотерическое откровение в художественной антиформе). Подмены всё это, суррогаты, симулякры постмодерна.

То, что Европа бесится с жиру, я давно вижу.
В общем, это – «умирание искусства», которое началось три века назад, это «театр» тела, крика одержимого, внутри шизопотока, но никак не Духа.

Театр убийства Слова. Театр абсурда, в самой его нищей форме.

Вот сумеет ли Русский театр противопоставить западному, в большинстве своем – умирающему театру, Театр Духа – вопрос открыт.

Жаль, что на подобное западает наша молодежь...которая и так мыслить самостоятельно не умеет, система не учит.

Наталья Шлемова, 20.07.15.

© Copyright: Наталья Анатольевна Шлемова, 2015
×

По теме Ромео Кастеллуччи и не только

Всё только к лучшему!!!

Новая рецензия barin на 'Просто очень грустно...' Natali-я. Рецензия касается 3...
Журнал

Смех да и только

Чувствуете себя подавленной? Просто улыбнитесь - и плохое настроение уйдет, как...
Журнал

Расчитывай только на себя

Она всегда хотела иметь ребёнка, особенно девочку. Ещё будучи совсем маленькой...
Журнал

Но только не молчи

Исследователи из Неаполитанского университета выявили прямую связь между...
Журнал

Как победить в футбол и не только

Чемпионат Европы по футболу 2008. Миллионы болельщиков с нетерпением ждут, как...
Журнал

Матери передают ДНК только через своих дочерей

Ученые долго спорили, действительно ли часто исследуемая митохондриальная...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дьявола зовут - Я не могу
Фразы, позволяющие твердо сказать Нет