Кто не знает об амазонках, древнем племени воительниц, которые являются примером для всех героических женщин? Когда говорят о матриархате, в первую очередь упоминают об амазонках.
Ученые разбились на два лагеря, когда одни из них говорят, что имеется множество свидетельств из жизни амазонок, образы которых древнегреческие художники запечатлели в статуях и рельефах, изображающих битвы амазонок и их завоевательные походы.
Ученые разбились на два лагеря, когда одни из них говорят, что имеется множество свидетельств из жизни амазонок, образы которых древнегреческие художники запечатлели в статуях и рельефах, изображающих битвы амазонок и их завоевательные походы.
Сохранились античные подражания статуям и изображения на вазах.
Другие считают, что большое количество мифов об амазонках указывает на то, что их никогда не было. Можно ли разобраться в имеющихся мифах об амазонках, первое упоминание о которых уводит нас во времена Минойской цивилизации? А во время троянской войны амазонки под предводительством царицы Пентесилеи были союзниками царя Приама в войне против греков. Последние сведения о них мы видим в сказаниях о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского.
С момента, когда царица амазонок Пентесилея была убита в схватке с Ахиллесом в 1200-х г. до н.э., и тех событий, когда царица амазонок Фелестра захотела родить от Александра Македонского «сверхчеловека» в 320-х годах до н.э., прошло почти 900 лет. Между этими событиями мифы говорят о битвах амазонок с греческими героями Беллерофонтом, Гераклом, Тесеем, c неизбежным поражением амазонок.
Период времени существования амазонок равен около 900 лет. За это время они должны были создать какое-то царство, которое граничило бы с другими государствами. Многие исследователи сходятся во мнении, что амазонки жили в Малой Азии, или в предгорьях Кавказа, или на берегах Азовского моря. Греческий историк Геродот упоминает амазонок, которые плавали по Черному морю и, попав в плен к скифам и ассимилировавшись с ними, создали новый народ – сарматы.
И пока одни историки пытаются под оболочкой мифа разглядеть подлинное историческое зерно, другие с увлечением пересказывают распространенные суждения о быте амазонок. Считалось, что это воинственное племя женщин происходит от бога войны Ареса и Гармонии (дочери Ареса и Афродиты), оно поклонялось богу войны Аресу и богине охоты Артемиде. В легендах о существовании амазонских царств говорится, что женщины управляли, а мужчинам поручалось смотреть за хозяйством и их терпели исключительно ради продолжения рода.
Раз в год амазонки вступали в браки с чужеземцами или соседними племенами, отдавая затем на воспитание отцам или убивая мальчиков и оставляя себе девочек. Девочек они выращивали как будущих воительниц, которым выжигали правую грудь, мешающую натягивать в бою лук. Отсюда и пошло их название – «амазонка» означает «безгрудая». А перед тем как родить ребенка, амазонка должна была участвовать в сражениях и убить врага.
Фантазеры от истории уводят нас на Кавказ в поисках матриархата и царств амазонок, приписывая эти умозаключения жившему на грани тысячелетний Страбону. И даже в Германию VIII в. н.э. Есть и откровенный бред об амазонках, занимающихся йогой. Да, у народов Кавказа существует культ матери, но к матриархату он никакого отношения не имеет, и мы знаем также о положении в жизни мусульманских женщин, которые руководят домом на своей «женской половине».
Говорят, что амазонки хорошо ездили на лошадях и колесницах, они могли выставить до 120 тысяч всадниц. И так далее со всеми сказочными и необыкновенными подробностями. Начнем с того, что существует более правдоподобная версия о предполагаемом месте обитания амазонок, на которое указал историк А.Б. Снисаренко. Это – Амасия (топоним, возможно, связан с названием «амазонка»).
Хотя и иранское «ha-mazan» – женщина-воин, кажется правильным и более подходящим определением к названию племени женщин-воительниц. Вариант, набирающий самое большое количество информации о причине названия племени амазонок от слова «a masso», которое толкуется как неприкосновенные (для мужчин) или «безгрудая», маловероятен.
Несмотря на то, что в человеческой истории мы имеем достаточно много информации о разных жертвах и зверствах по отношению к человеку, прижигание или отрезание грудей маловероятно. Амазонки не оставались девственницами до конца дней своих и периодически встречались с мужчинами, от которых рожали детей, а без груди как кормить ребенка? Или мужчины этим занимались?
Для того чтобы иметь войско численностью 120 тысяч всадников, общее количество населения должно быть как минимум в 10 раз выше, т.е. более миллиона человек, 120 тысяч из которых должны оставаться на месте для охраны границ и порядка, чтобы не взбунтовались мужчины, занятые рабским трудом и домашней работой. Нужны и пастбища для выпаса такого количества лошадей.
Казаки, например, в ХVIII–XIX веках выставляли в военное время около 300 тысяч человек кавалерии при 5-миллионной численности казачьего населения. А амазонкам для воспроизводства собственного народа надо было ежегодно отлавливать четверть миллиона мужиков, чтобы, совокупившись с ними, рожать затем нужное количество детей, половина из которых могла быть мальчиками.
Как историки-оптимисты представляют себе систему жизнеобеспечения общества, полностью лишенного материнских инстинктов в экстремальных условиях? Нерожавшая амазонка в своем первом бою могла быть убита или покалечена, а это могло служить препятствием для рождения здорового ребенка. И беременные амазонки так же скакали на лошадях и участвовали в военных действиях? Для них должны были существовать соответствующие условия, что было бы в то время практически невозможным.
А может быть, и не было никаких амазонок, история существования которых не поддается логическим представлениям? Для того чтобы быть объективным в исследовании вопроса, нужно взять и другую сторону исторического наследия предков, которое ничего не говорит об амазонках. Библия, например, но и там демагоги пытаются отыскать следы амазонок в дочерях Адама.
В Библии, или в истории Рима можно увидеть, что все упоминания об амазонках кончаются там, где историческое повествование подтверждается разными источниками при наличии материальных свидетельств. С 282 года до н. э. начинается история римских завоеваний, начатая войной Рима с Тарентом, на помощь которому пришел царь Эпира. Сведения об этом сражении сохранились в истории в виде крылатого выражения «Пиррова победа».
Ничего об амазонках с этого времени мы не знаем, хотя от встречи Александра Македонского с царицей амазонок Фелестрой разница во времени около 40 лет. За такой короткий период народы, пользующиеся большой популярностью, не уходят с лица земли.
Фелестра, славившаяся своими военными подвигами (?), прибыла в Гирканию на встречу с Александром Македонским с конвоем из 300 амазонок, оставив войско на границах Гиркании. Казалось бы, вот есть ориентиры для исторического поиска, когда известно место встречи, а территория царства амазонки, по словам историка, доходила почти до Синопа.
По легенде великий полководец провел с Фелестрой две недели, прежде чем отправиться дальше. Но родила ли она кого-либо после этой встречи, никто не знает, хотя казалось бы, эта информация должна была сохраниться в первую очередь, пока был жив полководец. Также неизвестно, потомками которой из амазонок были правители Пантикапея, передавшие власть с 438 года до н.э. царям, носившим имена Спартокидов.
Ничего не говорят об амазонках и римские хроники периода правления императора Аврелиана, пленившего Зенобию – царицу-воительницу из Пальмиры, объявившую независимость от Рима. Разбив в 284 году 70-тысячное войско Зенобии, Аврелиан вновь подчинил Риму Пальмирское царство, а Зенобия была проведена через Рим в золотых цепях.
В местах, где предположительно жили амазонки, были найдены захоронения женщин, в которых находились луки, стрелы и дротики, но отсутствовали останки доспехов, мечей, боевых топоров и другого боевого оружия. Найденные же в этих захоронениях кинжалы указывают на аристократическое происхождение погребенной или её статус жрицы.
По легенде амазонки поклонялись богине охоты Артемиде, имеющей свои отличительные атрибуты в виде лука со стрелами и дротика. Жрицы этой богини, число которых могло доходить до нескольких сотен человек, вооруженных луками и дротиками, могли послужить историческим казусом, когда путешествующий афинянин, не проспавшись, как следует, мог увидеть армию воинственных женщин. Их он впоследствии и изображал на вазах и барельефах в компании богов и героев.
По свидетельству А.А. Тахо-Годи, племя женщин-воительниц происходит от Ареса и Гармонии. Вооружены амазонки луком, боевым топором, лёгким щитом, они сами изготовляют шлемы и одежду. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Получается так, что Арес со своей дочерью Гармонией, как и полагается божествам, произвели на свет племя воинственных женщин. Это говорит о том, что амазонки являются персонажами мифологии.
Геракл, совершающий по приказу царя Еврисфея очередной подвиг, отправился в поисках золотого пояса царицы амазонок Ипполиты, который подарил ей отец – бог Арес. Богиня Гера, желающая зла греческому герою, сделала так, что для получения пояса Гераклу пришлось убить Ипполиту. В мифологии амазонки упоминаются наряду с Посейдоном, Сциллой и Харибдой, сиренами и горгонами, не считая того, что они контактировали с Артемидой и другими богами.
«Эти женщины, – писал Диодор Сицилийский, – жили на границах обитаемого мира». Так их и надо воспринимать как сказочных персонажей, потому, что как не хотели бы любители клубнички, но для империи амазонок в имеющейся истории нету места между империей персов и империей «Искандера двурогого».
Появление женских вооруженных отрядов предполагалось как оставшаяся без мужчин, погибших в бою, часть женщин готских племен, которые со временем научились владеть оружием и составили ядро племени амазонок. Логически эта версия правдоподобна, но по времени несопоставима, т.к. готы жили много позднее первого упоминания об амазонках. Причину появления вооруженных женщин на сцене истории надо искать в другом.
Проведем аналогию между войсковыми подразделениями древних и современных армий, в которых служит много женщин с оружием в руках. Мы знаем о том, что в армиях средневекового периода количество маркитанток, следующих за войсками, доходило до половины численного состава. А во время боя маркитантки, умеющие обращаться с оружием, часто составляли значительный резерв, помогающий победить противника.
Так же и в древности в греческих войсках могли затесаться тамошние «кавалерист-девицы», ведь практически вся война амазонок была только с Афинами, возможно, в тот период, когда разница полов не имела большого значения. Вооруженные женщины могли находиться в качестве охраны, участвующей в сражении дочери царя или какой-то знатной женщины. Так во время боя, нарвавшись на женскую группу охраны, кто-то, спасаясь бегством от разъяренных фурий, мог подумать, что из них состоит вся армия.
У понтийского царя Митридата Евпатора, например, личная охрана состояла из женщин, которые хорошо владели оружием и могли находиться в обнаруженных захоронениях. Как было уже сказано выше, с мастерством и уверенностью могли обращаться с луком и дротиком жрицы из храма Артемиды, которые могли участвовать в военных действиях при нападении чужой армии.
Исследования продолжаются до сих пор. Например, на землях Украины, где жили амазонки, по мнению новых историков, могли жить другие племена.
Другие считают, что большое количество мифов об амазонках указывает на то, что их никогда не было. Можно ли разобраться в имеющихся мифах об амазонках, первое упоминание о которых уводит нас во времена Минойской цивилизации? А во время троянской войны амазонки под предводительством царицы Пентесилеи были союзниками царя Приама в войне против греков. Последние сведения о них мы видим в сказаниях о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского.
С момента, когда царица амазонок Пентесилея была убита в схватке с Ахиллесом в 1200-х г. до н.э., и тех событий, когда царица амазонок Фелестра захотела родить от Александра Македонского «сверхчеловека» в 320-х годах до н.э., прошло почти 900 лет. Между этими событиями мифы говорят о битвах амазонок с греческими героями Беллерофонтом, Гераклом, Тесеем, c неизбежным поражением амазонок.
Период времени существования амазонок равен около 900 лет. За это время они должны были создать какое-то царство, которое граничило бы с другими государствами. Многие исследователи сходятся во мнении, что амазонки жили в Малой Азии, или в предгорьях Кавказа, или на берегах Азовского моря. Греческий историк Геродот упоминает амазонок, которые плавали по Черному морю и, попав в плен к скифам и ассимилировавшись с ними, создали новый народ – сарматы.
И пока одни историки пытаются под оболочкой мифа разглядеть подлинное историческое зерно, другие с увлечением пересказывают распространенные суждения о быте амазонок. Считалось, что это воинственное племя женщин происходит от бога войны Ареса и Гармонии (дочери Ареса и Афродиты), оно поклонялось богу войны Аресу и богине охоты Артемиде. В легендах о существовании амазонских царств говорится, что женщины управляли, а мужчинам поручалось смотреть за хозяйством и их терпели исключительно ради продолжения рода.
Раз в год амазонки вступали в браки с чужеземцами или соседними племенами, отдавая затем на воспитание отцам или убивая мальчиков и оставляя себе девочек. Девочек они выращивали как будущих воительниц, которым выжигали правую грудь, мешающую натягивать в бою лук. Отсюда и пошло их название – «амазонка» означает «безгрудая». А перед тем как родить ребенка, амазонка должна была участвовать в сражениях и убить врага.
Фантазеры от истории уводят нас на Кавказ в поисках матриархата и царств амазонок, приписывая эти умозаключения жившему на грани тысячелетний Страбону. И даже в Германию VIII в. н.э. Есть и откровенный бред об амазонках, занимающихся йогой. Да, у народов Кавказа существует культ матери, но к матриархату он никакого отношения не имеет, и мы знаем также о положении в жизни мусульманских женщин, которые руководят домом на своей «женской половине».
Говорят, что амазонки хорошо ездили на лошадях и колесницах, они могли выставить до 120 тысяч всадниц. И так далее со всеми сказочными и необыкновенными подробностями. Начнем с того, что существует более правдоподобная версия о предполагаемом месте обитания амазонок, на которое указал историк А.Б. Снисаренко. Это – Амасия (топоним, возможно, связан с названием «амазонка»).
Хотя и иранское «ha-mazan» – женщина-воин, кажется правильным и более подходящим определением к названию племени женщин-воительниц. Вариант, набирающий самое большое количество информации о причине названия племени амазонок от слова «a masso», которое толкуется как неприкосновенные (для мужчин) или «безгрудая», маловероятен.
Несмотря на то, что в человеческой истории мы имеем достаточно много информации о разных жертвах и зверствах по отношению к человеку, прижигание или отрезание грудей маловероятно. Амазонки не оставались девственницами до конца дней своих и периодически встречались с мужчинами, от которых рожали детей, а без груди как кормить ребенка? Или мужчины этим занимались?
Для того чтобы иметь войско численностью 120 тысяч всадников, общее количество населения должно быть как минимум в 10 раз выше, т.е. более миллиона человек, 120 тысяч из которых должны оставаться на месте для охраны границ и порядка, чтобы не взбунтовались мужчины, занятые рабским трудом и домашней работой. Нужны и пастбища для выпаса такого количества лошадей.
Казаки, например, в ХVIII–XIX веках выставляли в военное время около 300 тысяч человек кавалерии при 5-миллионной численности казачьего населения. А амазонкам для воспроизводства собственного народа надо было ежегодно отлавливать четверть миллиона мужиков, чтобы, совокупившись с ними, рожать затем нужное количество детей, половина из которых могла быть мальчиками.
Как историки-оптимисты представляют себе систему жизнеобеспечения общества, полностью лишенного материнских инстинктов в экстремальных условиях? Нерожавшая амазонка в своем первом бою могла быть убита или покалечена, а это могло служить препятствием для рождения здорового ребенка. И беременные амазонки так же скакали на лошадях и участвовали в военных действиях? Для них должны были существовать соответствующие условия, что было бы в то время практически невозможным.
А может быть, и не было никаких амазонок, история существования которых не поддается логическим представлениям? Для того чтобы быть объективным в исследовании вопроса, нужно взять и другую сторону исторического наследия предков, которое ничего не говорит об амазонках. Библия, например, но и там демагоги пытаются отыскать следы амазонок в дочерях Адама.
В Библии, или в истории Рима можно увидеть, что все упоминания об амазонках кончаются там, где историческое повествование подтверждается разными источниками при наличии материальных свидетельств. С 282 года до н. э. начинается история римских завоеваний, начатая войной Рима с Тарентом, на помощь которому пришел царь Эпира. Сведения об этом сражении сохранились в истории в виде крылатого выражения «Пиррова победа».
Ничего об амазонках с этого времени мы не знаем, хотя от встречи Александра Македонского с царицей амазонок Фелестрой разница во времени около 40 лет. За такой короткий период народы, пользующиеся большой популярностью, не уходят с лица земли.
Фелестра, славившаяся своими военными подвигами (?), прибыла в Гирканию на встречу с Александром Македонским с конвоем из 300 амазонок, оставив войско на границах Гиркании. Казалось бы, вот есть ориентиры для исторического поиска, когда известно место встречи, а территория царства амазонки, по словам историка, доходила почти до Синопа.
По легенде великий полководец провел с Фелестрой две недели, прежде чем отправиться дальше. Но родила ли она кого-либо после этой встречи, никто не знает, хотя казалось бы, эта информация должна была сохраниться в первую очередь, пока был жив полководец. Также неизвестно, потомками которой из амазонок были правители Пантикапея, передавшие власть с 438 года до н.э. царям, носившим имена Спартокидов.
Ничего не говорят об амазонках и римские хроники периода правления императора Аврелиана, пленившего Зенобию – царицу-воительницу из Пальмиры, объявившую независимость от Рима. Разбив в 284 году 70-тысячное войско Зенобии, Аврелиан вновь подчинил Риму Пальмирское царство, а Зенобия была проведена через Рим в золотых цепях.
В местах, где предположительно жили амазонки, были найдены захоронения женщин, в которых находились луки, стрелы и дротики, но отсутствовали останки доспехов, мечей, боевых топоров и другого боевого оружия. Найденные же в этих захоронениях кинжалы указывают на аристократическое происхождение погребенной или её статус жрицы.
По легенде амазонки поклонялись богине охоты Артемиде, имеющей свои отличительные атрибуты в виде лука со стрелами и дротика. Жрицы этой богини, число которых могло доходить до нескольких сотен человек, вооруженных луками и дротиками, могли послужить историческим казусом, когда путешествующий афинянин, не проспавшись, как следует, мог увидеть армию воинственных женщин. Их он впоследствии и изображал на вазах и барельефах в компании богов и героев.
По свидетельству А.А. Тахо-Годи, племя женщин-воительниц происходит от Ареса и Гармонии. Вооружены амазонки луком, боевым топором, лёгким щитом, они сами изготовляют шлемы и одежду. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Получается так, что Арес со своей дочерью Гармонией, как и полагается божествам, произвели на свет племя воинственных женщин. Это говорит о том, что амазонки являются персонажами мифологии.
Геракл, совершающий по приказу царя Еврисфея очередной подвиг, отправился в поисках золотого пояса царицы амазонок Ипполиты, который подарил ей отец – бог Арес. Богиня Гера, желающая зла греческому герою, сделала так, что для получения пояса Гераклу пришлось убить Ипполиту. В мифологии амазонки упоминаются наряду с Посейдоном, Сциллой и Харибдой, сиренами и горгонами, не считая того, что они контактировали с Артемидой и другими богами.
«Эти женщины, – писал Диодор Сицилийский, – жили на границах обитаемого мира». Так их и надо воспринимать как сказочных персонажей, потому, что как не хотели бы любители клубнички, но для империи амазонок в имеющейся истории нету места между империей персов и империей «Искандера двурогого».
Появление женских вооруженных отрядов предполагалось как оставшаяся без мужчин, погибших в бою, часть женщин готских племен, которые со временем научились владеть оружием и составили ядро племени амазонок. Логически эта версия правдоподобна, но по времени несопоставима, т.к. готы жили много позднее первого упоминания об амазонках. Причину появления вооруженных женщин на сцене истории надо искать в другом.
Проведем аналогию между войсковыми подразделениями древних и современных армий, в которых служит много женщин с оружием в руках. Мы знаем о том, что в армиях средневекового периода количество маркитанток, следующих за войсками, доходило до половины численного состава. А во время боя маркитантки, умеющие обращаться с оружием, часто составляли значительный резерв, помогающий победить противника.
Так же и в древности в греческих войсках могли затесаться тамошние «кавалерист-девицы», ведь практически вся война амазонок была только с Афинами, возможно, в тот период, когда разница полов не имела большого значения. Вооруженные женщины могли находиться в качестве охраны, участвующей в сражении дочери царя или какой-то знатной женщины. Так во время боя, нарвавшись на женскую группу охраны, кто-то, спасаясь бегством от разъяренных фурий, мог подумать, что из них состоит вся армия.
У понтийского царя Митридата Евпатора, например, личная охрана состояла из женщин, которые хорошо владели оружием и могли находиться в обнаруженных захоронениях. Как было уже сказано выше, с мастерством и уверенностью могли обращаться с луком и дротиком жрицы из храма Артемиды, которые могли участвовать в военных действиях при нападении чужой армии.
Исследования продолжаются до сих пор. Например, на землях Украины, где жили амазонки, по мнению новых историков, могли жить другие племена.
Обсуждения Амазонки