Амазонки

Кто не знает об амазонках, древнем племени воительниц, которые являются примером для всех героических женщин? Когда говорят о матриархате, в первую очередь упоминают об амазонках.

Ученые разбились на два лагеря, когда одни из них говорят, что имеется множество свидетельств из жизни амазонок, образы которых древнегреческие художники запечатлели в статуях и рельефах, изображающих битвы амазонок и их завоевательные походы.
Амазонки
Сохранились античные подражания статуям и изображения на вазах.

Другие считают, что большое количество мифов об амазонках указывает на то, что их никогда не было. Можно ли разобраться в имеющихся мифах об амазонках, первое упоминание о которых уводит нас во времена Минойской цивилизации? А во время троянской войны амазонки под предводительством царицы Пентесилеи были союзниками царя Приама в войне против греков. Последние сведения о них мы видим в сказаниях о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского.

С момента, когда царица амазонок Пентесилея была убита в схватке с Ахиллесом в 1200-х г. до н.э., и тех событий, когда царица амазонок Фелестра захотела родить от Александра Македонского «сверхчеловека» в 320-х годах до н.э., прошло почти 900 лет. Между этими событиями мифы говорят о битвах амазонок с греческими героями Беллерофонтом, Гераклом, Тесеем, c неизбежным поражением амазонок.

Период времени существования амазонок равен около 900 лет. За это время они должны были создать какое-то царство, которое граничило бы с другими государствами. Многие исследователи сходятся во мнении, что амазонки жили в Малой Азии, или в предгорьях Кавказа, или на берегах Азовского моря. Греческий историк Геродот упоминает амазонок, которые плавали по Черному морю и, попав в плен к скифам и ассимилировавшись с ними, создали новый народ – сарматы.

И пока одни историки пытаются под оболочкой мифа разглядеть подлинное историческое зерно, другие с увлечением пересказывают распространенные суждения о быте амазонок. Считалось, что это воинственное племя женщин происходит от бога войны Ареса и Гармонии (дочери Ареса и Афродиты), оно поклонялось богу войны Аресу и богине охоты Артемиде. В легендах о существовании амазонских царств говорится, что женщины управляли, а мужчинам поручалось смотреть за хозяйством и их терпели исключительно ради продолжения рода.

Раз в год амазонки вступали в браки с чужеземцами или соседними племенами, отдавая затем на воспитание отцам или убивая мальчиков и оставляя себе девочек. Девочек они выращивали как будущих воительниц, которым выжигали правую грудь, мешающую натягивать в бою лук. Отсюда и пошло их название – «амазонка» означает «безгрудая». А перед тем как родить ребенка, амазонка должна была участвовать в сражениях и убить врага.

Фантазеры от истории уводят нас на Кавказ в поисках матриархата и царств амазонок, приписывая эти умозаключения жившему на грани тысячелетний Страбону. И даже в Германию VIII в. н.э. Есть и откровенный бред об амазонках, занимающихся йогой. Да, у народов Кавказа существует культ матери, но к матриархату он никакого отношения не имеет, и мы знаем также о положении в жизни мусульманских женщин, которые руководят домом на своей «женской половине».

Говорят, что амазонки хорошо ездили на лошадях и колесницах, они могли выставить до 120 тысяч всадниц. И так далее со всеми сказочными и необыкновенными подробностями. Начнем с того, что существует более правдоподобная версия о предполагаемом месте обитания амазонок, на которое указал историк А.Б. Снисаренко. Это – Амасия (топоним, возможно, связан с названием «амазонка»).

Хотя и иранское «ha-mazan» – женщина-воин, кажется правильным и более подходящим определением к названию племени женщин-воительниц. Вариант, набирающий самое большое количество информации о причине названия племени амазонок от слова «a masso», которое толкуется как неприкосновенные (для мужчин) или «безгрудая», маловероятен.

Несмотря на то, что в человеческой истории мы имеем достаточно много информации о разных жертвах и зверствах по отношению к человеку, прижигание или отрезание грудей маловероятно. Амазонки не оставались девственницами до конца дней своих и периодически встречались с мужчинами, от которых рожали детей, а без груди как кормить ребенка? Или мужчины этим занимались?

Для того чтобы иметь войско численностью 120 тысяч всадников, общее количество населения должно быть как минимум в 10 раз выше, т.е. более миллиона человек, 120 тысяч из которых должны оставаться на месте для охраны границ и порядка, чтобы не взбунтовались мужчины, занятые рабским трудом и домашней работой. Нужны и пастбища для выпаса такого количества лошадей.

Казаки, например, в ХVIII–XIX веках выставляли в военное время около 300 тысяч человек кавалерии при 5-миллионной численности казачьего населения. А амазонкам для воспроизводства собственного народа надо было ежегодно отлавливать четверть миллиона мужиков, чтобы, совокупившись с ними, рожать затем нужное количество детей, половина из которых могла быть мальчиками.

Как историки-оптимисты представляют себе систему жизнеобеспечения общества, полностью лишенного материнских инстинктов в экстремальных условиях? Нерожавшая амазонка в своем первом бою могла быть убита или покалечена, а это могло служить препятствием для рождения здорового ребенка. И беременные амазонки так же скакали на лошадях и участвовали в военных действиях? Для них должны были существовать соответствующие условия, что было бы в то время практически невозможным.

А может быть, и не было никаких амазонок, история существования которых не поддается логическим представлениям? Для того чтобы быть объективным в исследовании вопроса, нужно взять и другую сторону исторического наследия предков, которое ничего не говорит об амазонках. Библия, например, но и там демагоги пытаются отыскать следы амазонок в дочерях Адама.

В Библии, или в истории Рима можно увидеть, что все упоминания об амазонках кончаются там, где историческое повествование подтверждается разными источниками при наличии материальных свидетельств. С 282 года до н. э. начинается история римских завоеваний, начатая войной Рима с Тарентом, на помощь которому пришел царь Эпира. Сведения об этом сражении сохранились в истории в виде крылатого выражения «Пиррова победа».

Ничего об амазонках с этого времени мы не знаем, хотя от встречи Александра Македонского с царицей амазонок Фелестрой разница во времени около 40 лет. За такой короткий период народы, пользующиеся большой популярностью, не уходят с лица земли.

Фелестра, славившаяся своими военными подвигами (?), прибыла в Гирканию на встречу с Александром Македонским с конвоем из 300 амазонок, оставив войско на границах Гиркании. Казалось бы, вот есть ориентиры для исторического поиска, когда известно место встречи, а территория царства амазонки, по словам историка, доходила почти до Синопа.

По легенде великий полководец провел с Фелестрой две недели, прежде чем отправиться дальше. Но родила ли она кого-либо после этой встречи, никто не знает, хотя казалось бы, эта информация должна была сохраниться в первую очередь, пока был жив полководец. Также неизвестно, потомками которой из амазонок были правители Пантикапея, передавшие власть с 438 года до н.э. царям, носившим имена Спартокидов.

Ничего не говорят об амазонках и римские хроники периода правления императора Аврелиана, пленившего Зенобию – царицу-воительницу из Пальмиры, объявившую независимость от Рима. Разбив в 284 году 70-тысячное войско Зенобии, Аврелиан вновь подчинил Риму Пальмирское царство, а Зенобия была проведена через Рим в золотых цепях.

В местах, где предположительно жили амазонки, были найдены захоронения женщин, в которых находились луки, стрелы и дротики, но отсутствовали останки доспехов, мечей, боевых топоров и другого боевого оружия. Найденные же в этих захоронениях кинжалы указывают на аристократическое происхождение погребенной или её статус жрицы.

По легенде амазонки поклонялись богине охоты Артемиде, имеющей свои отличительные атрибуты в виде лука со стрелами и дротика. Жрицы этой богини, число которых могло доходить до нескольких сотен человек, вооруженных луками и дротиками, могли послужить историческим казусом, когда путешествующий афинянин, не проспавшись, как следует, мог увидеть армию воинственных женщин. Их он впоследствии и изображал на вазах и барельефах в компании богов и героев.

По свидетельству А.А. Тахо-Годи, племя женщин-воительниц происходит от Ареса и Гармонии. Вооружены амазонки луком, боевым топором, лёгким щитом, они сами изготовляют шлемы и одежду. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Получается так, что Арес со своей дочерью Гармонией, как и полагается божествам, произвели на свет племя воинственных женщин. Это говорит о том, что амазонки являются персонажами мифологии.

Геракл, совершающий по приказу царя Еврисфея очередной подвиг, отправился в поисках золотого пояса царицы амазонок Ипполиты, который подарил ей отец – бог Арес. Богиня Гера, желающая зла греческому герою, сделала так, что для получения пояса Гераклу пришлось убить Ипполиту. В мифологии амазонки упоминаются наряду с Посейдоном, Сциллой и Харибдой, сиренами и горгонами, не считая того, что они контактировали с Артемидой и другими богами.

«Эти женщины, – писал Диодор Сицилийский, – жили на границах обитаемого мира». Так их и надо воспринимать как сказочных персонажей, потому, что как не хотели бы любители клубнички, но для империи амазонок в имеющейся истории нету места между империей персов и империей «Искандера двурогого».

Появление женских вооруженных отрядов предполагалось как оставшаяся без мужчин, погибших в бою, часть женщин готских племен, которые со временем научились владеть оружием и составили ядро племени амазонок. Логически эта версия правдоподобна, но по времени несопоставима, т.к. готы жили много позднее первого упоминания об амазонках. Причину появления вооруженных женщин на сцене истории надо искать в другом.

Проведем аналогию между войсковыми подразделениями древних и современных армий, в которых служит много женщин с оружием в руках. Мы знаем о том, что в армиях средневекового периода количество маркитанток, следующих за войсками, доходило до половины численного состава. А во время боя маркитантки, умеющие обращаться с оружием, часто составляли значительный резерв, помогающий победить противника.

Так же и в древности в греческих войсках могли затесаться тамошние «кавалерист-девицы», ведь практически вся война амазонок была только с Афинами, возможно, в тот период, когда разница полов не имела большого значения. Вооруженные женщины могли находиться в качестве охраны, участвующей в сражении дочери царя или какой-то знатной женщины. Так во время боя, нарвавшись на женскую группу охраны, кто-то, спасаясь бегством от разъяренных фурий, мог подумать, что из них состоит вся армия.

У понтийского царя Митридата Евпатора, например, личная охрана состояла из женщин, которые хорошо владели оружием и могли находиться в обнаруженных захоронениях. Как было уже сказано выше, с мастерством и уверенностью могли обращаться с луком и дротиком жрицы из храма Артемиды, которые могли участвовать в военных действиях при нападении чужой армии.

Исследования продолжаются до сих пор. Например, на землях Украины, где жили амазонки, по мнению новых историков, могли жить другие племена.
×

По теме Амазонки

Амазонки в России

Ока здесь делает резкий поворот на север, а с юга в нее вливается полноводный...
Журнал

Амазонки

В греческой мифологии - воинственное племя женщин, живших на берегах Меотиды...
Журнал

Новые Амазонки

Время от времени то один, то другой вид спорта попадает на гребень волны...
Журнал

Амазонки или новые женщины?

И так, 400 лет до рождества Христова. Римская империя набирает свою силу...
Журнал

Амазонки

АМАЗОНКИ (Ἀμαζόνες), в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих...
Журнал

Амазонки из Пхум Сная

Легенды о женщинах-воительницах неожиданно подтвердились. По крайней мере, в...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека