Озеро Иргень

Озеро Иргень входит в группу озер Ивано-Арахлейской системы, расположенных в Центральном Забайкалье, в межгорной Беклемишевской впадине, на высоте 945–965 м., между Осиновым и Яблоновым хребтами. Принадлежит оно к бассейну реки Селенга, Байкальского водосбора.
Озеро Иргень
Длина озера 8 км, ширина около -4,2 км. площадь зеркала воды 33,2 кв. км. Глубина озера 3 – 5,6 м. большая часть озера мелководна.

Иргень озеро известно русским землепроходцам с первых походов в Даурские земли (1650-1653 гг.), когда Петром Бекетовым в 1653 году на восточном берегу озера был основан Иргенский острог. Сейчас это место считается святым, как место казни Иргенских мучеников, куда в октябре 1657 года в соответствии с исторической справкой прибыли 420 стрельцов и казаки во главе с воеводой Афанасием Пашковым, (и протопоп Аввакум с семьей).

Легенда говорит, что воевода заставил воинов засолить 40 бочек карасевых язычков, а за то, что они не успели это сделать, Пашков приказал их мучить и казнить. Потом якобы на Иргени была найдена древнейшая икона Знамения Божией Матери, на полях которой изображены святые Симеон, Киприан и Иосиф. Считается, что икона могла принадлежать замученным казакам, носившим имена этих святых и которые вероятно, взяли ее с собой с родины, попросив заранее написать на ее полях своих святых ради помощи Божией.

Четвертое имя Василий, было открыто и приобщено к другим известным именам пострадавших воинов примерно в 1885 году чудесным образом жене купца из Благовещенска. Ей во сне явился солдат, назвался Василием с Иргени и велел быстрее поправляться, после чего она выздоровела, от долгой болезни. Купчиха побывала на Иргени и рассказала о своем сне иеромонаху Герасиму, который фамилии купчихи не записал, но внес в список Иргенских мучеников имя Василия.

В большей степени это легенда, но о жестокости Пашкова повествует участник тех далеких событий протопоп Аввакум – первый поселенец Забайкальской каторги: «Да он же Афонасей, живучи в даурской земли, служивых государевых людей не отпущаючи на промысел, чем им, бедным, питаться, переморил больше пяти сот человек голодной смертию. А которые, не претерпев гладу, ходили промышлять нужные пищи, и он, Афонасей, их пытал, бил кнутьем, и ребра ломал и огнем жег…».

Мнение субъективное, но верное, видимо без жестокости невозможно было в тех условиях заставить людей идти в неизвестный край. Так один из землепроходцев, сотник Владимир Атласов, построивший Верхне – Камчатск в 1695 г., за свою жестокость был убит казаками в 1711 г.¬

Тот же протопоп Аввакум, писал в своих «злоключениях» о своеобразной набожности казачьих атаманов и предводителей: «Той же Бекетов Петр, пришед в церковь, браня архиепископа и меня, и в той час из церкви пошед, взбесился, ко двору своему, идучи, и умре горькою смертию зле. И мы с владыкою приказали тело ево среди улицы собакам бросить, да ж граждане оплачут согрешение его… И отдали меня Афонасью Пашкову в полк, - людей с ним было 6 сот человек: и грех ради моих суров человек: беспрестанно людей жжет, и мучит и бьет…».

Вторая святыня, привлекшая на Иргень богомольцев, - это икона святой великомученицы Параскевы (Пятницы), которая была найдена на Иргени в юрте у бурят, которые молились ей. До того, как икона оказалась у бурят, она, вероятно, принадлежала русским казакам. По другой версии, это богоявленная икона, которую Буряты нашли ее под Иргенью в ручье Рушмалей. Существует несколько версий, как икона попала на Иргень.

Казалось бы, что за бред, какие карасевые языки, кому и зачем они нужны? Зачем нужна эта нелепость? Но подобные предания о чудесах из уст фанатичных свидетелей, сказочная фантазия, которых не всегда согласуются с логикой и действительностью по сути ничего не доказывает. Все чудеса якобы происходившие на озере Иргень описаны в форме сказочной мифологии, которую надо принимать на веру потому, что материальных доказательств там нет.

В здешних озерах водится разная рыба, которую видимо и солили в бочках первопроходцы. И можно предположить, что святые мученики Иргенские - это жертвы выступления тунгусов, в 1688 году, когда баунтовскими тунгусами были убиты ясачные сборщики на Баунте и промышленные люди на Бамбуйке. Тогда же перебили казаков в Верхнеангарском остроге, а в Кучидском остроге, освободили аманатов.

Сведения, найденные в интернете, подтвердили эти предположения и помогли выстроить логическую цепь происходящих на высокогорном озере событий. Иргень единственное в Забайкалье священное место, с глубокой древности являющееся местом паломничества, со всех, уголков Забайкальского края, а так же из соседних регионов. В начале 18-го столетия сибирские духовные власти сочли необходимым довести о нем до Священного Синода (Иркутские Епархиальные Ведомости за 1860-е годы), который распорядился запретить религиозные паломничества на Иргень.

Это распоряжение оказалось невыполнимым, потому что Иргень шли люди без различия вероисповедания и национальностей. Сюда для молитвы собирались не только православные, но и иноверцы, а во время молебнов и других богослужений тут молились и православный, и старовер, и буддист-ламаист, и шаманист, находящие здесь все свое благоговение. Таким образом, руководство православной епархии было вынуждено встать во главе этого всенародного паломничества и подбирать подходящую легенду.

Так свидетельство протопопа Аввакума стало основой для описания чудотворных деяний на Иргени. В 1910 году было подано ходатайство в Священный Синод о создании на Иргени православного представительства. Когда в Забайкалье была организована духовная противоязыческая миссия и на Иргени открыт миссионерский стан, сюда стали приезжать для торжественного богослужения и епископы начальники миссии, а со времени образования в Забайкалье самостоятельной епархии стали приезжать и правящие архиереи.

Эта традиция сохранилась до сего времени и ежегодно к 9-й после св. Пасхи Пятнице на Иргень приезжает из Читы Забайкальский Владыка с паломниками. Сюда же к этому времени приходит, и крестный ход из поселка Куки проходя почти 80 километров. Иргенская часовня в 1862 году была переделана в церковь, которая в 1877 году сгорела. На месте старой была построена новая церковь, однако после революции иргенская церковь была разрушена.

Создание на Иргени противоязыческой миссии говорит о том, что здесь было место поклонения проживающих в Забайкалье тунгусских племен, затем сюда подтягиваются для жертвоприношений живущие здесь буряты, староверы и православные христиане для отправления своих религиозных потребностей.

Согласно одной точки зрения Ивано-Арахлейская впадина появилась во время горообразования и интенсивного вулканизма, а 130 – 10 миллионов лет назад здесь существовало крупное пресноводное озеро. Размеры озера до 300 километров при ширине 25 – 30 километров и глубине до 30-40 метров. Озеро находилось на водораздельной возвышенности между древними водосборными бассейнами Ангары, Витима и Амура. Согласно второй точке зрения озера образовались в результате деятельности ледника (2,5 - 1,8 миллионов лет) и относительно молоды.

В настоящее время район Ивано-Арахлейских озер состоит из горных сооружений (Яблоновый и Осиновый хребты) и Беклемишевской межгорной котловины. 11 тысяч лет назад за счет тектонических движений, которые приподняли озера на различный уровень, произошло разобщение системы крупных озер на Ивано-Арахлейскую систему озер, из которой остались озера Тасей, Иван, Арахлей, Шакшинское, Ундугун и Иргень имеющие сток подземных вод.

Ивано-Арахлейские озера расположены у Мирового Водораздела, на стыке бассейнов рек Енисей, Лена и Амур. Из озер Тасей и Иван сток воды происходит в бассейн реки Лена, из озер Арахлей (965,1 м над уровнем моря), Шакшинское (963,8 м), Ундугун и Иргень – в бассейн реки Енисей. Забайкальский краевед Ю.Т. Руденко считает, что озеро Арахлей, из которого в Шакшу вытекает ручей «Холой», относится одновременно к бассейнам рек Лены и Енисей, а водораздел между бассейнами этих рек проходит непосредственно по озеру Арахлей.

Глобальные природные изменения оказали воздействие и на первобытное человеческое общество, о чем говорят многочисленные археологические находки в районе озер и близ лежащих территорий. Как, например, погребение, обнаруженное на Чикое. Человек был захоронен в грунтовой яме глубиной 0,8 метров. Скелет сохранился полностью. Он был обильно засыпан охрой - естественной минеральной краской, которая воспринималась как символ огня, крови и жизни.

Первый народ, обитавший в Забайкалье, о котором мы имеем знания по археологическим и письменным источникам это Хунну двигавшиеся из степей Монголии и Северного Китая, которые \в III в. до н.э. заселили степи Юго-Западного Забайкалья по Селенге и ее притокам. В V в. н.э. они уже под именем гунны достигли границ Римской империи и положили начало процессу, который получил название великого переселения народов. Хунну оставили в Забайкалье различные исторические памятники в виде поселений, городищ и некрополей.

Исследователи Забайкалья часто упоминают место паломничества старообрядцев, но, ни в одном описании нет объяснения названия Иргень, очевидно, местные жители не смогли дать истолкование гидронима. Рассматривались несколько вариантов, например, словом «ирген» буряты называют «холощеного» барана. У персидского историка Рашид Эддина встречается упоминание об Оин-Ирген – «лесном племени». Но какой-либо связи этого племени с названием озера установить не удалось.

У историка Фишера и в «Истории Бурят-Монгольской АССР»» рассказывается, что в VIII веке к северо-востоку от Байкала жило племя байегу или байырку, где глава племени байырку назван «великим Иркином». Которого орхонские тюрки разбили при озере Тюрги-Яргун», предполагали, что этим озером могло быть и Иргень. Однако ни к бурятам, ни к монголам гидроним Иргень не относится, а связан с такими понятиями как «Ергени» и имя божества «Тенгри», которому поклонялось местное население.

Учеными Забайкалья выявлена ундугунская культура, которая получила свое название по месту первых захоронений, (отличающихся от монгольских) обнаруженных на озере Ундугун. "Ундугунцы" хоронили умерших в колодах-долбленках, напоминающих лодки (вот и колоды в которых якобы похоронили иргенских мучеников). Могильники, подобные ундугунскому, обнаружены в других местах лесостепного Забайкалья.

Носителями культуры считаются тунгусоязычные племена, известные под назв. «лесные монголы», или «дикие дада», среди корых были, очевидно, и предки конных эвенков.

Именно в этом районе в XVII в. жили так называемые "конные тунгусы". У В.К. Андриевича упоминается имя тунгусского князя XVII века Иргенея или Ирхинея. Если и существует какая-либо связь названия озера с этим именем, то, скорее всего можно предположить, что местом его кочевий был район озера Иргень. Погребальные памятники комплекса изучались археологами (1974, 1983). Так, на северном берегу оз. Шакша исследован могильник, датированный 6–9 вв. н. э. и отнесенный к дарасунской культуре, идентифицируемой с тюркоязычными племенами.

Археологическое изучение часовни и места расположения Иргенского острога проводилось (1994), где было выявлено 2 культурных слоя, связанных непосредственно с русским поселением, и 1, датированный эпохой бронзы. Так может быть и нашли после пожара в старой церкви под сгоревшим полом не гробы с останками замученных воинов, а более древнее захоронение?

Для того чтобы определить значение гидронима Иргень нужно найти аналог созвучный с нашим названием. Такой аналог существует и практически имеет 100% совпадение по техническим, признакам и созвучно нашему названию, это «Ергень», которая является водоразделом Донского и Волжского бассейнов. Возвышенность на юго-востоке Европейской части России, длиной до 350 км. ширина 20—50 км, высота до 222 м. восточный склон круто обрывается к Прикаспийской низменности, у подножия Сарпинские озёра.

Считается, что существенную роль в формировании рельефа возвышенности сыграла древняя Ергень-река (до 10 млн. лет назад), выровнявшая поверхность отложений и, заполнив песчаными и глинистыми отложениями долину, по которой она протекала.

Размеры Беклемишевской межгорной котловины (Ивано-Арахлейская впадина) указанные выше, в которой предположительно находилось древнее озеро, практически почти совпадают с Ергенями.

Ергени (от калмыцкого слова «эрге», «эргнин»), - возвышенность, крутизна. Калмыки (от тюркского слова "калмак"), так называли западную ветвь монголов («элютов»), которые у самих монголов называются «ойраты» (уйгуры) состоящие из четырех племен «чжунгары», «тургуты», «хошоты» и «дурботы». В конце XVI – начале XVII века они двинулись из Джунгарии на север, и в 1630 г. калмыцкая орда в количестве до 50000 кибиток достигла берегов Волги.

Таким образом, племена калмыков (ойратов) могли в течение XVI века кочевать в районе Ивано-Арахлейских озер перед миграцией на Волгу. Жилье располагалось на высоком берегу, а мест захоронений своих они не оставили так как тела покойников калмыков обыкновенно выбрасывались в степь в безлюдном месте. А тела умерших князей и лам обыкновенно сжигали при исполнении многочисленных религиозных обрядов. От них, предположительно могли остаться названия природных объектов, подогнанных затем под свой язык тунгусами и бурятами.

Принято считать, что русские люди пришли в Восточное Забайкалье на пустынные земли не имеющих никаких привычных для них поселений, а из местных людей, кого они здесь встретили, называют лишь тунгусов. Это означает, что до прихода землепроходцев в 1647 году и 1651 году Ивана Москвитина и Василия Колесникова с товарищами ойраты уже начали переселение из Забайкалья, а на их место пришли тунгусы, которых ранее оттеснили на север.

Из всей группы озер Ивано-Арахлейской системы озеро Иргень считалось главным и именно поэтому о военной победе на озере Тюрги-Яргун в VIII веке, пишут летописцы, в то время как это озеро последнее в цепи озер растянутых на десятки километров. Поэтому и глава племени байырку жившего здесь назван «великим Иркином». Надо учитывать, что в те далекие времена людям, а также целым племенам, имена давались по каким-либо внешним признакам, по сходству с чем-либо, по способностям человека, которые ему пророчились при рождении.

Возле Иргени впадал в реку Хилок, стекающий с водораздела ручей Рушмалей по которому поднимались первопроходцы и в котором якобы нашли икону по одной из версий. Здесь находился Иргенский волок, как отметил протопоп Аввакум. Здесь же вблизи Иргени находится исток Хилка, который с разливом вытекал прямо из озера, как иордань (по Далю), котловина у болота откуда течет ручей. Считается, что Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий.

Здесь находится один из истоков озера Байкал, который гунны называли – Тенгис, что в переводе с древнетюркских наречий также означает море. На Иргени молились Тенегри (Тенгри) имя божества, которое созвучно Шумерскому (Дингир), ему поклоняются и шаманисты тунгусы. Здесь находился жертвенник, возле которого проводили свои церемонии жрецы проживающих здесь племен, а возникновение жречества связано с развитием религии объединяющей большие количества народа.

Древние поселения, которые располагались на территории Беклемишевской межгорной котловины, относятся к неразгаданным тайнам истории ушедшей цивилизации. Существует множество теорий о происхождении культур и народов, населявших некогда территорию Забайкалья. На свете много систем письма. Одни пишут слева направо, другие справа налево. Тайна местных названий еще не раскрыта до конца.
×

По теме Озеро Иргень

Озеро в антарктиде

Казалось бы, ну какие загадки и тайны можно обнаружить на континенте, где свыше...
Журнал

Золотое озеро

В гостинице подают... кислород А хлопотали гостеприимные хозяева не случайно...
Журнал

Озеро Гарда

Озеро Гарда занимает первое место среди итальянских озер не только по размеру...
Журнал

Древнее озеро Марса

До последнего времени не удавалось с большой четкостью описать историю...
Журнал

Озеро Байкал

Давным-давно у Саянских гор жили люди, и было у них мало воды. Тогда решили они...
Журнал

Боденское озеро

Древнее, всегда разное, Боденское озеро хранит множество интересных преданий...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Теряем атмосферу
Кухонная спасательница! Целитель 430