В своей жизни человек иногда сталкивается, с какой-либо мифологией, помогающей находить ответы на возникающие иногда вопросы. Например, история озера Арей, вода которого очень чистая, отличается слабой минерализацией и высоким содержанием кислорода.
Издавна озеро считается лечебным, и иногда кажется, что вода здесь имеет специфический привкус йода.
За время существования озера Арей, на дне его накопились толщи лечебной грязи, которая биологически активна, содержит соединения железа, цинка, меди, обладает лечебными свойствами, помогая при различных кожных заболеваниях. Это свойство арейской воды излечивать многие заболевания, породило множество легенд и сказаний, объясняющих то, что не может объяснить наука.
Научное предположение возникновения озера заключается в том, что это природное образование, которое десятками тысяч лет создавалось из донных песчаных отложений сносимых льдом и ветром дующем в одном направлении. Но есть и другая история, основанная на легендах, рассказывающих о древнем происхождении этой огромной воронкообразной чаши минеральной воды.
И в данном случае версия ученых о «самотворении» озера Арей не убедительна и по многим показателям проигрывает легенде, по которой озеро искусственного происхождения и было отсыпано воинами Чингисхана. Во первых «Чингисханов вал» (он так и называется) и, с инженерной точки зрения, расположен в наиболее удобной для отсыпки запруды, точке местного ландшафта.
За многие столетия песчаный вал зарос соснами и кедрами, но до сих пор похож на искусственное сооружение. В направлении более пологой низины вал не так широк, но в более крутую низину он достаточно мощный, высотой более десяти метров. География рельефа дна озера и разные по содержанию составы донных песчаных отложений и имеющихся на перемычке, говорят за вторую версию.
Любители непознанного отмечают, что вода озера замерзая, имеет вид вогнутой линзы, что должно способствовать в определенное время года общению с внеземными цивилизациями. Отмечено, что грязевые донные источники в двух противоположных углах озера, поляризованы, перпендикулярно пересекаясь, со сфероностоками, которые, тоже растут в двух противоположных углах Арея.
Говорят, что существует местная бурятская легенда рассказывающая о том, что на дне озера есть скала, с которой течет водопад, к которому приходит старая шаманка. А на середине озера, по рассказам разных очевидцев, периодически возникает водоворот, способный затянуть лодку. Хотя подтверждения этим слухам нет.
Вероятно это одна из легенд северо-западных бурят, родоначальником, которых считается хубилган (оборотень) князь, пороз (бык) Буха-Ноин, который сожительства с шаманкой Асухан, родившей сыновей — Бурядая и Хоридэя. По разным версиям легендарного эпоса являющихся родоночальниками разных бурятских родов.
Но Арей озеро "до бурятского" происхождения, которые начали переселяться в Забайкалье по Указу Петра I от 1703 года. Поэтому можно было бы предложить другую сохранившуюся маньчжурскую поэму "Нишан Шаман", сюжет таков: во времена династии Минг, сын богатых родителей, отправляется на охоту в горы и погибает вследствие несчастного случая. Шаманка Нишан решает вернуть его...
Но по всей вероятности местная легенда связана с работой тунгусских шаманов и многие исследователи считают, что сам термин «шаман» является тунгусским. Тунгусы в большей мере, чем их соседи, склонны признавать влияние духов, и не только нижнего, но и этого мира — потенциальных источников всякого рода беспорядка. Отправляясь в страну "теней" шаман бьет в бубен относя жертвы предкам и умершим в нижний мир. Ищет и возвращает души больных.
Легенда о шаманке имеет важное значение а истории Арея, потому что она хорошо соотносится с легендой о том, как воины Чингисхана увидали чудотворные силы природы, которыми пользовался шаман (шаманка) живший не подалеку. В мифологии воплощаются разные аспекты времени, определяющие, что время циклично, а пространство многослойно и изоморфно.
В мифе надо мыслить символически, он не научен и его не надо доказывать. Тогда как имеются исторические сведения о том, что когда то по границам нынешнего Забойкалья проживали уйгуры, которых в IX веке уничтожили кыргызы с подвластными таежными народами. В 840 году их государство распространило свою власть на Туву и Монголию. Преследуя остатки уйгуров, кыргызы дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана.
А затем уже полчища Чингисхана пошли в обратную сторону отсыпав по пути в дремучем лесу плотину, называемую "Вал Чингисхана", там где была скала, с которой течет водопад, к которому по легенде приходит старая шаманка. Самой легенды я не слыхал, как не смог найти и свидетельства водолазов, которые обследовали дно озера, о каких то скальных образованиях. А потом и время быстро прошло.
За время существования озера Арей, на дне его накопились толщи лечебной грязи, которая биологически активна, содержит соединения железа, цинка, меди, обладает лечебными свойствами, помогая при различных кожных заболеваниях. Это свойство арейской воды излечивать многие заболевания, породило множество легенд и сказаний, объясняющих то, что не может объяснить наука.
Научное предположение возникновения озера заключается в том, что это природное образование, которое десятками тысяч лет создавалось из донных песчаных отложений сносимых льдом и ветром дующем в одном направлении. Но есть и другая история, основанная на легендах, рассказывающих о древнем происхождении этой огромной воронкообразной чаши минеральной воды.
И в данном случае версия ученых о «самотворении» озера Арей не убедительна и по многим показателям проигрывает легенде, по которой озеро искусственного происхождения и было отсыпано воинами Чингисхана. Во первых «Чингисханов вал» (он так и называется) и, с инженерной точки зрения, расположен в наиболее удобной для отсыпки запруды, точке местного ландшафта.
За многие столетия песчаный вал зарос соснами и кедрами, но до сих пор похож на искусственное сооружение. В направлении более пологой низины вал не так широк, но в более крутую низину он достаточно мощный, высотой более десяти метров. География рельефа дна озера и разные по содержанию составы донных песчаных отложений и имеющихся на перемычке, говорят за вторую версию.
Любители непознанного отмечают, что вода озера замерзая, имеет вид вогнутой линзы, что должно способствовать в определенное время года общению с внеземными цивилизациями. Отмечено, что грязевые донные источники в двух противоположных углах озера, поляризованы, перпендикулярно пересекаясь, со сфероностоками, которые, тоже растут в двух противоположных углах Арея.
Говорят, что существует местная бурятская легенда рассказывающая о том, что на дне озера есть скала, с которой течет водопад, к которому приходит старая шаманка. А на середине озера, по рассказам разных очевидцев, периодически возникает водоворот, способный затянуть лодку. Хотя подтверждения этим слухам нет.
Вероятно это одна из легенд северо-западных бурят, родоначальником, которых считается хубилган (оборотень) князь, пороз (бык) Буха-Ноин, который сожительства с шаманкой Асухан, родившей сыновей — Бурядая и Хоридэя. По разным версиям легендарного эпоса являющихся родоночальниками разных бурятских родов.
Но Арей озеро "до бурятского" происхождения, которые начали переселяться в Забайкалье по Указу Петра I от 1703 года. Поэтому можно было бы предложить другую сохранившуюся маньчжурскую поэму "Нишан Шаман", сюжет таков: во времена династии Минг, сын богатых родителей, отправляется на охоту в горы и погибает вследствие несчастного случая. Шаманка Нишан решает вернуть его...
Но по всей вероятности местная легенда связана с работой тунгусских шаманов и многие исследователи считают, что сам термин «шаман» является тунгусским. Тунгусы в большей мере, чем их соседи, склонны признавать влияние духов, и не только нижнего, но и этого мира — потенциальных источников всякого рода беспорядка. Отправляясь в страну "теней" шаман бьет в бубен относя жертвы предкам и умершим в нижний мир. Ищет и возвращает души больных.
Легенда о шаманке имеет важное значение а истории Арея, потому что она хорошо соотносится с легендой о том, как воины Чингисхана увидали чудотворные силы природы, которыми пользовался шаман (шаманка) живший не подалеку. В мифологии воплощаются разные аспекты времени, определяющие, что время циклично, а пространство многослойно и изоморфно.
В мифе надо мыслить символически, он не научен и его не надо доказывать. Тогда как имеются исторические сведения о том, что когда то по границам нынешнего Забойкалья проживали уйгуры, которых в IX веке уничтожили кыргызы с подвластными таежными народами. В 840 году их государство распространило свою власть на Туву и Монголию. Преследуя остатки уйгуров, кыргызы дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана.
А затем уже полчища Чингисхана пошли в обратную сторону отсыпав по пути в дремучем лесу плотину, называемую "Вал Чингисхана", там где была скала, с которой течет водопад, к которому по легенде приходит старая шаманка. Самой легенды я не слыхал, как не смог найти и свидетельства водолазов, которые обследовали дно озера, о каких то скальных образованиях. А потом и время быстро прошло.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-46270.
Обсуждения Озеро Арей и его мифы и легенды