Все из нас были детьми и многие являются родителями, и мы помним по себе или наблюдаем отношение взрослых к детям. Как правило, оно определяется одной основной эмоцией — Умилением.
Нас умиляют мысли детей — яркие и открытые; их поведение — свободное и раскованное; их поступки, лишенные выгоды и расчета и их отношение к нам, взрослым — подражательное и копирующее любые наши действия и поступки.
Нас умиляют мысли детей — яркие и открытые; их поведение — свободное и раскованное; их поступки, лишенные выгоды и расчета и их отношение к нам, взрослым — подражательное и копирующее любые наши действия и поступки.
Нам приятно, что наши дети повторяют за нами, порой пародируют нас своей детской непосредственностью. Мы видим в них свое продолжение, без наших ошибок, но с нашим опытом.
Мы поощряем детей к развитию и самостоятельным поступкам, и лишь направляем их в правильное русло. Если ребенок желает нам помочь и, скажем, при этом разбивает нашу любимую чашку, роняет мобильник в ванную или раскрашивает своими каракулями свежепокрашенную стену — мы не злимся, не наказываем маленького человечка и не заставляем его покаяться в содеянном. То, что мы прощаем детям, мы не прощаем взрослым. Почему?
Ответ на этот вопрос вроде бы понятен. Ребенок не совершает это намеренно, он показывает свое отношение к нам через заботу, внимание, подражание, и мы, понимая это, не относимся к нему соразмерно тому вреду, что он нам при этом причинил. Мы принимаем во внимание именно его намерение и отношение — это для нас важнее той потери, что мы понесли, лишившись в результате таких действий любимой для нас вещи. То есть отношение перевешивает потерю, намерение становится важнее утраты. Но это почему-то происходит лишь в отношении детей. Мы, по сути, делаем им скидку на возраст. По мере взросления, их отношение к нам, нами воспринимается все менее значительным, а вред все более значимым. Мы привыкаем к тому, что ребенок к нам относится искренне и начинаем его воспитывать уже исходя не из меры его отношения к нам, а из меры пользы и вреда для нас. Ребенок это ощущает и так же меняет к нам свое отношение — ведь это взаимный процесс. Через несколько лет, ощутив мир более сложным, ребенок становиться похож на нас. Он начинает оценивать поступки людей исходя не из отношения к нему, а из той же пользы и вреда или на уровне выгодно-невыгодно. Так ребенок становится взрослым. Так мы портим своих детей, не понимая при этом, почему они изменились.
Впрочем, если детям мы делаем скидку, то сверстникам такой скидки не положено вовсе. Мы изначально оцениваем взрослых людей не по отношению к нам, а по той выгоде, что можно из них извлечь, и наше отношение к ним строится на том же принципе: выгоден человек — отношение к нему от хорошего до подобострастного; не выгоден — отношение презрительное и уничижительное.
Отношение — вот что правит в этом мире: отношения на работе, с друзьями, сослуживцами, родными и близкими. Мы всю жизнь строим отношения друг с другом; от уровня отношений зависит наша карьера, материальное положение, семейное благополучие и успех в обществе.
Вот только то, детское отношение мы не желаем даже вспоминать, и виним в этом мир, мол, с таким отношением в этом мире не выжить — заклюют, обойдут, унизят и заклеймят в инфантилизме. Мол, мир жесток и то отношение, что нас умиляло и радовало, нас убивает и разрушает, и это правда. Людей с детским взглядом на жизнь мы презираем, высмеиваем, клеймим позором и крутим пальцем у виска -человек остался в детстве, его стоит пожалеть. При этом вспоминаем классиков и незабвенного «Идиота» Достоевского – мол, чем закончил, помните?!
Но если честно, кто бы не хотел вспомнить те отношения, что были между нами в детстве, когда наши внутренние побуждения ценились больше, чем любые наши проступки, и любили нас не за проделанную работу, а за стремление ее проделать; когда уважали нас не за то, что мы вскопали грядку своими маленькими ручками, а за то, что проявили желание к этому, когда ценили не оценки в дневнике, а сами знания.
Что же изменилось? Почему это светлое и доброе в себе мы сами отринули и променяли на мир, где отношения становятся расчетливыми и злобными?
Мы живем в несовершенном мире, который сами построили. Мы разрушили тот мир, в котором нам было комфортно и легко. Мы променяли мир Непосредственности на мир Выгоды. Это сделали мы и пожинаем плоды рук наших. Но мы же и ощущаем, что это неправильно, что так жить нельзя и когда-то мы, в детстве жили по другому ,и стоит то ощущение и то отношение перенести сюда и реконструировать его здесь и сейчас. Мы можем это, мы помним как это, мы хотим этого, и нам мешает лишь страх показаться искренними.
Будущий мир будет миром других отношений, миром ценностей, чувственных и возвышенных желаний; и построим ли мы его — зависит только от нас!
Вячеслав Люстик
Мы поощряем детей к развитию и самостоятельным поступкам, и лишь направляем их в правильное русло. Если ребенок желает нам помочь и, скажем, при этом разбивает нашу любимую чашку, роняет мобильник в ванную или раскрашивает своими каракулями свежепокрашенную стену — мы не злимся, не наказываем маленького человечка и не заставляем его покаяться в содеянном. То, что мы прощаем детям, мы не прощаем взрослым. Почему?
Ответ на этот вопрос вроде бы понятен. Ребенок не совершает это намеренно, он показывает свое отношение к нам через заботу, внимание, подражание, и мы, понимая это, не относимся к нему соразмерно тому вреду, что он нам при этом причинил. Мы принимаем во внимание именно его намерение и отношение — это для нас важнее той потери, что мы понесли, лишившись в результате таких действий любимой для нас вещи. То есть отношение перевешивает потерю, намерение становится важнее утраты. Но это почему-то происходит лишь в отношении детей. Мы, по сути, делаем им скидку на возраст. По мере взросления, их отношение к нам, нами воспринимается все менее значительным, а вред все более значимым. Мы привыкаем к тому, что ребенок к нам относится искренне и начинаем его воспитывать уже исходя не из меры его отношения к нам, а из меры пользы и вреда для нас. Ребенок это ощущает и так же меняет к нам свое отношение — ведь это взаимный процесс. Через несколько лет, ощутив мир более сложным, ребенок становиться похож на нас. Он начинает оценивать поступки людей исходя не из отношения к нему, а из той же пользы и вреда или на уровне выгодно-невыгодно. Так ребенок становится взрослым. Так мы портим своих детей, не понимая при этом, почему они изменились.
Впрочем, если детям мы делаем скидку, то сверстникам такой скидки не положено вовсе. Мы изначально оцениваем взрослых людей не по отношению к нам, а по той выгоде, что можно из них извлечь, и наше отношение к ним строится на том же принципе: выгоден человек — отношение к нему от хорошего до подобострастного; не выгоден — отношение презрительное и уничижительное.
Отношение — вот что правит в этом мире: отношения на работе, с друзьями, сослуживцами, родными и близкими. Мы всю жизнь строим отношения друг с другом; от уровня отношений зависит наша карьера, материальное положение, семейное благополучие и успех в обществе.
Вот только то, детское отношение мы не желаем даже вспоминать, и виним в этом мир, мол, с таким отношением в этом мире не выжить — заклюют, обойдут, унизят и заклеймят в инфантилизме. Мол, мир жесток и то отношение, что нас умиляло и радовало, нас убивает и разрушает, и это правда. Людей с детским взглядом на жизнь мы презираем, высмеиваем, клеймим позором и крутим пальцем у виска -человек остался в детстве, его стоит пожалеть. При этом вспоминаем классиков и незабвенного «Идиота» Достоевского – мол, чем закончил, помните?!
Но если честно, кто бы не хотел вспомнить те отношения, что были между нами в детстве, когда наши внутренние побуждения ценились больше, чем любые наши проступки, и любили нас не за проделанную работу, а за стремление ее проделать; когда уважали нас не за то, что мы вскопали грядку своими маленькими ручками, а за то, что проявили желание к этому, когда ценили не оценки в дневнике, а сами знания.
Что же изменилось? Почему это светлое и доброе в себе мы сами отринули и променяли на мир, где отношения становятся расчетливыми и злобными?
Мы живем в несовершенном мире, который сами построили. Мы разрушили тот мир, в котором нам было комфортно и легко. Мы променяли мир Непосредственности на мир Выгоды. Это сделали мы и пожинаем плоды рук наших. Но мы же и ощущаем, что это неправильно, что так жить нельзя и когда-то мы, в детстве жили по другому ,и стоит то ощущение и то отношение перенести сюда и реконструировать его здесь и сейчас. Мы можем это, мы помним как это, мы хотим этого, и нам мешает лишь страх показаться искренними.
Будущий мир будет миром других отношений, миром ценностей, чувственных и возвышенных желаний; и построим ли мы его — зависит только от нас!
Вячеслав Люстик
Обсуждения Отношение друг к другу, как состояние мира будущего