В последнее время появилось огромное количество запросов о дистанционном (заочном) консультировании. Темами таких консультаций могут быть любые вопросы, которые могут задавать консультирующиеся, психологам. Некоторым людям намного легче общаться на расстоянии, чем при личной встрече с психологом.
Очень помогает привычная домашняя обстановка. К тому же, люди, могут получить консультацию именно у того психолога, который им более всего импонирует, например просмотрев уже имеющиеся консультации данного психолога которые опубликованы в свободном доступе на сайте.
Другим бесспорным преимуществом онлайн (заочной) консультации является анонимность клиента. При этом легче раскрыться, довериться психологу. Кроме того, многим людям проще излагать свои мысли в письменной форме. Они описывают свои проблемы и отвечают на вопросы психолога искренне, обстоятельно, вдумчиво, и поэтому подобные беседы дают чаще всего отличные результаты.
Трудности в общении, резкое падение мотивации к учебе, родительско-детские конфликты и разногласия, поиск своего места в жизни и своего предназначения, тяжесть расставания и утраты, страхи, неврозы, депрессии, панические атаки, навязчивости и другие психологические проблемы. Не думайте, что психолог нужен "больным", "больным" нужен психиатр. Не доводите свою душевную жизнь до расстройства. Помните, лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра – шутка!
Психотерапия это не то, что вы думаете. Это не лечение физической болезни. Это не руководство со стороны мудрого советника. Это не совместные переживания добрых друзей. Это не приобретение эзотерических знаний. Это не демонстрация человеку его ошибок. Это не новая религия. Психотерапия это не то, что вы думаете. Она о том, как вы думаете. Она привлекает внимание к незаметному притворству в том, как вы думаете. Она отличает то, о чем вы думаете от того, как вы это думаете. Ее не столько интересует поиск причин, объясняющих то, что вы делаете, сколько значение, которое для вас имеет то, что вы делаете. Психотерапия занимается тем, как вы думаете. Тем, как вы живете со своими чувствами, вашим подходом к взаимоотношениям с людьми, имеющими для вас значение. Она о том, к чему вы стремитесь в своей жизни и как, сами того не желая, вы усложняете ее ради достижения этих целей. Она помогает увидеть, что изменения, к которым вы стремитесь, уже существуют внутри вас в скрытом виде. Она дает возможность увидеть и принять отблеск чего-то непреходящего, является вашей сущностью.
Что такое педологическое консультирование. Определение психологического консультирования. Роли психолога-консультанта и клиента в психологическом консультировании. Ориентация консультанта на самостоятельность клиента. Обязательная необходимость одинаково уважительного отношения психолога-консультанта к любому консультирующемуся и оказание помощи любому, кто заказывает психологическую консультацию.
Основные этапы психологического консультирования. Первый, подготовительный, этап психологического консультирования, его особенности. Специфика второго, настроечного, этапа психологического консультирования. Третий, диагностический, этап психологического консультирования. Четвертый, заключительный, этап психологического консультирования. Пятый, контрольный, этап психологического консультирования. Все указанные этапы должны укладываться в одном заочном заказном или не заказном консультировании, в случае, с достаточно опытным психологом – консультантом, в письме – ответе консультирующемуся. Либо «первая корректирующая консультация», с последующими переписками клиента и психолога, или посредством нескольких заказных консультаций, клиентом.
Начало письменной (заочной) беседы с консультирующимся. Формы фразеологического – письменного этикета, которые полезно знать и уметь применять психологу-консультанту в начале заочного общения с клиентом (приветствие, обращение с вопросами, выражение радости от встречи, соответственно в письменной форме, удовольствия от беседы, всё это должно быть выражено в текстовом виде, определённым образом психологом). Приемы, помогающие психологу-консультанту снять излишнюю напряженность у консультирующегося в процессе прочтения им заочных ответов психолога.
Вовсе не достаточно при консультировании ограничиваться несколькими яркими фразами репликами консультирующемуся и оканчивать на этом заочный письменный ответ. В подавляющем большинстве случаев, консультирующемуся требуется, необходимо, читать ответ психолога в продолжительной с ним, форме письменного общения. Как правило, и это достаточно часто, при прочтении нескольких вариантов советов и ответов, в одном отдельно взятом письменном заочном ответе, консультирующий полностью или несколько успокаивается, так как понимает что у него есть выбор вариантов, которыми он может воспользоваться. Происходит если не полное, то хотя бы частичное снятие психологического напряжения у консультируемого.
Техника, применяемая при интерпретации исповеди в письме консультирующегося. Обдумывание психологом-консультантом своих выводов о проблеме, и о путях ее решения по окончании прочтения письменной исповеди. Недопустимость противоречий в тех фактах, из которых могут следовать определенные выводы психолога-консультанта о проблеме. Понятие односторонней интерпретации исповеди, ошибки, к которым приводит односторонняя интерпретация психологом письма – исповеди консультирующегося. Необходимость комплексного теоретического подхода психолога-консультанта к психологической интерпретации фактов, сообщенных ему консультирующимся в его письме.
Действия консультанта при даче консультирующемуся советов и рекомендаций. Правила, которых психологу-консультанту следует придерживаться, предлагая консультирующемуся свои выводы и практические рекомендации. Необходимость выработки нескольких различных рекомендаций, по решению его проблемы. Индивидуальные особенности, важность их учета при формулировании практических советов и рекомендаций. Но здесь как раз есть и недостаток при заочном консультировании. Консультирующийся, в принципе пишет только о проблеме, а не о своих личных качествах. Поэтому, здесь должно быть, максимально скрупулезное проведение психодиагностики личности, в ходе углублённого прочтения письма психологом. Роль забывчивости – повторов одного и того же в тексте, описок и других непроизвольных письменных ошибок в психодиагностике личности консультируемого.
Письменный диалог консультирующегося, как прямое отражение его психического состояния и отношения к людям. Предварительная оценка психологом-консультантом всех достоинств и недостатков предлагаемых консультирующемуся, практических рекомендаций, что бы человек имел возможность выбора предложенных ответов в письме психолога, и сам принимал самостоятельное решение. Представление психологом-консультантом человеку дополнительных, корректировочных советов и рекомендаций, как при повторном заказе консультации тому психологу, который отвечал, так и обращение по внутренней почте консультируемого к этому психологу.
Способы определения психологом-консультантом того, что человек все верно понял и собирается правильно действовать, выполняя полученные рекомендации. Посредством переписок, можно определять, насколько правильно собирается действовать или действует клиент соответственно осуществлять корректирующие действия.
Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения. Понятие о технических ошибках в психологическом консультировании. Основные виды технических ошибок, допускаемых в процессе консультирования. Ошибки, связанные с неверным умозаключением психолога-консультанта о проблеме. Ошибки, касающиеся неточных рекомендаций, даваемых психологом-консультантом по решению его проблемы. Ошибки, обусловленные неправильными действиями консультирующегося при выполнении им рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Правила проведения психологического консультирования, предупреждающие и устраняющие технические ошибки.
Основные вопросы семейного консультирования. Проблемы и вопросы, которые чаще всего обсуждаются в практике семейного консультирования. Взаимоотношения с будущим супругом. Люди, которые чаще всего обращаются за помощью к психологу-консультанту в связи с данной проблемой, и типичные случаи такой проблемы. Ситуация, возникающая в общении психолога-консультанта и клиента в начале консультирования на данную тему. Первые вопросы психолога клиенту при проведении консультирования по проблеме взаимоотношений клиента со своим будущим супругом. Шаги, которые далее следует предпринять в процессе консультирования на данную тему. Следует заметить что, в заочной консультации как правило обращается один из супругов и почти нет возможности пригласить второго супруга на заочное консультирование. Здесь психологу – консультанту крайне важно, принципиально исследовать письмо, текст письма, (писем), не торопится с выводами, как упоминалось, можно продолжить диалог уже по электронной почте.
Категорией не навязчивых вопросов клиенту и получения ответов о взаимоотношениях между супругами в сложившейся семье. Взаимоотношения между супругами в начальный период становления семьи. Типичные проблемы, по поводу которых члены молодой семьи могут обращаться в психологическую консультацию. Частные вопросы, связанные с решением каждой из этих проблем. Возможные причины возникновения подобных проблем и вопросов в семейных взаимоотношениях. Несовместимость характеров супругов как одна из основных причин трудностей в семейных взаимоотношениях. Несовместимость привычек, поступков, взглядов супругов, формы выражения несовместимости во внутрисемейных отношениях. Взаимосвязь внутрисемейных проблем, необходимость их комплексной диагностики и совместного решения. Главные и второстепенные вопросы внутрисемейной жизни. Действия, которые следует предпринять психологу-консультанту и клиенту, если главной проблемой неурегулированности внутрисемейных отношений является отсутствие взаимопонимания между супругами.
Умение психолога вникать в тексты письма как говорят «читать между строк». Основные шаги по выработке у клиента умения правильно вести дискуссию, доказывать супругу свою правоту. Признаки и последствия недопонимания одним супругом другого, способы преодоления трудностей на пути к достижению согласия между супругами. Пути практического решения проблемы психологической несовместимости характеров супругов. Обстоятельства, которые надо принимать во внимание, пытаясь как-то повлиять на характер другого человека. Помощь, которую один супруг может оказать другому в изменении его характера. Способы решения проблемы несовместимости привычек, поступков и действий супругов. Шаги, которые следует предпринять при расхождении супругов во взглядах.
Взаимоотношения супругов с их родителями. Разновидности и особенности взаимоотношений супругов с их родителями. Типичные проблемы, возникающие в этих взаимоотношениях, варианты конфликтов супругов со своими родителями. Частные внутрисемейные проблемы, касающиеся личных взаимоотношений одного из супругов с родителями другого. Общие рекомендации, которые психолог может дать клиенту, вовлеченному во внутрисемейные конфликты. Способы решения проблемы неудовлетворенности так называемыми патриархальными отношениями в семье.
Действия, предпринимаемые психологом-консультантом в случае ревнивого отношения отца дочери к ее мужу. Решение внутрисемейной проблемы в том случае, если оба родителя обвиняют свою дочь в возникновении проблем в ее взаимоотношениях с мужем. Конфликт – разногласие между родителями в их отношении к поведению своего сына в его собственной семье, пути решения этой внутрисемейной проблемы. Ситуация, при которой в конфликте сына с невесткой его мать и отец занимают прямо противоположные позиции. Способы разрешения этой конфликтной ситуации. Конфликты типа «свекровь – невестка», «теща – зять», способы их разрешения. Действия конфликтующих сторон в случае разногласия между родителями сына и невестки, вызванного тем, что невестка или ее родственники не очень хорошо относятся к сыну. Решение внутрисемейного конфликта, возникшего между отцом, матерью, дочерью, с одной стороны, и мужем дочери, с другой, когда неправильную позицию в конфликте занимает только отец или только мать. Пути разрешения конфликтной ситуации, в которой дочери (сыну) фактически противостоят оба ее (его) родителя. Решение межличностного конфликта, возникшего между родителями и дочерью в том случае, если дочь защищает своего мужа перед своими родителями. Пути разрешения конфликта между матерью и дочерью, если мать считает, что в семье дочери не все благополучно, а дочь и ее муж придерживаются прямо противоположной позиции (отец дочери в этом конфликте играет нейтральную роль).
Пути выхода из межсемейного конфликта между родительской и молодой семьей. Ведение консультирования в случае конфликта между родителями и молодыми супругами по поводу состояния дел в молодой семье. Типы внутрисемейных конфликтов, возникающих между родителями одного из супругов и другим супругом, способы разрешения таких конфликтов в следующих частных жизненных ситуациях: а) конфликт молодой жены с матерью мужа (муж поддерживает жену, а отец занимает нейтральную позицию; отец и сын поддерживают невестку); б) муж поддерживает жену, но оба родителя мужа настроены против нее; в) все члены семьи (муж и его родители) настроены против невестки. Здесь заметим, неудобства заочной онлан-консультации может проявляться например, если внутрисемейные отношения зашли слишком далеко и клиент прервал переписку. Ну что ж, в этом случае следует учитывать что клиент возобновит переписку или будет время от времени писать на почту психологу-консультанту. И здесь задача психолога довольно сложная, в плане «удержания» клиента в переписке, а так же собственные мотивации психолога, о работе с таким клиентом. Потому как регулярность или периодичность переписки может зависеть и часто зависит от происходящей ситуации в которой находится клиент.
Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста.
Типичные конфликты между родителями и подростками, их причины, способы предупреждения и устранения. Программа проведения консультирования по данной проблеме. Пути разрешения возрастного подросткового конфликта. Неадекватное социальное поведение подростков, психологический анализ такого поведения и практические рекомендации по его коррекции. Вопросы, на которые необходимо искать ответ прежде, чем приступать к решению данной проблемы. Типичные рекомендации психолога-консультанта клиенту в этой ситуации. Нежелание подростка общаться со своими родителями, делиться с ними своими мыслями и переживаниями, рассказывать о том, что с ними происходит. Основные знания по психологии подростков, которые должны иметь родители. Практические действия, направленные на устранение отчуждения подростка от его родителей. Расхождения в представлениях родителей и подростков по поводу интеллектуального развития и подготовки к будущей жизни, пути ликвидации подобных разногласий.
Консультирование родителей юношей и девушек. Типичные случаи и ситуации обращения в заочную консультацию сайтов, родителей старшеклассников, а также самих юношей и девушек. Основные причины плохих взаимоотношений между старшеклассниками и их родителями. Способы устранения этих причин и установления нормальных взаимоотношений между родителями и взрослыми детьми. Недовольство родителей тем, как их дети выбирают себе друзей. Рекомендации, которые психолог-консультант может дать родителям по этому поводу. Расхождения между родителями и детьми из-за выбора ребенком будущей профессии. Пути достижения между ними согласия в этом вопросе. Конфликт между разведенной матерью (отцом) и взрослым ребенком из-за того, что в семье появился новый мужчина (новая женщина). Психологический анализ этой конфликтной ситуации и способы ее разрешения. Нормализация взаимоотношений между взрослыми детьми от разных родителей в одной и той же семье.
Неудачи личного характера. Общее понятие о личных жизненных неудачах человека. Относительность оценки жизненных событий как неудач, необходимость индивидуального подхода к каждому такому случаю. Типичные жизненные неудачи личного характера. Неудачи в совершенствовании способностей. Действия психолога-консультанта в случае заочной - письменной жалобы клиента на недостаточное развитие его способностей. Вопросы, которые психологу следует написать клиенту на его электронную почту, после первой «корректирующей официальной» консультации консультирующемуся, на этапе психодиагностики его проблемы. Процедура проведения консультирования по данной проблеме. Факты, которые консультанту следует сообщить клиенту, особенно озабоченному развитием способностей у его детей. Условия успешного формирования способностей у детей.
Неудачи в развитии потребностей и интересов. Первые практические шаги в консультировании по данной проблеме. Факты, которые необходимо знать и использовать в консультировании, направленном на формирование и развитие у человека новых потребностей и интересов. План и этапы проведения такого консультирования. Особенности следующих этапов консультирования по данной проблеме: диагностика имеющихся и установление значимости новых для клиента интересов и потребностей; определение взаимосвязи старых и вновь формируемых у клиента интересов и потребностей; включение клиента в новые для него виды деятельности, способствующие развитию интересов и потребностей; поиск и практическое использование дополнительных стимулов, способствующих ускоренному формированию новых потребностей и интересов. Напомним, всё это, при заочной консультации, определяется посредством переписок клиента и психолога.
Неудачи в изменении эмоций и чувств. Дефицит эмоциональной экспрессии и недостаточная эмоциональная лабильность человека. Типичные жалобы клиентов на проблемы эмоционального характера. Примеры неадекватных эмоциональных реакций и импульсивного поведения человека. Поведение, при котором эмоции отчетливо преобладают над разумом. Рекомендации, которые психолог-консультант может дать клиенту в разных случаях эмоциональных нарушений.
Неудачи в коррекции темперамента и характера. Причины, в силу которых трудно корректировать недостатки в темпераменте и характере человека. Особенности начала консультирования по этой проблеме. Как правило, это уже упоминалось, человек может несколько раз заказывать консультацию, по практически одному и тому же вопросу. Возможность ошибочной оценки клиентом своей проблемы, необходимость ее уточнения и проведения в связи с этим психодиагностики. Меры, которые следует предпринять психологу-консультанту для уточнения проблемы клиента. Возможные причины неудач клиента в коррекции своего темперамента и характера. Свойства темперамента и черты характера человека как его недостатки и достоинства. Нежелательность полного исключения определенных свойств темперамента и черт характера человека. Способы доказательства клиенту, что в его темпераменте и характере под влиянием консультирования происходят существенные перемены. Неудачи в избавлении от комплексов. Причины устойчивости комплексов у человека, трудности в избавлении от них. Аргументы, которыми может воспользоваться психолог-консультант, убеждая клиента в необходимости избавляться от переживаний по поводу своих недостатков.
Признаки, по которым можно судить о наличии комплексов, его статуса, его личности, у клиента, в его письменной форме, по характеристикам, его фразеологических формулировок, «интеллектуальное, логистическое, междустрочное» прочтение письма, психологом – консультантом.
Виды комплексов, которые чаще всего встречаются в практике психологического консультирования. Работа психолога-консультанта с клиентом при наличии у него разного рода комплексов. Рекомендации клиенту в случае обнаружения у него того или иного комплекса. Практическая работа по преодолению комплекса вины. Здесь как упоминалось, может возникнуть переписка клиента и психолога, разной длительности в зависимости от разрешения и решения проблем. Пути устранения комплекса враждебности. Способы ликвидации комплекса защиты. Коррекция комплекса неполноценности. Избавление клиента от комплекса превосходства. Агрессивность как проблема психологического консультирования, связанная с комплексами. Внутренние и внешние детерминанты агрессивности человека. Шаги, направленные на уменьшение агрессивных тенденций человека.
Особенности психологического консультирования при наличии у клиента склонности к защитным реакциям. Условия избавления клиента от защитного комплекса. Вопросы в письменной форме в процессе переписки, при помощи которых можно прояснить ситуацию и выяснить причины защитных реакций клиента. Процедура проведения консультирования по поводу комплекса вины. Вопросы, которые можно написать клиенту после получения им от психолога, «первого официального корректирующего консультирования» по этой проблеме.
Дальнейшие действия психолога-консультанта по практическому избавлению клиента от чувства вины, могут быть как посредством заказов консультаций клиентом, своему или нескольким психологам, на усмотрение клиента, «особенности заочного письменного консультирования», так и индивидуальная переписка клиента с психологом который по заказу давал консультацию ему.
Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми. Причины неудач в установлении клиентом хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми. Вопросы, с помощью которых психолог-консультант может выяснить причины неудач клиента в поддержании хороших взаимоотношений с людьми. Рекомендации психолога-консультанта клиенту при различных причинах его неудач в установлении хороших взаимоотношений с людьми.
Психогенные заболевания. Понятие о психогенных заболеваниях. Психологические причины, из-за которых чаще всего обращаются в психологическую консультацию при недомоганиях. Здесь при заочном письменном консультировании, психолог – консультант должен быть осмотрителен и точен в своих консультациях. Часто человек который обращается к такой форме консультирования и не подозревает что ему необходимо обратится к обычному лечащему врачу, который определит заболевания на физиологическом уровне, которые влияют на психоэмоциональное состояние человека, и последний полагает что он не болен но у него просто проблемы на психологическом эмоциональном уровне. Необходимость знания психологом-консультантом предыстории заболевания клиента и попыток его лечения, как упоминалось посредством переписки в вопросах и ответах. Однако лучшим будет, при определении психологом именно такого «психогенного» клиента, порекомендовать ему, посетить своего лечащего врача, например; врача - терапевта, врача – невролога, врача – невропатолога, и др. Выделение и анализ симптомов, в которых проявляется психогенное недомогание клиента. Типичные случаи психологического консультирования по проблемам психогенных заболеваний. Действия психолога-консультанта в каждом из случаев, описанных выше.
К этой категории клиентов можно отнести психогенные сердечные недомогания. Первые практические действия психолога-консультанта при обращении к нему клиента с жалобой на боли в области сердца. Причины, по которым консультант должен обязательно выяснить предысторию сердечного заболевания клиента, либо направить к врачу. Анализ того, как сам клиент пытался решать свою проблему. Типичные случаи и связанные с ними способы практического решения проблемы устранения причин психогенных сердечных заболеваний клиента.
Изменчивость настроения клиента. Причины неожиданного и непредсказуемого изменения настроения человека, отрицательные последствия такого изменения. Теория когнитивного диссонанса и объяснение дискомфорта при изменчивости настроений человека. Консультирование в том случае, если непредсказуемая смена настроения вызывает у клиента состояние подавленности, но сам он не признает существования у себя этой проблемы. Признаки, по которым можно определенно судить о наличии у клиента такой проблемы.
Депрессивные состояния. Депрессия, ее причины, признаки и последствия. Условия, при которых клиент может рассчитывать на помощь консультанта в избавлении от депрессивных состояний. Практическое выявление причин депрессии. Вопросы, которые в этой связи психолог-консультант может задать клиенту. Последующие шаги в практике консультирования по данному поводу. Учет психологом-консультантом индивидуальных особенностей клиента – посредством переписок. Действия психолога-консультанта по отношению к клиентам с разными индивидуальными особенностями при избавлении их от депрессивных состояний.
Снижение работоспособности. Физиологические причины снижения работоспособности человека. Рекомендации психолога-консультанта в случае повышенной утомляемости клиента от длительной и напряженной работы. Усиление мотивации деятельности клиента как средство повышение его работоспособности. Специальная формула для практического определения уровня мотивации человека. План конкретной работы с клиентом, направленной на усиление его мотивации. Устранение причин снижения работоспособности, связанных с тяжелыми эмоциональными переживаниями, не относящимися непосредственно к содержанию выполняемой деятельности. Условия и вопросы, при помощи которых можно установить эти причины.
Бессонница как психогенная проблема человека. Индивидуальность отношения людей к своей бессоннице, разные способы реагирования людей на нее. Практическое решение проблемы бессонницы в том случае, если ею страдает мнительный человек. Общие советы, которые можно дать разным людям для решения проблемы бессонницы.
Эмоциональные расстройства. Роль эмоций в жизни человека. Оптимальный уровень эмоциональности человека, его признаки. Типичные эмоциональные проблемы человека, требующие проведения психологического консультирования. Сведения об эмоциях, необходимые клиенту для того, чтобы научиться управлять ими. Практические действия психолога-консультанта в том случае, если клиент сам не в состоянии контролировать свои эмоции. Первые и последующие шаги в консультировании, направленные на решение проблемы контроля клиентом собственных эмоциональных состояний. Причины безразличного отношения человека к происходящему и способы их устранения. Здесь свои особенности заочного психологического консультирования – часто в связи со своим состоянием, клиент перестаёт на время или прекращает переписки с психологом, задача для психолога ещё в таких случаях, стараться «поддерживать» переписки с клиентом.
Руководство личными отношениями людей. Взаимосвязь проблем, возникающих в сфере личных и деловых взаимоотношений, типичные ситуации, в которых возникают такие проблемы. Трудности установления нормальных отношений между руководителем и подчиненными в случае, если руководитель имеет серьезные недостатки характера, но не осознает их, не признает или не в состоянии от них избавиться. Пути практического решения этой проблемы в разных случаях жизни. Трудности налаживания хороших отношений между руководителем и подчиненными при недостатках в характерах подчиненных. Программа проведения консультирования, уже говорилось, при заочном консультировании, посредством переписок, и способы решения данной проблемы. Труднообъяснимые антипатии во взаимоотношениях между руководителем и подчиненным. Анализ этой проблемы, стратегия психологического консультирования и практическое решение.
Недоброжелательное отношение самих подчиненных к своему руководителю, его возможные причины. Проведение консультирования, а возможно и нескольких заказных консультаций и практические рекомендации, которые психолог может в этом случае предложить руководителю в почтовой электронной переписке. Неустановившиеся (неопределенные) отношения между руководителем и подчиненными, когда руководитель не знает, как лучше и правильнее себя вести. Возможные практические рекомендации психолога-консультанта в этом случае. Руководство деловыми отношениями людей. Понятие о деловых отношениях. Основные вопросы, связанные с психологическим консультированием по проблеме деловых отношений. Рациональное (оптимальное) распределение между людьми деловых обязанностей, факторы, которые необходимо знать и учитывать в практическом решении данного вопроса. Координация взаимодействия людей в совместной работе, обеспечивающая ее эффективность.
Практическое решение проблемы предоставления руководителем самостоятельности подчиненным. Оптимизация контроля со стороны руководителя за деятельностью подчиненных. Выбор руководителем средств и форм контроля деятельности подчиненных. Оценивание руководителем работы подчиненных, применение им поощрений и наказаний. Принятие и реализация руководителем решений по личным вопросам подчиненных. Понятие о личных делах и вопросах подчиненных. Право и обязанность руководителя решать такие вопросы. Способы рассмотрения и решения руководителем личных вопросов своих подчиненных. Общие рекомендации, которые психолог-консультант может дать руководителю, решающему личные вопросы подчиненных. Принятие и реализация решений по рабочим делам.
Основные рекомендации психолога-консультанта руководителю по принятию оптимальных деловых решений. Необходимость срочности в принятии и реализации деловых решений. Возможность текущей коррекции уже принятого руководителем решения без ущерба для дела. Вопросы, на которые руководитель должен иметь четкие ответы, принимая и реализуя свои решения. Особенности проведения психологического консультирования по данной проблеме. Обращение к людям с просьбами и правильное реагирование на просьбы. Факторы, которые следует знать и учитывать человеку, обращающемуся с просьбами или же реагирующему на них. Формы речевого этикета, используемые при обращении к людям с просьбами, при реагировании на просьбы, а также при выражении благодарности за выполненную просьбу.
Умение убеждать людей. Индивидуальные особенности клиентов, которые чаще всего жалуются на отсутствие такого умения. Вопросы для диагностики умения клиента убеждать людей и выводы, которые психолог-консультант может сделать из ответов клиента на эти вопросы. Процедура проведения психологического консультирования по данной проблеме. Типичные рекомендации психолога-консультанта клиенту по совершенствованию умения убеждать людей с учетом полученных от клиента ответов на психодиагностические вопросы.
Всё выше обозначенное, предполагает работу психолога – консультанта в режиме «онлайн – консультация», заочная консультация, посредством «первой корректирующей консультации» как относительно общий ответ психолога на вопрос заказавшего консультацию. Как уже говорилось, дальнейшая работа консультанта – психолога с клиентом может продолжится посредством, либо последующими заказами консультаций одному или нескольким психологам, а так же посредством переписки по электронной почте, до достижения приемлемых результатов.
Другим бесспорным преимуществом онлайн (заочной) консультации является анонимность клиента. При этом легче раскрыться, довериться психологу. Кроме того, многим людям проще излагать свои мысли в письменной форме. Они описывают свои проблемы и отвечают на вопросы психолога искренне, обстоятельно, вдумчиво, и поэтому подобные беседы дают чаще всего отличные результаты.
Трудности в общении, резкое падение мотивации к учебе, родительско-детские конфликты и разногласия, поиск своего места в жизни и своего предназначения, тяжесть расставания и утраты, страхи, неврозы, депрессии, панические атаки, навязчивости и другие психологические проблемы. Не думайте, что психолог нужен "больным", "больным" нужен психиатр. Не доводите свою душевную жизнь до расстройства. Помните, лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра – шутка!
Психотерапия это не то, что вы думаете. Это не лечение физической болезни. Это не руководство со стороны мудрого советника. Это не совместные переживания добрых друзей. Это не приобретение эзотерических знаний. Это не демонстрация человеку его ошибок. Это не новая религия. Психотерапия это не то, что вы думаете. Она о том, как вы думаете. Она привлекает внимание к незаметному притворству в том, как вы думаете. Она отличает то, о чем вы думаете от того, как вы это думаете. Ее не столько интересует поиск причин, объясняющих то, что вы делаете, сколько значение, которое для вас имеет то, что вы делаете. Психотерапия занимается тем, как вы думаете. Тем, как вы живете со своими чувствами, вашим подходом к взаимоотношениям с людьми, имеющими для вас значение. Она о том, к чему вы стремитесь в своей жизни и как, сами того не желая, вы усложняете ее ради достижения этих целей. Она помогает увидеть, что изменения, к которым вы стремитесь, уже существуют внутри вас в скрытом виде. Она дает возможность увидеть и принять отблеск чего-то непреходящего, является вашей сущностью.
Что такое педологическое консультирование. Определение психологического консультирования. Роли психолога-консультанта и клиента в психологическом консультировании. Ориентация консультанта на самостоятельность клиента. Обязательная необходимость одинаково уважительного отношения психолога-консультанта к любому консультирующемуся и оказание помощи любому, кто заказывает психологическую консультацию.
Основные этапы психологического консультирования. Первый, подготовительный, этап психологического консультирования, его особенности. Специфика второго, настроечного, этапа психологического консультирования. Третий, диагностический, этап психологического консультирования. Четвертый, заключительный, этап психологического консультирования. Пятый, контрольный, этап психологического консультирования. Все указанные этапы должны укладываться в одном заочном заказном или не заказном консультировании, в случае, с достаточно опытным психологом – консультантом, в письме – ответе консультирующемуся. Либо «первая корректирующая консультация», с последующими переписками клиента и психолога, или посредством нескольких заказных консультаций, клиентом.
Начало письменной (заочной) беседы с консультирующимся. Формы фразеологического – письменного этикета, которые полезно знать и уметь применять психологу-консультанту в начале заочного общения с клиентом (приветствие, обращение с вопросами, выражение радости от встречи, соответственно в письменной форме, удовольствия от беседы, всё это должно быть выражено в текстовом виде, определённым образом психологом). Приемы, помогающие психологу-консультанту снять излишнюю напряженность у консультирующегося в процессе прочтения им заочных ответов психолога.
Вовсе не достаточно при консультировании ограничиваться несколькими яркими фразами репликами консультирующемуся и оканчивать на этом заочный письменный ответ. В подавляющем большинстве случаев, консультирующемуся требуется, необходимо, читать ответ психолога в продолжительной с ним, форме письменного общения. Как правило, и это достаточно часто, при прочтении нескольких вариантов советов и ответов, в одном отдельно взятом письменном заочном ответе, консультирующий полностью или несколько успокаивается, так как понимает что у него есть выбор вариантов, которыми он может воспользоваться. Происходит если не полное, то хотя бы частичное снятие психологического напряжения у консультируемого.
Техника, применяемая при интерпретации исповеди в письме консультирующегося. Обдумывание психологом-консультантом своих выводов о проблеме, и о путях ее решения по окончании прочтения письменной исповеди. Недопустимость противоречий в тех фактах, из которых могут следовать определенные выводы психолога-консультанта о проблеме. Понятие односторонней интерпретации исповеди, ошибки, к которым приводит односторонняя интерпретация психологом письма – исповеди консультирующегося. Необходимость комплексного теоретического подхода психолога-консультанта к психологической интерпретации фактов, сообщенных ему консультирующимся в его письме.
Действия консультанта при даче консультирующемуся советов и рекомендаций. Правила, которых психологу-консультанту следует придерживаться, предлагая консультирующемуся свои выводы и практические рекомендации. Необходимость выработки нескольких различных рекомендаций, по решению его проблемы. Индивидуальные особенности, важность их учета при формулировании практических советов и рекомендаций. Но здесь как раз есть и недостаток при заочном консультировании. Консультирующийся, в принципе пишет только о проблеме, а не о своих личных качествах. Поэтому, здесь должно быть, максимально скрупулезное проведение психодиагностики личности, в ходе углублённого прочтения письма психологом. Роль забывчивости – повторов одного и того же в тексте, описок и других непроизвольных письменных ошибок в психодиагностике личности консультируемого.
Письменный диалог консультирующегося, как прямое отражение его психического состояния и отношения к людям. Предварительная оценка психологом-консультантом всех достоинств и недостатков предлагаемых консультирующемуся, практических рекомендаций, что бы человек имел возможность выбора предложенных ответов в письме психолога, и сам принимал самостоятельное решение. Представление психологом-консультантом человеку дополнительных, корректировочных советов и рекомендаций, как при повторном заказе консультации тому психологу, который отвечал, так и обращение по внутренней почте консультируемого к этому психологу.
Способы определения психологом-консультантом того, что человек все верно понял и собирается правильно действовать, выполняя полученные рекомендации. Посредством переписок, можно определять, насколько правильно собирается действовать или действует клиент соответственно осуществлять корректирующие действия.
Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения. Понятие о технических ошибках в психологическом консультировании. Основные виды технических ошибок, допускаемых в процессе консультирования. Ошибки, связанные с неверным умозаключением психолога-консультанта о проблеме. Ошибки, касающиеся неточных рекомендаций, даваемых психологом-консультантом по решению его проблемы. Ошибки, обусловленные неправильными действиями консультирующегося при выполнении им рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Правила проведения психологического консультирования, предупреждающие и устраняющие технические ошибки.
Основные вопросы семейного консультирования. Проблемы и вопросы, которые чаще всего обсуждаются в практике семейного консультирования. Взаимоотношения с будущим супругом. Люди, которые чаще всего обращаются за помощью к психологу-консультанту в связи с данной проблемой, и типичные случаи такой проблемы. Ситуация, возникающая в общении психолога-консультанта и клиента в начале консультирования на данную тему. Первые вопросы психолога клиенту при проведении консультирования по проблеме взаимоотношений клиента со своим будущим супругом. Шаги, которые далее следует предпринять в процессе консультирования на данную тему. Следует заметить что, в заочной консультации как правило обращается один из супругов и почти нет возможности пригласить второго супруга на заочное консультирование. Здесь психологу – консультанту крайне важно, принципиально исследовать письмо, текст письма, (писем), не торопится с выводами, как упоминалось, можно продолжить диалог уже по электронной почте.
Категорией не навязчивых вопросов клиенту и получения ответов о взаимоотношениях между супругами в сложившейся семье. Взаимоотношения между супругами в начальный период становления семьи. Типичные проблемы, по поводу которых члены молодой семьи могут обращаться в психологическую консультацию. Частные вопросы, связанные с решением каждой из этих проблем. Возможные причины возникновения подобных проблем и вопросов в семейных взаимоотношениях. Несовместимость характеров супругов как одна из основных причин трудностей в семейных взаимоотношениях. Несовместимость привычек, поступков, взглядов супругов, формы выражения несовместимости во внутрисемейных отношениях. Взаимосвязь внутрисемейных проблем, необходимость их комплексной диагностики и совместного решения. Главные и второстепенные вопросы внутрисемейной жизни. Действия, которые следует предпринять психологу-консультанту и клиенту, если главной проблемой неурегулированности внутрисемейных отношений является отсутствие взаимопонимания между супругами.
Умение психолога вникать в тексты письма как говорят «читать между строк». Основные шаги по выработке у клиента умения правильно вести дискуссию, доказывать супругу свою правоту. Признаки и последствия недопонимания одним супругом другого, способы преодоления трудностей на пути к достижению согласия между супругами. Пути практического решения проблемы психологической несовместимости характеров супругов. Обстоятельства, которые надо принимать во внимание, пытаясь как-то повлиять на характер другого человека. Помощь, которую один супруг может оказать другому в изменении его характера. Способы решения проблемы несовместимости привычек, поступков и действий супругов. Шаги, которые следует предпринять при расхождении супругов во взглядах.
Взаимоотношения супругов с их родителями. Разновидности и особенности взаимоотношений супругов с их родителями. Типичные проблемы, возникающие в этих взаимоотношениях, варианты конфликтов супругов со своими родителями. Частные внутрисемейные проблемы, касающиеся личных взаимоотношений одного из супругов с родителями другого. Общие рекомендации, которые психолог может дать клиенту, вовлеченному во внутрисемейные конфликты. Способы решения проблемы неудовлетворенности так называемыми патриархальными отношениями в семье.
Действия, предпринимаемые психологом-консультантом в случае ревнивого отношения отца дочери к ее мужу. Решение внутрисемейной проблемы в том случае, если оба родителя обвиняют свою дочь в возникновении проблем в ее взаимоотношениях с мужем. Конфликт – разногласие между родителями в их отношении к поведению своего сына в его собственной семье, пути решения этой внутрисемейной проблемы. Ситуация, при которой в конфликте сына с невесткой его мать и отец занимают прямо противоположные позиции. Способы разрешения этой конфликтной ситуации. Конфликты типа «свекровь – невестка», «теща – зять», способы их разрешения. Действия конфликтующих сторон в случае разногласия между родителями сына и невестки, вызванного тем, что невестка или ее родственники не очень хорошо относятся к сыну. Решение внутрисемейного конфликта, возникшего между отцом, матерью, дочерью, с одной стороны, и мужем дочери, с другой, когда неправильную позицию в конфликте занимает только отец или только мать. Пути разрешения конфликтной ситуации, в которой дочери (сыну) фактически противостоят оба ее (его) родителя. Решение межличностного конфликта, возникшего между родителями и дочерью в том случае, если дочь защищает своего мужа перед своими родителями. Пути разрешения конфликта между матерью и дочерью, если мать считает, что в семье дочери не все благополучно, а дочь и ее муж придерживаются прямо противоположной позиции (отец дочери в этом конфликте играет нейтральную роль).
Пути выхода из межсемейного конфликта между родительской и молодой семьей. Ведение консультирования в случае конфликта между родителями и молодыми супругами по поводу состояния дел в молодой семье. Типы внутрисемейных конфликтов, возникающих между родителями одного из супругов и другим супругом, способы разрешения таких конфликтов в следующих частных жизненных ситуациях: а) конфликт молодой жены с матерью мужа (муж поддерживает жену, а отец занимает нейтральную позицию; отец и сын поддерживают невестку); б) муж поддерживает жену, но оба родителя мужа настроены против нее; в) все члены семьи (муж и его родители) настроены против невестки. Здесь заметим, неудобства заочной онлан-консультации может проявляться например, если внутрисемейные отношения зашли слишком далеко и клиент прервал переписку. Ну что ж, в этом случае следует учитывать что клиент возобновит переписку или будет время от времени писать на почту психологу-консультанту. И здесь задача психолога довольно сложная, в плане «удержания» клиента в переписке, а так же собственные мотивации психолога, о работе с таким клиентом. Потому как регулярность или периодичность переписки может зависеть и часто зависит от происходящей ситуации в которой находится клиент.
Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста.
Типичные конфликты между родителями и подростками, их причины, способы предупреждения и устранения. Программа проведения консультирования по данной проблеме. Пути разрешения возрастного подросткового конфликта. Неадекватное социальное поведение подростков, психологический анализ такого поведения и практические рекомендации по его коррекции. Вопросы, на которые необходимо искать ответ прежде, чем приступать к решению данной проблемы. Типичные рекомендации психолога-консультанта клиенту в этой ситуации. Нежелание подростка общаться со своими родителями, делиться с ними своими мыслями и переживаниями, рассказывать о том, что с ними происходит. Основные знания по психологии подростков, которые должны иметь родители. Практические действия, направленные на устранение отчуждения подростка от его родителей. Расхождения в представлениях родителей и подростков по поводу интеллектуального развития и подготовки к будущей жизни, пути ликвидации подобных разногласий.
Консультирование родителей юношей и девушек. Типичные случаи и ситуации обращения в заочную консультацию сайтов, родителей старшеклассников, а также самих юношей и девушек. Основные причины плохих взаимоотношений между старшеклассниками и их родителями. Способы устранения этих причин и установления нормальных взаимоотношений между родителями и взрослыми детьми. Недовольство родителей тем, как их дети выбирают себе друзей. Рекомендации, которые психолог-консультант может дать родителям по этому поводу. Расхождения между родителями и детьми из-за выбора ребенком будущей профессии. Пути достижения между ними согласия в этом вопросе. Конфликт между разведенной матерью (отцом) и взрослым ребенком из-за того, что в семье появился новый мужчина (новая женщина). Психологический анализ этой конфликтной ситуации и способы ее разрешения. Нормализация взаимоотношений между взрослыми детьми от разных родителей в одной и той же семье.
Неудачи личного характера. Общее понятие о личных жизненных неудачах человека. Относительность оценки жизненных событий как неудач, необходимость индивидуального подхода к каждому такому случаю. Типичные жизненные неудачи личного характера. Неудачи в совершенствовании способностей. Действия психолога-консультанта в случае заочной - письменной жалобы клиента на недостаточное развитие его способностей. Вопросы, которые психологу следует написать клиенту на его электронную почту, после первой «корректирующей официальной» консультации консультирующемуся, на этапе психодиагностики его проблемы. Процедура проведения консультирования по данной проблеме. Факты, которые консультанту следует сообщить клиенту, особенно озабоченному развитием способностей у его детей. Условия успешного формирования способностей у детей.
Неудачи в развитии потребностей и интересов. Первые практические шаги в консультировании по данной проблеме. Факты, которые необходимо знать и использовать в консультировании, направленном на формирование и развитие у человека новых потребностей и интересов. План и этапы проведения такого консультирования. Особенности следующих этапов консультирования по данной проблеме: диагностика имеющихся и установление значимости новых для клиента интересов и потребностей; определение взаимосвязи старых и вновь формируемых у клиента интересов и потребностей; включение клиента в новые для него виды деятельности, способствующие развитию интересов и потребностей; поиск и практическое использование дополнительных стимулов, способствующих ускоренному формированию новых потребностей и интересов. Напомним, всё это, при заочной консультации, определяется посредством переписок клиента и психолога.
Неудачи в изменении эмоций и чувств. Дефицит эмоциональной экспрессии и недостаточная эмоциональная лабильность человека. Типичные жалобы клиентов на проблемы эмоционального характера. Примеры неадекватных эмоциональных реакций и импульсивного поведения человека. Поведение, при котором эмоции отчетливо преобладают над разумом. Рекомендации, которые психолог-консультант может дать клиенту в разных случаях эмоциональных нарушений.
Неудачи в коррекции темперамента и характера. Причины, в силу которых трудно корректировать недостатки в темпераменте и характере человека. Особенности начала консультирования по этой проблеме. Как правило, это уже упоминалось, человек может несколько раз заказывать консультацию, по практически одному и тому же вопросу. Возможность ошибочной оценки клиентом своей проблемы, необходимость ее уточнения и проведения в связи с этим психодиагностики. Меры, которые следует предпринять психологу-консультанту для уточнения проблемы клиента. Возможные причины неудач клиента в коррекции своего темперамента и характера. Свойства темперамента и черты характера человека как его недостатки и достоинства. Нежелательность полного исключения определенных свойств темперамента и черт характера человека. Способы доказательства клиенту, что в его темпераменте и характере под влиянием консультирования происходят существенные перемены. Неудачи в избавлении от комплексов. Причины устойчивости комплексов у человека, трудности в избавлении от них. Аргументы, которыми может воспользоваться психолог-консультант, убеждая клиента в необходимости избавляться от переживаний по поводу своих недостатков.
Признаки, по которым можно судить о наличии комплексов, его статуса, его личности, у клиента, в его письменной форме, по характеристикам, его фразеологических формулировок, «интеллектуальное, логистическое, междустрочное» прочтение письма, психологом – консультантом.
Виды комплексов, которые чаще всего встречаются в практике психологического консультирования. Работа психолога-консультанта с клиентом при наличии у него разного рода комплексов. Рекомендации клиенту в случае обнаружения у него того или иного комплекса. Практическая работа по преодолению комплекса вины. Здесь как упоминалось, может возникнуть переписка клиента и психолога, разной длительности в зависимости от разрешения и решения проблем. Пути устранения комплекса враждебности. Способы ликвидации комплекса защиты. Коррекция комплекса неполноценности. Избавление клиента от комплекса превосходства. Агрессивность как проблема психологического консультирования, связанная с комплексами. Внутренние и внешние детерминанты агрессивности человека. Шаги, направленные на уменьшение агрессивных тенденций человека.
Особенности психологического консультирования при наличии у клиента склонности к защитным реакциям. Условия избавления клиента от защитного комплекса. Вопросы в письменной форме в процессе переписки, при помощи которых можно прояснить ситуацию и выяснить причины защитных реакций клиента. Процедура проведения консультирования по поводу комплекса вины. Вопросы, которые можно написать клиенту после получения им от психолога, «первого официального корректирующего консультирования» по этой проблеме.
Дальнейшие действия психолога-консультанта по практическому избавлению клиента от чувства вины, могут быть как посредством заказов консультаций клиентом, своему или нескольким психологам, на усмотрение клиента, «особенности заочного письменного консультирования», так и индивидуальная переписка клиента с психологом который по заказу давал консультацию ему.
Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми. Причины неудач в установлении клиентом хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми. Вопросы, с помощью которых психолог-консультант может выяснить причины неудач клиента в поддержании хороших взаимоотношений с людьми. Рекомендации психолога-консультанта клиенту при различных причинах его неудач в установлении хороших взаимоотношений с людьми.
Психогенные заболевания. Понятие о психогенных заболеваниях. Психологические причины, из-за которых чаще всего обращаются в психологическую консультацию при недомоганиях. Здесь при заочном письменном консультировании, психолог – консультант должен быть осмотрителен и точен в своих консультациях. Часто человек который обращается к такой форме консультирования и не подозревает что ему необходимо обратится к обычному лечащему врачу, который определит заболевания на физиологическом уровне, которые влияют на психоэмоциональное состояние человека, и последний полагает что он не болен но у него просто проблемы на психологическом эмоциональном уровне. Необходимость знания психологом-консультантом предыстории заболевания клиента и попыток его лечения, как упоминалось посредством переписки в вопросах и ответах. Однако лучшим будет, при определении психологом именно такого «психогенного» клиента, порекомендовать ему, посетить своего лечащего врача, например; врача - терапевта, врача – невролога, врача – невропатолога, и др. Выделение и анализ симптомов, в которых проявляется психогенное недомогание клиента. Типичные случаи психологического консультирования по проблемам психогенных заболеваний. Действия психолога-консультанта в каждом из случаев, описанных выше.
К этой категории клиентов можно отнести психогенные сердечные недомогания. Первые практические действия психолога-консультанта при обращении к нему клиента с жалобой на боли в области сердца. Причины, по которым консультант должен обязательно выяснить предысторию сердечного заболевания клиента, либо направить к врачу. Анализ того, как сам клиент пытался решать свою проблему. Типичные случаи и связанные с ними способы практического решения проблемы устранения причин психогенных сердечных заболеваний клиента.
Изменчивость настроения клиента. Причины неожиданного и непредсказуемого изменения настроения человека, отрицательные последствия такого изменения. Теория когнитивного диссонанса и объяснение дискомфорта при изменчивости настроений человека. Консультирование в том случае, если непредсказуемая смена настроения вызывает у клиента состояние подавленности, но сам он не признает существования у себя этой проблемы. Признаки, по которым можно определенно судить о наличии у клиента такой проблемы.
Депрессивные состояния. Депрессия, ее причины, признаки и последствия. Условия, при которых клиент может рассчитывать на помощь консультанта в избавлении от депрессивных состояний. Практическое выявление причин депрессии. Вопросы, которые в этой связи психолог-консультант может задать клиенту. Последующие шаги в практике консультирования по данному поводу. Учет психологом-консультантом индивидуальных особенностей клиента – посредством переписок. Действия психолога-консультанта по отношению к клиентам с разными индивидуальными особенностями при избавлении их от депрессивных состояний.
Снижение работоспособности. Физиологические причины снижения работоспособности человека. Рекомендации психолога-консультанта в случае повышенной утомляемости клиента от длительной и напряженной работы. Усиление мотивации деятельности клиента как средство повышение его работоспособности. Специальная формула для практического определения уровня мотивации человека. План конкретной работы с клиентом, направленной на усиление его мотивации. Устранение причин снижения работоспособности, связанных с тяжелыми эмоциональными переживаниями, не относящимися непосредственно к содержанию выполняемой деятельности. Условия и вопросы, при помощи которых можно установить эти причины.
Бессонница как психогенная проблема человека. Индивидуальность отношения людей к своей бессоннице, разные способы реагирования людей на нее. Практическое решение проблемы бессонницы в том случае, если ею страдает мнительный человек. Общие советы, которые можно дать разным людям для решения проблемы бессонницы.
Эмоциональные расстройства. Роль эмоций в жизни человека. Оптимальный уровень эмоциональности человека, его признаки. Типичные эмоциональные проблемы человека, требующие проведения психологического консультирования. Сведения об эмоциях, необходимые клиенту для того, чтобы научиться управлять ими. Практические действия психолога-консультанта в том случае, если клиент сам не в состоянии контролировать свои эмоции. Первые и последующие шаги в консультировании, направленные на решение проблемы контроля клиентом собственных эмоциональных состояний. Причины безразличного отношения человека к происходящему и способы их устранения. Здесь свои особенности заочного психологического консультирования – часто в связи со своим состоянием, клиент перестаёт на время или прекращает переписки с психологом, задача для психолога ещё в таких случаях, стараться «поддерживать» переписки с клиентом.
Руководство личными отношениями людей. Взаимосвязь проблем, возникающих в сфере личных и деловых взаимоотношений, типичные ситуации, в которых возникают такие проблемы. Трудности установления нормальных отношений между руководителем и подчиненными в случае, если руководитель имеет серьезные недостатки характера, но не осознает их, не признает или не в состоянии от них избавиться. Пути практического решения этой проблемы в разных случаях жизни. Трудности налаживания хороших отношений между руководителем и подчиненными при недостатках в характерах подчиненных. Программа проведения консультирования, уже говорилось, при заочном консультировании, посредством переписок, и способы решения данной проблемы. Труднообъяснимые антипатии во взаимоотношениях между руководителем и подчиненным. Анализ этой проблемы, стратегия психологического консультирования и практическое решение.
Недоброжелательное отношение самих подчиненных к своему руководителю, его возможные причины. Проведение консультирования, а возможно и нескольких заказных консультаций и практические рекомендации, которые психолог может в этом случае предложить руководителю в почтовой электронной переписке. Неустановившиеся (неопределенные) отношения между руководителем и подчиненными, когда руководитель не знает, как лучше и правильнее себя вести. Возможные практические рекомендации психолога-консультанта в этом случае. Руководство деловыми отношениями людей. Понятие о деловых отношениях. Основные вопросы, связанные с психологическим консультированием по проблеме деловых отношений. Рациональное (оптимальное) распределение между людьми деловых обязанностей, факторы, которые необходимо знать и учитывать в практическом решении данного вопроса. Координация взаимодействия людей в совместной работе, обеспечивающая ее эффективность.
Практическое решение проблемы предоставления руководителем самостоятельности подчиненным. Оптимизация контроля со стороны руководителя за деятельностью подчиненных. Выбор руководителем средств и форм контроля деятельности подчиненных. Оценивание руководителем работы подчиненных, применение им поощрений и наказаний. Принятие и реализация руководителем решений по личным вопросам подчиненных. Понятие о личных делах и вопросах подчиненных. Право и обязанность руководителя решать такие вопросы. Способы рассмотрения и решения руководителем личных вопросов своих подчиненных. Общие рекомендации, которые психолог-консультант может дать руководителю, решающему личные вопросы подчиненных. Принятие и реализация решений по рабочим делам.
Основные рекомендации психолога-консультанта руководителю по принятию оптимальных деловых решений. Необходимость срочности в принятии и реализации деловых решений. Возможность текущей коррекции уже принятого руководителем решения без ущерба для дела. Вопросы, на которые руководитель должен иметь четкие ответы, принимая и реализуя свои решения. Особенности проведения психологического консультирования по данной проблеме. Обращение к людям с просьбами и правильное реагирование на просьбы. Факторы, которые следует знать и учитывать человеку, обращающемуся с просьбами или же реагирующему на них. Формы речевого этикета, используемые при обращении к людям с просьбами, при реагировании на просьбы, а также при выражении благодарности за выполненную просьбу.
Умение убеждать людей. Индивидуальные особенности клиентов, которые чаще всего жалуются на отсутствие такого умения. Вопросы для диагностики умения клиента убеждать людей и выводы, которые психолог-консультант может сделать из ответов клиента на эти вопросы. Процедура проведения психологического консультирования по данной проблеме. Типичные рекомендации психолога-консультанта клиенту по совершенствованию умения убеждать людей с учетом полученных от клиента ответов на психодиагностические вопросы.
Всё выше обозначенное, предполагает работу психолога – консультанта в режиме «онлайн – консультация», заочная консультация, посредством «первой корректирующей консультации» как относительно общий ответ психолога на вопрос заказавшего консультацию. Как уже говорилось, дальнейшая работа консультанта – психолога с клиентом может продолжится посредством, либо последующими заказами консультаций одному или нескольким психологам, а так же посредством переписки по электронной почте, до достижения приемлемых результатов.
Обсуждения Онлайн. Заочная психологическая помощь