Геннадий Несис
С большим интересом и удовольствием познакомился с вокальным и поэтическим творчеством Заслуженного артиста Украины Олега Гаврилюка.
Его задушевное и искреннее исполнение русских и украинских песен заставляет нас вспомнить о лучших представителях эстрадного и фольклорного искусства прошлого века.
С большим интересом и удовольствием познакомился с вокальным и поэтическим творчеством Заслуженного артиста Украины Олега Гаврилюка.
Его задушевное и искреннее исполнение русских и украинских песен заставляет нас вспомнить о лучших представителях эстрадного и фольклорного искусства прошлого века.
Его собственные тексты — лиричны и отличаются от привычных ныне шлягеров своей близостью к народному творчеству.
Моя собственная биография также связана с Украиной. Мой отец Ефим Несис родился в Каменец-Подольске, ушел на фронт из Днепропетровска, в боях за Украину был тяжело ранен. Впоследствии он закончил Ленинградский Политехнический институт и стал крупным ученым - физиком, доктором наук, почетным профессором, заведующим кафедрой Ставропольского Университета.
Среди моих бывших учеников и студентов было немало представителей знаменитой украинской шахматной школы. Среди них — гроссмейстеры Дмитрий Комаров из Киева и Эдуард Порпер их Черкасс.
В организованном мной в Киришах (Ленинградская обл.) крупнейшем международном юношеском турнире «Юные звезды мира» проходили свои первые шахматные университеты ныне известные украинские гроссмейстеры Юрий Кузубов, Ярослав Жеребух.
Именно поэтому, радует появление в Украине новых талантливых поэтов и исполнителей, одним из ярчайших представителей которых стал Олег Гаврилюк.
Геннадий Несис, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России по шахматам, старший тренер ФИДЕ, профессор, директор международного турнира «Юные звезды мира»
Галина Хендус
Олег Гаврилюк: «Небесный свет исходит изнутри» – эти строки о нем и его поэзии
15 лет назад я покидала Россию под сопровождение печально-надрывных строк:
«…Измотала мою душу грусть
И огромный почернел мир...»
И
«Не родятся наши дети,
Не подарят нам цветы,
Будет петь холодный ветер
Над осколками мечты».
С такими установками можно было в то время не только в Европу сбежать, но и на необитаемом острове поселиться...
Буквально на днях я решила отдохнуть от работы и включила песню Олега Гаврилюка, чтобы послушать, чем живет бывший Советский Союз. С первых слов песни я была настолько поражена, что тут же, забросив дела, попыталась прочесть все, что смогла найти об этом талантливом замечательном певце и поэте.
Как большинство творческих женщин, я очень чувствительный человек, и мне совсем не стыдно признаться в том, что, слушая песню Олега «Мама», я заплакала. Как верны и мудры оказались слова песни. Как мы мало ценим родителей... Как недостает нашего внимания тем, кто дал нам жизнь...
Меня потрясает в творчестве Олега Гаврилюка то, что каждое его выступление – не просто спетая песня, а это отдельный музыкальный спектакль, несущий в себе большой эмоциональный и духовный смысл. Несмотря на свои годы, поэт мудр мудростью нескольких поколений, которой щедро и делится со зрителем.
А его стихи о любви!?! Не каждый может ТАК любить женщину, как любит их Олег в своих стихах. В его строках, посвященных женщине, – восхищение, вожделение, обожание, сексуальное почитание, нежность, страсть и, конечно, ЛЮБОВЬ. Те составные, отвечающие изначальным женским потребностям, которые и делают мужчину – настоящим мужчиной.
Из всего разнообразия стихов поэта близкими для меня оказались многие из них, но остановилась я на четверостишии, по мудрости приближающемся к рубаям Омара Хайяма:
«Скажи мне, почему так много лет
Ты ищещь в небесах небесный свет?
Глупец, напрасно в небо не смотри –
Небесный свет исходит изнутри».
Есть такой закон: выживает и процветает на Земле та нация, которая чтит свои традиции. Нельзя написать песню «Соловонька», не любя свой народ. Эта песня близка нашему поколению, родившемуся в стране, которой уже нет. Но мы живы, и традиции нашего единства живут с нами. В одном из интервью Олег сказал: «Я – поэт... Если украинских песен у меня меньше, это ни о чем не говорит... Всем, кто кивает мне на патриотизм, хочу сказать: я – украинец, который несет Украину за ее границы». Мне кажется, Олег уже перерос территорию своей страны и стал достойным ее представителем на всех континентах. Найдется немного стран на Земле, где бы не понимали русский или украинский языки. Песни и стихи Олега Гаврилюка летят над планетой, покоряя нас своим глубоким смыслом, душевной мудростью, откровением, нежностью и любовью. Спасибо, Олег, человек Планеты!
Галина Хендус, Член Союза русских писателей Германии
Наталья Дяловская
Заметки о мире любовной лирики Олега Гаврилюка
Мой сын любит включать радио в машине. Волей-неволей слушаю, что передают, что поют. Чаще всего прошу выключить. Уж очень надоели лирические герои песен, тоскующие, ноющие, перекладывающие свои проблемы на другие плечи. На однообразный монотонный мотив положены «потрясающие» слова (не цитирую, а передаю общий смысл):
Ты пришла, а я ушел,
Очень так нехорошо.
Или:
Я тебя люблю, родная.
Ну а ты жена чужая.
Или:
Мама, ты меня спаси
И собою заслони.
Или:
Ты налей-ка мне стакан,
Я сегодня буду пьян.
Или:
Айда гулять, гулять, гулять,
Петь и плясать, плясать, плясать...
Или:
А мы пошли на дело,
И телка забалдела...
Или:
Расцвели мимозы в саду.
Я тебя и их украду...
Или:
А я тебя люблю и убегаю прочь,
И пятки мне целует сладкая ночь,
Мне без тебя невмочь...
Или:
Купола, купола,
Ла-ла-ла-ла-ла-ла...
Когда слушаешь подобную бредятину, начинаешь сомневаться в собственной адекватности. Неужели современная любовь – это стакан водки, вой на луну и пьяные слезы никчемного мужчинки от того, что девушка ушла?
Оказывается, нет.
Среди этих пьяных и слюнявых лирических героев подобных «песен о любви» появился иной лирический герой. Раздался негромкий, чуть с хрипотцой, голос мужчины. Настоящего мужчины. Для которого любовь – это жизнь. Сильное чувство настолько органично вписывается в его характер, что веришь ему безоговорочно. Иначе и быть не может. О таких говорят, что за ним – как за каменной стеной.
Его лирический герой видит в любимой женщине целый мир. В ней он ищет и утоленье страсти, и плотскую радость. В женщине он видит духовно богатую личность, которая для него – единомышленница. Мужчина отдает ей свою мятущуюся душу. И ждет помощи и поддержки. Любовь – болезнь, от которой нет исцеления.
Предчувствуя болезненный симптом
Неимоверно накаленной страсти,
Как дураку, не убедиться в том,
Что я дождался этакой напасти.
Что мозг болезнью этой поражен,
Что крутит тело страстное давленье,
Я мыслями своими окружен…
Теряю над собою управленье…
Хочу молчать, но силы нет молчать,
Больное сердце бешено стучится,
С болезнью явно надобно... кончать:)
Вот только нет рецепта как лечиться.
(Мадам, я вами заражен...)
Он человек и влюблен отнюдь не платонически. Жажда обладания любимой выливается в откровенные строки:
Как хочется вдыхать, дыша,
До головокруженья
Чужой распутный аромат
Замешанный, на плоти…
Как сладок обнаженный мат,
Как на дрожащей ноте
Рвет наши связки страстный стон
В агонии разврата…
Как раскрывается бутон
От чувственного мата…
Как сок из тела бьет ключом…
Как сладок миг порока…
(Скажи мне, Господи, скажи)
«Как же сладко жить любя» (Мне хочется, чтоб Вы на миг забылись), – декларирует лирический герой, объявляя любовь одним из главных (а точнее, видимо, главным) источником существования, наслаждения и созидания. Он называет любимую на Вы – и не потому, что это малознакомая женщина, партнерша по случайной встрече. Вы – это и отстраненность, и понимание недостижимости и непостижимости любви, и возведение женщины на на пьедестал.
Лирический герой ощущает смысл жизни в ярком, рвущем душу на куски, огненном чувстве.
Ничто не греет так, как чувство страсти,
Сей обладатель безграничной власти
Нам разрывает души на куски…
Мы погибаем от шальной тоски
Не по кому-нибудь, а по друг другу,
Себя отдавши этому недугу,
Ждем каждой встречи, чтоб сходить с ума...
(Ничто не греет так, как чувство страсти)
И в то же время его жена, его любимая, мать его детей – близкий и родной человек. И стих Гаврилюка становится простым, с нейтральной, даже сниженной лексикой, прозрачным синтаксисом, с повторением разговорных конструкций:
Я не хочу другого мира,
Я не хочу другого взгляда,
Я возле своего кумира –
И ничего уже не надо.
Я не хочу других улыбок,
Я не хочу другой фигуры,
Слащавых золочёных рыбок,
Торгующих своей натурой.
Я не хочу другого вкуса
С утра заваренного кофе,
Чужих забав, чужих укусов –
Мне всё иное стало пофиг.
Мне ничего уже не надо
Я возле своего кумира:
Я не хочу другого взгляда,
Я не хочу другого мира.
(Жене)
Жена – обыкновенная женщина, которая варит обыкновенный утренний кофе. И в то же время она – кумир. В этом великая загадка и великая сила любви – преображать действительность, превращая ее в волшебство, – и ощущать волшебство как повседневную реальность.
Когда ты далеко, я умираю,
Мир обретает серые тона,
Унынию нет ни конца, ни края,
Бог отвернулся, да и сатана
Не завлекает в блудные объятья,
Нет никого желаннее, чем ты,
Любимая! Тебе хочу сказать я,
Что в этом мире чуждой суеты
Нет никого прекрасней и дороже,
Нет ничего родней твоей души ...
Сто лет тебе еще прожить дай, Боже!
А мне с тобой быть рядом разреши.
(Ирине Гаврилюк)
Любимая женщина – это мать, жена, хозяйка, воспитательница потомства – и одновременно страстная любовница. Многие строчки Олега Гаврилюка посвящены Эросу – они натуралистичны, откровенны, иногда бесстыжи. И, видимо, недаром один из сборников стихов так и называется: «Бесстыжие стихи».
Человечество в разное время считало подобающим и запретным разное. Но буйство плоти существовало всегда. И наш двадцать первый век – не исключение. И о буйстве плоти можно написать, используя только назывные предложения. Нет ни одного глагола, действие сокрыто, читатель видит только существительные. И тем интереснее, конечно, с учетом собственного житейского и любовного опыта, рисует перед собой картину ночи любви каждый из нас.
Ночь, ожидание, сердцебиение,
Взгляды, желания, прикосновения,
Губы, язык, раскаленное тело,
Платье, набухшая грудь до предела,
Низ живота, бесконечная сладость,
Тело, дыхание, бабочки, радость,
Пульс, нагота, глубина, напряжение,
Ногти, спина, высота, извержение,
Взрыв, небеса, откровенные позы,
Свет, чудеса, одуванчики, розы,
Радуга, солнце, любовь, искушения,
Жизнь, человеческие отношения...
(Ночь, ожидание, сердцебиение...)
Многие стихи Олега Гаврилюка положены на музыку. И, естественно, когда Автор и Исполнитель, Певец, сливаются в одном лице, слушатель начинает воспринимать лирического героя произведения как самого Олега. Да, строки его идут от самого сердца, заставляя мятущуюся душу трепетать от восторга и сильного чувства. И, конечно же, слушатель не остается равнодушным, сопереживая Артисту и воспринимая его чувство и страдание как свои собственные. Для слушателя лирический герой Гаврилюка – это сам Олег, это именно его душевный мир вбирает в себя зритель, волнуясь, постигая и восторгаясь.
Голос Олега Гаврилюка – это уверенный голос современного мужчины. Мужчины с большой буквы. Он влюблен в жизнь. Он, как истинный рыцарь, преклоняет колени перед теми, кто не посрамил офицерской чести. Осеняет себя крестом перед куполами – «ключами от Рая». Светло и восторженно влюбляется в женщину – земную и в то же время необыкновенную.
Видимо, потому и любит зритель Артиста, Поэта, Певца – Олега Гаврилюка, что чувствует в нем уверенность и силу, душевную красоту и духовное богатство.
Очень мало на нашем песенном Олимпе сильных мужчин. Многие из тех, что выходят с микрофоном, стараются поразить зрителя выбитыми зубами, трусами в горошек, немыслимыми прическами, мишурою блёсток, прыжками и кульбитами – и так далее, кто во что горазд. При отсутствии смысла в песенном тексте. При отсутствии рифмы и ритма. С дикими синтаксическими вывертами. С непониманием прямого смысла слов. И часто при отсутствии собственных вокальных данных.
Олег Гаврилюк не похож на них. Его песни хочется слушать. В них глубокая мысль и сила: вспомните хотя бы строки о том, что кресты на куполах (небесные ключи) несут свой крест.
Удачи Вам, Олег, и новых свершений!
Наталья Дяловская, кандидат филологических наук, доцент, обладатель золотого диплома на Третьем Международном литературном конкурсе «Лучшая книга 2012» в номинации «Прикладная литература»
Людмила Кабанюк
«В каждом из потомков есть вера мира, сгусток солнца!» Людмила Петровна Кабанюк, ответственный секретарь городского литературного объединения «Взаимность». Публиковать стихи начала с 1977 года в газетах «Днестровская правда», «Приднестровье», в альманахе «Литературное Приднестровье», журнале «Тирасполь-Москва»; газете «Российский писатель». Авторский сборник «Профиль женщины» (2005 г.), одноименный музыкальный диск (2011 г.).
3-я премия в Республиканском литературном конкурсе «Пока сердца для чести живы» (к 200-летию А.С. Пушкина) и «Фестивале педагогических талантов» (2007 г.).
Статьи как литературного критика и педагога публиковались в «Учительской газете» (Москва), журнале «Учитель года: лучшее от лучших» (Москва, 2002, № 3), «РЯИЛ» (Киев), «Русское слово» (Кишинев), «Возрождение» (Киев), «Педагогический вестник Приднестровья» (Тирасполь), «Покровские чтения» (Тирасполь), «Приднестровское наследие».
Победитель конкурса творческих работ, который проводил МГУ (Москва, 2009 г.) «Школьный театр как культурно-педагогическое явление и его влияние на развитие личности школьника».
«Разобьются на мгновенья жизненные капли…» (Некоторые аспекты философской лирики Олега Гаврилюка)
Философские раздумья Олега Гаврилюка – это мгновения счастливой жизни творческого человека, хотя они имеют трагическое звучание:
Вся наша жизнь сольется в одночасье.
И вновь не повторится никогда.
Цени минуту, прожитую в счастье,
Тем более ─ счастливые года.
Это мысли того, у кого есть обостренное чувство ответственности за жизнь свою, окружающих его людей.
Жизнь наша, как зажженная свеча,
Пока горит, ─ светла и горяча,
Но может за короткое мгновенье
Погаснуть от любого дуновенья.
А вот природа и состояние души автора в гармонии. Не поэт встречает и провожает осень или лето, зиму или весну, а они (леса и реки; дожди и снега; солнце и небеса) проникли в его сердце. Особенно ярко это единение ощущается в строках стихотворения «Творцам»
Летний дождь в окно стучится,
Разбивая капли.
Жизнь неумолимо мчится,
Ну, скажи, не так ли?
В миниатюре «Смотрю на голубые небеса…» появляется еще одна важная тема для творчества именно этого художника слова – любовь:
Смотрю на голубые небеса…
Хочу увидеть: что? Конечно, чудо…
Так манит неизвестная краса,
Так хочется, чтоб кто-нибудь на блюдо
На стол нам это чудо положил…
Дал заглянуть вовнутрь и снаружи,
Я долго ждал и ожиданьем жил
Пока, совсем случайно обнаружил,
Что, как всегда я не туда полез,
Что небеса сверлил напрасно, взглядом,
Что лучшее из неземных чудес,
Находится давно со мною рядом
Само чувство всеобъемлюще; оно охватывает дом, речку, любимую – весь мир.
Кофе без тебя ─ пахнет грустью…
За окном зима белоснежна…
По реке любви плыву к устью,
И шепчу тебе нежно-нежно…
Никого тебя нет дороже,
Сердце от любви рвет на части,
За тебя молюсь: «Дай ей Боже,
Женского, безбрежного счастья».
Хочется сопоставить эти строки с Пушкинским «Я вас любил», где герой восклицает: «Я Вас любил так искренно, так нежно, / Как дай Вам Бог любимой быть другим». Время остановилось, как у Гете: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…»
Но лирический герой творца в пути, он в поиске истины, стремлении к совершенству. Хотя красоту понимает по-своему, особенно:
Не все соизмеримо красотой…
Стоит бокал, красивый, но пустой,
Чудес на этом свете не бывает:
Пустой бокал души не согревает.
Как не крути, вот так и чувства наши,
Кто из бокала пьет, а кто из чаши,
Не все соизмеримо красотой…
Страшней всего, когда сосуд пустой.
Бокал и чаша – это символы судьбы. В них дни похожи на капли, которые пьют люди. Однако это иллюзорно: жизнь – не золотая чаша. Человек обманывает себя, в пустоте нет истины, она открывается только перед смертью. И тогда он видит, что бокал души был пуст, вместо него на дне лишь слезы. «Круговорот»:
Что значит слово "смерть"? Прошу прощенье,
Ну, как по мне, так это просто возвращенье…
Обратный путь домой, к небесному отцу,
Клубочек жизни расплетается к концу…
А он и есть, не что иное, как начало…
Понятье смерти, безусловно, означало
Кто б мог подумать раньше, вот так проведенье!
Никак не смерть, а неземное возрожденье!..
Ряд стихотворений посвящен раздумьям о том, кто создал этот мир и помогает нам жить в нем?
Чем ближе к Богу, тем все меньше лжи,
Тем ярче незамеченные краски,
Тем жалостней бездарные мужи,
Тем приторней натянутые маски.
И тогда поэт размышляет над трагизмом положения Иисуса Христа, взявшего на себя ответственность за людские грехи. Но и сам человек тоже несет личную ответственность за всемирное зло.
Чем ближе к Богу, тем ценнее час,
Тем драгоценней каждая минута,
Я сам не знаю, почему сейчас
Пишу в стихотворении кому-то:
Не тратьте дни, испейте их до дна…
Пути ведут к единому итогу…
Никто не вечен! Жизнь у всех одна!
Проживши день, на день мы ближе к Богу.
Как поэт О. Гаврилюк обращается не раз к вечным темам. Природа и творчество, любовь и свобода, поступок и ответственность. Всё это в его стихах как грани целого, человеческого бытия.
Мы все умрем, разложатся тела.
Я повторюсь уже в который раз ─
Не внешность, а красивые дела…
На самом деле украшают нас.
Читателя поражает глубина философского понимания жизни, хотя в своих оценках автор нередко использует легкую иронию. Например, как в этих строчках о признании в любви. Это маленькая исповедь – саркастически напряженный внутренний монолог:
Ты говоришь, что все отдать мне рада,
Но, видно, Бог решил меня спасти,
Мне, намекая: «Брать лишь столько надо»,
Насколько сил хватает унести.
Он не раб какой-то единой темы, превратившейся с годами в навязчивую идею, не стеснен жанрами. Поэҭ с любовью и мягким юмором вводит нас в быт простых людей, преданных родному краю. В одном из своих стихотворений он говориҭ:
Я вижу жизнь вперед на сто шагов.
Бог мне давал и убирал врагов…
Не позволял ни врать, ни прогибаться,
Велел самим собою оставаться.
Конечно, так идти трудней намного,
Зато иду ни с кем-нибудь, а с Богом…
И он сквозь утреннюю дымку «мог разглядеть в туманной мгле, как смех и плач сидят в обнимку» (так написано у Р. Гамзатова) в стихотворении «Вы говорите: «Траур у соседки»…
Вы говорите: «Траур у соседки»…
Закончен чей-то жизненный виток…
А я смотрю, любуясь, как на ветке
Красивый распускается цветок.
Вы говорите: «Хмурится погода»,
Ворчливо зонт берете, уходя,
А я смотрю, как матушка-природа
Ждет с придыханьем этого дождя…
Вас раздражает грязь, мешают лужи,
Вам нравится асфальт наверняка?
Что с Вами спорить? Я обезоружен ─
Смотрю, а в лужах вижу облака…
Так и живем ─ в одно и то же время,
Одним и тем же воздухом дыша.
Вы ─ тащите ворчливо жизни бремя,
Я ─ жизнью наслаждаюсь не спеша.
Его творчество очень разнообразно, но практически каждое стихотворное произведение имеет глубокий философский смысл. В стихотворении «Смотрю на этот мир со стороны» образ Родины дается в развитии: от широкого плана к более узкому.
Смотрю на этот мир со стороны,
С рождения гребу против теченья,
Я Украинец! Сын своей страны!
Любить ее – мое предназначенье.
А вот в теме поэта и поэзии он продолжает традиции А.С. Пушкина, обращаясь непосредственно к своему читателю в стихотворении «Вам!»
Если бы Вы не читали меня,
Я угасал бы тут день ото дня.
Кажется, Вы понимаете это
И пробуждаете в сердце поэта
К Вам обращенные новые строчки,
НЕТ, я еще не списался до точки.
Вижу, что черные дни не настали,
ГЛАВНОЕ, чтобы поэта ЧИТАЛИ.
И как напоминает нам строки русского классика «Белый стих» О.Гаврилюка:
Сижу, передо мной бумаги лист.
Рябит в глазах пустая белизна.
Сижу, а лист, по-прежнему все чист,
Терзаю музу: «Где же новизна»?
Где мудрость слов?
Где обреченность фраз?
Где истина?
Где правды светлый миг?
Смотрю на чистый лист, в который раз,
Так вот какой ты: «Самый белый стих».
Не одно стихотворение О.Гаврилюка посвящено времени. Жизнь полна до краев, но время бессильно, если прожитые минуты не растрачены бесцельно:
Разобьются на мгновенья
Жизненные капли…
Лишь великие творенья
Не умрут. Не так ли?
В философской лирике преобладающими мотивами стали рассуждения о смысле жизни, Вселенной, воспевание человеческих чувств, природы. Для этого пласта лирики характерны принципы психологизма, самопознания, установки на аллегорию и метафору. Читаем «Доктор время»:
Нет лучше лекарства, чем времени капли,
И страсть и любовь они лечат, не так ли?
И даже от жизни тяжелого бремени...
Однажды излечат нас, капельки времени.
Философские идеи и размышления могут лежать на поверхности, или быть завуалированы от читателя, но они заставляют его самостоятельно размышлять.
Людмила Кабанюк, поэт, литературный критик, педагог, методист, лауреат конкурса «Русское слово»
Моя собственная биография также связана с Украиной. Мой отец Ефим Несис родился в Каменец-Подольске, ушел на фронт из Днепропетровска, в боях за Украину был тяжело ранен. Впоследствии он закончил Ленинградский Политехнический институт и стал крупным ученым - физиком, доктором наук, почетным профессором, заведующим кафедрой Ставропольского Университета.
Среди моих бывших учеников и студентов было немало представителей знаменитой украинской шахматной школы. Среди них — гроссмейстеры Дмитрий Комаров из Киева и Эдуард Порпер их Черкасс.
В организованном мной в Киришах (Ленинградская обл.) крупнейшем международном юношеском турнире «Юные звезды мира» проходили свои первые шахматные университеты ныне известные украинские гроссмейстеры Юрий Кузубов, Ярослав Жеребух.
Именно поэтому, радует появление в Украине новых талантливых поэтов и исполнителей, одним из ярчайших представителей которых стал Олег Гаврилюк.
Геннадий Несис, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России по шахматам, старший тренер ФИДЕ, профессор, директор международного турнира «Юные звезды мира»
Галина Хендус
Олег Гаврилюк: «Небесный свет исходит изнутри» – эти строки о нем и его поэзии
15 лет назад я покидала Россию под сопровождение печально-надрывных строк:
«…Измотала мою душу грусть
И огромный почернел мир...»
И
«Не родятся наши дети,
Не подарят нам цветы,
Будет петь холодный ветер
Над осколками мечты».
С такими установками можно было в то время не только в Европу сбежать, но и на необитаемом острове поселиться...
Буквально на днях я решила отдохнуть от работы и включила песню Олега Гаврилюка, чтобы послушать, чем живет бывший Советский Союз. С первых слов песни я была настолько поражена, что тут же, забросив дела, попыталась прочесть все, что смогла найти об этом талантливом замечательном певце и поэте.
Как большинство творческих женщин, я очень чувствительный человек, и мне совсем не стыдно признаться в том, что, слушая песню Олега «Мама», я заплакала. Как верны и мудры оказались слова песни. Как мы мало ценим родителей... Как недостает нашего внимания тем, кто дал нам жизнь...
Меня потрясает в творчестве Олега Гаврилюка то, что каждое его выступление – не просто спетая песня, а это отдельный музыкальный спектакль, несущий в себе большой эмоциональный и духовный смысл. Несмотря на свои годы, поэт мудр мудростью нескольких поколений, которой щедро и делится со зрителем.
А его стихи о любви!?! Не каждый может ТАК любить женщину, как любит их Олег в своих стихах. В его строках, посвященных женщине, – восхищение, вожделение, обожание, сексуальное почитание, нежность, страсть и, конечно, ЛЮБОВЬ. Те составные, отвечающие изначальным женским потребностям, которые и делают мужчину – настоящим мужчиной.
Из всего разнообразия стихов поэта близкими для меня оказались многие из них, но остановилась я на четверостишии, по мудрости приближающемся к рубаям Омара Хайяма:
«Скажи мне, почему так много лет
Ты ищещь в небесах небесный свет?
Глупец, напрасно в небо не смотри –
Небесный свет исходит изнутри».
Есть такой закон: выживает и процветает на Земле та нация, которая чтит свои традиции. Нельзя написать песню «Соловонька», не любя свой народ. Эта песня близка нашему поколению, родившемуся в стране, которой уже нет. Но мы живы, и традиции нашего единства живут с нами. В одном из интервью Олег сказал: «Я – поэт... Если украинских песен у меня меньше, это ни о чем не говорит... Всем, кто кивает мне на патриотизм, хочу сказать: я – украинец, который несет Украину за ее границы». Мне кажется, Олег уже перерос территорию своей страны и стал достойным ее представителем на всех континентах. Найдется немного стран на Земле, где бы не понимали русский или украинский языки. Песни и стихи Олега Гаврилюка летят над планетой, покоряя нас своим глубоким смыслом, душевной мудростью, откровением, нежностью и любовью. Спасибо, Олег, человек Планеты!
Галина Хендус, Член Союза русских писателей Германии
Наталья Дяловская
Заметки о мире любовной лирики Олега Гаврилюка
Мой сын любит включать радио в машине. Волей-неволей слушаю, что передают, что поют. Чаще всего прошу выключить. Уж очень надоели лирические герои песен, тоскующие, ноющие, перекладывающие свои проблемы на другие плечи. На однообразный монотонный мотив положены «потрясающие» слова (не цитирую, а передаю общий смысл):
Ты пришла, а я ушел,
Очень так нехорошо.
Или:
Я тебя люблю, родная.
Ну а ты жена чужая.
Или:
Мама, ты меня спаси
И собою заслони.
Или:
Ты налей-ка мне стакан,
Я сегодня буду пьян.
Или:
Айда гулять, гулять, гулять,
Петь и плясать, плясать, плясать...
Или:
А мы пошли на дело,
И телка забалдела...
Или:
Расцвели мимозы в саду.
Я тебя и их украду...
Или:
А я тебя люблю и убегаю прочь,
И пятки мне целует сладкая ночь,
Мне без тебя невмочь...
Или:
Купола, купола,
Ла-ла-ла-ла-ла-ла...
Когда слушаешь подобную бредятину, начинаешь сомневаться в собственной адекватности. Неужели современная любовь – это стакан водки, вой на луну и пьяные слезы никчемного мужчинки от того, что девушка ушла?
Оказывается, нет.
Среди этих пьяных и слюнявых лирических героев подобных «песен о любви» появился иной лирический герой. Раздался негромкий, чуть с хрипотцой, голос мужчины. Настоящего мужчины. Для которого любовь – это жизнь. Сильное чувство настолько органично вписывается в его характер, что веришь ему безоговорочно. Иначе и быть не может. О таких говорят, что за ним – как за каменной стеной.
Его лирический герой видит в любимой женщине целый мир. В ней он ищет и утоленье страсти, и плотскую радость. В женщине он видит духовно богатую личность, которая для него – единомышленница. Мужчина отдает ей свою мятущуюся душу. И ждет помощи и поддержки. Любовь – болезнь, от которой нет исцеления.
Предчувствуя болезненный симптом
Неимоверно накаленной страсти,
Как дураку, не убедиться в том,
Что я дождался этакой напасти.
Что мозг болезнью этой поражен,
Что крутит тело страстное давленье,
Я мыслями своими окружен…
Теряю над собою управленье…
Хочу молчать, но силы нет молчать,
Больное сердце бешено стучится,
С болезнью явно надобно... кончать:)
Вот только нет рецепта как лечиться.
(Мадам, я вами заражен...)
Он человек и влюблен отнюдь не платонически. Жажда обладания любимой выливается в откровенные строки:
Как хочется вдыхать, дыша,
До головокруженья
Чужой распутный аромат
Замешанный, на плоти…
Как сладок обнаженный мат,
Как на дрожащей ноте
Рвет наши связки страстный стон
В агонии разврата…
Как раскрывается бутон
От чувственного мата…
Как сок из тела бьет ключом…
Как сладок миг порока…
(Скажи мне, Господи, скажи)
«Как же сладко жить любя» (Мне хочется, чтоб Вы на миг забылись), – декларирует лирический герой, объявляя любовь одним из главных (а точнее, видимо, главным) источником существования, наслаждения и созидания. Он называет любимую на Вы – и не потому, что это малознакомая женщина, партнерша по случайной встрече. Вы – это и отстраненность, и понимание недостижимости и непостижимости любви, и возведение женщины на на пьедестал.
Лирический герой ощущает смысл жизни в ярком, рвущем душу на куски, огненном чувстве.
Ничто не греет так, как чувство страсти,
Сей обладатель безграничной власти
Нам разрывает души на куски…
Мы погибаем от шальной тоски
Не по кому-нибудь, а по друг другу,
Себя отдавши этому недугу,
Ждем каждой встречи, чтоб сходить с ума...
(Ничто не греет так, как чувство страсти)
И в то же время его жена, его любимая, мать его детей – близкий и родной человек. И стих Гаврилюка становится простым, с нейтральной, даже сниженной лексикой, прозрачным синтаксисом, с повторением разговорных конструкций:
Я не хочу другого мира,
Я не хочу другого взгляда,
Я возле своего кумира –
И ничего уже не надо.
Я не хочу других улыбок,
Я не хочу другой фигуры,
Слащавых золочёных рыбок,
Торгующих своей натурой.
Я не хочу другого вкуса
С утра заваренного кофе,
Чужих забав, чужих укусов –
Мне всё иное стало пофиг.
Мне ничего уже не надо
Я возле своего кумира:
Я не хочу другого взгляда,
Я не хочу другого мира.
(Жене)
Жена – обыкновенная женщина, которая варит обыкновенный утренний кофе. И в то же время она – кумир. В этом великая загадка и великая сила любви – преображать действительность, превращая ее в волшебство, – и ощущать волшебство как повседневную реальность.
Когда ты далеко, я умираю,
Мир обретает серые тона,
Унынию нет ни конца, ни края,
Бог отвернулся, да и сатана
Не завлекает в блудные объятья,
Нет никого желаннее, чем ты,
Любимая! Тебе хочу сказать я,
Что в этом мире чуждой суеты
Нет никого прекрасней и дороже,
Нет ничего родней твоей души ...
Сто лет тебе еще прожить дай, Боже!
А мне с тобой быть рядом разреши.
(Ирине Гаврилюк)
Любимая женщина – это мать, жена, хозяйка, воспитательница потомства – и одновременно страстная любовница. Многие строчки Олега Гаврилюка посвящены Эросу – они натуралистичны, откровенны, иногда бесстыжи. И, видимо, недаром один из сборников стихов так и называется: «Бесстыжие стихи».
Человечество в разное время считало подобающим и запретным разное. Но буйство плоти существовало всегда. И наш двадцать первый век – не исключение. И о буйстве плоти можно написать, используя только назывные предложения. Нет ни одного глагола, действие сокрыто, читатель видит только существительные. И тем интереснее, конечно, с учетом собственного житейского и любовного опыта, рисует перед собой картину ночи любви каждый из нас.
Ночь, ожидание, сердцебиение,
Взгляды, желания, прикосновения,
Губы, язык, раскаленное тело,
Платье, набухшая грудь до предела,
Низ живота, бесконечная сладость,
Тело, дыхание, бабочки, радость,
Пульс, нагота, глубина, напряжение,
Ногти, спина, высота, извержение,
Взрыв, небеса, откровенные позы,
Свет, чудеса, одуванчики, розы,
Радуга, солнце, любовь, искушения,
Жизнь, человеческие отношения...
(Ночь, ожидание, сердцебиение...)
Многие стихи Олега Гаврилюка положены на музыку. И, естественно, когда Автор и Исполнитель, Певец, сливаются в одном лице, слушатель начинает воспринимать лирического героя произведения как самого Олега. Да, строки его идут от самого сердца, заставляя мятущуюся душу трепетать от восторга и сильного чувства. И, конечно же, слушатель не остается равнодушным, сопереживая Артисту и воспринимая его чувство и страдание как свои собственные. Для слушателя лирический герой Гаврилюка – это сам Олег, это именно его душевный мир вбирает в себя зритель, волнуясь, постигая и восторгаясь.
Голос Олега Гаврилюка – это уверенный голос современного мужчины. Мужчины с большой буквы. Он влюблен в жизнь. Он, как истинный рыцарь, преклоняет колени перед теми, кто не посрамил офицерской чести. Осеняет себя крестом перед куполами – «ключами от Рая». Светло и восторженно влюбляется в женщину – земную и в то же время необыкновенную.
Видимо, потому и любит зритель Артиста, Поэта, Певца – Олега Гаврилюка, что чувствует в нем уверенность и силу, душевную красоту и духовное богатство.
Очень мало на нашем песенном Олимпе сильных мужчин. Многие из тех, что выходят с микрофоном, стараются поразить зрителя выбитыми зубами, трусами в горошек, немыслимыми прическами, мишурою блёсток, прыжками и кульбитами – и так далее, кто во что горазд. При отсутствии смысла в песенном тексте. При отсутствии рифмы и ритма. С дикими синтаксическими вывертами. С непониманием прямого смысла слов. И часто при отсутствии собственных вокальных данных.
Олег Гаврилюк не похож на них. Его песни хочется слушать. В них глубокая мысль и сила: вспомните хотя бы строки о том, что кресты на куполах (небесные ключи) несут свой крест.
Удачи Вам, Олег, и новых свершений!
Наталья Дяловская, кандидат филологических наук, доцент, обладатель золотого диплома на Третьем Международном литературном конкурсе «Лучшая книга 2012» в номинации «Прикладная литература»
Людмила Кабанюк
«В каждом из потомков есть вера мира, сгусток солнца!» Людмила Петровна Кабанюк, ответственный секретарь городского литературного объединения «Взаимность». Публиковать стихи начала с 1977 года в газетах «Днестровская правда», «Приднестровье», в альманахе «Литературное Приднестровье», журнале «Тирасполь-Москва»; газете «Российский писатель». Авторский сборник «Профиль женщины» (2005 г.), одноименный музыкальный диск (2011 г.).
3-я премия в Республиканском литературном конкурсе «Пока сердца для чести живы» (к 200-летию А.С. Пушкина) и «Фестивале педагогических талантов» (2007 г.).
Статьи как литературного критика и педагога публиковались в «Учительской газете» (Москва), журнале «Учитель года: лучшее от лучших» (Москва, 2002, № 3), «РЯИЛ» (Киев), «Русское слово» (Кишинев), «Возрождение» (Киев), «Педагогический вестник Приднестровья» (Тирасполь), «Покровские чтения» (Тирасполь), «Приднестровское наследие».
Победитель конкурса творческих работ, который проводил МГУ (Москва, 2009 г.) «Школьный театр как культурно-педагогическое явление и его влияние на развитие личности школьника».
«Разобьются на мгновенья жизненные капли…» (Некоторые аспекты философской лирики Олега Гаврилюка)
Философские раздумья Олега Гаврилюка – это мгновения счастливой жизни творческого человека, хотя они имеют трагическое звучание:
Вся наша жизнь сольется в одночасье.
И вновь не повторится никогда.
Цени минуту, прожитую в счастье,
Тем более ─ счастливые года.
Это мысли того, у кого есть обостренное чувство ответственности за жизнь свою, окружающих его людей.
Жизнь наша, как зажженная свеча,
Пока горит, ─ светла и горяча,
Но может за короткое мгновенье
Погаснуть от любого дуновенья.
А вот природа и состояние души автора в гармонии. Не поэт встречает и провожает осень или лето, зиму или весну, а они (леса и реки; дожди и снега; солнце и небеса) проникли в его сердце. Особенно ярко это единение ощущается в строках стихотворения «Творцам»
Летний дождь в окно стучится,
Разбивая капли.
Жизнь неумолимо мчится,
Ну, скажи, не так ли?
В миниатюре «Смотрю на голубые небеса…» появляется еще одна важная тема для творчества именно этого художника слова – любовь:
Смотрю на голубые небеса…
Хочу увидеть: что? Конечно, чудо…
Так манит неизвестная краса,
Так хочется, чтоб кто-нибудь на блюдо
На стол нам это чудо положил…
Дал заглянуть вовнутрь и снаружи,
Я долго ждал и ожиданьем жил
Пока, совсем случайно обнаружил,
Что, как всегда я не туда полез,
Что небеса сверлил напрасно, взглядом,
Что лучшее из неземных чудес,
Находится давно со мною рядом
Само чувство всеобъемлюще; оно охватывает дом, речку, любимую – весь мир.
Кофе без тебя ─ пахнет грустью…
За окном зима белоснежна…
По реке любви плыву к устью,
И шепчу тебе нежно-нежно…
Никого тебя нет дороже,
Сердце от любви рвет на части,
За тебя молюсь: «Дай ей Боже,
Женского, безбрежного счастья».
Хочется сопоставить эти строки с Пушкинским «Я вас любил», где герой восклицает: «Я Вас любил так искренно, так нежно, / Как дай Вам Бог любимой быть другим». Время остановилось, как у Гете: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…»
Но лирический герой творца в пути, он в поиске истины, стремлении к совершенству. Хотя красоту понимает по-своему, особенно:
Не все соизмеримо красотой…
Стоит бокал, красивый, но пустой,
Чудес на этом свете не бывает:
Пустой бокал души не согревает.
Как не крути, вот так и чувства наши,
Кто из бокала пьет, а кто из чаши,
Не все соизмеримо красотой…
Страшней всего, когда сосуд пустой.
Бокал и чаша – это символы судьбы. В них дни похожи на капли, которые пьют люди. Однако это иллюзорно: жизнь – не золотая чаша. Человек обманывает себя, в пустоте нет истины, она открывается только перед смертью. И тогда он видит, что бокал души был пуст, вместо него на дне лишь слезы. «Круговорот»:
Что значит слово "смерть"? Прошу прощенье,
Ну, как по мне, так это просто возвращенье…
Обратный путь домой, к небесному отцу,
Клубочек жизни расплетается к концу…
А он и есть, не что иное, как начало…
Понятье смерти, безусловно, означало
Кто б мог подумать раньше, вот так проведенье!
Никак не смерть, а неземное возрожденье!..
Ряд стихотворений посвящен раздумьям о том, кто создал этот мир и помогает нам жить в нем?
Чем ближе к Богу, тем все меньше лжи,
Тем ярче незамеченные краски,
Тем жалостней бездарные мужи,
Тем приторней натянутые маски.
И тогда поэт размышляет над трагизмом положения Иисуса Христа, взявшего на себя ответственность за людские грехи. Но и сам человек тоже несет личную ответственность за всемирное зло.
Чем ближе к Богу, тем ценнее час,
Тем драгоценней каждая минута,
Я сам не знаю, почему сейчас
Пишу в стихотворении кому-то:
Не тратьте дни, испейте их до дна…
Пути ведут к единому итогу…
Никто не вечен! Жизнь у всех одна!
Проживши день, на день мы ближе к Богу.
Как поэт О. Гаврилюк обращается не раз к вечным темам. Природа и творчество, любовь и свобода, поступок и ответственность. Всё это в его стихах как грани целого, человеческого бытия.
Мы все умрем, разложатся тела.
Я повторюсь уже в который раз ─
Не внешность, а красивые дела…
На самом деле украшают нас.
Читателя поражает глубина философского понимания жизни, хотя в своих оценках автор нередко использует легкую иронию. Например, как в этих строчках о признании в любви. Это маленькая исповедь – саркастически напряженный внутренний монолог:
Ты говоришь, что все отдать мне рада,
Но, видно, Бог решил меня спасти,
Мне, намекая: «Брать лишь столько надо»,
Насколько сил хватает унести.
Он не раб какой-то единой темы, превратившейся с годами в навязчивую идею, не стеснен жанрами. Поэҭ с любовью и мягким юмором вводит нас в быт простых людей, преданных родному краю. В одном из своих стихотворений он говориҭ:
Я вижу жизнь вперед на сто шагов.
Бог мне давал и убирал врагов…
Не позволял ни врать, ни прогибаться,
Велел самим собою оставаться.
Конечно, так идти трудней намного,
Зато иду ни с кем-нибудь, а с Богом…
И он сквозь утреннюю дымку «мог разглядеть в туманной мгле, как смех и плач сидят в обнимку» (так написано у Р. Гамзатова) в стихотворении «Вы говорите: «Траур у соседки»…
Вы говорите: «Траур у соседки»…
Закончен чей-то жизненный виток…
А я смотрю, любуясь, как на ветке
Красивый распускается цветок.
Вы говорите: «Хмурится погода»,
Ворчливо зонт берете, уходя,
А я смотрю, как матушка-природа
Ждет с придыханьем этого дождя…
Вас раздражает грязь, мешают лужи,
Вам нравится асфальт наверняка?
Что с Вами спорить? Я обезоружен ─
Смотрю, а в лужах вижу облака…
Так и живем ─ в одно и то же время,
Одним и тем же воздухом дыша.
Вы ─ тащите ворчливо жизни бремя,
Я ─ жизнью наслаждаюсь не спеша.
Его творчество очень разнообразно, но практически каждое стихотворное произведение имеет глубокий философский смысл. В стихотворении «Смотрю на этот мир со стороны» образ Родины дается в развитии: от широкого плана к более узкому.
Смотрю на этот мир со стороны,
С рождения гребу против теченья,
Я Украинец! Сын своей страны!
Любить ее – мое предназначенье.
А вот в теме поэта и поэзии он продолжает традиции А.С. Пушкина, обращаясь непосредственно к своему читателю в стихотворении «Вам!»
Если бы Вы не читали меня,
Я угасал бы тут день ото дня.
Кажется, Вы понимаете это
И пробуждаете в сердце поэта
К Вам обращенные новые строчки,
НЕТ, я еще не списался до точки.
Вижу, что черные дни не настали,
ГЛАВНОЕ, чтобы поэта ЧИТАЛИ.
И как напоминает нам строки русского классика «Белый стих» О.Гаврилюка:
Сижу, передо мной бумаги лист.
Рябит в глазах пустая белизна.
Сижу, а лист, по-прежнему все чист,
Терзаю музу: «Где же новизна»?
Где мудрость слов?
Где обреченность фраз?
Где истина?
Где правды светлый миг?
Смотрю на чистый лист, в который раз,
Так вот какой ты: «Самый белый стих».
Не одно стихотворение О.Гаврилюка посвящено времени. Жизнь полна до краев, но время бессильно, если прожитые минуты не растрачены бесцельно:
Разобьются на мгновенья
Жизненные капли…
Лишь великие творенья
Не умрут. Не так ли?
В философской лирике преобладающими мотивами стали рассуждения о смысле жизни, Вселенной, воспевание человеческих чувств, природы. Для этого пласта лирики характерны принципы психологизма, самопознания, установки на аллегорию и метафору. Читаем «Доктор время»:
Нет лучше лекарства, чем времени капли,
И страсть и любовь они лечат, не так ли?
И даже от жизни тяжелого бремени...
Однажды излечат нас, капельки времени.
Философские идеи и размышления могут лежать на поверхности, или быть завуалированы от читателя, но они заставляют его самостоятельно размышлять.
Людмила Кабанюк, поэт, литературный критик, педагог, методист, лауреат конкурса «Русское слово»
Обсуждения Звёзды о звёздах