Шалаграма-Шила - вайшнавское индуистское мурти в форме сферического камня, как правило, чёрного цвета.
Мурти - вдохновленные идолы, обычно индуисты считают их достойным поклонения после сложного обряда, в ходе которого божество приглашают воплотиться в форме из материальных элементов.
Мурти - вдохновленные идолы, обычно индуисты считают их достойным поклонения после сложного обряда, в ходе которого божество приглашают воплотиться в форме из материальных элементов.
Исключение составляют так называемые "самопроявленные", или "нерукотворные" мурти, артефакты в которых Бог проявился Сам без человеческого вмешательства и без проведения какого-либо специального ритуала. К такого рода вдохновленным идолам принадлежат Шалаграма-шилы.
В одной из основных книг последователей бенгальского вайшнавизма Санатаны Госвами, «Хари-бхакти-виласа» говорится: "Просто прикоснувшись к Шалаграма-Шиле, человек освобождается от всех грехов, совершённых в миллионах рождений... Совершая служение Шалаграма-шилам, человек получает возможность лично общаться с Богом..."
Шалаграма-шилы считаются проявлением индуистского божества Вишну, их находят в священной реке Кали-Гандаки в Мустанге. Слово «шила» переводится как камень, а «шалаграм» — это одно из имён Вишну, которое происходит из деревни в Мустанге где Вишну известен по имени Шалаграман.
Кали-Гандаки или Нараяни - крупнейшая река на территории Мустанга, и одна из четырёх самых больших рек Непала. Она берёт своё начало в горах Верхнего Мустанга, протекает через Нижний, и позже впадает в Гангу в районе Патны на территории Индии. "Кали Гандаки" можно перевести как "Чёрная река" - ледниковый песок и ил придают её водам тёмный оттенок.
Долина реки знаменита также тем, что разрезает Большой Гималайский Хребет между двумя высочайшими вершинами мира — Аннапурна и Даулагири, каждая из которых выше 8000 м, расстояние между вершинами — 35 км. Сама же река на участке между этими горами проходит на высоте 2540 м, поэтому Калигандакское ущелье — самое глубокое ущелье в мире.
Именно воды Кали-Гандаки выносят священные черные камни Шалаграма-шилы, вымывая их из древней горной породы. В сухое время года вместо бурной реки текут лишь несколько ручейков и Шалаграмы можно найти бродя по обмелевшему каменистому руслу.
Существует легенда о Шалаграмах и Гандаки
У одной проститутки была дочь, которую звали Гандаки. По закону дочь должна исполнять ту же самую работу, что мать, а это означало, что она должна была стать также проституткой. Она чувствовала себя втянутой в жесткие социальные нормы и в каждом поклоннике искала воплощение небесного мужа. Однажды ее посетил красивый юноша, который ей заплатил огромную сумму, даже не посмотрев на нее, быстро покидая ее. Полна веры, она неустанно ждала его возвращения, и однажды ночью юноша вернулся. Она прислуживала ему и щедро одарила своим искусством любви. Когда она его мыла, то вдруг заметила, что все его тело покрыто язвами, однако без малейших колебаний она ему отдалась всецело. Все удивились, как она может это выдержать, однако она ответила, что еще до рассвета он станет ее супругом.
Вместе с рассветом юноша умер. В знак безграничной преданности супругу она приказала кремировать себя вместе с ним. Когда она припала к нему на погребальный постамент, то вдруг обнаружила, что тело юноши стало полностью золотым и у него четыре руки. Затем он заговорил с ней и сказал: «Я Вишну Нараяна, я пришел проверить тебя. Ты выдержала испытание и теперь можешь просить об исполнении трех желаний». Она ответила, что у нее только одно желание: «Чтобы ты никогда не оставил меня».
Он рассказал ей историю о том, его прокляли, и он должен превратиться в камень. Однако он продолжал, «ты, Гандаки, можешь превратиться в реку, а я в камень. Тогда я навсегда буду в твоих объятьях». Она согласилась, поэтому одно из названий реки — «Шалаграми», то есть содержащая камни — Шалаграмы…
По сути Шалаграма - это разновидность окаменевшего аммонита несущего в себе историю жизни на земле. Обычно это овальный бороздчатый камень, внешняя поверхность которого покрыта древовидными узорами. Чем больше таких узоров на его поверхности, тем более он почитается. Чтобы Шалаграм «открыть», его нужно аккуратно обстучать молотком, в результате чего он раскалывается на две половинки, раскрывая свою тайну. Шалаграмы бывают принципиально двух видов: с рисунком в виде спирали или кругов, тогда они соотносятся с женским аспектом, и с рисунком в виде палочки - лингама, тогда они соотносятся с мужским аспектом божества.
Каждый индуист должен хранить по крайней мере один Шалаграм в доме на алтаре. Эти камни передаются по наследству от отца к сыну. Они почитаются как фамильные драгоценности, которые никогда не должны быть утеряны. В Атхарва Веде сказано, что без Шалаграма дом брамина нечист. Даже пища, приготовленная в таком доме, столь же грязна и отвратительна как рвота собаки.
Хотя Шалаграм считается проявлением Вишну, в то же время он воплощает в себе сущность всех других божеств. Служение и поклонение Шалаграму относятся не только к Вишну, но и ко всем божествам. Наиболее эффективным для прощения грехов считается выпить немного воды, в которой Шалаграм был омыт. Для освобождения от грехов достаточно простого прикосновения к этой освященной воде. Это дарует вечное богатство и прощение, а также дает посвященному - садхаку здоровье и счастье. Почитатели Шалаграма всегда получают счастье в жизни и обладают правильным действием. После смерти они будет наслаждаться удовольствиями Сварги или Небес. Индуисты пьют воду, в которой Шалаграм был омыт, с молитвами. В течение пуджы Шалаграм омывается нектаром Панча Амритой, приготовленным из пяти веществ, то есть, творога, гхи (очищенного коровьего масла), меда, молока и сахара.
Молитва в его честь звучит так: «Нараяна, ты владыка мира. Твоя воля — даровать благословение для всех живых существ. Я пью эту воду, в которой были омыты твои священные стопы; я пью, ибо могу быть избавлен от моих грехов; я молю тебя простить меня, величайшего из грешников».
Также Шалаграма, древнее название современного Муктинатха - священного места для людей исповедующих буддизм и индуизм, находящегося на высоте 3710 м в Нижнем Мустанге. Индуистские паломники называют это место Мукти Кшетра ("место освобождения, спасения, исцеления души"), буддисты называют его Чумминг Гьятса ("сто священных вод"), место, где обитают богини Дакини, которые приносят исцеление и благополучие. Здесь находится небольшой древний храм бога Вишну. Он считается одним из восьми самых священных индуистских храмов. Позади храма есть 108 священных источников с ледяной водой, которые расположены полукругом. Считается, что паломник, принявший омовение в 108 источниках, очищается от грехов прежней жизни. В Муктинатх приезжают духовные лидеры Индии смывать карму целых городов, настолько сильным считается это место.
Муктинатх - это единственное место на земле, где соединяются воедино 5 священных начал – огонь, вода, небо, земля и воздух. Дхола Мебар Гомпа – «храм священного огня» и есть то место, где паломник может увидеть языки пламени божественного огня, пробивающегося из-под земли и услышать журчание подземного источника.
Муктинатх - идеальное место для вдохновения Гималайского Духовного Колокола, особенно после ритуального омовения.
"Затем надлежит идти, о бхарата, Индра царей, к обиталищу Нараяны, где неотлучно пребывает Хари; эта тиртха Вишну, вершителя дивных деяний, именуется Шалаграма. Приблизившись к извечному Вишну, Дарителю, Властелину трёх миров, получит паломник плод ашвамедхи и направится в мир Вишну. Есть там, о знаток дхармы, источник, избавляющий от всех грехов; в колодце том пребывают постоянно воды четырёх морей; кто омоется в нём, о Индра царей, тот навеки избегнет злой участи! Приблизившись к великому богу, Дарителю, вечному Вишну, избавится он от всех долгов и, подобно Соме, о Юдхиштхира, станет излучать сияние! " (Махабхарата, Араньякапарва, Сказание о паломничестве к тиртхам, гл. 82)
В одной из основных книг последователей бенгальского вайшнавизма Санатаны Госвами, «Хари-бхакти-виласа» говорится: "Просто прикоснувшись к Шалаграма-Шиле, человек освобождается от всех грехов, совершённых в миллионах рождений... Совершая служение Шалаграма-шилам, человек получает возможность лично общаться с Богом..."
Шалаграма-шилы считаются проявлением индуистского божества Вишну, их находят в священной реке Кали-Гандаки в Мустанге. Слово «шила» переводится как камень, а «шалаграм» — это одно из имён Вишну, которое происходит из деревни в Мустанге где Вишну известен по имени Шалаграман.
Кали-Гандаки или Нараяни - крупнейшая река на территории Мустанга, и одна из четырёх самых больших рек Непала. Она берёт своё начало в горах Верхнего Мустанга, протекает через Нижний, и позже впадает в Гангу в районе Патны на территории Индии. "Кали Гандаки" можно перевести как "Чёрная река" - ледниковый песок и ил придают её водам тёмный оттенок.
Долина реки знаменита также тем, что разрезает Большой Гималайский Хребет между двумя высочайшими вершинами мира — Аннапурна и Даулагири, каждая из которых выше 8000 м, расстояние между вершинами — 35 км. Сама же река на участке между этими горами проходит на высоте 2540 м, поэтому Калигандакское ущелье — самое глубокое ущелье в мире.
Именно воды Кали-Гандаки выносят священные черные камни Шалаграма-шилы, вымывая их из древней горной породы. В сухое время года вместо бурной реки текут лишь несколько ручейков и Шалаграмы можно найти бродя по обмелевшему каменистому руслу.
Существует легенда о Шалаграмах и Гандаки
У одной проститутки была дочь, которую звали Гандаки. По закону дочь должна исполнять ту же самую работу, что мать, а это означало, что она должна была стать также проституткой. Она чувствовала себя втянутой в жесткие социальные нормы и в каждом поклоннике искала воплощение небесного мужа. Однажды ее посетил красивый юноша, который ей заплатил огромную сумму, даже не посмотрев на нее, быстро покидая ее. Полна веры, она неустанно ждала его возвращения, и однажды ночью юноша вернулся. Она прислуживала ему и щедро одарила своим искусством любви. Когда она его мыла, то вдруг заметила, что все его тело покрыто язвами, однако без малейших колебаний она ему отдалась всецело. Все удивились, как она может это выдержать, однако она ответила, что еще до рассвета он станет ее супругом.
Вместе с рассветом юноша умер. В знак безграничной преданности супругу она приказала кремировать себя вместе с ним. Когда она припала к нему на погребальный постамент, то вдруг обнаружила, что тело юноши стало полностью золотым и у него четыре руки. Затем он заговорил с ней и сказал: «Я Вишну Нараяна, я пришел проверить тебя. Ты выдержала испытание и теперь можешь просить об исполнении трех желаний». Она ответила, что у нее только одно желание: «Чтобы ты никогда не оставил меня».
Он рассказал ей историю о том, его прокляли, и он должен превратиться в камень. Однако он продолжал, «ты, Гандаки, можешь превратиться в реку, а я в камень. Тогда я навсегда буду в твоих объятьях». Она согласилась, поэтому одно из названий реки — «Шалаграми», то есть содержащая камни — Шалаграмы…
По сути Шалаграма - это разновидность окаменевшего аммонита несущего в себе историю жизни на земле. Обычно это овальный бороздчатый камень, внешняя поверхность которого покрыта древовидными узорами. Чем больше таких узоров на его поверхности, тем более он почитается. Чтобы Шалаграм «открыть», его нужно аккуратно обстучать молотком, в результате чего он раскалывается на две половинки, раскрывая свою тайну. Шалаграмы бывают принципиально двух видов: с рисунком в виде спирали или кругов, тогда они соотносятся с женским аспектом, и с рисунком в виде палочки - лингама, тогда они соотносятся с мужским аспектом божества.
Каждый индуист должен хранить по крайней мере один Шалаграм в доме на алтаре. Эти камни передаются по наследству от отца к сыну. Они почитаются как фамильные драгоценности, которые никогда не должны быть утеряны. В Атхарва Веде сказано, что без Шалаграма дом брамина нечист. Даже пища, приготовленная в таком доме, столь же грязна и отвратительна как рвота собаки.
Хотя Шалаграм считается проявлением Вишну, в то же время он воплощает в себе сущность всех других божеств. Служение и поклонение Шалаграму относятся не только к Вишну, но и ко всем божествам. Наиболее эффективным для прощения грехов считается выпить немного воды, в которой Шалаграм был омыт. Для освобождения от грехов достаточно простого прикосновения к этой освященной воде. Это дарует вечное богатство и прощение, а также дает посвященному - садхаку здоровье и счастье. Почитатели Шалаграма всегда получают счастье в жизни и обладают правильным действием. После смерти они будет наслаждаться удовольствиями Сварги или Небес. Индуисты пьют воду, в которой Шалаграм был омыт, с молитвами. В течение пуджы Шалаграм омывается нектаром Панча Амритой, приготовленным из пяти веществ, то есть, творога, гхи (очищенного коровьего масла), меда, молока и сахара.
Молитва в его честь звучит так: «Нараяна, ты владыка мира. Твоя воля — даровать благословение для всех живых существ. Я пью эту воду, в которой были омыты твои священные стопы; я пью, ибо могу быть избавлен от моих грехов; я молю тебя простить меня, величайшего из грешников».
Также Шалаграма, древнее название современного Муктинатха - священного места для людей исповедующих буддизм и индуизм, находящегося на высоте 3710 м в Нижнем Мустанге. Индуистские паломники называют это место Мукти Кшетра ("место освобождения, спасения, исцеления души"), буддисты называют его Чумминг Гьятса ("сто священных вод"), место, где обитают богини Дакини, которые приносят исцеление и благополучие. Здесь находится небольшой древний храм бога Вишну. Он считается одним из восьми самых священных индуистских храмов. Позади храма есть 108 священных источников с ледяной водой, которые расположены полукругом. Считается, что паломник, принявший омовение в 108 источниках, очищается от грехов прежней жизни. В Муктинатх приезжают духовные лидеры Индии смывать карму целых городов, настолько сильным считается это место.
Муктинатх - это единственное место на земле, где соединяются воедино 5 священных начал – огонь, вода, небо, земля и воздух. Дхола Мебар Гомпа – «храм священного огня» и есть то место, где паломник может увидеть языки пламени божественного огня, пробивающегося из-под земли и услышать журчание подземного источника.
Муктинатх - идеальное место для вдохновения Гималайского Духовного Колокола, особенно после ритуального омовения.
"Затем надлежит идти, о бхарата, Индра царей, к обиталищу Нараяны, где неотлучно пребывает Хари; эта тиртха Вишну, вершителя дивных деяний, именуется Шалаграма. Приблизившись к извечному Вишну, Дарителю, Властелину трёх миров, получит паломник плод ашвамедхи и направится в мир Вишну. Есть там, о знаток дхармы, источник, избавляющий от всех грехов; в колодце том пребывают постоянно воды четырёх морей; кто омоется в нём, о Индра царей, тот навеки избегнет злой участи! Приблизившись к великому богу, Дарителю, вечному Вишну, избавится он от всех долгов и, подобно Соме, о Юдхиштхира, станет излучать сияние! " (Махабхарата, Араньякапарва, Сказание о паломничестве к тиртхам, гл. 82)
Обсуждения Шалаграма-Шила - вайшнавское индуистское мурти