Святой вайшнав Шрила Рупа Госвами, проанализировав источники ведической мудрости разделил понятие счастье на 3 категории:
1) счастье, которое человек получает от материальных наслаждений;
2) счастье, которое присуще духовной природе истинного «я»
3)и счастье от сознания Бога
1. Материальное счастье – временно, иллюзорно, относительно и всегда оканчивается страданием. Оно сравнивается с зудом на коже. Чем больше человек чешет, тем больше чешется и так можно до крови кожу разодрать. Так же приводится пример сладкого пирога в который вместе с сахаром добавили песок. Вроде вкус сладкий, но песок все портит. В Гите говориться что пылающее в сердце вожделение нельзя погасить никаким количеством чувственных наслаждений. Оно будет только разгораться, как огонь в который подливают масло. Материальное счастье сравнивается с наказанием которое существовало в старину. Преступника погружали с головой в воду и, когда он практически задыхался, его доставали, давали ему «глоток воздуха», после чего погружали снова. Момент временного облегчения от страданий люди принимают за счастье. Веды говорят, что материальный мир специально так устроен, что здесь нельзя найти прибежище, материальный мир не место для наслаждений, но истинное счастье есть в Царстве Духа
2. Положение человека познавшего себя как душу более устойчиво. «Ахам брахмасми» – я вечная душа, я не есть просто это тело-ум. Психосинтез Ассаджиоли как раз основан на этой медитации, он учит как разотождествить себя с иллюзорными проявлениями. «Я не есть моя работа, мое тело, моя проблема». Человек, осознавший свою духовную сущность не подверженную времени и смерти учится не зависеть от внешнего течения дел, он игры двойственности. Однако такой уровень счастья нельзя считать высоким (скорее промежуточным) т.к. не предполагает ПОЗИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Душа по природе активная движущая сила – это «вечный двигатель» о котором пишут фантасты. Душа желает, проявляет волю. Вот почему те, которые стремятся к слиянию с Брахманом, к безличному растворению своего «я» непременно падают с этого уровня? Потому что им становится скучно, душа требует активной деятельности и они возвращаются в материальный мир чтобы как-то развлечься, занять себя чем-нибудь.
3. Будучи неотъемлемыми частицами Высшего Духа, живые существа предназначены для служения. Части призваны служить Целому, так же как ноги, руки, пальцы и уши призваны служить всему телу. Мы все кому-либо служим: родственникам, начальникам, Родине.
«Если нам некому служить мы иногда заводим кошку или собаку и служим им. Все это доказывает, что по своей природе мы созданы для служения, но как бы хорошо мы не служили, это не приносит нам удовлетворения. Не удовлетворен и тот, кому мы служим. Материальная жизнь приносит всем одни разочарования. Причина этого в том, что выбор объекта служения был сделан неправильно. Скажем, если мы хотим служить дереву, то должны поливать его корни. Если мы будем лить воду на листья, ветви и т.д. от этого толку мало. Если служить Верховной личности Бога, все остальные Его неотъемлемые частицы будут естественным образом удовлетворены. Следовательно служа Верховной Личности Бога, мы выполняем свой долг перед обществом, семьей и народом и приносим всем наибольшее благо» Шрила Прабхупада
составил: Яриго Олег
1) счастье, которое человек получает от материальных наслаждений;
2) счастье, которое присуще духовной природе истинного «я»
3)и счастье от сознания Бога
1. Материальное счастье – временно, иллюзорно, относительно и всегда оканчивается страданием. Оно сравнивается с зудом на коже. Чем больше человек чешет, тем больше чешется и так можно до крови кожу разодрать. Так же приводится пример сладкого пирога в который вместе с сахаром добавили песок. Вроде вкус сладкий, но песок все портит. В Гите говориться что пылающее в сердце вожделение нельзя погасить никаким количеством чувственных наслаждений. Оно будет только разгораться, как огонь в который подливают масло. Материальное счастье сравнивается с наказанием которое существовало в старину. Преступника погружали с головой в воду и, когда он практически задыхался, его доставали, давали ему «глоток воздуха», после чего погружали снова. Момент временного облегчения от страданий люди принимают за счастье. Веды говорят, что материальный мир специально так устроен, что здесь нельзя найти прибежище, материальный мир не место для наслаждений, но истинное счастье есть в Царстве Духа
2. Положение человека познавшего себя как душу более устойчиво. «Ахам брахмасми» – я вечная душа, я не есть просто это тело-ум. Психосинтез Ассаджиоли как раз основан на этой медитации, он учит как разотождествить себя с иллюзорными проявлениями. «Я не есть моя работа, мое тело, моя проблема». Человек, осознавший свою духовную сущность не подверженную времени и смерти учится не зависеть от внешнего течения дел, он игры двойственности. Однако такой уровень счастья нельзя считать высоким (скорее промежуточным) т.к. не предполагает ПОЗИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Душа по природе активная движущая сила – это «вечный двигатель» о котором пишут фантасты. Душа желает, проявляет волю. Вот почему те, которые стремятся к слиянию с Брахманом, к безличному растворению своего «я» непременно падают с этого уровня? Потому что им становится скучно, душа требует активной деятельности и они возвращаются в материальный мир чтобы как-то развлечься, занять себя чем-нибудь.
3. Будучи неотъемлемыми частицами Высшего Духа, живые существа предназначены для служения. Части призваны служить Целому, так же как ноги, руки, пальцы и уши призваны служить всему телу. Мы все кому-либо служим: родственникам, начальникам, Родине.
«Если нам некому служить мы иногда заводим кошку или собаку и служим им. Все это доказывает, что по своей природе мы созданы для служения, но как бы хорошо мы не служили, это не приносит нам удовлетворения. Не удовлетворен и тот, кому мы служим. Материальная жизнь приносит всем одни разочарования. Причина этого в том, что выбор объекта служения был сделан неправильно. Скажем, если мы хотим служить дереву, то должны поливать его корни. Если мы будем лить воду на листья, ветви и т.д. от этого толку мало. Если служить Верховной личности Бога, все остальные Его неотъемлемые частицы будут естественным образом удовлетворены. Следовательно служа Верховной Личности Бога, мы выполняем свой долг перед обществом, семьей и народом и приносим всем наибольшее благо» Шрила Прабхупада
составил: Яриго Олег
Обсуждения Три категории счастья по вайшнавски
Савитри
Шри Ауробиндо
3-2
Чёрная вуаль была поднята; и мы увидели
Могучую тень всеведущего Господа,
Но кто поднял завесу света
И кто увидел тело Короля?
Насколько мне известно не сделав своей базой Душу в сердце
и Сознание Брахмана невозможно безопасно продвигаться далее.
С уважением, amsha.