Что производит интеллигенция

ЧТО ПРОИЗВОДИТ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕКСИЙ ПРОГРЕСС
Понятие орудия, предмета и продукта (результата) труда является одной из важнейших характеристик любой профессиональной деятельности.
Что производит интеллигенция
В производственной сфере с этими понятиями все более ясно и просто. Например, предметом труда токаря является заготовка, орудием труда – токарный станок (резец), а результатом (продуктом труда) – деталь, выточенная из этой заготовки. И так во многих специальностях, но в управленческих, педагогических и некоторых других профессиях иные предмет и продукт труда. Как известно, предметом и продуктом интеллектуального труда ученого, преподавателя и руководителя любого уровня является информация. В силу этого оценка результата их труда очень сложна, ибо некорректно характеризовать ее количеством выдаваемой (получаемой) информации, хотя оплата их труда иногда производится именно по этому признаку. Немаловажное значение здесь имеет и то, что в отличие от токаря, работающего на токарном станке, где наблюдается субъект-объектное взаимодействие, в управленческом процессе другой вид той же деятельностной системы – субъект-субъектное взаимодействие.

В то же время в обществе существует насущная потребность в оценке результатов любого труда в измеряемых величинах. Такие попытки применительно к интеллектуальному труду делаются на протяжении уже нескольких столетий. В особом ряду здесь стоит проблема оценки интеллектуального продукта произведенного ученым-исследователем, управленцем и преподавателем, в частности. Разработкой данной проблемы занимались и занимаются как отдельные исследователи, так и институты, и лаборатории, ведущие поиск в области стандартизации трудовой деятельности, как в производственной, так и в интеллектуальной сфере.

Охарактеризуем разработанную нами структуру (совокупность, суммативную систему) основных видов интеллектуального продукта личности, отметим прежде, что интеллигенция является такой же равноправной социальной группой, как рабочий и сельский житель, и не служит никакой прослойкой между ними, как в своё время это декларировали классики марксизма-ленинизма. И вообще общество, по нашей концепции, состоит из пяти социальных групп, к трем выше обозначенным необходимо еще добавить буржуазию (олигархический класс) и люмпенов (последние ничего не производят).

Рассмотрим предложенные нами разработки в деле оценки качества интеллектуального продукта, производимого интеллигенцией. Мы предлагаем авторскую классификацию основных видов данного продукта, которая может послужить основой для разработки вначале более точных показателей (характеристик), а в дальнейшем и критериев произведенного исследователем интеллектуального продукта.

Интеллектуальный продукт по нашей разработке составляют четыре блока: возможные открытия, теоретические разработки, методические разработки и практические результаты. Мы предлагаем помимо этого ввести девять уровней, характеризующих этот продукт: от первого – высшего, до девятого – низшего (см рисунок в начале статьи).

Охарактеризуем более подробно основные виды этого продукта и рассмотрим ПЕРВЫЙ БЛОК – ВОЗМОЖНЫЕ ОТКРЫТИЯ:

Закон – это всеобщая основа функционирования и развития всякой деятельностной системы. В естественных системах Законы носят объективный характер, а в искусственных – субъективный. Это подтверждается тем, что, например, Закон всемирного тяготения, открытый И. Ньютоном, нарушить невозможно, ибо это объективная реальность, а вот «Правила дорожного движения», к сожалению, нарушаются иногда без серьезных последствий для субъектов искусственной системы «пешеход-транспорт», ибо это хотя и чрезвычайно важные, но субъективные Законы.

Законы естественных систем открываются учеными и экспериментаторами, а Законы искусственных систем формулируются и принимаются либо волевым решением, либо просто голосованием (признак демократичности искусственной системы), что неприемлемо для естественных систем. Всем хорошо известно к чему, например, привели голосования и волевые решения по поводу теории наследственности и кибернетики.

Закономерность – это объективная реально проявляющаяся и повторяющаяся характеристика какого-либо процесса, объекта, явления и носит определённый локальный характер. Например, такая закономерность, что, если идти все время на Север, то наступает похолодание, действует только в северном полушарии, ибо движение на Север в южном полушарии характеризуется увеличивающимся потеплением. В педагогическом процессе существует также не зависящая от воли человека закономерность - «единство обучения, воспитания и развития личности». Если мы обучаем человека, то он одновременно воспитывается и развивается, а, если мы воспитываем человека, то он также одновременно обучается и развивается.

Принцип – детерминирует поведение (действия) субъекта деятельности, является основной руководящей идеей его деятельности. Научно-обоснованный принцип является как бы фактором, предопределяющим эффективность данного процесса в случае его соблюдения и снижения эффективности деятельности в случае игнорирования этого принципа. Принципы деятельности в отличие от методов не выбирают, а их просто надо придерживаться (соблюдать), т.к. они также носят объективный характер.

Факт – реально существующее, невымышленное событие, ранее неизвестный, имеющий место феномен в какой-либо деятельностной системе, описание которого сделано данным исследователем впервые и являющийся основанием для теоретического обобщения и выводов.

Эффект – свойство объекта или результат изучения какого-либо процесса (деятельностной системы), позволяющий создать новую теорию, разработать новую методику или технологию (пример, эффект Доплера).

Явление – обнаруженная исследователем сущность какого-либо процесса (деятельностная система) или объекта (суммативная система), как совокупности всех необходимых сторон и связей (Законов и принципов) присущим им в реальном мире. Задача исследователя заключается в том, чтобы от явления лежащего на поверхности данной системы идти к её сущности, к познанию закона (первый уровень) и принципов (второй уровень познания) её функционирования и развития. В целом все эти виды интеллектуального продукта характеризуют какое-либо возможное открытие, как ученого-теоретика, так и экспериментатора-практика. Таким образом, первый блок по нашей классификации включает в себя шесть основных видов интеллектуального продукта ученого, педагога-исследователя и т.п.

Во ВТОРОЙ БЛОК ВОЗМОЖНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК входят следующие восемь видов интеллектуального продукта:

Идея – предвозвестник оригинальной, нестандартной цели создания какого-либо произведения, системы или ее организации. Всякая идея только тогда жизненна, когда она получила признание общества в целом или коллектива ученых и практиков в данной отрасли, в частности. Высшим проявлением реализации идеи является создание творческого интеллектуального продукта – произведения в любой области культуры, науки, техники и т.п.

Гипотеза – научное предположение о возможности повышения эффективности и результативности какого-либо процесса (деятельностной системы) через использование новых приемов деятельности, ее видов или новых технологий. Если в ходе исследования гипотеза подтверждается, то она может послужить основой для разработки новой теории, а в идеале позволяет открыть Закон, установить закономерности, сформулировать принципы, создать новую концепцию и т.п.

Концепция – общий теоретический замысел в области совершенствования любого вида труда или какой-либо деятельностной системы в целом, способ понимания и трактовки сути каких-либо явлений и событий.

Теория – отражение объективного мира в сознании человека, на основе наблюдения и обобщения опыта деятельности в социальной и других системах; вскрывает общие закономерности развития личности и материального мира. Реализуется через формулировку и раскрытие цели, задач, структуры, способов и методов создания и функционирования либо деятельностной, либо интегративной (суммативной) системы.

Формула – точное и краткое определение какого-либо закона с помощью принятых в данной науке символов (знаков). Математическое или вербальное выражение, позволяющее оценить и выразить какой-либо показатель или уровень деятельности. Формула, отвечающая условиям достоверности и надежности, может являться характеристикой критерия эффективности или результативности (качества) функционирования какой-либо деятельностной системы.

Прогноз – совокупность вероятностных суждений, научное предвидение хода и (или) результата какого-либо процесса на основе знания законов существования и эволюции систем. Подтвердившийся результат деятельности или процесса в соответствии с объявленным и ожидаемым заранее.

Свойство – открытие таких существенных качеств объекта или процесса, которые позволяют использовать его нетрадиционно или с большим эффектом. Совокупность существенных свойств объекта или процесса отражает их качественную определённость. Свойства также подразделяются на: общие и специфические, необходимые и случайные, внутренние и внешние, совместимые и несовместимые и т.д.

Система (как упорядоченность) – создание новой суммативной системы, т.е. расположение чего-либо в определенном порядке или в определенной последовательности (пример, данная структура (перечень) интеллектуального продукта).

Это основные составляющие второго блока, характеризующие возможные теоретические разработки, которые сгруппированы по двум уровням: четвертому и пятому.

Рассмотрим теперь более подробно основные составляющие ТРЕТЬЕГО БЛОКА, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ и расположены также на двух уровнях – шестом и седьмом.

Изобретение – разработка новой суммативной системы, обладающей определенными отличиями от ранее существующих и широко известных, для решения задач в любой отрасли хозяйства, социальной и культурной жизни и дающее положительный эффект.

Модель – воспроизведение аналога какого-либо объекта, процесса или явления в реальном, увеличенном или уменьшенном виде, либо созданная с помощью компьютера виртуальная реальность. Последняя наиболее прогрессивна, существенна и экономична с точки зрения временных затрат на проведение эксперимента. Так, например, виртуальные химические реакции очень наглядны, экономичны и весьма прогностичны.

Проект – общий теоретический замысел, совокупность ряда моделей, составляющих суммативную систему, иногда характеризуемую и атрибутами деятельностной системы (цель – результат, субъект и объект, содержание и способы деятельности).

Новое решение – нетрадиционный подход к разрешению стандартных задач или известных способов решения, изменение какого-либо существующего и применяемого на практике алгоритма деятельности.

Методика - разработка, позволяющая получать тот же результат с наименьшими затратами сил, средств, времени, энергии или более высокий результат при тех же затратах.

Алгоритм (предписание, программа) – четкая структура и последовательность взаимодействия всех элементов и компонентов системы.

Четвертый БЛОК ХАРАКТЕРИЗУЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ и начинается с восьмого уровня.

Устройство – изменение одного из элементов суммативной системы, позволяющее повысить эффективность той деятельностной системы, в которой она является составной частью.

Технология – введение новых операций и действий в трудовой процесс, например, через претворение в жизнь какой-либо идеи или через практическое использование какого-либо изобретения. Как это уже отмечалось нами выше, исходя из теории А.Н. Леонтьева, деятельность состоит из отдельных действий, а действия состоят из отдельных операций (приемов). Таким образом, теория описывает деятельность (мотивы, цель, принципы и методы); действия описывает методика, а операции (приемы) – это и есть суть технологии.

Способы – создание новых приемов и методов, могущих найти применение в традиционных видах какой-либо деятельности, либо являются составной частью нового вида деятельности. Рецепт – новый состав какого-либо продукта или описание состава ранее неизвестного продукта. Услуга – способ интеллектуального сервисного обслуживания второго субъекта деятельностной системы.

Охарактеризуем более подробно такой вид интеллектуального продукта как услуга. Примерами здесь могут служить многие виды интеллектуальных профессий: преподаватель – оказывает образовательные услуги, юрист – юридические услуги, а журналист оказывает информационные услуги. Поэтому их главная задача информировать общество, а не «делать новости», как это часто можно слышать от работников данного цеха.

Таким образом, характеризуя проведенную исследователем научную работу, мы должны четко определять следующие моменты и элементы представленного им труда:

во-первых, какого уровня, и какой интеллектуальный продукт им создан, а также, сколько видов данного продукта он представил;

во-вторых, сумел ли исследователь охарактеризовать все параметры рассматриваемой (предлагаемой) им системы, т.е., в русле этого положения он должен четко описать, какой системой он оперирует (суммативной или деятельностной);

в-третьих, какие показатели и критерии он использует, а также, какие из них являются продуктом его научного поиска (при строго корректном объяснении, что он под ними понимает).

Показатель - это одна из характеристик процесса, объекта или явления, выражающая количественно или качественно какую-либо из сторон его состояния и который является одной из составляющих определенного критерия. Группа показателей позволяет в дальнейшем определить степень соответствия полученных результатов конкретному критерию

Основные показатели новизны интеллектуального продукта: Положительные отзывы из смежных отраслей, Отзывы коллег из других учреждений и потребителей данной продукции, Конкурентоспособность созданной научной продукции в сфере интеллектуальных услуг, мнение издателей и распространителей научной продукции и др., индекс цитирования. Самым точным из них является международный индекс цитирования. Конечно, это далеко не идеальная оценка, но ее никак нельзя обвинить в пристрастности.

Валентин Симонов
×

Обсуждения Что производит интеллигенция

  • Я согласна с Вами по проблеме "Что производит интеллегенция". Считаю Вас, Валентин Петрович, более компетентным в данном вопросе, поэтому мне нечего добавить. Думаю, что Вы, данную проблему раскрыли в поном объеме.
     

По теме Что производит интеллигенция

Что такое хорошо и что такое плохо ?

Хорошо. Состояние гармонии с окружающим миром и с самим собой. Имеет свои...
Журнал

Что такое Я и что с ним будет после смерти

«Я» - это не просто психическое осознание личности самой себя, как утверждают...
Журнал

Что такое хорошо, что такое плохо

Закон, есть закон. Этично, не этично. Хорошо, не хорошо. Это у Маяковского все...
Журнал

Что такое хорошо и что такое плохо

Где кончается хорошо и начинается плохо? Всегда ли правильно то, что хорошо? Где...
Журнал

Что такое хорошо и что такое плохо

"Крошка-сын к отцу пришел…" Мы ходим в рестораны, на концерты, путешествуем по...
Журнал

Что такое теплота и что такое холод

Любое пространственное изменение формы тела, за счет силы, без противодействия...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Оставь природу ума, как она есть
Объяснение Ваджры согласно Буддхагупте