ЧТО ПРОИЗВОДИТ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕКСИЙ ПРОГРЕСС
Понятие орудия, предмета и продукта (результата) труда является одной из важнейших характеристик любой профессиональной деятельности.
ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕКСИЙ ПРОГРЕСС
Понятие орудия, предмета и продукта (результата) труда является одной из важнейших характеристик любой профессиональной деятельности.
В производственной сфере с этими понятиями все более ясно и просто. Например, предметом труда токаря является заготовка, орудием труда – токарный станок (резец), а результатом (продуктом труда) – деталь, выточенная из этой заготовки. И так во многих специальностях, но в управленческих, педагогических и некоторых других профессиях иные предмет и продукт труда. Как известно, предметом и продуктом интеллектуального труда ученого, преподавателя и руководителя любого уровня является информация. В силу этого оценка результата их труда очень сложна, ибо некорректно характеризовать ее количеством выдаваемой (получаемой) информации, хотя оплата их труда иногда производится именно по этому признаку. Немаловажное значение здесь имеет и то, что в отличие от токаря, работающего на токарном станке, где наблюдается субъект-объектное взаимодействие, в управленческом процессе другой вид той же деятельностной системы – субъект-субъектное взаимодействие.
В то же время в обществе существует насущная потребность в оценке результатов любого труда в измеряемых величинах. Такие попытки применительно к интеллектуальному труду делаются на протяжении уже нескольких столетий. В особом ряду здесь стоит проблема оценки интеллектуального продукта произведенного ученым-исследователем, управленцем и преподавателем, в частности. Разработкой данной проблемы занимались и занимаются как отдельные исследователи, так и институты, и лаборатории, ведущие поиск в области стандартизации трудовой деятельности, как в производственной, так и в интеллектуальной сфере.
Охарактеризуем разработанную нами структуру (совокупность, суммативную систему) основных видов интеллектуального продукта личности, отметим прежде, что интеллигенция является такой же равноправной социальной группой, как рабочий и сельский житель, и не служит никакой прослойкой между ними, как в своё время это декларировали классики марксизма-ленинизма. И вообще общество, по нашей концепции, состоит из пяти социальных групп, к трем выше обозначенным необходимо еще добавить буржуазию (олигархический класс) и люмпенов (последние ничего не производят).
Рассмотрим предложенные нами разработки в деле оценки качества интеллектуального продукта, производимого интеллигенцией. Мы предлагаем авторскую классификацию основных видов данного продукта, которая может послужить основой для разработки вначале более точных показателей (характеристик), а в дальнейшем и критериев произведенного исследователем интеллектуального продукта.
Интеллектуальный продукт по нашей разработке составляют четыре блока: возможные открытия, теоретические разработки, методические разработки и практические результаты. Мы предлагаем помимо этого ввести девять уровней, характеризующих этот продукт: от первого – высшего, до девятого – низшего (см рисунок в начале статьи).
Охарактеризуем более подробно основные виды этого продукта и рассмотрим ПЕРВЫЙ БЛОК – ВОЗМОЖНЫЕ ОТКРЫТИЯ:
Закон – это всеобщая основа функционирования и развития всякой деятельностной системы. В естественных системах Законы носят объективный характер, а в искусственных – субъективный. Это подтверждается тем, что, например, Закон всемирного тяготения, открытый И. Ньютоном, нарушить невозможно, ибо это объективная реальность, а вот «Правила дорожного движения», к сожалению, нарушаются иногда без серьезных последствий для субъектов искусственной системы «пешеход-транспорт», ибо это хотя и чрезвычайно важные, но субъективные Законы.
Законы естественных систем открываются учеными и экспериментаторами, а Законы искусственных систем формулируются и принимаются либо волевым решением, либо просто голосованием (признак демократичности искусственной системы), что неприемлемо для естественных систем. Всем хорошо известно к чему, например, привели голосования и волевые решения по поводу теории наследственности и кибернетики.
Закономерность – это объективная реально проявляющаяся и повторяющаяся характеристика какого-либо процесса, объекта, явления и носит определённый локальный характер. Например, такая закономерность, что, если идти все время на Север, то наступает похолодание, действует только в северном полушарии, ибо движение на Север в южном полушарии характеризуется увеличивающимся потеплением. В педагогическом процессе существует также не зависящая от воли человека закономерность - «единство обучения, воспитания и развития личности». Если мы обучаем человека, то он одновременно воспитывается и развивается, а, если мы воспитываем человека, то он также одновременно обучается и развивается.
Принцип – детерминирует поведение (действия) субъекта деятельности, является основной руководящей идеей его деятельности. Научно-обоснованный принцип является как бы фактором, предопределяющим эффективность данного процесса в случае его соблюдения и снижения эффективности деятельности в случае игнорирования этого принципа. Принципы деятельности в отличие от методов не выбирают, а их просто надо придерживаться (соблюдать), т.к. они также носят объективный характер.
Факт – реально существующее, невымышленное событие, ранее неизвестный, имеющий место феномен в какой-либо деятельностной системе, описание которого сделано данным исследователем впервые и являющийся основанием для теоретического обобщения и выводов.
Эффект – свойство объекта или результат изучения какого-либо процесса (деятельностной системы), позволяющий создать новую теорию, разработать новую методику или технологию (пример, эффект Доплера).
Явление – обнаруженная исследователем сущность какого-либо процесса (деятельностная система) или объекта (суммативная система), как совокупности всех необходимых сторон и связей (Законов и принципов) присущим им в реальном мире. Задача исследователя заключается в том, чтобы от явления лежащего на поверхности данной системы идти к её сущности, к познанию закона (первый уровень) и принципов (второй уровень познания) её функционирования и развития. В целом все эти виды интеллектуального продукта характеризуют какое-либо возможное открытие, как ученого-теоретика, так и экспериментатора-практика. Таким образом, первый блок по нашей классификации включает в себя шесть основных видов интеллектуального продукта ученого, педагога-исследователя и т.п.
Во ВТОРОЙ БЛОК ВОЗМОЖНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК входят следующие восемь видов интеллектуального продукта:
Идея – предвозвестник оригинальной, нестандартной цели создания какого-либо произведения, системы или ее организации. Всякая идея только тогда жизненна, когда она получила признание общества в целом или коллектива ученых и практиков в данной отрасли, в частности. Высшим проявлением реализации идеи является создание творческого интеллектуального продукта – произведения в любой области культуры, науки, техники и т.п.
Гипотеза – научное предположение о возможности повышения эффективности и результативности какого-либо процесса (деятельностной системы) через использование новых приемов деятельности, ее видов или новых технологий. Если в ходе исследования гипотеза подтверждается, то она может послужить основой для разработки новой теории, а в идеале позволяет открыть Закон, установить закономерности, сформулировать принципы, создать новую концепцию и т.п.
Концепция – общий теоретический замысел в области совершенствования любого вида труда или какой-либо деятельностной системы в целом, способ понимания и трактовки сути каких-либо явлений и событий.
Теория – отражение объективного мира в сознании человека, на основе наблюдения и обобщения опыта деятельности в социальной и других системах; вскрывает общие закономерности развития личности и материального мира. Реализуется через формулировку и раскрытие цели, задач, структуры, способов и методов создания и функционирования либо деятельностной, либо интегративной (суммативной) системы.
Формула – точное и краткое определение какого-либо закона с помощью принятых в данной науке символов (знаков). Математическое или вербальное выражение, позволяющее оценить и выразить какой-либо показатель или уровень деятельности. Формула, отвечающая условиям достоверности и надежности, может являться характеристикой критерия эффективности или результативности (качества) функционирования какой-либо деятельностной системы.
Прогноз – совокупность вероятностных суждений, научное предвидение хода и (или) результата какого-либо процесса на основе знания законов существования и эволюции систем. Подтвердившийся результат деятельности или процесса в соответствии с объявленным и ожидаемым заранее.
Свойство – открытие таких существенных качеств объекта или процесса, которые позволяют использовать его нетрадиционно или с большим эффектом. Совокупность существенных свойств объекта или процесса отражает их качественную определённость. Свойства также подразделяются на: общие и специфические, необходимые и случайные, внутренние и внешние, совместимые и несовместимые и т.д.
Система (как упорядоченность) – создание новой суммативной системы, т.е. расположение чего-либо в определенном порядке или в определенной последовательности (пример, данная структура (перечень) интеллектуального продукта).
Это основные составляющие второго блока, характеризующие возможные теоретические разработки, которые сгруппированы по двум уровням: четвертому и пятому.
Рассмотрим теперь более подробно основные составляющие ТРЕТЬЕГО БЛОКА, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ и расположены также на двух уровнях – шестом и седьмом.
Изобретение – разработка новой суммативной системы, обладающей определенными отличиями от ранее существующих и широко известных, для решения задач в любой отрасли хозяйства, социальной и культурной жизни и дающее положительный эффект.
Модель – воспроизведение аналога какого-либо объекта, процесса или явления в реальном, увеличенном или уменьшенном виде, либо созданная с помощью компьютера виртуальная реальность. Последняя наиболее прогрессивна, существенна и экономична с точки зрения временных затрат на проведение эксперимента. Так, например, виртуальные химические реакции очень наглядны, экономичны и весьма прогностичны.
Проект – общий теоретический замысел, совокупность ряда моделей, составляющих суммативную систему, иногда характеризуемую и атрибутами деятельностной системы (цель – результат, субъект и объект, содержание и способы деятельности).
Новое решение – нетрадиционный подход к разрешению стандартных задач или известных способов решения, изменение какого-либо существующего и применяемого на практике алгоритма деятельности.
Методика - разработка, позволяющая получать тот же результат с наименьшими затратами сил, средств, времени, энергии или более высокий результат при тех же затратах.
Алгоритм (предписание, программа) – четкая структура и последовательность взаимодействия всех элементов и компонентов системы.
Четвертый БЛОК ХАРАКТЕРИЗУЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ и начинается с восьмого уровня.
Устройство – изменение одного из элементов суммативной системы, позволяющее повысить эффективность той деятельностной системы, в которой она является составной частью.
Технология – введение новых операций и действий в трудовой процесс, например, через претворение в жизнь какой-либо идеи или через практическое использование какого-либо изобретения. Как это уже отмечалось нами выше, исходя из теории А.Н. Леонтьева, деятельность состоит из отдельных действий, а действия состоят из отдельных операций (приемов). Таким образом, теория описывает деятельность (мотивы, цель, принципы и методы); действия описывает методика, а операции (приемы) – это и есть суть технологии.
Способы – создание новых приемов и методов, могущих найти применение в традиционных видах какой-либо деятельности, либо являются составной частью нового вида деятельности. Рецепт – новый состав какого-либо продукта или описание состава ранее неизвестного продукта. Услуга – способ интеллектуального сервисного обслуживания второго субъекта деятельностной системы.
Охарактеризуем более подробно такой вид интеллектуального продукта как услуга. Примерами здесь могут служить многие виды интеллектуальных профессий: преподаватель – оказывает образовательные услуги, юрист – юридические услуги, а журналист оказывает информационные услуги. Поэтому их главная задача информировать общество, а не «делать новости», как это часто можно слышать от работников данного цеха.
Таким образом, характеризуя проведенную исследователем научную работу, мы должны четко определять следующие моменты и элементы представленного им труда:
во-первых, какого уровня, и какой интеллектуальный продукт им создан, а также, сколько видов данного продукта он представил;
во-вторых, сумел ли исследователь охарактеризовать все параметры рассматриваемой (предлагаемой) им системы, т.е., в русле этого положения он должен четко описать, какой системой он оперирует (суммативной или деятельностной);
в-третьих, какие показатели и критерии он использует, а также, какие из них являются продуктом его научного поиска (при строго корректном объяснении, что он под ними понимает).
Показатель - это одна из характеристик процесса, объекта или явления, выражающая количественно или качественно какую-либо из сторон его состояния и который является одной из составляющих определенного критерия. Группа показателей позволяет в дальнейшем определить степень соответствия полученных результатов конкретному критерию
Основные показатели новизны интеллектуального продукта: Положительные отзывы из смежных отраслей, Отзывы коллег из других учреждений и потребителей данной продукции, Конкурентоспособность созданной научной продукции в сфере интеллектуальных услуг, мнение издателей и распространителей научной продукции и др., индекс цитирования. Самым точным из них является международный индекс цитирования. Конечно, это далеко не идеальная оценка, но ее никак нельзя обвинить в пристрастности.
Валентин Симонов
В то же время в обществе существует насущная потребность в оценке результатов любого труда в измеряемых величинах. Такие попытки применительно к интеллектуальному труду делаются на протяжении уже нескольких столетий. В особом ряду здесь стоит проблема оценки интеллектуального продукта произведенного ученым-исследователем, управленцем и преподавателем, в частности. Разработкой данной проблемы занимались и занимаются как отдельные исследователи, так и институты, и лаборатории, ведущие поиск в области стандартизации трудовой деятельности, как в производственной, так и в интеллектуальной сфере.
Охарактеризуем разработанную нами структуру (совокупность, суммативную систему) основных видов интеллектуального продукта личности, отметим прежде, что интеллигенция является такой же равноправной социальной группой, как рабочий и сельский житель, и не служит никакой прослойкой между ними, как в своё время это декларировали классики марксизма-ленинизма. И вообще общество, по нашей концепции, состоит из пяти социальных групп, к трем выше обозначенным необходимо еще добавить буржуазию (олигархический класс) и люмпенов (последние ничего не производят).
Рассмотрим предложенные нами разработки в деле оценки качества интеллектуального продукта, производимого интеллигенцией. Мы предлагаем авторскую классификацию основных видов данного продукта, которая может послужить основой для разработки вначале более точных показателей (характеристик), а в дальнейшем и критериев произведенного исследователем интеллектуального продукта.
Интеллектуальный продукт по нашей разработке составляют четыре блока: возможные открытия, теоретические разработки, методические разработки и практические результаты. Мы предлагаем помимо этого ввести девять уровней, характеризующих этот продукт: от первого – высшего, до девятого – низшего (см рисунок в начале статьи).
Охарактеризуем более подробно основные виды этого продукта и рассмотрим ПЕРВЫЙ БЛОК – ВОЗМОЖНЫЕ ОТКРЫТИЯ:
Закон – это всеобщая основа функционирования и развития всякой деятельностной системы. В естественных системах Законы носят объективный характер, а в искусственных – субъективный. Это подтверждается тем, что, например, Закон всемирного тяготения, открытый И. Ньютоном, нарушить невозможно, ибо это объективная реальность, а вот «Правила дорожного движения», к сожалению, нарушаются иногда без серьезных последствий для субъектов искусственной системы «пешеход-транспорт», ибо это хотя и чрезвычайно важные, но субъективные Законы.
Законы естественных систем открываются учеными и экспериментаторами, а Законы искусственных систем формулируются и принимаются либо волевым решением, либо просто голосованием (признак демократичности искусственной системы), что неприемлемо для естественных систем. Всем хорошо известно к чему, например, привели голосования и волевые решения по поводу теории наследственности и кибернетики.
Закономерность – это объективная реально проявляющаяся и повторяющаяся характеристика какого-либо процесса, объекта, явления и носит определённый локальный характер. Например, такая закономерность, что, если идти все время на Север, то наступает похолодание, действует только в северном полушарии, ибо движение на Север в южном полушарии характеризуется увеличивающимся потеплением. В педагогическом процессе существует также не зависящая от воли человека закономерность - «единство обучения, воспитания и развития личности». Если мы обучаем человека, то он одновременно воспитывается и развивается, а, если мы воспитываем человека, то он также одновременно обучается и развивается.
Принцип – детерминирует поведение (действия) субъекта деятельности, является основной руководящей идеей его деятельности. Научно-обоснованный принцип является как бы фактором, предопределяющим эффективность данного процесса в случае его соблюдения и снижения эффективности деятельности в случае игнорирования этого принципа. Принципы деятельности в отличие от методов не выбирают, а их просто надо придерживаться (соблюдать), т.к. они также носят объективный характер.
Факт – реально существующее, невымышленное событие, ранее неизвестный, имеющий место феномен в какой-либо деятельностной системе, описание которого сделано данным исследователем впервые и являющийся основанием для теоретического обобщения и выводов.
Эффект – свойство объекта или результат изучения какого-либо процесса (деятельностной системы), позволяющий создать новую теорию, разработать новую методику или технологию (пример, эффект Доплера).
Явление – обнаруженная исследователем сущность какого-либо процесса (деятельностная система) или объекта (суммативная система), как совокупности всех необходимых сторон и связей (Законов и принципов) присущим им в реальном мире. Задача исследователя заключается в том, чтобы от явления лежащего на поверхности данной системы идти к её сущности, к познанию закона (первый уровень) и принципов (второй уровень познания) её функционирования и развития. В целом все эти виды интеллектуального продукта характеризуют какое-либо возможное открытие, как ученого-теоретика, так и экспериментатора-практика. Таким образом, первый блок по нашей классификации включает в себя шесть основных видов интеллектуального продукта ученого, педагога-исследователя и т.п.
Во ВТОРОЙ БЛОК ВОЗМОЖНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК входят следующие восемь видов интеллектуального продукта:
Идея – предвозвестник оригинальной, нестандартной цели создания какого-либо произведения, системы или ее организации. Всякая идея только тогда жизненна, когда она получила признание общества в целом или коллектива ученых и практиков в данной отрасли, в частности. Высшим проявлением реализации идеи является создание творческого интеллектуального продукта – произведения в любой области культуры, науки, техники и т.п.
Гипотеза – научное предположение о возможности повышения эффективности и результативности какого-либо процесса (деятельностной системы) через использование новых приемов деятельности, ее видов или новых технологий. Если в ходе исследования гипотеза подтверждается, то она может послужить основой для разработки новой теории, а в идеале позволяет открыть Закон, установить закономерности, сформулировать принципы, создать новую концепцию и т.п.
Концепция – общий теоретический замысел в области совершенствования любого вида труда или какой-либо деятельностной системы в целом, способ понимания и трактовки сути каких-либо явлений и событий.
Теория – отражение объективного мира в сознании человека, на основе наблюдения и обобщения опыта деятельности в социальной и других системах; вскрывает общие закономерности развития личности и материального мира. Реализуется через формулировку и раскрытие цели, задач, структуры, способов и методов создания и функционирования либо деятельностной, либо интегративной (суммативной) системы.
Формула – точное и краткое определение какого-либо закона с помощью принятых в данной науке символов (знаков). Математическое или вербальное выражение, позволяющее оценить и выразить какой-либо показатель или уровень деятельности. Формула, отвечающая условиям достоверности и надежности, может являться характеристикой критерия эффективности или результативности (качества) функционирования какой-либо деятельностной системы.
Прогноз – совокупность вероятностных суждений, научное предвидение хода и (или) результата какого-либо процесса на основе знания законов существования и эволюции систем. Подтвердившийся результат деятельности или процесса в соответствии с объявленным и ожидаемым заранее.
Свойство – открытие таких существенных качеств объекта или процесса, которые позволяют использовать его нетрадиционно или с большим эффектом. Совокупность существенных свойств объекта или процесса отражает их качественную определённость. Свойства также подразделяются на: общие и специфические, необходимые и случайные, внутренние и внешние, совместимые и несовместимые и т.д.
Система (как упорядоченность) – создание новой суммативной системы, т.е. расположение чего-либо в определенном порядке или в определенной последовательности (пример, данная структура (перечень) интеллектуального продукта).
Это основные составляющие второго блока, характеризующие возможные теоретические разработки, которые сгруппированы по двум уровням: четвертому и пятому.
Рассмотрим теперь более подробно основные составляющие ТРЕТЬЕГО БЛОКА, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ и расположены также на двух уровнях – шестом и седьмом.
Изобретение – разработка новой суммативной системы, обладающей определенными отличиями от ранее существующих и широко известных, для решения задач в любой отрасли хозяйства, социальной и культурной жизни и дающее положительный эффект.
Модель – воспроизведение аналога какого-либо объекта, процесса или явления в реальном, увеличенном или уменьшенном виде, либо созданная с помощью компьютера виртуальная реальность. Последняя наиболее прогрессивна, существенна и экономична с точки зрения временных затрат на проведение эксперимента. Так, например, виртуальные химические реакции очень наглядны, экономичны и весьма прогностичны.
Проект – общий теоретический замысел, совокупность ряда моделей, составляющих суммативную систему, иногда характеризуемую и атрибутами деятельностной системы (цель – результат, субъект и объект, содержание и способы деятельности).
Новое решение – нетрадиционный подход к разрешению стандартных задач или известных способов решения, изменение какого-либо существующего и применяемого на практике алгоритма деятельности.
Методика - разработка, позволяющая получать тот же результат с наименьшими затратами сил, средств, времени, энергии или более высокий результат при тех же затратах.
Алгоритм (предписание, программа) – четкая структура и последовательность взаимодействия всех элементов и компонентов системы.
Четвертый БЛОК ХАРАКТЕРИЗУЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ и начинается с восьмого уровня.
Устройство – изменение одного из элементов суммативной системы, позволяющее повысить эффективность той деятельностной системы, в которой она является составной частью.
Технология – введение новых операций и действий в трудовой процесс, например, через претворение в жизнь какой-либо идеи или через практическое использование какого-либо изобретения. Как это уже отмечалось нами выше, исходя из теории А.Н. Леонтьева, деятельность состоит из отдельных действий, а действия состоят из отдельных операций (приемов). Таким образом, теория описывает деятельность (мотивы, цель, принципы и методы); действия описывает методика, а операции (приемы) – это и есть суть технологии.
Способы – создание новых приемов и методов, могущих найти применение в традиционных видах какой-либо деятельности, либо являются составной частью нового вида деятельности. Рецепт – новый состав какого-либо продукта или описание состава ранее неизвестного продукта. Услуга – способ интеллектуального сервисного обслуживания второго субъекта деятельностной системы.
Охарактеризуем более подробно такой вид интеллектуального продукта как услуга. Примерами здесь могут служить многие виды интеллектуальных профессий: преподаватель – оказывает образовательные услуги, юрист – юридические услуги, а журналист оказывает информационные услуги. Поэтому их главная задача информировать общество, а не «делать новости», как это часто можно слышать от работников данного цеха.
Таким образом, характеризуя проведенную исследователем научную работу, мы должны четко определять следующие моменты и элементы представленного им труда:
во-первых, какого уровня, и какой интеллектуальный продукт им создан, а также, сколько видов данного продукта он представил;
во-вторых, сумел ли исследователь охарактеризовать все параметры рассматриваемой (предлагаемой) им системы, т.е., в русле этого положения он должен четко описать, какой системой он оперирует (суммативной или деятельностной);
в-третьих, какие показатели и критерии он использует, а также, какие из них являются продуктом его научного поиска (при строго корректном объяснении, что он под ними понимает).
Показатель - это одна из характеристик процесса, объекта или явления, выражающая количественно или качественно какую-либо из сторон его состояния и который является одной из составляющих определенного критерия. Группа показателей позволяет в дальнейшем определить степень соответствия полученных результатов конкретному критерию
Основные показатели новизны интеллектуального продукта: Положительные отзывы из смежных отраслей, Отзывы коллег из других учреждений и потребителей данной продукции, Конкурентоспособность созданной научной продукции в сфере интеллектуальных услуг, мнение издателей и распространителей научной продукции и др., индекс цитирования. Самым точным из них является международный индекс цитирования. Конечно, это далеко не идеальная оценка, но ее никак нельзя обвинить в пристрастности.
Валентин Симонов
Обсуждения Что производит интеллигенция