Праздник в буддийском монастыре в честь 10-летия извлечения из могилы Нетленного Тела Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигелова. Нескончаемый поток людей к Драгоценному и Вечному. Мургэлгэ. 25 верст от Улан-Удэ, до Иволгинского дацана, в Восточной Сибири, где непроходимые леса и болота, есть обширные степи, свои маленькие Сахары и ледники.
Зимой там стоят большие морозы, а летом бывают жаркие дни, как в пустыне. По пути к Дацану, можно увидеть сосны, кедры, ели и пихты. Кое-где к ним примешивается береза, ольха, осина, попадается благовонный тополь. О Нетленном Теле Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигелова знает, пожалуй, весь мир.
«Многие монахи познают смерть, умирая при медитации и освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет, и их тела не разлагаются. Пример тому, медитирующий лама в Бурятии...».
Завещанное много десятков лет назад Хамбо-ламой Даши-Доржо Итигеловым, о том, что он воскреснет и прейдет в этот мир, свершилось. Этот человек официально умер еще 15 июня 1927 года. Он сидит в позе лотоса и не двигается, он не принимает пищу и не реагирует на внешние раздражители. Он вроде бы мертв уже почти 100 лет. Но все ламы Иволгинского дацана в беседах говорят о нем, как о живом. На нескончаемые желания многих, вновь и вновь пребывающих последователей, ближе познакомиться с ним, ширээтэ-лама (настоятель) Иволгинского дацана Дагба Очиров отвечает отказом: Сейчас он отдыхает. Когда наступит этот день, он примет участие в службе. Пообщаться с ним смогут все.
Известно, что в 1867 году 15-летний сирота Даши-Доржо Итигелов пришел в один из бурятских дацанов, чтобы посвятить свою жизнь духовным практикам. По легенде в одной руке у него был посох, в другой, человеческий череп. На лам, его обучавших, парень произвел такое впечатление, что ему положили стипендию - 5 рублей в месяц, а жителей окрестных сел обязали платить за него налог, освобождающий от воинской повинности, (Итигелов принадлежал к казачьему сословию и должен был служить. - Ред.). Итигелов в науках преуспел. Как сказали бы сейчас, сделал хорошую духовную карьеру и в 1911 году, уже, будучи настоятелем одного из монастырей, был выбран главой всех российских буддистов, Пандито Хамбо-ламой. Топ-менеджером, он оказался хорошим. Как сказано в одной из его биографий, «Итигелов в одном лице совмещал должности нынешних министров образования, культуры и здравоохранения Бурятии».
Официальных документов о том, как умирал Даши-Доржо Итигелов, нет. В 1927 году он призвал учеников, сказал, что покидает их, но когда-нибудь вернется. На прощание попросил прочесть для него Харе Намши - молитву «Благопожелания для уходящего», которую произносят над мертвыми. Все присутствующие отказались. Тогда Итигелов затянул ее сам, а позже подхватили и ученики. Под эти звуки Хамбо-лама в возрасте 75 лет ушел из жизни. Похоронили его, вертикально, сидящим в позе лотоса, в коробе из кедра. Чтобы в сентябре 2002 года выкопать, одному из монахов было видение, что так надо сделать. Эксгумацию проводили в присутствии представителей власти и ученых. Последние подтвердили: нетленное тело покойного представляет необъяснимый феномен. Для монахов Иволгинского дацана 19 сентября 2012 года, или 4-е сутки второго осеннего месяца 2555 года по буддийскому лунному календарю, стал не самым простым днем в жизни.
С раннего утра дацан заполнили толпы верующих. По разным оценкам, сюда приехали от 20 до 50 тысяч человек. Многие, из-за границы. Буряты, монголы, (перед воротами дацана выстроилась вереница автобусов с номерами стран), европейцы, русские. Очередь в храм, где паломников встречал сам Хамбо-лама, вытянулась метров на 500. Само собой знатоки рассказывали новичкам о чудесах, сотворенных святым. На Хамбо-ламу никогда не попадали капли дождя, объясняет пожилая бурятка робеющим от важности предстоящего события голосом, по виду русским, объясняет маме с дочкой, в ливень, рядом с ним люди идут мокрые, а он совершенно сухой.
Да что там дождь! Однажды, в 1917 году, Итигелов торопился в свой дацан, который грозили сжечь, нахватавшиеся революционных идей солдаты-дембеля. И, чтобы не объезжать озеро, просто раздвинул его воды, проскакал на лошади по сухому дну, авторитетно добавляет ее подруга. Легенд таких много. После революции он предлагал ламам уезжать за границу, предвидя будущие аресты. На вопрос «Почему не уезжаете сами?» ответил: «Меня они не успеют взять». В Бурятии до сих пор почитается холм, с которого Итигелов благословил отряд из 300 казаков, в нем были и русские, и буряты, отряд, уходящий на японскую войну. Говорят, что из этого отряда никто не погиб.
А еще появились мифы, что Итигелов дружил с Лениным, вместе с террористом Яковом Блюмкиным и Николаем Рерихом искал вход в Шамбалу. Но это не так. С Лениным он не водился. Зато в 1913 году Пандито Хамбо-лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и освятил буддийский храм в Петербурге. У буддистов не принято посещать могилы предков. Но Хамбо-лама завещал ученикам прийти проведать его тело ровно через 30 лет.
Захоронение раскопали чуть раньше - в 1955-м. В Бурятии произошло сильное землетрясение, и буддисты опасались, что саркофаг может быть поврежден. Уголовно наказуемое деяние, эксгумацию ламы провели тайком от властей. Удивительное дело, на теле Итигелова не было ни малейших признаков разложения, только расползлась одежда. Монаха переодели и закопали вновь. Такую же процедуру провели и в 1973 году. Теперь уже после серьезного наводнения. А, 10 сентября 2002 года с разрешения властей тело уже окончательно было извлечено из могилы и перевезено в Иволгинский дацан.
Я начал служить ему четыре года назад, и поначалу было очень страшно, - рассказал Жалсан-лама, монах, который дважды в день видится с этим человеком. Во время беседы он крутит в руках зеленую ленту, на которой висит ключ внушительных размеров. Ключ от специально построенного храма, где «живет» легендарный лама. Очень жутко было оставаться с ним один на один. А потом страх прошел. Наверное, он меня уже принял. Мы познакомились... волосы, и ногти не растут, вес тела, не меняется.
Сейчас Драгоценное и Нетленное Тело Итигелова - главная достопримечательность и святыня Иволгинского дацана. По представлениям верующих, он стал настолько мощным духовным практиком, что сумел повторить путь Будды. А свое тело оставил нам в назидание: вот, мол, можно чего достичь, если жить правильно. Жалсан-лама, ежедневно ухаживающий за телом, всегда смеется, когда слышит уже укоренившийся миф о том что, на теле Итигелова до сих пор нужно подстригать ногти и волосы: С Итигеловым все в порядке. Волосы и ногти у него не растут, это выдумки. Ведь в буддизме, если у вас растут волосы и ногти, значит, вы еще живете, стареете, и над вами властвует Хозяин смерти. А Итигелов обманул, ушел от него. И теперь его тело неизменно. Рост - 167 см, вес - 41 кг. Вот уже 10 лет ничего не меняется.
В обычные дни Даши-Доржо Итигелов покоится на втором этаже храма. Сейчас его спустили вниз. Он по-прежнему сидит в позе лотоса, на возвышении. Мне объяснили: к празднику Хамбо-ламу обмыли и нарядили в новые одежды. В руках он держит цветные шелковые ленты - хадаки. Другой конец хадаков в руках двух молодых монахов. Под этим импровизированным навесом и проходят паломники. Люди в очереди разные. Кто-то уже впал в религиозный экстаз, норовит бухнуться на колени, создавая пробку. Другие глазеют по сторонам. В храме стоит портрет нынешнего главы буддистов Далай-ламы XIV.
Бурятка в возрасте толкает в бок мужа: Это портрет Итигелова при жизни. Тот долго смотрит на фотографию, а потом вглядывается в сидящего в глубине храма нетленного Хамбо-ламу. И удивленно цокает: А ведь действительно не изменился. Стоящий рядом монах (он следит за порядком в очереди) издает негромкий стон вздоха, от надоевшей бесконечной суеты и разноязычного гомона, многолюдной толпы.
Первое, что бросается в глаза, кожа у Итигелова, здорового бело-жёлтого цвета. Действительно, никаких внешних признаков, что этот человек умер. Зато появились сомнения насчет голубых глаз, которые якобы, по рассказам, видели многие посетители, веки нетленного ламы плотно сомкнуты. На теле одежда, как говорят, идентичная той, в которой его хоронили. Нижняя часть лица закрыта полоской материи. Зачем, никто не объясняет, но есть подозрение, что нижняя челюсть все-таки не держится и отвисает. Верхняя часть лица кажется гораздо более ухоженной, чем на снимках, сделанных сразу после эксгумации. Тело спрятано внутри стеклянного ящика. Но лишь для защиты от пыли. Никаких холодильных установок в помещении нет. Температура внутри обычная, комнатная.
Постояв немного возле святыни, паломники начинают пятиться, поворачиваться спиной к Итигелову, пока не пройдешь половину пути до выхода, нельзя. Все оставляют рядом с телом подношения, деньги или продукты, для буддистов это норма.
В первые годы буддийское духовенство спокойно относилось к тому, что изучать тело Итигелова приезжали ученые, медики, биологи, историки. Но с 3 января 2005 года указом главы Буддийской традиционной сангхи России XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева, все биомедицинские исследования феномена закрыты. Даже нельзя делать фото, видеосъемку святыни с близкого расстояния. Официальная версия запрета: наука в духовных делах не разберется. Неофициальная: ламы были разъярены, когда снимки обнаженного Хамбо-ламы, которые были сделаны для изучения анатомического строения тела, появились в газетах.
Однако два детальных осмотра тела до этого времени все же были проведены. Первый, на следующий день после извлечения ламы из земли. Второй, два года спустя. И оказалось, что изменения в драгоценном и нетленном теле все же происходят. Из акта осмотра эксгумированного тела Д.- Д. Итигелова Республиканского бюро судмедэкспертизы Бурятии 11 сентября 2002 года.
«...Труп мужчины в сидячем положении, причем ноги трупа согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены... На теле трупа имеется халат из шелковой ткани оранжевого цвета... без признаков гниения... Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись... Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена... Каких-либо следов ранее произведенного вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации... на теле трупа не обнаружено».
Второе и последнее исследование было проведено в ноябре 2004 года. В нем принимала участие доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Галина Ершова.
«В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность. Подвижность в суставах уже отсутствовала. От тела ощущался запах благовоний. Ещё необъяснимый феномен, тело Итигелова, на ощупь тёплое, во всяком случае, по ощущениям, выше комнатной температуры. Сухая кожа головы была как бы чуть маслянисто-влажной, возможно монахи стали применять смазку маслами. Линия рта, как и глаз, уже не различается. По субъективной оценке, вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг».
Главная разница, произошедшая с телом за два года, уменьшение веса и его отвердевание, эксперты заметили, что суставы уже неподвижны. Вывод ученых: сейчас Итигелов уже превратился в мумию.
В 2004 году также удалось взять на анализ частицу его кожи. Оказалось, что в теле концентрация брома превышает норму в 40 раз! И это дало основание Галине Ершовой выдвинуть оригинальную теорию. Итигелов, прекрасный знаток тибетской медицины, при жизни в большом количестве употреблял бромосодержащие растения, например, горох, бобы, чечевицу. А избыток брома в организме угнетает процессы возбуждения в центральной нервной системе, но почти не оказывает влияния на ту часть мозга, которая контролирует кровообращение.
Возможно, Итигелов пошел по пути индийских йогов, которые точно так же, отключая свои жизненные энергообменные функции организма, входят в глубокую медитацию, или, по-научному, в анабиоз, промежуточное состояние между жизнью и смертью. Тело Итигелова уже давно мертво, считает главный эксперт по феномену Итигелова Галина Ершова. Но почему оно не разложилось в могиле, большая загадка.
«Многие монахи познают смерть, умирая при медитации и освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет, и их тела не разлагаются. Пример тому, медитирующий лама в Бурятии...».
Завещанное много десятков лет назад Хамбо-ламой Даши-Доржо Итигеловым, о том, что он воскреснет и прейдет в этот мир, свершилось. Этот человек официально умер еще 15 июня 1927 года. Он сидит в позе лотоса и не двигается, он не принимает пищу и не реагирует на внешние раздражители. Он вроде бы мертв уже почти 100 лет. Но все ламы Иволгинского дацана в беседах говорят о нем, как о живом. На нескончаемые желания многих, вновь и вновь пребывающих последователей, ближе познакомиться с ним, ширээтэ-лама (настоятель) Иволгинского дацана Дагба Очиров отвечает отказом: Сейчас он отдыхает. Когда наступит этот день, он примет участие в службе. Пообщаться с ним смогут все.
Известно, что в 1867 году 15-летний сирота Даши-Доржо Итигелов пришел в один из бурятских дацанов, чтобы посвятить свою жизнь духовным практикам. По легенде в одной руке у него был посох, в другой, человеческий череп. На лам, его обучавших, парень произвел такое впечатление, что ему положили стипендию - 5 рублей в месяц, а жителей окрестных сел обязали платить за него налог, освобождающий от воинской повинности, (Итигелов принадлежал к казачьему сословию и должен был служить. - Ред.). Итигелов в науках преуспел. Как сказали бы сейчас, сделал хорошую духовную карьеру и в 1911 году, уже, будучи настоятелем одного из монастырей, был выбран главой всех российских буддистов, Пандито Хамбо-ламой. Топ-менеджером, он оказался хорошим. Как сказано в одной из его биографий, «Итигелов в одном лице совмещал должности нынешних министров образования, культуры и здравоохранения Бурятии».
Официальных документов о том, как умирал Даши-Доржо Итигелов, нет. В 1927 году он призвал учеников, сказал, что покидает их, но когда-нибудь вернется. На прощание попросил прочесть для него Харе Намши - молитву «Благопожелания для уходящего», которую произносят над мертвыми. Все присутствующие отказались. Тогда Итигелов затянул ее сам, а позже подхватили и ученики. Под эти звуки Хамбо-лама в возрасте 75 лет ушел из жизни. Похоронили его, вертикально, сидящим в позе лотоса, в коробе из кедра. Чтобы в сентябре 2002 года выкопать, одному из монахов было видение, что так надо сделать. Эксгумацию проводили в присутствии представителей власти и ученых. Последние подтвердили: нетленное тело покойного представляет необъяснимый феномен. Для монахов Иволгинского дацана 19 сентября 2012 года, или 4-е сутки второго осеннего месяца 2555 года по буддийскому лунному календарю, стал не самым простым днем в жизни.
С раннего утра дацан заполнили толпы верующих. По разным оценкам, сюда приехали от 20 до 50 тысяч человек. Многие, из-за границы. Буряты, монголы, (перед воротами дацана выстроилась вереница автобусов с номерами стран), европейцы, русские. Очередь в храм, где паломников встречал сам Хамбо-лама, вытянулась метров на 500. Само собой знатоки рассказывали новичкам о чудесах, сотворенных святым. На Хамбо-ламу никогда не попадали капли дождя, объясняет пожилая бурятка робеющим от важности предстоящего события голосом, по виду русским, объясняет маме с дочкой, в ливень, рядом с ним люди идут мокрые, а он совершенно сухой.
Да что там дождь! Однажды, в 1917 году, Итигелов торопился в свой дацан, который грозили сжечь, нахватавшиеся революционных идей солдаты-дембеля. И, чтобы не объезжать озеро, просто раздвинул его воды, проскакал на лошади по сухому дну, авторитетно добавляет ее подруга. Легенд таких много. После революции он предлагал ламам уезжать за границу, предвидя будущие аресты. На вопрос «Почему не уезжаете сами?» ответил: «Меня они не успеют взять». В Бурятии до сих пор почитается холм, с которого Итигелов благословил отряд из 300 казаков, в нем были и русские, и буряты, отряд, уходящий на японскую войну. Говорят, что из этого отряда никто не погиб.
А еще появились мифы, что Итигелов дружил с Лениным, вместе с террористом Яковом Блюмкиным и Николаем Рерихом искал вход в Шамбалу. Но это не так. С Лениным он не водился. Зато в 1913 году Пандито Хамбо-лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и освятил буддийский храм в Петербурге. У буддистов не принято посещать могилы предков. Но Хамбо-лама завещал ученикам прийти проведать его тело ровно через 30 лет.
Захоронение раскопали чуть раньше - в 1955-м. В Бурятии произошло сильное землетрясение, и буддисты опасались, что саркофаг может быть поврежден. Уголовно наказуемое деяние, эксгумацию ламы провели тайком от властей. Удивительное дело, на теле Итигелова не было ни малейших признаков разложения, только расползлась одежда. Монаха переодели и закопали вновь. Такую же процедуру провели и в 1973 году. Теперь уже после серьезного наводнения. А, 10 сентября 2002 года с разрешения властей тело уже окончательно было извлечено из могилы и перевезено в Иволгинский дацан.
Я начал служить ему четыре года назад, и поначалу было очень страшно, - рассказал Жалсан-лама, монах, который дважды в день видится с этим человеком. Во время беседы он крутит в руках зеленую ленту, на которой висит ключ внушительных размеров. Ключ от специально построенного храма, где «живет» легендарный лама. Очень жутко было оставаться с ним один на один. А потом страх прошел. Наверное, он меня уже принял. Мы познакомились... волосы, и ногти не растут, вес тела, не меняется.
Сейчас Драгоценное и Нетленное Тело Итигелова - главная достопримечательность и святыня Иволгинского дацана. По представлениям верующих, он стал настолько мощным духовным практиком, что сумел повторить путь Будды. А свое тело оставил нам в назидание: вот, мол, можно чего достичь, если жить правильно. Жалсан-лама, ежедневно ухаживающий за телом, всегда смеется, когда слышит уже укоренившийся миф о том что, на теле Итигелова до сих пор нужно подстригать ногти и волосы: С Итигеловым все в порядке. Волосы и ногти у него не растут, это выдумки. Ведь в буддизме, если у вас растут волосы и ногти, значит, вы еще живете, стареете, и над вами властвует Хозяин смерти. А Итигелов обманул, ушел от него. И теперь его тело неизменно. Рост - 167 см, вес - 41 кг. Вот уже 10 лет ничего не меняется.
В обычные дни Даши-Доржо Итигелов покоится на втором этаже храма. Сейчас его спустили вниз. Он по-прежнему сидит в позе лотоса, на возвышении. Мне объяснили: к празднику Хамбо-ламу обмыли и нарядили в новые одежды. В руках он держит цветные шелковые ленты - хадаки. Другой конец хадаков в руках двух молодых монахов. Под этим импровизированным навесом и проходят паломники. Люди в очереди разные. Кто-то уже впал в религиозный экстаз, норовит бухнуться на колени, создавая пробку. Другие глазеют по сторонам. В храме стоит портрет нынешнего главы буддистов Далай-ламы XIV.
Бурятка в возрасте толкает в бок мужа: Это портрет Итигелова при жизни. Тот долго смотрит на фотографию, а потом вглядывается в сидящего в глубине храма нетленного Хамбо-ламу. И удивленно цокает: А ведь действительно не изменился. Стоящий рядом монах (он следит за порядком в очереди) издает негромкий стон вздоха, от надоевшей бесконечной суеты и разноязычного гомона, многолюдной толпы.
Первое, что бросается в глаза, кожа у Итигелова, здорового бело-жёлтого цвета. Действительно, никаких внешних признаков, что этот человек умер. Зато появились сомнения насчет голубых глаз, которые якобы, по рассказам, видели многие посетители, веки нетленного ламы плотно сомкнуты. На теле одежда, как говорят, идентичная той, в которой его хоронили. Нижняя часть лица закрыта полоской материи. Зачем, никто не объясняет, но есть подозрение, что нижняя челюсть все-таки не держится и отвисает. Верхняя часть лица кажется гораздо более ухоженной, чем на снимках, сделанных сразу после эксгумации. Тело спрятано внутри стеклянного ящика. Но лишь для защиты от пыли. Никаких холодильных установок в помещении нет. Температура внутри обычная, комнатная.
Постояв немного возле святыни, паломники начинают пятиться, поворачиваться спиной к Итигелову, пока не пройдешь половину пути до выхода, нельзя. Все оставляют рядом с телом подношения, деньги или продукты, для буддистов это норма.
В первые годы буддийское духовенство спокойно относилось к тому, что изучать тело Итигелова приезжали ученые, медики, биологи, историки. Но с 3 января 2005 года указом главы Буддийской традиционной сангхи России XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева, все биомедицинские исследования феномена закрыты. Даже нельзя делать фото, видеосъемку святыни с близкого расстояния. Официальная версия запрета: наука в духовных делах не разберется. Неофициальная: ламы были разъярены, когда снимки обнаженного Хамбо-ламы, которые были сделаны для изучения анатомического строения тела, появились в газетах.
Однако два детальных осмотра тела до этого времени все же были проведены. Первый, на следующий день после извлечения ламы из земли. Второй, два года спустя. И оказалось, что изменения в драгоценном и нетленном теле все же происходят. Из акта осмотра эксгумированного тела Д.- Д. Итигелова Республиканского бюро судмедэкспертизы Бурятии 11 сентября 2002 года.
«...Труп мужчины в сидячем положении, причем ноги трупа согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены... На теле трупа имеется халат из шелковой ткани оранжевого цвета... без признаков гниения... Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись... Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена... Каких-либо следов ранее произведенного вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации... на теле трупа не обнаружено».
Второе и последнее исследование было проведено в ноябре 2004 года. В нем принимала участие доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Галина Ершова.
«В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность. Подвижность в суставах уже отсутствовала. От тела ощущался запах благовоний. Ещё необъяснимый феномен, тело Итигелова, на ощупь тёплое, во всяком случае, по ощущениям, выше комнатной температуры. Сухая кожа головы была как бы чуть маслянисто-влажной, возможно монахи стали применять смазку маслами. Линия рта, как и глаз, уже не различается. По субъективной оценке, вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг».
Главная разница, произошедшая с телом за два года, уменьшение веса и его отвердевание, эксперты заметили, что суставы уже неподвижны. Вывод ученых: сейчас Итигелов уже превратился в мумию.
В 2004 году также удалось взять на анализ частицу его кожи. Оказалось, что в теле концентрация брома превышает норму в 40 раз! И это дало основание Галине Ершовой выдвинуть оригинальную теорию. Итигелов, прекрасный знаток тибетской медицины, при жизни в большом количестве употреблял бромосодержащие растения, например, горох, бобы, чечевицу. А избыток брома в организме угнетает процессы возбуждения в центральной нервной системе, но почти не оказывает влияния на ту часть мозга, которая контролирует кровообращение.
Возможно, Итигелов пошел по пути индийских йогов, которые точно так же, отключая свои жизненные энергообменные функции организма, входят в глубокую медитацию, или, по-научному, в анабиоз, промежуточное состояние между жизнью и смертью. Тело Итигелова уже давно мертво, считает главный эксперт по феномену Итигелова Галина Ершова. Но почему оно не разложилось в могиле, большая загадка.
Обсуждения Тело ламы, живёт и побеждает