В Москве начались проблемы с регистрацией новых товариществ собственников жилья (ТСЖ), а часть уже существующих находится в кризисе. Причина в принятых в 2011 году поправках в федеральное законодательство, изменивших порядок функционирования товариществ.
Последствием реформы может стать исчезновение независимых от властей ТСЖ, предупреждают общественники.
В последние месяцы положение московских жилтовариществ настолько ухудшилось, что образование новых ТСЖ практически прекратилось, - заявил «МН» руководитель общественного «Движения ТСЖ» Максим Брусиловский. «Документооборот из-за поправок увеличился просто лавинообразно, - отметил он. - В товариществе не всегда есть профессиональный управленец, профессиональный делопроизводитель, а теперь нас сделали чем-то вроде мини-департаментов».
Пакет поправок в федеральное жилищное законодательство был принят летом 2011 года. Для ТСЖ критически важными оказались три момента: увеличилось количество предоставляемой отчетности; официальный запрет членам правления работать в собственном ТСЖ; наделение Мосжилинспекции правом проверки деятельности и документации жилтовариществ.
В столичном департаменте ЖКХ «МН» подтвердили, что существенно количество ТСЖ в городе за последний год не менялось. В начале 2011 года их число оценивалось примерно в 10 тысяч объединений, и каждый год московские власти объявляли о приросте их количества.
«С 2011 года тонем в бумагах», - подтвердили «МН» в правлении столичного ЖСК «Тюльпан-2» из района Аэропорт. Деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов регулируется теми же нормативными актами, что и ТСЖ.
«Ввели новые стандарты раскрытия информации, которые добавили нам головной боли», - сообщил «МН» председатель столичного ТСЖ «Курчатовский» Олег Золотарев. Согласно новым правилам, вся информация о ТСЖ, в том числе коммерческая, должна быть выложена на официальном сайте товарищества и продублирована на портале департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы. «Сканирование и размещение в сети большого массива документов требует затрат, в том числе и материальных. Мне теперь приходится нанимать веб-мастера, покупать сканер – все это оплачивают жители дома», - объясняет Золотарев.
После того, как в 2011 году изменилась ст. 147 Жилищного кодекса, члены правления жилтовариществ не могут совмещать свою деятельность в правлении с работой в товариществе по трудовому договору (п. 3.1 указанной статьи). «Это совершенно вредительская, на наш взгляд, система», - негодует Максим Брусиловский. Члены правления теперь официально не могут получать за управление домом зарплату, и трудовой стаж им тоже не зачитывается. Это подталкивает ТСЖ «отдаваться» управляющим компаниям, большинство из которых в Москве связаны с чиновниками, отметил глава «Движения ТСЖ». Есть и другой вариант — активный «домоуправитель» уходит с поста председателя ТСЖ, чтобы стать наемным управляющим. Но это рискованно – нужно быть стопроцентно уверенным в новом председателе, потому что управляющего всегда легко уволить, говорит Брусиловский. По его данным, в ряде ТСЖ Центрального округа председатели взяли отвод и стали управляющими, а некоторые и вовсе отошли от дел. А заброшенный на несколько месяцев документооборот по нынешним законам уже грозит автоматическим расформированием ТСЖ, подчеркивает общественник.
Некоторые товарищества не признают новых правил. «Мы пока не меняем принцип работы, - рассказал Олег Золотарев. – Если Минрегионразвития, которое давало разъяснения по поводу запрета такого совмещения, имеет что-то против, пусть оно с нами судится». Работа в ТСЖ, по мнению Золотарева, должна оплачиваться, несмотря на то, что должности в правлении выборные.
Как рассказала «МН» член комитета Госдумы РФ по строительству и жилищным отношениям Галина Хованская, точные мотивы этого нововведения авторы поправок в ЖК не пояснили даже при обсуждении в парламенте. Впрочем, депутат считает, запрет на совмещение должности в правлении и работу по трудовому договору в ТСЖ не вызовет массового кризиса жилтовариществ.
«Всегда довольно легко найти кого-то, кто согласится быть членом правления на общественных началах», - полагает Хованская.
Не добавила оптимизма общественникам и норма о контроле деятельности товариществ Московской жилищной инспекцией. «Мосжилинспекция проверяла нас и раньше, но теперь чиновники имеют право изучать все уставные и учредительные документы, проверять легитимность проведения общих собраний», - говорит Олег Золотарев. Между тем, все учредительные документы ТСЖ в госорганах и так имеются.
Такие меры изначально рассчитаны на борьбу со злоупотреблениями правлений ТСЖ и, в частности, с «липовыми» объединениями, поясняют в Госдуме. «Я в данной ситуации только за контроль», - отметила Галина Хованская. При этом ключевой момент состоит в том, что проверка Мосжилинспекции может быть инициирована только заявлением кого-то из собственников жилья в доме. По собственной инициативе чиновники не имеют права начинать инспекцию. Но почти в каждом старом ТСЖ, впрочем, имеются квартиры, принадлежащие городу, пояснил Максим Брусиловский, так что инициаторами проверок теперь выступают и сами чиновники.
Из аналогичных соображений — дать больше прав собственникам жилья, состоят ли они в ТСЖ или нет — была принята еще одна поправка, которая предоставляет всем собственникам дома равный доступ к документации товарищества. Иными словами, те, кто не вступил в ТСЖ, получили право требовать от правления отчета. «Конечно, любой собственник имеет право знать, что происходит в доме и, на что тратятся его деньги, - говорит Галина Хованская. - Другое дело, что у нас ТСЖ приравнены к общественным организациям, и членство в них добровольное. В большинстве развитых стран такого нет: купил квартиру — значит, вступил в ТСЖ, и это справедливо».
Это нововведение превращает жизнь правлений в мучение, считает Брусиловский. «В каждом доме есть нарушители – например, те, кто захватил общественный тамбур или сделал незаконную перепланировку, - пояснил общественник. - Теперь им дали в руки рычаг, позволяющий сильно осложнить деятельность ТСЖ: люди начинают бесконечно запрашивать документы, писать жалобы». Это тормозит работу товарищества и потенциально способно ее парализовать.
В последние месяцы положение московских жилтовариществ настолько ухудшилось, что образование новых ТСЖ практически прекратилось, - заявил «МН» руководитель общественного «Движения ТСЖ» Максим Брусиловский. «Документооборот из-за поправок увеличился просто лавинообразно, - отметил он. - В товариществе не всегда есть профессиональный управленец, профессиональный делопроизводитель, а теперь нас сделали чем-то вроде мини-департаментов».
Пакет поправок в федеральное жилищное законодательство был принят летом 2011 года. Для ТСЖ критически важными оказались три момента: увеличилось количество предоставляемой отчетности; официальный запрет членам правления работать в собственном ТСЖ; наделение Мосжилинспекции правом проверки деятельности и документации жилтовариществ.
В столичном департаменте ЖКХ «МН» подтвердили, что существенно количество ТСЖ в городе за последний год не менялось. В начале 2011 года их число оценивалось примерно в 10 тысяч объединений, и каждый год московские власти объявляли о приросте их количества.
«С 2011 года тонем в бумагах», - подтвердили «МН» в правлении столичного ЖСК «Тюльпан-2» из района Аэропорт. Деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов регулируется теми же нормативными актами, что и ТСЖ.
«Ввели новые стандарты раскрытия информации, которые добавили нам головной боли», - сообщил «МН» председатель столичного ТСЖ «Курчатовский» Олег Золотарев. Согласно новым правилам, вся информация о ТСЖ, в том числе коммерческая, должна быть выложена на официальном сайте товарищества и продублирована на портале департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы. «Сканирование и размещение в сети большого массива документов требует затрат, в том числе и материальных. Мне теперь приходится нанимать веб-мастера, покупать сканер – все это оплачивают жители дома», - объясняет Золотарев.
После того, как в 2011 году изменилась ст. 147 Жилищного кодекса, члены правления жилтовариществ не могут совмещать свою деятельность в правлении с работой в товариществе по трудовому договору (п. 3.1 указанной статьи). «Это совершенно вредительская, на наш взгляд, система», - негодует Максим Брусиловский. Члены правления теперь официально не могут получать за управление домом зарплату, и трудовой стаж им тоже не зачитывается. Это подталкивает ТСЖ «отдаваться» управляющим компаниям, большинство из которых в Москве связаны с чиновниками, отметил глава «Движения ТСЖ». Есть и другой вариант — активный «домоуправитель» уходит с поста председателя ТСЖ, чтобы стать наемным управляющим. Но это рискованно – нужно быть стопроцентно уверенным в новом председателе, потому что управляющего всегда легко уволить, говорит Брусиловский. По его данным, в ряде ТСЖ Центрального округа председатели взяли отвод и стали управляющими, а некоторые и вовсе отошли от дел. А заброшенный на несколько месяцев документооборот по нынешним законам уже грозит автоматическим расформированием ТСЖ, подчеркивает общественник.
Некоторые товарищества не признают новых правил. «Мы пока не меняем принцип работы, - рассказал Олег Золотарев. – Если Минрегионразвития, которое давало разъяснения по поводу запрета такого совмещения, имеет что-то против, пусть оно с нами судится». Работа в ТСЖ, по мнению Золотарева, должна оплачиваться, несмотря на то, что должности в правлении выборные.
Как рассказала «МН» член комитета Госдумы РФ по строительству и жилищным отношениям Галина Хованская, точные мотивы этого нововведения авторы поправок в ЖК не пояснили даже при обсуждении в парламенте. Впрочем, депутат считает, запрет на совмещение должности в правлении и работу по трудовому договору в ТСЖ не вызовет массового кризиса жилтовариществ.
«Всегда довольно легко найти кого-то, кто согласится быть членом правления на общественных началах», - полагает Хованская.
Не добавила оптимизма общественникам и норма о контроле деятельности товариществ Московской жилищной инспекцией. «Мосжилинспекция проверяла нас и раньше, но теперь чиновники имеют право изучать все уставные и учредительные документы, проверять легитимность проведения общих собраний», - говорит Олег Золотарев. Между тем, все учредительные документы ТСЖ в госорганах и так имеются.
Такие меры изначально рассчитаны на борьбу со злоупотреблениями правлений ТСЖ и, в частности, с «липовыми» объединениями, поясняют в Госдуме. «Я в данной ситуации только за контроль», - отметила Галина Хованская. При этом ключевой момент состоит в том, что проверка Мосжилинспекции может быть инициирована только заявлением кого-то из собственников жилья в доме. По собственной инициативе чиновники не имеют права начинать инспекцию. Но почти в каждом старом ТСЖ, впрочем, имеются квартиры, принадлежащие городу, пояснил Максим Брусиловский, так что инициаторами проверок теперь выступают и сами чиновники.
Из аналогичных соображений — дать больше прав собственникам жилья, состоят ли они в ТСЖ или нет — была принята еще одна поправка, которая предоставляет всем собственникам дома равный доступ к документации товарищества. Иными словами, те, кто не вступил в ТСЖ, получили право требовать от правления отчета. «Конечно, любой собственник имеет право знать, что происходит в доме и, на что тратятся его деньги, - говорит Галина Хованская. - Другое дело, что у нас ТСЖ приравнены к общественным организациям, и членство в них добровольное. В большинстве развитых стран такого нет: купил квартиру — значит, вступил в ТСЖ, и это справедливо».
Это нововведение превращает жизнь правлений в мучение, считает Брусиловский. «В каждом доме есть нарушители – например, те, кто захватил общественный тамбур или сделал незаконную перепланировку, - пояснил общественник. - Теперь им дали в руки рычаг, позволяющий сильно осложнить деятельность ТСЖ: люди начинают бесконечно запрашивать документы, писать жалобы». Это тормозит работу товарищества и потенциально способно ее парализовать.
Обсуждения Поправки в Жилищный кодекс остановили развитие ТСЖ