В последние месяцы вся околоавтомобильная общественность охвачена паникой и взбудоражена различными слухами относительно автомобилизации страны в будущем. Закрытие российских автозаводов, создание иностранных, невнятная ситуация с таможенными пошлинами, рост цен на автомобили сильно нервируют народ и повергают в тревожное ожидание, как перед грозой: вот-вот грянет.
Многие ссылаются на некую "таинственную" КОНЦЕПЦИЮ, согласно которой весь уклад нашей автомобильной жизни скоро перевернется с "ног на голову". Что это такое? Зачем это нужно? С этими, и некоторыми другими вопросами мы обратились к руководителю Департамента промышленной и инновационной политики в машиностроении Министерства промышленности, науки и технологий Сорокину Николаю Тимофеевичу
Каким образом будет осуществляться интеграция российского автопрома в мировой автомобильный рынок?
Основным направлением развития отечественного автомобилестроения является, я хотел бы подчеркнуть, разумная интеграция в мировое автомобилестроение при сохранении интересов страны с использованием научно-технического потенциала и имеющихся ресурсов.
Такие подготовительные процессы уже происходят: реформируются предприятия с выделением сборочных производств (ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "КамАЗ"); создаются крупные корпоративные структуры ("РусПромАвто", "СеверСтальАвто", "СОК" и др., создаются совместные производства с ведущими автомобильными фирмами ("Рено", "Фиат", "Форд", "Дженерал Моторс" и др.)
Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление в ВТО. В стратегическом плане Россия заинтересована в этом в целях обеспечения равноправного участия в международных экономических отношениях, которые в значительной мере регулируются нормами и правилами данной организации.
Вместе с тем присоединение к ВТО и переговорная позиция России в отношении товаров, производимых автомобильной промышленностью, а также технологического оборудования, необходимого для модернизации отрасли, должны обеспечить необходимую защиту для реализации инвестиционных планов и производственных программ предприятий автомобильной промышленности на период до 2009 года.
Вот к примеру некоторые мероприятия, направленные на обеспечение развития автомобильной промышленности и интеграции в мировое автомобилестроение.
Меры законодательного характера.
Здесь мы считаем необходимым:
1.Принять Федеральный закон "Об обеспечении применения в Российской Федерации международных норм экологии и безопасности колесных транспортных средств".
При этом необходимо сохранить обязательную стандартизацию и сертификацию в области конструктивной и экологической безопасности автомобилей.
2.Разработка и внесение изменений в законодательную базу и стандарты, устанавливающие требования соответствующим международным нормам к автотранспортным средствам и их компонентам.
3.Принять Федеральный закон "О запрете производства, ввоза и реализации автомобильных бензинов с содержанием свинца более 0,01 г/куб.дм".
4.Принять нормативные акты, регулирующие вопросы, связанные с утилизацией вышедших из эксплуатации автомобилей.
Меры по регулированию таможенно-тарифной политики и внешнеэкономической деятельности.
Внимательно изучив опыт стран, создавших свою автопромышленность (Южная Корея, Турция, Китай, Польша, Бразилия и ряд других), мы убедились, что таможенно-тарифная политика играет в привлечении инвестиций и технологий в эту отрасль ведущую роль и требует очень точной настройки. Поэтому в Концепции мы выделили эти вопросы в специальный раздел, назовем некоторые из них:
1.Внесение в таможенные тарифы изменений, направленных на снижение ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование для автомобилестроения, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.
2.На новую и бывшую в эксплуатации не более 7 лет автомобильную технику иностранного производства ставки ввоза таможенных пошлин целесообразно оставить неизменными на 7-летний срок- переходный период при вступлении Российской Федерации в ВТО.
3.Установить ставки таможенных пошлин на легковые, грузовые автомобили и автобусы, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, соразмерные ставкам на новые автомобили.
4.Оптимизация таможенных пошлин на автомобильные компоненты и материалы.
Таким образом, введение этих совокупных мер приведет к поэтапному расширению интеграции отечественного автомобилестроения в мировой рынок за счет создания конкурентоспособных автомобилей и автомобильных компонентов в России.
Одной из главных целей концепции является создание современных машин, соответствующих мировым требованиям по экологии и безопасности. Какие меры предпримет государство в этом направлении?
Частично, я уже об этом сказал выше. Известно, что автомобильное производство является источником загрязнения воздушного бассейна и водной среды. Предполагается резко уменьшить отрицательное экологическое влияние наиболее значимых в этом отношении технологических процессов (особенно литья, термообработки, гальваники и нанесения лакокрасочных покрытий). Предстоит замена устаревшего технологического оборудования, применение более эффективных технологий утилизации отходов. А также отдельного решения на государственном уровне требует проблема утилизации старых автомобилей.
Снижению негативного влияния автотранспорта на окружающую среду, экономии жидких нефтепродуктов будет способствовать расширение применения альтернативных видов топлива на автомобильном транспорте, к которым в первую очередь относятся природный газ, спиртовые топлива, а также использование водорода, как в качестве моторного топлива, так и источника энергии для электромобилей.
Повышение экологических качеств выпускаемых автомобилей предусматривается провести в три этапа:
-первый этап, необходимо оптимизировать конструкцию и технологию изготовления автомобильной техники, упорядочить нормативные требования по экологии и организовать выпуск автомобилей, удовлетворяющих нормам Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕВРО-2/ЕВРО-3); до 2004 года.
-второй этап, обеспечить соответствие выпускаемых автомобилей нормам Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Евро-4); до 2008 года.
- третий этап, осуществить переход на электронное управление работой двигателя и автомобиля в целом; до 2010 года.
Решение данного вопроса позволит снизить нагрузку на окружающую среду от воздействия парка выпускаемых в 2001-2005 гг. автомобилей на 63%, что эквивалентно снижению нанесения экологического ущерба в размере 103,7 млрд.руб.
Все эти этапы включают определенные изменения и оптимизацию конструкции двигателя, отдельных узлов и агрегатов, а также пересмотр концепции автомобиля и ряда его компонентов и практический переход на электронное регулирование параметров двигателя и автомобиля в целом.
Что подразумевается под термином "создание благоприятных условий для ввода в действие и эффективной эксплуатации новых мощностей по производству автомобильной техники"? Каким образом государство будет участвовать в этом.
В условиях рыночной экономики задача государства заключается в создании на основе совершенствования законодательной и нормативной базы благоприятных условий для участников рынка. Поэтому для решения этих вопросов концепция предусматривает:
Формирование крупных корпораций и компаний в области производства автомобилей и автомобильных компонентов.
Создание особых экономических зон для организации новых и модернизации существующих производств автомобильных компонентов.
Содействие в реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на территории Российской Федерации с участием иностранных автомобильных фирм.
Будут ли какие-то льготы для иностранных инвесторов, создающих автомобильные производства на территории РФ?
Целесообразно создание данных производств осуществлять в "особых экономических зонах", свободных от большинства налогов и платежей. В соответствии с концепцией развития автомобилестроения, государство будет способствовать созданию подобных зон.
В концепции сделан упор на производство автомобилей малого и особо малого классов. Какие стимулы предусматриваются для тех, кто будет выпускать такие автомобили?
По прогнозу развития автомобильного рынка России на период до 2010 года число легковых автомобилей на 1 тысячу жителей увеличится со 140 до 245 штук. В основном это должно произойти за счет производства автомобилей этих классов. Поэтому, учитывая социальную значимость этого вопроса, решение его требует дополнительной, более детальной конструктивной проработки.
Концепция предусматривает обновление парка автобусов. За счет каких средств будут приобретаться автобусы государственными и муниципальными (на сегодняшний день в массе безденежными) предприятиями?
Да, отсутствие средств, большая проблема. Предполагается разрабатывать лизинговые схемы приобретения техники под государственные гарантии, создавать федеральные и региональные фонды поддержки с выделением регионам стабилизационных кредитов на приобретение подвижного состава, привлекать внешние долгосрочные займы, осуществлять таможенное регулирование в отношении закупаемых по импорту автобусов с целью защиты отечественных производителей.
Использование механизма финансового лизинга будет одним из важных факторов проведения рыночной реформы городского пассажирского транспорта, предусмотренного федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России(2002-2010 годы)".
Каким образом будет осуществляться интеграция российского автопрома в мировой автомобильный рынок?
Основным направлением развития отечественного автомобилестроения является, я хотел бы подчеркнуть, разумная интеграция в мировое автомобилестроение при сохранении интересов страны с использованием научно-технического потенциала и имеющихся ресурсов.
Такие подготовительные процессы уже происходят: реформируются предприятия с выделением сборочных производств (ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "КамАЗ"); создаются крупные корпоративные структуры ("РусПромАвто", "СеверСтальАвто", "СОК" и др., создаются совместные производства с ведущими автомобильными фирмами ("Рено", "Фиат", "Форд", "Дженерал Моторс" и др.)
Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление в ВТО. В стратегическом плане Россия заинтересована в этом в целях обеспечения равноправного участия в международных экономических отношениях, которые в значительной мере регулируются нормами и правилами данной организации.
Вместе с тем присоединение к ВТО и переговорная позиция России в отношении товаров, производимых автомобильной промышленностью, а также технологического оборудования, необходимого для модернизации отрасли, должны обеспечить необходимую защиту для реализации инвестиционных планов и производственных программ предприятий автомобильной промышленности на период до 2009 года.
Вот к примеру некоторые мероприятия, направленные на обеспечение развития автомобильной промышленности и интеграции в мировое автомобилестроение.
Меры законодательного характера.
Здесь мы считаем необходимым:
1.Принять Федеральный закон "Об обеспечении применения в Российской Федерации международных норм экологии и безопасности колесных транспортных средств".
При этом необходимо сохранить обязательную стандартизацию и сертификацию в области конструктивной и экологической безопасности автомобилей.
2.Разработка и внесение изменений в законодательную базу и стандарты, устанавливающие требования соответствующим международным нормам к автотранспортным средствам и их компонентам.
3.Принять Федеральный закон "О запрете производства, ввоза и реализации автомобильных бензинов с содержанием свинца более 0,01 г/куб.дм".
4.Принять нормативные акты, регулирующие вопросы, связанные с утилизацией вышедших из эксплуатации автомобилей.
Меры по регулированию таможенно-тарифной политики и внешнеэкономической деятельности.
Внимательно изучив опыт стран, создавших свою автопромышленность (Южная Корея, Турция, Китай, Польша, Бразилия и ряд других), мы убедились, что таможенно-тарифная политика играет в привлечении инвестиций и технологий в эту отрасль ведущую роль и требует очень точной настройки. Поэтому в Концепции мы выделили эти вопросы в специальный раздел, назовем некоторые из них:
1.Внесение в таможенные тарифы изменений, направленных на снижение ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование для автомобилестроения, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.
2.На новую и бывшую в эксплуатации не более 7 лет автомобильную технику иностранного производства ставки ввоза таможенных пошлин целесообразно оставить неизменными на 7-летний срок- переходный период при вступлении Российской Федерации в ВТО.
3.Установить ставки таможенных пошлин на легковые, грузовые автомобили и автобусы, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, соразмерные ставкам на новые автомобили.
4.Оптимизация таможенных пошлин на автомобильные компоненты и материалы.
Таким образом, введение этих совокупных мер приведет к поэтапному расширению интеграции отечественного автомобилестроения в мировой рынок за счет создания конкурентоспособных автомобилей и автомобильных компонентов в России.
Одной из главных целей концепции является создание современных машин, соответствующих мировым требованиям по экологии и безопасности. Какие меры предпримет государство в этом направлении?
Частично, я уже об этом сказал выше. Известно, что автомобильное производство является источником загрязнения воздушного бассейна и водной среды. Предполагается резко уменьшить отрицательное экологическое влияние наиболее значимых в этом отношении технологических процессов (особенно литья, термообработки, гальваники и нанесения лакокрасочных покрытий). Предстоит замена устаревшего технологического оборудования, применение более эффективных технологий утилизации отходов. А также отдельного решения на государственном уровне требует проблема утилизации старых автомобилей.
Снижению негативного влияния автотранспорта на окружающую среду, экономии жидких нефтепродуктов будет способствовать расширение применения альтернативных видов топлива на автомобильном транспорте, к которым в первую очередь относятся природный газ, спиртовые топлива, а также использование водорода, как в качестве моторного топлива, так и источника энергии для электромобилей.
Повышение экологических качеств выпускаемых автомобилей предусматривается провести в три этапа:
-первый этап, необходимо оптимизировать конструкцию и технологию изготовления автомобильной техники, упорядочить нормативные требования по экологии и организовать выпуск автомобилей, удовлетворяющих нормам Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕВРО-2/ЕВРО-3); до 2004 года.
-второй этап, обеспечить соответствие выпускаемых автомобилей нормам Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Евро-4); до 2008 года.
- третий этап, осуществить переход на электронное управление работой двигателя и автомобиля в целом; до 2010 года.
Решение данного вопроса позволит снизить нагрузку на окружающую среду от воздействия парка выпускаемых в 2001-2005 гг. автомобилей на 63%, что эквивалентно снижению нанесения экологического ущерба в размере 103,7 млрд.руб.
Все эти этапы включают определенные изменения и оптимизацию конструкции двигателя, отдельных узлов и агрегатов, а также пересмотр концепции автомобиля и ряда его компонентов и практический переход на электронное регулирование параметров двигателя и автомобиля в целом.
Что подразумевается под термином "создание благоприятных условий для ввода в действие и эффективной эксплуатации новых мощностей по производству автомобильной техники"? Каким образом государство будет участвовать в этом.
В условиях рыночной экономики задача государства заключается в создании на основе совершенствования законодательной и нормативной базы благоприятных условий для участников рынка. Поэтому для решения этих вопросов концепция предусматривает:
Формирование крупных корпораций и компаний в области производства автомобилей и автомобильных компонентов.
Создание особых экономических зон для организации новых и модернизации существующих производств автомобильных компонентов.
Содействие в реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на территории Российской Федерации с участием иностранных автомобильных фирм.
Будут ли какие-то льготы для иностранных инвесторов, создающих автомобильные производства на территории РФ?
Целесообразно создание данных производств осуществлять в "особых экономических зонах", свободных от большинства налогов и платежей. В соответствии с концепцией развития автомобилестроения, государство будет способствовать созданию подобных зон.
В концепции сделан упор на производство автомобилей малого и особо малого классов. Какие стимулы предусматриваются для тех, кто будет выпускать такие автомобили?
По прогнозу развития автомобильного рынка России на период до 2010 года число легковых автомобилей на 1 тысячу жителей увеличится со 140 до 245 штук. В основном это должно произойти за счет производства автомобилей этих классов. Поэтому, учитывая социальную значимость этого вопроса, решение его требует дополнительной, более детальной конструктивной проработки.
Концепция предусматривает обновление парка автобусов. За счет каких средств будут приобретаться автобусы государственными и муниципальными (на сегодняшний день в массе безденежными) предприятиями?
Да, отсутствие средств, большая проблема. Предполагается разрабатывать лизинговые схемы приобретения техники под государственные гарантии, создавать федеральные и региональные фонды поддержки с выделением регионам стабилизационных кредитов на приобретение подвижного состава, привлекать внешние долгосрочные займы, осуществлять таможенное регулирование в отношении закупаемых по импорту автобусов с целью защиты отечественных производителей.
Использование механизма финансового лизинга будет одним из важных факторов проведения рыночной реформы городского пассажирского транспорта, предусмотренного федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России(2002-2010 годы)".
Обсуждения Развитие отечественного автомобилестроения