В субботу, 22 октября, в Центральном доме художника на Крымском Валу Петр Мамонов, в последние годы нечасто выбирающийся из своего наро-фоминского уединения, устроил перформанс под названием "Петр Николаевич из третьего подъезда".
Мероприятие состояло из двух частей. Сначала зрителям, почти полностью заполнившим шестисотместный зал, был показан только что отпечатанный на DVD фильм "Мамон-Лобан". Правильнее всего было бы определить это произведение как 40-минутный (авто)портрет Петра Мамонова, снятый его сыном Иваном и смонтированный кинорежиссером Сергеем Лобаном, который уже работал с Мамоновым в фильмах "Пыль" и "Шапито-шоу".
По форме фильм очень прост. Он смонтирован "встык" из трех съемок: Мамонов в разгар лета идет по местам своей юности, от Трубной к Пушкинской площади, и вспоминает, что находилось и что с ним происходило в этих местах 20-40 лет назад (здесь шили брюки на семи пуговицах, а здесь было единственное место, где наливали пиво в семь утра); Мамонов, проваливаясь по колено, идет по заснеженному полю и уверенно рассуждает о масштабности и уникальности собственной личности; и, наконец, Мамонов спокойно сидит за столом и делится выстраданными соображениями о нравственности и духовности.
Что же касается содержания, то, несмотря на все рассуждения героя о духовном возрождении, фактически у авторов получилась абсурдистская комедия. Почти каждая реплика Мамонова на экране вызывала хохот и аплодисменты в зале. "Я держу постоянно пуговицу во рту. Иначе - фонтан идей!" "На Лубянской площади надо не Дзержинскому памятник поставить, а мне! И не важно, что при жизни. Я утону в вечности, а потом заверну и вернусь обратно".
Вторая часть встречи прошла под знаком подзабытого ныне жанра "творческого вечера известного артиста" - без гитары, зато с записками из зала, которые организаторы вечера сами настойчиво предлагали писать. Впрочем, Сергей Лобан тоже вышел на сцену - рассказал о режиссере Ким Ки Дуке, который снял про самого себя нечто похожее на то, что сделали они с Мамоновым, выразил надежду, что лет через пять-десять все начнут снимать фильмы про себя, а потом, оценив обстановку, исчез со сцены - потому что выступать на равных с Мамоновым, конечно, невозможно. Да и самому Петру Николаевичу, несмотря на всю его скромность, жанр парного выступления явно чужд.
Сольное же его выступление, в общем и целом, представляло из себя проповедь. Причем проповедь какую-то на удивление спокойную и "сниженную", без громких слов. "Ведь Бог-то - он есть. Мы здесь, и Он здесь". "Чтобы Бога полюбить, надо себя полюбить. Но не всего, а чистое, хорошее в себе. А если душа пуста, в ней заводится гадость". Об этом же шла речь и в единственной песне, спетой Мамоновым а-капелла, "всухую": "В этой удивительной стране Бог - Он на нашей стороне!"
Впрочем, Мамонов не только рассуждал о божественной любви, но и отвечал, серьезно и подробно, на вопросы из зала. А они были на разные темы. Нет, он не "бывший солист Звуков Му", он будет следовать завету Джеймса Брауна - "Do it to the Death!". Вот недавно выступал с новой программой в Нижнем Новгороде - было очень funky. А 28-го выступает в Питере. Нет, он не собирается вставлять зубные импланты, потому что боится внедрять что-то постороннее в свой череп, в свой мозг. Но если позовут сниматься в фильме по житиям святых и понадобится по роли - тут же вставит, клянется перед этим залом! Фильм "Царь"? Ну, это сложный, странный фильм. Он не считает его провалом, но, конечно, это фильм сугубо светский. Вот "Остров" - другое дело. Это не они его сняли, это Господь дал им снять. Собирается ли что-то делать в театре? Да, собирается. Уже этой весной кое-что покажет. Как бросил пить? Он не бросил, он положил - чтобы потом сложнее было поднять. Но, впрочем, есть несколько приемов, вот они. Телевизор? Давно не смотрит. И вообще считает, что лет через пять самым продвинутым будет отказ от всяких кнопок в принципе. (Речь, очевидно, идет не о тачскринах). Поддерживает ли отношения с Василием Шумовым? Они еще не виделись после его приезда из Америки и он немного побаивается этой встречи. Но они непременно встретятся. Почему в фильме "Мамон-Лобан" он говорит и движется на таком взводе? Это на большом экране так кажется. Потому что фильм сразу предполагался для домашнего просмотра, для маленького экрана. Вот и приходилось более сильные приемы задействовать.
Этот последний ответ важен, потому что наглядно показывает: даже преодолев нелегкие испытания собственной биографии, помудрев и обретя глубокую веру, "Петр Николаевич из третьего подъезда" остается не просто прирожденным скоморохом и проповедником, но и профессиональным артистом, вполне осознающим, что и как он делает. Нам, зрителям, остается с интересом следить за результатами этой деятельности.
По форме фильм очень прост. Он смонтирован "встык" из трех съемок: Мамонов в разгар лета идет по местам своей юности, от Трубной к Пушкинской площади, и вспоминает, что находилось и что с ним происходило в этих местах 20-40 лет назад (здесь шили брюки на семи пуговицах, а здесь было единственное место, где наливали пиво в семь утра); Мамонов, проваливаясь по колено, идет по заснеженному полю и уверенно рассуждает о масштабности и уникальности собственной личности; и, наконец, Мамонов спокойно сидит за столом и делится выстраданными соображениями о нравственности и духовности.
Что же касается содержания, то, несмотря на все рассуждения героя о духовном возрождении, фактически у авторов получилась абсурдистская комедия. Почти каждая реплика Мамонова на экране вызывала хохот и аплодисменты в зале. "Я держу постоянно пуговицу во рту. Иначе - фонтан идей!" "На Лубянской площади надо не Дзержинскому памятник поставить, а мне! И не важно, что при жизни. Я утону в вечности, а потом заверну и вернусь обратно".
Вторая часть встречи прошла под знаком подзабытого ныне жанра "творческого вечера известного артиста" - без гитары, зато с записками из зала, которые организаторы вечера сами настойчиво предлагали писать. Впрочем, Сергей Лобан тоже вышел на сцену - рассказал о режиссере Ким Ки Дуке, который снял про самого себя нечто похожее на то, что сделали они с Мамоновым, выразил надежду, что лет через пять-десять все начнут снимать фильмы про себя, а потом, оценив обстановку, исчез со сцены - потому что выступать на равных с Мамоновым, конечно, невозможно. Да и самому Петру Николаевичу, несмотря на всю его скромность, жанр парного выступления явно чужд.
Сольное же его выступление, в общем и целом, представляло из себя проповедь. Причем проповедь какую-то на удивление спокойную и "сниженную", без громких слов. "Ведь Бог-то - он есть. Мы здесь, и Он здесь". "Чтобы Бога полюбить, надо себя полюбить. Но не всего, а чистое, хорошее в себе. А если душа пуста, в ней заводится гадость". Об этом же шла речь и в единственной песне, спетой Мамоновым а-капелла, "всухую": "В этой удивительной стране Бог - Он на нашей стороне!"
Впрочем, Мамонов не только рассуждал о божественной любви, но и отвечал, серьезно и подробно, на вопросы из зала. А они были на разные темы. Нет, он не "бывший солист Звуков Му", он будет следовать завету Джеймса Брауна - "Do it to the Death!". Вот недавно выступал с новой программой в Нижнем Новгороде - было очень funky. А 28-го выступает в Питере. Нет, он не собирается вставлять зубные импланты, потому что боится внедрять что-то постороннее в свой череп, в свой мозг. Но если позовут сниматься в фильме по житиям святых и понадобится по роли - тут же вставит, клянется перед этим залом! Фильм "Царь"? Ну, это сложный, странный фильм. Он не считает его провалом, но, конечно, это фильм сугубо светский. Вот "Остров" - другое дело. Это не они его сняли, это Господь дал им снять. Собирается ли что-то делать в театре? Да, собирается. Уже этой весной кое-что покажет. Как бросил пить? Он не бросил, он положил - чтобы потом сложнее было поднять. Но, впрочем, есть несколько приемов, вот они. Телевизор? Давно не смотрит. И вообще считает, что лет через пять самым продвинутым будет отказ от всяких кнопок в принципе. (Речь, очевидно, идет не о тачскринах). Поддерживает ли отношения с Василием Шумовым? Они еще не виделись после его приезда из Америки и он немного побаивается этой встречи. Но они непременно встретятся. Почему в фильме "Мамон-Лобан" он говорит и движется на таком взводе? Это на большом экране так кажется. Потому что фильм сразу предполагался для домашнего просмотра, для маленького экрана. Вот и приходилось более сильные приемы задействовать.
Этот последний ответ важен, потому что наглядно показывает: даже преодолев нелегкие испытания собственной биографии, помудрев и обретя глубокую веру, "Петр Николаевич из третьего подъезда" остается не просто прирожденным скоморохом и проповедником, но и профессиональным артистом, вполне осознающим, что и как он делает. Нам, зрителям, остается с интересом следить за результатами этой деятельности.
Обсуждения Творческий вечер Петра Мамонова