Так вот в чем тайна Грааля! Теургическая сила Всевышнего Отца, творящая миры, запечатлена в нем. Отец передает эту силу Сыну. На Голгофе Сын Божий в последнем экстатическом напряжении Своей распятой любви изливает в нее без остатка всю Кровь, возвращая тем самым изначальный смысл акту божественного творения: сила Божия действует не иначе как через беззаветную жертвенную самоотдачу, истощение до последней капли в любви.
Страстно, безотчетно и непорочно стремится сочетаться и перейти в мир, тем самым наполняя его новой жизнью.
Грааль обжигал руки Иосифа. Температура его достигала накала солнечного ядра, но чудодейственно не испепеляла, а очищала и духовно воспламеняла. Божественная Кровь, находившаяся в Чаше, не свертывалась и не остывала. Чаша была объята сферой живого Богоприсутствия и непрестанного чудотворения. Ученики Христовы, допущенные к созерцанию величайшей святыни, испытывали экстаз и восхищались в горние миры. Открывалось небо, ангелы приносили невиданные яства и напитки, от одного только пребывания вблизи великого сосуда буквально преображался телесный состав человека.
Иосиф получил от ангела наставление о том, как следует хранить священный сосуд. Это наставление вместе с Чашей он передал наследнику, который вскоре покинул Палестину, отправившись на запад возвещать имя Христово.
Тайна чаши Крови Господней была тщательно хранима, однако ранняя Церковь жила в непрестанном осенении ее. Агапы, вечери первых христиан, происходили в переживании ее сферы. Первые евхаристии подразумевали причастие именно от этой – голгофской – Чаши. «Непреодолимая благодать» первых веков христианства, о которой с такой ностальгией пишут церковные историки, была связана с мистическим присутствием ее в воздухах Церкви. Первые мученики в момент наивысшего страдания соприкасались с тайной страстной любви Христа, запечатленной в Чаше, и входили в соединение с Ним. Место страдания становилось ложем брачным, и человек побеждал смерть, обретая небесные тела и входя в бессмертие. Двадцать веков спустя то же повторилось на Соловках. Великий Потир Крови Христовой, сходя с неба, становился над архипелагом, и десятки тысяч прямо с барачных нар возносились в Брачный Чертог…
Следы Грааля теряются вскоре после IV века, когда церковь огосударствилась. Святыня, столь требовательная к чистоте сферы, непостижимым образом исчезла с утратой церковью ее изначального девства. С тех пор, как утверждают, Грааль сокрыт где-то в таинственном замке и ожидает времени, когда вновь явится миру.
Так заканчивается зафиксированная в предании земная история Грааля. Но последующие века подтверждают несомненное наличие иной его истории – небесной. Происхождение Грааля иноматериально, и потому, даже пребывая где-то в локальном пространстве нашего мира, он таинственно проницает его, обладая какой-то своей непостижимой жизнью. Независимо от течения истории, повинуясь какой-то своей божественной логике, он восходит к небесам и нисходит к земле, распространяется и осеняет, касается, находит, сопребывает и являет себя тем, кого изберет вышняя Премудрость. Будучи сокрыт от жителей земли, запечатляется в лучших их устремлениях, вдохновляет и благословляет самые чистые и возвышенные дерзания.
Грааль обжигал руки Иосифа. Температура его достигала накала солнечного ядра, но чудодейственно не испепеляла, а очищала и духовно воспламеняла. Божественная Кровь, находившаяся в Чаше, не свертывалась и не остывала. Чаша была объята сферой живого Богоприсутствия и непрестанного чудотворения. Ученики Христовы, допущенные к созерцанию величайшей святыни, испытывали экстаз и восхищались в горние миры. Открывалось небо, ангелы приносили невиданные яства и напитки, от одного только пребывания вблизи великого сосуда буквально преображался телесный состав человека.
Иосиф получил от ангела наставление о том, как следует хранить священный сосуд. Это наставление вместе с Чашей он передал наследнику, который вскоре покинул Палестину, отправившись на запад возвещать имя Христово.
Тайна чаши Крови Господней была тщательно хранима, однако ранняя Церковь жила в непрестанном осенении ее. Агапы, вечери первых христиан, происходили в переживании ее сферы. Первые евхаристии подразумевали причастие именно от этой – голгофской – Чаши. «Непреодолимая благодать» первых веков христианства, о которой с такой ностальгией пишут церковные историки, была связана с мистическим присутствием ее в воздухах Церкви. Первые мученики в момент наивысшего страдания соприкасались с тайной страстной любви Христа, запечатленной в Чаше, и входили в соединение с Ним. Место страдания становилось ложем брачным, и человек побеждал смерть, обретая небесные тела и входя в бессмертие. Двадцать веков спустя то же повторилось на Соловках. Великий Потир Крови Христовой, сходя с неба, становился над архипелагом, и десятки тысяч прямо с барачных нар возносились в Брачный Чертог…
Следы Грааля теряются вскоре после IV века, когда церковь огосударствилась. Святыня, столь требовательная к чистоте сферы, непостижимым образом исчезла с утратой церковью ее изначального девства. С тех пор, как утверждают, Грааль сокрыт где-то в таинственном замке и ожидает времени, когда вновь явится миру.
Так заканчивается зафиксированная в предании земная история Грааля. Но последующие века подтверждают несомненное наличие иной его истории – небесной. Происхождение Грааля иноматериально, и потому, даже пребывая где-то в локальном пространстве нашего мира, он таинственно проницает его, обладая какой-то своей непостижимой жизнью. Независимо от течения истории, повинуясь какой-то своей божественной логике, он восходит к небесам и нисходит к земле, распространяется и осеняет, касается, находит, сопребывает и являет себя тем, кого изберет вышняя Премудрость. Будучи сокрыт от жителей земли, запечатляется в лучших их устремлениях, вдохновляет и благословляет самые чистые и возвышенные дерзания.
Обсуждения Тайна Грааля